Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:20, курсовая работа
Исследования отечественных психологов и педагогов Аксарина Н.М., Выготского Л.С., Запорожца А.В., Флериной Е.А. и других ученых показывают, что детство характеризуется большими возможностями для формирования нравственных чувств детей.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует формированию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных чувств.
Для формирования нравственных чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет формирование у него эмоционально-положительного отношения к окружающим.
Введение ..3-7
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных чувств старших дошкольников
Проблема формирования нравственных чувств в психолого-
педагогической литературе 8-14
Сущность, содержание и механизм формирования нравственных
чувств старших дошкольников ...15-23
Средства формирования нравственных чувств детей старшего
дошкольного возраста. ..24-28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных чувств дошкольников через дидактическую игру
Выявление уровня сформированности нравственных чувств
старших дошкольников 29-3 5
Комплекс дидактических игр и их влияние
на формирование нравственных чувств старших дошкольников....36-46
Заключение. .47-48
Литература ........49-54
Ход игры. Дети выбирают картинку понравившуюся им из знакомой сказки. Составляют пересказ, дают оценку герою. Дети принимают, в оценке героев предложив, свои пути выхода из конфликтной ситуации.
Воспитатель в завершении игры дает оценку детям.
Дидактическая игра 10 „Разреши ситуацию".
Дидактическая задача: Учить детей находить выход из не предвиденной ситуации. Развивать мышление, память, использовать жизненный опыт свой и взрослых. Воспитывать чувство долга , ответственности, сочувствие.
Игровое правило. Детям рассказываются ситуации из жизни детей, близкие и понятные им.
Игровое действие. Дети, разрешают ситуации сами или с помощью товарищей, передавая мимикой.
Ход игры. Воспитатель предлагает посмотреть в окно, или вспомнить случай, который произошел у них на участке. Затем садятся удобнее на паласе и рассуждают. Далее воспитатель предлагает разрешить ситуации:
1.Больная мама лежит в постели, старшая дочь (подготовительная группа) приводит брата (ясельная группа).
-43-
2.Во время обеда в группе мальчик нечаянно разлил суп, все
дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь не над чем;
3.Мальчик
потерял варежки, и на
4.Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет;
5.Мальчик (девочка) радуется за своего друга (подругу), чей рисунок оказался лучшим в группе.
1.ситуация - показать печальное, страдающее лицо мамы, капризного плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки; 2.ситуация — показать строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика; 3.ситуация- как мальчик не хочет показать, что он замерз; 4.ситуация - показать обиду девочки; 5.ситуация — показать неподдельную радость за другого;
Воспитатель и дети дают оценку товарищам, у кого лучше получилась передать мимикой ситуации. Дети воплощают эмоциональные состояния героев. Делают вывод о выразительности и богатстве экспериментально-мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям.
После реализации поэтапного комплекса дидактических игр нами был проведен контрольный эксперимент по тем же методикам, что и в констатирующем эксперименте, с целью определить уровень сформированности нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Целью заключительного эксперимента явилось: выявление эффективности дидактической игры в формировании нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста
-44-
Экспериментальная группа: один ребенок остался без
изменений, следует отметить, что у шести детей выявлен средний уровень нравственных чувств, ответы трех детей указывают на высший уровень нравственности.
Контрольная группа: исследования детей указывают на то, что уровень сформированности нравственных чувств остался прежним. Двое детей показывают высокий уровень нравственных чувств, 8 детей со средним уровнем.
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |
Высокий уровень |
3 |
2 |
Средний уровень |
6 |
8 |
Низкий уровень |
1 |
Качественная обработка данных.
Экспериментальная группа.
Двое детей, у которых выявлен средний уровень нравственности на 1 этапе контрольного эксперимента, показали средний уровень понимания эмоциональных состояний. Дети без затруднений определяли только базовые эмоции: „Здесь плохое, хорошее, нормальное", „А вот у этих плохое". Свой ответ дети обосновывали с опорой на признаки внешних проявлений эмоций через мимику, жесты: „потому что у этого гнома лицо грустное, у этого веселое, а у этого глаза сердитые", „потому что этот просто отвернулся и глаза закрыл".
На втором этапе контрольного эксперимента Аня К. показала высокий уровень нравственных чувств. Ребенок по отношению к партнеру заняла более активную позицию, первой предложила помощь, контролировала процесс (обращала внимание на ошибки партнера), осуществляла
-45-
взаимопомощь по ходу игры. Была доброжелательна по отношению к
партнеру по общению.
Даша Л. на втором этапе контрольного эксперимента показала средний уровень нравственных чувств. Девочка заняла менее инициативную позицию (ждала подсказку, работала медленно, инициативы не проявляла). В конце работы попросила проверить,, так или не так". К помощи партнера относилась положительно.
Восемь детей экспериментальной группы показали высокий уровень нравственных чувств на обоих этапах контрольного эксперимента. При определении эмоциональных внешних проявлений дети безошибочно определяли все эмоции, на вопросы воспитателя отвечали без дополнительной помощи: „веселый, злой, в глазах страх", „этот очень добрый, этот надутый, а этот испуган". При ответе делают упор на внешние признаки проявления эмоциональных состояний „гном улыбается" - хорошее настроение, „гном недоволен" - злой, „гном счастлив" -радостное настроение и т.п.
На втором этапе эксперимента (методика „Рукавичка" ) дети были активны, работы выполняли аккуратно, быстро, рационально используя средства деятельности. В процессе взаимодействия помогали друг другу, были доброжелательны по отношению к партнёрам, адекватно реагировали на замечания друг друга.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о высоком уровне сформированности нравственных чувств.
Мы сравнили результаты контрольного эксперимента с результатами констатирующего и сделали вывод, что специально разработанные дидактические игры позволили повысить уровень нравственных чувств.
С низким уровнем остался один ребёнок, что составляет 5%, на среднем уровне повысился на 20% и составил 70%, показатель с высоким уровнем повысился на 5% и составил 25%. /см. Приложение 3/
-46-
Таким образом,
у детей экспериментальной группы,
которые занимались по специально разработанной группе игр, уровень нравственных чувств значительно выше, чем у детей контрольной группы, с которыми не проводилась целенаправленная работа по данной группе игр.
Из этого
следует, что в условиях детского
сада при использовании дидактически
-47-
Заключение
В ходе работы рассматривалась проблема выявление роли дидактической игры в формировании нравственных чувств детей дошкольного возраста.
Целью исследования - явилось решение данной проблемы, были решены поставленные задачи исследования.
Первые задачи были выполнены после изучения психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
Задача исследования - выявить критерии и уровни сформированности нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста - решена во время проведения опытно-экспериментальной работы. Исследования позволили установить, что при использовании дидактических игр направленных на формирование нравственных чувств в комплексе можно добиться повышения уровня сформированности нравственных чувств дошкольников.
Для этого был подобран и опробирован комплекс дидактических игр влияющих на формирования у детей старшего дошкольного возраста нравственных чувств.
Вступая в игровые отношения, ребенок сталкивался с необходимостью устанавливать контакты, применял на практике усвоенные нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливал эти нормы и правила к разнообразным ситуациям. В дидактических играх возникали ситуации, требующие согласованных действий, проявление дружеского отношения к сверстникам. Результаты констатирующего эксперимента показали недостаточный уровень сформированности нравственных чувств у испытуемых детей: с низким уровнем - 6 детей (30%), со средним - 10 (50%) и с высоким - 4 (20%).
-48-
В работе с детьми экспериментальной группы использовался комплекс дидактических игр для формирования нравственных чувств. Содержание дидактических игр, включало в себя:
В процессе дидактических игр использовались разнообразные приемы: взятие на себя роль ведущего по желанию, составление своего рассказа, пересказ знакомой сказки, представлением себя в образе уже взрослым, самостоятельные примеры, взятые из жизни самих детей и рассказов взрослых, совместное обсуждение и другое.
Это исследование повысило уровень сформированности нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста.
Результаты контрольного эксперимента показали, что у детей экспериментальной группы, с которой проводились дидактические игры, уровень сформированности нравственных чувств повысился значительнее, чем у детей контрольной группы, с которой специальная работа не проводилась: с низким уровнем остался - 1 ребёнок (5%), со средним - 14 (70%) и с высоким - 5 (25%).
Таким образом, гипотеза, которая лежала в основе исследования, подтвердилась. Уровень сформированности нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста повысился при использовании в воспитательном процессе комплекса дидактических игр.
-49-
ЛИТЕРАТУРА
/Дошкольное воспитание/, 1988. №4., 9—12с.
10. Виноградов В. Д. О нравственном воспитании / В. Д. Виноградов. -
Л.: Ленинград, 1977.— 40с.
11. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн.Для воспитателя дет. сада / Р. С. Буре , Г. Н. Година, А. Д. Шатова и
-50-
др.; Под. ред. А.М.Виноградовой.-2-е
зд..испр. и доп.-М.: Просвещение,
1989.-96с.
12.ГудилинаЭ. Б. Простые нормы нравственности и их роль в воспитании личности. /Э. Г. Гудилина, канд. Филос. Наук. - М.: /Знание/, 1975.-63с.
13. Горбатенко
Т. И. Подражание и его