Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных чувств дошкольников через дидактическую игру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Исследования отечественных психологов и педагогов Аксарина Н.М., Выготского Л.С., Запорожца А.В., Флериной Е.А. и других ученых показывают, что детство характеризуется большими возможностями для формирования нравственных чувств детей.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует формированию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных чувств.
Для формирования нравственных чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет формирование у него эмоционально-положительного отношения к окружающим.

Содержание работы

Введение ..3-7
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных чувств старших дошкольников
Проблема формирования нравственных чувств в психолого-
педагогической литературе 8-14
Сущность, содержание и механизм формирования нравственных
чувств старших дошкольников ...15-23
Средства формирования нравственных чувств детей старшего
дошкольного возраста. ..24-28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных чувств дошкольников через дидактическую игру
Выявление уровня сформированности нравственных чувств
старших дошкольников 29-3 5
Комплекс дидактических игр и их влияние
на формирование нравственных чувств старших дошкольников....36-46
Заключение. .47-48
Литература ........49-54

Файлы: 1 файл

ВКР Дидактическая игра как средство формирования нравственных чувств дошкольников.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Но знание и чувства порождают потребность в их практической реализации в поступках, поведении, которые берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формирующего качества.

Таким образом, у детей  дошкольного возраста вырисовывается механизм нравственного становления личности схематично можно записать так:

(Знания и  представления) + (Мотивы) + (Чувства  и отношения) + (Навыки и привычки) + (Поступки и поведения) = Нравственные качества.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого нравственного качества личности.

 

-19-

Главная особенность  механизма нравственного формирования чувств заключается в том, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

Надо начинать не с сообщения знаний, а с формирования базы практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

Мотив-это  определенная потребность, проявляющаяся  в виде желания, побуждающего индивида к общению, определенной деятельности или поведению. Или можно сказать по другому. Мотив - это побуждение на удовлетворение потребности.

Нравственные  чувства формируются у детей  в процессе взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает сопереживание радости, а затем уже сопереживание горя. В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие большое значение для формирования детских взаимоотношений.

Если в  преддошкольном детстве наблюдаются  лишь зачатки моральных переживаний, то у дошкольника нравственные чувства достигают более высокого уровня сформированности. Ребенок начинает понимать не только нравственный смысл некоторых действий, но и относиться к ним эмоционально, переживать их.

Дошкольник  по сравнению с ребенком раннего  возраста обладает более высокими нравственными чувствами. Эти чувства формируются у него на основе практического овладения нормами поведения в семье и коллективе детского сада. Дошкольник, исходя из этих усвоенных нравственных норм, может оценивать действия своих братьев и сестёр, друзей и даже взрослых.

Общественная  санкция, мнения детского коллектива, воспитателя является для дошкольника источником эмоциональных переживаний. И только постепенно опыт этих переживаний, как показывает Д.В. Анто-

 

-20-

нов,    обобщается         в         форме   нравственных     чувств,     как     бы

внезапное действие, имеющее нравственный смысл, становится возможным для ребёнка лишь в результате обобщения его нравственного опыта. Такое обобщение складывается постепенно — первоначально, дети, оценивая какие - либо поступки улавливают только их непосредственное значение для окружающих людей, позднее они начинают схватывать общий и глубокий смысл такого рода поступков.

На протяжении дошкольного возраста, изменяется и  сама оценка детьми отдельных поступков, как положительных, так и отрицательных. Б. Перэ, отмечая этот факт, говорил, что разделение поступков на похвальные, достойные порицания и безразличные далеко не одинаково широки и точны у детей в возрасте двух, четырёх и восьми лет.

В работах  Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца показано, что дети дошкольного возраста могут воспринимать мотивы поступков и переживать нравственные чувства вместе с героями художественных произведений. Чувства в тесной взаимосвязи с радостью, сопереживанием, возмущением и сочувствием ребенка.

Сочувствовать - значит, понимать чувства и мысли  другого человека, переживать то, что переживает он.

На протяжении дошкольного возраста у ребенка  формируются разнообразные нравственные чувства. Детский коллектив способствует формированию таких чувств, как чувства дружбы, товарищества, взаимопомощи.

Мотивы дружбы младшего и дошкольного возраста отличаются. Так в младшей группе один ребенок дружит с другим, потому что они вместе играют (играть и дружить для них выступают как равнозначные понятия); старший дошкольник чаще играет с тем или иным ребенком потому, что дружит с ним, т.е. питает симпатию, уважение.

Любовь ребенка  к родным, к товарищам по игре, детскому саду является основой формирования патриотического чувства.

 

-21-

Чувство     долга — одно     из   важных       нравственных       чувств

человека, оно  связано с подчинением личных интересов общественным и выступает одним из сильных мотивов нравственного поведения, таких как: самоотверженность, инициативность.

Первые проявления чувства долга формируются у  детей от двух до пяти лет. На втором году жизни ребенок подчиняется требованиям взрослых, но еще не улавливает смысл этих требований так как идет лишь процесс накопления нравственных первоначальных представлении: „можно", „нельзя", „хорошо", „плохо" и соотнесение их со своими действиями и поступками. Эмоциональные реакции малышей чувства удовольствия при оценке их хороших поступков и чувство неловкости при оценке их нехороших поступков — отличаются неустойчивостью.

По данным Ибрагимовой, эти эмоциональные  переживания у детей в возрасте от двух до четырех лет проявлялись в восьми случаях из десяти. Правда, переживались эти чувства неглубоко и отличались неустойчивостью. Оценка взрослого легко меняла направление переживаний ребенка.

Первые более  или менее сложные проявления чувства долга можно видеть у детей четырех, пяти лет, когда на базе накопленных жизненного опыта и нравственных первоначальных представлений начинает зарождаться его моральное сознание, когда он становится способен понимать смысл предъявляемых к нему требований и относить их к своим действиям и поступкам, а также к действиям и поступкам других. Зачатки чувства долга становятся сложными по своей структуре к концу дошкольного возраста шести, семи годам, когда с обогащением жизненного опыта ребенка, уточнением и расширением круга его нравственных первоначальных представлений новыми понятиями „нужно" , „должно" ребенок начинает осознавать необходимость и общеобязательность правил общественного поведения и в большей мере подчинять им свои

 

-22-

действия    и    поступки,    а    также   когда возрастает его  способность к

самооценке.

Нарушение правил, и совершение недостойных поступков  вызывают чувства смущения, неловкости, вины и стыда. Эти чувства наряду с чувствами удовлетворения и радости приобретают уже характер нравственных чувств. Эти нравственные чувства у детей среднего дошкольного возраста начинают распространяться на широкий круг людей, с которыми ребенок не находится в непосредственном общении и отношение к которым не основано на его привязанности к ним. Чувства старшего дошкольника достаточно глубоки, сохраняются более продолжительное время и не только сопровождают действия и поступки ребенка, но и начинают возникать до совершения их, выступать как мотив его отдельных действий и поступков.

Р.Н. Ибрагимова, указывала на необходимость воспитания чувства долга с дошкольного возраста и отмечала, что сначала, нужно формировать чувство долга по отношению к людям ближайшего окружения - к матери, отцу, воспитателям, а затем и по отношению к другим людям, достойным уважения за свои положительные качества.

Родственным чувству долга является формирования у детей чувства бережного отношения к вещам.

При организации  взрослыми деятельности ребенка надо учитывать целый ряд моментов:

а) отрицательное   влияние   неуспеха   в   деятельности   ребенка   на 
формирование  его  чувств  (необходимо  предоставлять  ребенку  возможность достигнуть успеха в деятельности    путем преодоления посильных для него трудностей;

б) трудность быстрого переключения ребенка с одной деятельности на другую (для того чтобы избежать отрицательных эмоций и состояний, надо заблаговременно предупредить ребенка о скором переходе к другой деятельности);

 

-23-

в) трудность  ломки стереотипной деятельности и  поведения. Во избежание эмоционального срыва у дошкольников при переходе из одних условий жизни и деятельности к другим (например, „ при поступлении детей в детский сад, при переходе из детского сада в школу и т.д.), необходимо заранее подготовить ребенка к этому стараясь разнообразить его деятельность и по возможности расширять круг общения ребенка с детьми и взрослыми.

Самое главное, что нужно помнить при формировании чувств ребенка, - это то, что его чувства будут формироваться и крепнуть только в том случае, если они переживаются ребенком не пассивно, а превращаются в мотив соответствующих действий, поступков. Поэтому А.С. Макаренко, считал, что основным законом формирования нравственного чувства является постоянная тренировка в нравственном поступке.

В игре представления  детей о нравственности проявляются  уже в конкретных условиях их действий. Но нужно многократно упражнять детей, чтобы моральные качества укреплялись и затем проявлялись в быту.

Воспитатель может специально разыграть по ходу игры нравственную ситуацию, в ходе которой он общается с детьми через куклу. [33, с.63]

Таким образом, формируя у детей нравственные чувства, воспитатели поощряют даже самые незначительные стремления к проявлению этих чувств. Ребенок с детства усваивает мораль, получает представление о нравственных поступках и воплощает их в своем поведении.

Следовательно, первостепенное значение в формировании моральных представлений и действий детей имеет игра, как ведущая деятельность дошкольника. Она является одним из средств формирования нравственных чувств у детей дошкольного возраста.

Поэтому далее  мы рассмотрим, с помощью каких  средств можно формировать нравственные чувства у детей старшего дошкольного возраста.

 

-24-

1.3. Средства  формирования нравственных  чувств детей старшего дошкольного возраста

Формирование  у детей дошкольного возраста нравственных чувств определяется с  помощью средств, к ним относятся: художественные произведения, природа, атмосфера в которой живет ребенок, собственная деятельность детей, то есть игра.

Художественные  средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

Формирование  нравственных чувств у детей дошкольного  возраста тесно связано с формированием у них этических представлений. Нравственные чувства у детей дошкольного возраста тесно связаны с формированием у них этических представлений. Отсутствие у ребёнка таких представлений, не знание того, "что такое хорошо и что такое плохо", мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слёз, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых. Не редко взрослые слишком формально подходят к усвоению детьми этических норм.

Одних требований: "нельзя лгать, нельзя злиться, драться, нельзя грубить и т. п., нужно быть добрым, честным, вежливым..." - не достаточно, чтобы пробудить подлинные чувства.

Для формирования этических представлений детей  целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которой не только описывалась бы конфликтная ситуация, а как в сказках, были бы противопоставлены друг другу добро и зло. Например, детям старшего дошкольного возраста можно прочитать сказку Н.Носова „Карасик" .Беседуя с детьми об этом рассказе, недостаточно спросить, „ как поступил мальчик". Конечно, все ответят: плохо. Необходимо так построить беседу, чтобы дети глубже задумались над поведением героя и почувствовали бы зависимость между совершенным им поступком и пришедшим к нему раскаянием. В этом случае происходит не только

 

-25-

формирование  представлений детей   о    хорошем    и    плохом,    но    и

формирование их чувств. Они тоже испытывают жалость к  коту и чувствуют примерно тоже, что чувствовал провинившийся мальчик. [11, с.13].

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. [11, с.33]

В связи с  этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что  моральные, нравственные воздействия литературного произведения на ребенка, зависит прежде всего от его художественной ценности.

В.Г.Белинский предъявлял два основных требования к детской  литературе: этическое и эстетическое.

Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.

Художественное  произведение, безусловно, способствует формированию чувств и представлений детей.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных чувств дошкольников через дидактическую игру