Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных чувств дошкольников через дидактическую игру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Исследования отечественных психологов и педагогов Аксарина Н.М., Выготского Л.С., Запорожца А.В., Флериной Е.А. и других ученых показывают, что детство характеризуется большими возможностями для формирования нравственных чувств детей.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует формированию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных чувств.
Для формирования нравственных чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет формирование у него эмоционально-положительного отношения к окружающим.

Содержание работы

Введение ..3-7
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных чувств старших дошкольников
Проблема формирования нравственных чувств в психолого-
педагогической литературе 8-14
Сущность, содержание и механизм формирования нравственных
чувств старших дошкольников ...15-23
Средства формирования нравственных чувств детей старшего
дошкольного возраста. ..24-28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных чувств дошкольников через дидактическую игру
Выявление уровня сформированности нравственных чувств
старших дошкольников 29-3 5
Комплекс дидактических игр и их влияние
на формирование нравственных чувств старших дошкольников....36-46
Заключение. .47-48
Литература ........49-54

Файлы: 1 файл

ВКР Дидактическая игра как средство формирования нравственных чувств дошкольников.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Не целесообразно ставить  перед детьми много вопросов, т.к. это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатления от прочитанного. [11,с.43]

Нравственные  чувства дошкольника получают своё развитие не только в его практической деятельности и поведении, но также при восприятии художественных произведений.

Для формирования у детей старшего возраста гуманных чувств педагог использует сказки: ненецкая сказка - „ Кукушка", русская народная сказка - „Сестрица Аленушка и братец Иванушка", „Хаврошечка", А.С Пушкин: „Сказка о рыбаке и рыбке", К.И. Чуковский: „Айболит", С. Маршак: „ Рассказ о неизвестном герое" и т.п. [11, с.33]

 

-26-

Детские стихи, рассказы, смех,   слезы,   высказывания,   восклицания,

радостный танец, прыжки, хлопки в ладоши по поводу чего-то увиденного, поразившего - все это говорит о пробуждающихся чувствах ребенка, его эмоциональной реакции на окружающее.

Природа является одним из средств формирования нравственных чувств. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.

Воздействие природы на сферу личности детей  многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством формирования чувств и поведения ребенка.

Вместе с  познанием красоты природы и  ее восприятием у старших дошкольников зарождается чувство бережного отношения к природе.

Ребенок, контактируя  с природой, получает различную информацию. Формирование умения эмоционально воспринимать, понимать прекрасное в природе зависит от воспитания и обучения.

Нравственно-эстетическое отношение к природе будет  сформировано в том случае, если ребенок, воспринимает красоту окружающей природы, эмоционально откликается на нее, активно наблюдает за природой, замечает изменения, происходящие в ней и передает их в различной деятельности, проявляет оценочные отношения к эстетическим качествам природы, воплощает явления природы, используя выразительные средства художественного слова.

Атмосфера, в которой  живет ребенок, также является средством  нравственного формирования чувств у детей. Она может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или напротив, жестокостью, безнравственностью.

Окружающая ребенка  обстановка становится средством формирования чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм

 

-27-

нравственности  и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Игровая деятельность, то есть дидактическая игра, является одним из основных средств формирования нравственных чувств у дошкольников.

Психолог А.В. Запорожец, оценивая дидактическую игру, справедливо указывал: „Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему формированию способностей. [49. с. 12]

Главная цель любой дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом в  ней выступает дидактическая  задача, которая скрыта от ребенка. Он просто играет, но по внутреннему психическому значению - это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. [57. с.79]

В дидактической игре дидактическая задача осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становиться задачей самого ребенка возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Игровые действия составляют основу дидактической игры - без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра.

  Игровые действия детей различны: в младшей группе это повторяющие одно — два действия; в старшей группе воспитатель не всегда сам раскрывает игровые действия. После постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как играть, после чего, что делать и т. д. Правила дидактической игры содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер.

 

-28-

Обучающие   правила       игры   помогают раскрывать перед детьми,

что и как  надо делать, они соотносятся с  игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают способ действия . [49, стр.5]

С помощью  дидактической игры ребенок пополняет  и активизирует словарь, развивает связную речь, учится правильно выражать свои мысли. [8, с.8]

Дидактические игры позволяют создать благоприятные  условия для формирования у детей умение прислушиваться и отзываться на переживания другого, решать проблемные ситуации, содействовать сплочению коллектива.

А.В. Запорожец, писал, что детская игра - подлинная  социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное сознание детской личности.

Из вышесказанного можно  сделать вывод, что средство формирования нравственных чувств в жизни детей дошкольного возраста, а особенно дидактические игры имеют важную роль. Поэтому, влияние уровня сформиро-ванности нравственных чувств у старших дошкольников подтвердится в ходе опытно-экспериментальной работы.

 

-29-

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по формированию нравственных чувств   дошкольников через дидактическую игру

2.1.    Выявление уровня сформированное» нравственных чувств старших дошкольников

Исследование  проводилось на базе детского сада   № 4 г. Ноябрьска ул. Зеленая, 154.

В  эксперименте  принимали участие  две группы:  контрольная - 10 детей старшего возраста и экспериментальная - 10 детей старшего возраста.

Цель: определить уровень сформированности нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы, в частности исследования В.Г.Нечаевой, Т.А Марковой и других, позволило выделить критерии и показатели уровней сформированности нравственных чувств:

    • доброе чуткое отношение к близким, друзьям, старшим;
    • выражение признательности;
    • заботливое вежливое отношение к старшим;
    • отзывчивость, правдивость, смелость;
    • доброжелательность;
    • уважительное отношение к товарищам;
    • общительность;

• готовность проявить сочувствие, оказать взаимопомощь. 
Высокий уровень: Характеризуется наличием знаний, понимание детьми общественной значимости нравственного поведения, способность к самооценке своих поступков, формирование чувства ответственности, справедливости, гуманности, долга. Дети легко общаются, доброжелательны,  внимательны к речи собеседника, планируют речевое     высказывание, умеют поддерживать общий разговор.

 

 

-30-

Средний уровень: Дети иногда   испытывают         затруднение         в

общении, тон  общения не всегда доброжелательный, часто перебивают собеседника, планируют речевое высказывание, согласовывают свои действия с партнерами и умеют поддерживать общий разговор.

Низкий уровень: Ограниченный запас знаний, дети испытывают часто затруднения в общении, тон общения недоброжелательный, в контакте равнодушны, не планирует речевое высказывание, испытывают затруднения при согласовании своих действий с партнерами, не умеют поддерживать общий разговор.

В соответствии с целью констатирующего эксперимента были подобраны следующие методики.

Методика 1 „Изучение  понимания эмоционального состояния  людей, изображенных на картинке (по Урунтаевой Галине Анатольевне)

Цель: Изучение и оценка умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения. Формировать умения различать эмоциональное состояние.

Оценка результатов.

Подсчитано  число верных ответов по каждой серии  и по каждой картинке.

0 - отсутствие ответа.

0,5 - ответ с поддержкой взрослого, недостаточно полный (неточный).

1 -  правильный полный самостоятельный ответ.

Высокий уровень. Ребенок понимает эмоциональное  состояние взрослого и сверстника, оперирует соответствующими понятиями при ответе на вопросы взрослого. Дает полный правильный ответ, не требующий дополнительной помощи.

 

-31-

Средний     уровень.     Ребенок   испытывает небольшие затруднения

при определении  эмоционального состояния взрослого  или сверстника, правильный ответ дает только после длительного вопроса педагога.

Низкий уровень. Ребенок затрудняется определять эмоциональное состояние взрослого и сверстника.

12 - 16 баллов - высокий уровень

5- И,5 баллов  - средний уровень

О -  5,5 баллов  - низкий уровень.

Полученные  данные выведены в таблице 1 (Приложение 1). У 4-х детей выделен высший уровень понимания эмоционального состояния и составляет 20%. Беседа с 20 детьми позволила определить со средним уровнем 10 детей, что составляет (50%), 6 детей (30%) - показатель низкого уровня понимания эмоционального состояния. Уровни можно представить в виде круговой диаграммы:


 

высокий       средний         низкий      


          Дети с высоким уровнем правильно понимают эмоциональное состояние детей изображенных на сюжетных картинках „этот грустит (плачет) ", „этот веселый", „этому страшно", „этот злой", „этот довольный", „этот удивился".

 

-32-

Свой ответ  обосновывали с опорой на основные признаки эмоций:

„потому что у него слезы текут" , „этот улыбается" , „а у этого рот не такой как  надо , не веселый , у него рот опущен вниз" и т.д.

У 10 детей  выявлен средний уровень понимания  эмоциональных состояний. Опыты этих детей указывают на частичное понимание эмоций по их внешнему проявлению. Дети безошибочно определяли только базовые эмоции ( весело, грустно, страшно) ,,на этой грустно, на этой весело, Себя плохо ведет" или „грустно, весело, плачет", „плохо, хорошо, тоже плохо", „здесь грустно,   здесь весело, здесь тоже грустно", „здесь весело, здесь рассердился".

Свой ответ  дети с низким уровнем обосновывали не опираясь на существенные признаки эмоции: „угадал по лицам, так нарисовано", или использовали при ответах понятие относящееся к вопросу только косвенно : „мальчики плачут, а девочки нет", „его стукнули ремнем, а их нет ", „а тут напугала злая собака", „я большой и до всего сам догадался" и т.д.

         В процессе исследования было выявлено 6 детей с низким уровнем  понимания эмоциональных состояний.  Дети правильно определяли только   положительные   эмоции,   в   остальном   испытывали затруднения: „хорошее ", „хорошо". Свои ответы дети не обосновывают. /см. Приложение 1., таблица 2 /.

      

       Методика   2. Рукавичка  (по Е.О. Смирновой).

Цель: Определить умение правильно планировать содержание акта

общения умение находить адекватные средства для передачи этого содержания. Воспитывать взаимопомощь, содействие, отзывчивость.

Материал: Силуэт изображенных рукавичек по числу  детей экспериментальной группы, один набор по 6 цветных карандашей на каждую пару детей.

 

-33-

Анализируем взаимодействие детей по следующему уровню.

Высокий уровень. Ребенок постоянно контролирует себя и своего партнера, договаривается в выборе цвета, соблюдает технику рисования, осуществляет контроль по ходу выполнения деятельности (замечает отступление от первоначального замысла, адекватно реагирует на замечания товарища, согласовываются с партнером для достижения общей цели, умеет рационально использовать средства деятельности (делится карандашом), активен, уверен в себе.

Средний уровень. Испытывают небольшие затруднения перед осуществлением действий, ждет „указания" партнера, работу свою контролирует в процессе деятельности, проверяет результат, сверяется с работой партнера на вербальном уровне, мало инициативен, уступчив, во всем соглашается с партнером.

Низкий уровень. Мало активен, уровень самостоятельности на низком уровне, наблюдается не точность в выполнении задания, слабая заинтересованность, на советы и подсказки партнера реагирует слабо, вербальные и невербальные отношения слабо выражены.

В ходе исследования было выявлено следующее:

4 детей показали  высокий уровень сформированности  взаимопомощи, содействия и составило 20%, 10 детей показали средний уровень и составило 50%; 6 детей показали низкий уровень, что составило 30%. /см. таблица 1, приложение 2./

Уровни можно  представить в виде круговой диаграммы:

 

 

 высокий       средний        низкий      

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных чувств дошкольников через дидактическую игру