Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:20, курсовая работа
Исследования отечественных психологов и педагогов Аксарина Н.М., Выготского Л.С., Запорожца А.В., Флериной Е.А. и других ученых показывают, что детство характеризуется большими возможностями для формирования нравственных чувств детей.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует формированию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных чувств.
Для формирования нравственных чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет формирование у него эмоционально-положительного отношения к окружающим.
Введение ..3-7
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных чувств старших дошкольников
Проблема формирования нравственных чувств в психолого-
педагогической литературе 8-14
Сущность, содержание и механизм формирования нравственных
чувств старших дошкольников ...15-23
Средства формирования нравственных чувств детей старшего
дошкольного возраста. ..24-28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных чувств дошкольников через дидактическую игру
Выявление уровня сформированности нравственных чувств
старших дошкольников 29-3 5
Комплекс дидактических игр и их влияние
на формирование нравственных чувств старших дошкольников....36-46
Заключение. .47-48
Литература ........49-54
Но знание и чувства порождают потребность в их практической реализации в поступках, поведении, которые берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формирующего качества.
Таким образом, у детей дошкольного возраста вырисовывается механизм нравственного становления личности схематично можно записать так:
(Знания и представления) + (Мотивы) + (Чувства и отношения) + (Навыки и привычки) + (Поступки и поведения) = Нравственные качества.
Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого нравственного качества личности.
-19-
Главная особенность
механизма нравственного
Надо начинать не с сообщения знаний, а с формирования базы практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.
Мотив-это определенная потребность, проявляющаяся в виде желания, побуждающего индивида к общению, определенной деятельности или поведению. Или можно сказать по другому. Мотив - это побуждение на удовлетворение потребности.
Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает сопереживание радости, а затем уже сопереживание горя. В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие большое значение для формирования детских взаимоотношений.
Если в преддошкольном детстве наблюдаются лишь зачатки моральных переживаний, то у дошкольника нравственные чувства достигают более высокого уровня сформированности. Ребенок начинает понимать не только нравственный смысл некоторых действий, но и относиться к ним эмоционально, переживать их.
Дошкольник по сравнению с ребенком раннего возраста обладает более высокими нравственными чувствами. Эти чувства формируются у него на основе практического овладения нормами поведения в семье и коллективе детского сада. Дошкольник, исходя из этих усвоенных нравственных норм, может оценивать действия своих братьев и сестёр, друзей и даже взрослых.
Общественная санкция, мнения детского коллектива, воспитателя является для дошкольника источником эмоциональных переживаний. И только постепенно опыт этих переживаний, как показывает Д.В. Анто-
-20-
нов, обобщается в форме нравственных чувств, как бы
внезапное действие, имеющее нравственный смысл, становится возможным для ребёнка лишь в результате обобщения его нравственного опыта. Такое обобщение складывается постепенно — первоначально, дети, оценивая какие - либо поступки улавливают только их непосредственное значение для окружающих людей, позднее они начинают схватывать общий и глубокий смысл такого рода поступков.
На протяжении дошкольного возраста, изменяется и сама оценка детьми отдельных поступков, как положительных, так и отрицательных. Б. Перэ, отмечая этот факт, говорил, что разделение поступков на похвальные, достойные порицания и безразличные далеко не одинаково широки и точны у детей в возрасте двух, четырёх и восьми лет.
В работах Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца показано, что дети дошкольного возраста могут воспринимать мотивы поступков и переживать нравственные чувства вместе с героями художественных произведений. Чувства в тесной взаимосвязи с радостью, сопереживанием, возмущением и сочувствием ребенка.
Сочувствовать - значит, понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он.
На протяжении дошкольного возраста у ребенка формируются разнообразные нравственные чувства. Детский коллектив способствует формированию таких чувств, как чувства дружбы, товарищества, взаимопомощи.
Мотивы дружбы младшего и дошкольного возраста отличаются. Так в младшей группе один ребенок дружит с другим, потому что они вместе играют (играть и дружить для них выступают как равнозначные понятия); старший дошкольник чаще играет с тем или иным ребенком потому, что дружит с ним, т.е. питает симпатию, уважение.
Любовь ребенка к родным, к товарищам по игре, детскому саду является основой формирования патриотического чувства.
-21-
Чувство долга — одно из важных нравственных чувств
человека, оно связано с подчинением личных интересов общественным и выступает одним из сильных мотивов нравственного поведения, таких как: самоотверженность, инициативность.
Первые проявления чувства долга формируются у детей от двух до пяти лет. На втором году жизни ребенок подчиняется требованиям взрослых, но еще не улавливает смысл этих требований так как идет лишь процесс накопления нравственных первоначальных представлении: „можно", „нельзя", „хорошо", „плохо" и соотнесение их со своими действиями и поступками. Эмоциональные реакции малышей чувства удовольствия при оценке их хороших поступков и чувство неловкости при оценке их нехороших поступков — отличаются неустойчивостью.
По данным Ибрагимовой, эти эмоциональные переживания у детей в возрасте от двух до четырех лет проявлялись в восьми случаях из десяти. Правда, переживались эти чувства неглубоко и отличались неустойчивостью. Оценка взрослого легко меняла направление переживаний ребенка.
Первые более или менее сложные проявления чувства долга можно видеть у детей четырех, пяти лет, когда на базе накопленных жизненного опыта и нравственных первоначальных представлений начинает зарождаться его моральное сознание, когда он становится способен понимать смысл предъявляемых к нему требований и относить их к своим действиям и поступкам, а также к действиям и поступкам других. Зачатки чувства долга становятся сложными по своей структуре к концу дошкольного возраста шести, семи годам, когда с обогащением жизненного опыта ребенка, уточнением и расширением круга его нравственных первоначальных представлений новыми понятиями „нужно" , „должно" ребенок начинает осознавать необходимость и общеобязательность правил общественного поведения и в большей мере подчинять им свои
-22-
действия и поступки, а также когда возрастает его способность к
самооценке.
Нарушение правил, и совершение недостойных поступков вызывают чувства смущения, неловкости, вины и стыда. Эти чувства наряду с чувствами удовлетворения и радости приобретают уже характер нравственных чувств. Эти нравственные чувства у детей среднего дошкольного возраста начинают распространяться на широкий круг людей, с которыми ребенок не находится в непосредственном общении и отношение к которым не основано на его привязанности к ним. Чувства старшего дошкольника достаточно глубоки, сохраняются более продолжительное время и не только сопровождают действия и поступки ребенка, но и начинают возникать до совершения их, выступать как мотив его отдельных действий и поступков.
Р.Н. Ибрагимова, указывала на необходимость воспитания чувства долга с дошкольного возраста и отмечала, что сначала, нужно формировать чувство долга по отношению к людям ближайшего окружения - к матери, отцу, воспитателям, а затем и по отношению к другим людям, достойным уважения за свои положительные качества.
Родственным чувству долга является формирования у детей чувства бережного отношения к вещам.
При организации взрослыми деятельности ребенка надо учитывать целый ряд моментов:
а) отрицательное влияние
неуспеха в деятельности
ребенка на
формирование его чувств (необходимо
предоставлять ребенку возможность
достигнуть успеха в деятельности
путем преодоления посильных для него
трудностей;
б) трудность быстрого переключения ребенка с одной деятельности на другую (для того чтобы избежать отрицательных эмоций и состояний, надо заблаговременно предупредить ребенка о скором переходе к другой деятельности);
-23-
в) трудность ломки стереотипной деятельности и поведения. Во избежание эмоционального срыва у дошкольников при переходе из одних условий жизни и деятельности к другим (например, „ при поступлении детей в детский сад, при переходе из детского сада в школу и т.д.), необходимо заранее подготовить ребенка к этому стараясь разнообразить его деятельность и по возможности расширять круг общения ребенка с детьми и взрослыми.
Самое главное,
что нужно помнить при
В игре представления детей о нравственности проявляются уже в конкретных условиях их действий. Но нужно многократно упражнять детей, чтобы моральные качества укреплялись и затем проявлялись в быту.
Воспитатель может специально разыграть по ходу игры нравственную ситуацию, в ходе которой он общается с детьми через куклу. [33, с.63]
Таким образом, формируя у детей нравственные чувства, воспитатели поощряют даже самые незначительные стремления к проявлению этих чувств. Ребенок с детства усваивает мораль, получает представление о нравственных поступках и воплощает их в своем поведении.
Следовательно, первостепенное значение в формировании моральных представлений и действий детей имеет игра, как ведущая деятельность дошкольника. Она является одним из средств формирования нравственных чувств у детей дошкольного возраста.
Поэтому далее мы рассмотрим, с помощью каких средств можно формировать нравственные чувства у детей старшего дошкольного возраста.
-24-
1.3. Средства формирования нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста
Формирование у детей дошкольного возраста нравственных чувств определяется с помощью средств, к ним относятся: художественные произведения, природа, атмосфера в которой живет ребенок, собственная деятельность детей, то есть игра.
Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
Формирование нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений. Нравственные чувства у детей дошкольного возраста тесно связаны с формированием у них этических представлений. Отсутствие у ребёнка таких представлений, не знание того, "что такое хорошо и что такое плохо", мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слёз, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых. Не редко взрослые слишком формально подходят к усвоению детьми этических норм.
Одних требований: "нельзя лгать, нельзя злиться, драться, нельзя грубить и т. п., нужно быть добрым, честным, вежливым..." - не достаточно, чтобы пробудить подлинные чувства.
Для формирования этических представлений детей целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которой не только описывалась бы конфликтная ситуация, а как в сказках, были бы противопоставлены друг другу добро и зло. Например, детям старшего дошкольного возраста можно прочитать сказку Н.Носова „Карасик" .Беседуя с детьми об этом рассказе, недостаточно спросить, „ как поступил мальчик". Конечно, все ответят: плохо. Необходимо так построить беседу, чтобы дети глубже задумались над поведением героя и почувствовали бы зависимость между совершенным им поступком и пришедшим к нему раскаянием. В этом случае происходит не только
-25-
формирование представлений детей о хорошем и плохом, но и
формирование их чувств. Они тоже испытывают жалость к коту и чувствуют примерно тоже, что чувствовал провинившийся мальчик. [11, с.13].
Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. [11, с.33]
В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.
Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральные, нравственные воздействия литературного произведения на ребенка, зависит прежде всего от его художественной ценности.
В.Г.Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое.
Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.
Художественное произведение, безусловно, способствует формированию чувств и представлений детей.