Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:20, курсовая работа
Исследования отечественных психологов и педагогов Аксарина Н.М., Выготского Л.С., Запорожца А.В., Флериной Е.А. и других ученых показывают, что детство характеризуется большими возможностями для формирования нравственных чувств детей.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует формированию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных чувств.
Для формирования нравственных чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет формирование у него эмоционально-положительного отношения к окружающим.
Введение ..3-7
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных чувств старших дошкольников
Проблема формирования нравственных чувств в психолого-
педагогической литературе 8-14
Сущность, содержание и механизм формирования нравственных
чувств старших дошкольников ...15-23
Средства формирования нравственных чувств детей старшего
дошкольного возраста. ..24-28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных чувств дошкольников через дидактическую игру
Выявление уровня сформированности нравственных чувств
старших дошкольников 29-3 5
Комплекс дидактических игр и их влияние
на формирование нравственных чувств старших дошкольников....36-46
Заключение. .47-48
Литература ........49-54
Не целесообразно ставить перед детьми много вопросов, т.к. это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатления от прочитанного. [11,с.43]
Нравственные чувства дошкольника получают своё развитие не только в его практической деятельности и поведении, но также при восприятии художественных произведений.
Для формирования у детей старшего возраста гуманных чувств педагог использует сказки: ненецкая сказка - „ Кукушка", русская народная сказка - „Сестрица Аленушка и братец Иванушка", „Хаврошечка", А.С Пушкин: „Сказка о рыбаке и рыбке", К.И. Чуковский: „Айболит", С. Маршак: „ Рассказ о неизвестном герое" и т.п. [11, с.33]
-26-
Детские стихи, рассказы, смех, слезы, высказывания, восклицания,
радостный танец, прыжки, хлопки в ладоши по поводу чего-то увиденного, поразившего - все это говорит о пробуждающихся чувствах ребенка, его эмоциональной реакции на окружающее.
Природа является одним из средств формирования нравственных чувств. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.
Воздействие
природы на сферу личности детей
многогранно и при соответствую
Вместе с познанием красоты природы и ее восприятием у старших дошкольников зарождается чувство бережного отношения к природе.
Ребенок, контактируя с природой, получает различную информацию. Формирование умения эмоционально воспринимать, понимать прекрасное в природе зависит от воспитания и обучения.
Нравственно-эстетическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребенок, воспринимает красоту окружающей природы, эмоционально откликается на нее, активно наблюдает за природой, замечает изменения, происходящие в ней и передает их в различной деятельности, проявляет оценочные отношения к эстетическим качествам природы, воплощает явления природы, используя выразительные средства художественного слова.
Атмосфера, в которой живет ребенок, также является средством нравственного формирования чувств у детей. Она может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или напротив, жестокостью, безнравственностью.
Окружающая ребенка обстановка становится средством формирования чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм
-27-
нравственности и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Игровая деятельность, то есть дидактическая игра, является одним из основных средств формирования нравственных чувств у дошкольников.
Психолог А.В. Запорожец, оценивая дидактическую игру, справедливо указывал: „Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему формированию способностей. [49. с. 12]
Главная цель любой дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка. Он просто играет, но по внутреннему психическому значению - это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. [57. с.79]
В дидактической игре дидактическая задача осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становиться задачей самого ребенка возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Игровые действия составляют основу дидактической игры - без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра.
Игровые действия детей различны: в младшей группе это повторяющие одно — два действия; в старшей группе воспитатель не всегда сам раскрывает игровые действия. После постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как играть, после чего, что делать и т. д. Правила дидактической игры содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер.
-28-
Обучающие правила игры помогают раскрывать перед детьми,
что и как надо делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают способ действия . [49, стр.5]
С помощью дидактической игры ребенок пополняет и активизирует словарь, развивает связную речь, учится правильно выражать свои мысли. [8, с.8]
Дидактические
игры позволяют создать
А.В. Запорожец, писал, что детская игра - подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное сознание детской личности.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что средство формирования нравственных чувств в жизни детей дошкольного возраста, а особенно дидактические игры имеют важную роль. Поэтому, влияние уровня сформиро-ванности нравственных чувств у старших дошкольников подтвердится в ходе опытно-экспериментальной работы.
-29-
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных чувств дошкольников через дидактическую игру
2.1. Выявление уровня сформированное» нравственных чувств старших дошкольников
Исследование проводилось на базе детского сада № 4 г. Ноябрьска ул. Зеленая, 154.
В эксперименте принимали участие две группы: контрольная - 10 детей старшего возраста и экспериментальная - 10 детей старшего возраста.
Цель: определить уровень сформированности нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-
• готовность проявить сочувствие,
оказать взаимопомощь.
Высокий уровень: Характеризуется
наличием знаний, понимание детьми общественной
значимости нравственного поведения,
способность к самооценке своих поступков,
формирование чувства ответственности,
справедливости, гуманности, долга. Дети
легко общаются, доброжелательны, внимательны
к речи собеседника, планируют речевое
высказывание, умеют поддерживать общий
разговор.
-30-
Средний уровень: Дети иногда испытывают затруднение в
общении, тон общения не всегда доброжелательный, часто перебивают собеседника, планируют речевое высказывание, согласовывают свои действия с партнерами и умеют поддерживать общий разговор.
Низкий уровень: Ограниченный запас знаний, дети испытывают часто затруднения в общении, тон общения недоброжелательный, в контакте равнодушны, не планирует речевое высказывание, испытывают затруднения при согласовании своих действий с партнерами, не умеют поддерживать общий разговор.
В соответствии
с целью констатирующего
Методика 1 „Изучение понимания эмоционального состояния людей, изображенных на картинке (по Урунтаевой Галине Анатольевне)
Цель: Изучение и оценка умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения. Формировать умения различать эмоциональное состояние.
Оценка результатов.
Подсчитано число верных ответов по каждой серии и по каждой картинке.
0 - отсутствие ответа.
0,5 - ответ с поддержкой взрослого, недостаточно полный (неточный).
1 - правильный полный самостоятельный ответ.
Высокий уровень. Ребенок понимает эмоциональное состояние взрослого и сверстника, оперирует соответствующими понятиями при ответе на вопросы взрослого. Дает полный правильный ответ, не требующий дополнительной помощи.
-31-
Средний уровень. Ребенок испытывает небольшие затруднения
при определении эмоционального состояния взрослого или сверстника, правильный ответ дает только после длительного вопроса педагога.
Низкий уровень. Ребенок затрудняется определять эмоциональное состояние взрослого и сверстника.
12 - 16 баллов - высокий уровень
5- И,5 баллов - средний уровень
О - 5,5 баллов - низкий уровень.
Полученные данные выведены в таблице 1 (Приложение 1). У 4-х детей выделен высший уровень понимания эмоционального состояния и составляет 20%. Беседа с 20 детьми позволила определить со средним уровнем 10 детей, что составляет (50%), 6 детей (30%) - показатель низкого уровня понимания эмоционального состояния. Уровни можно представить в виде круговой диаграммы:
высокий средний низкий
Дети с высоким уровнем правильно понимают эмоциональное состояние детей изображенных на сюжетных картинках „этот грустит (плачет) ", „этот веселый", „этому страшно", „этот злой", „этот довольный", „этот удивился".
-32-
Свой ответ обосновывали с опорой на основные признаки эмоций:
„потому что у него слезы текут" , „этот улыбается" , „а у этого рот не такой как надо , не веселый , у него рот опущен вниз" и т.д.
У 10 детей
выявлен средний уровень
Свой ответ дети с низким уровнем обосновывали не опираясь на существенные признаки эмоции: „угадал по лицам, так нарисовано", или использовали при ответах понятие относящееся к вопросу только косвенно : „мальчики плачут, а девочки нет", „его стукнули ремнем, а их нет ", „а тут напугала злая собака", „я большой и до всего сам догадался" и т.д.
В процессе исследования было выявлено 6 детей с низким уровнем понимания эмоциональных состояний. Дети правильно определяли только положительные эмоции, в остальном испытывали затруднения: „хорошее ", „хорошо". Свои ответы дети не обосновывают. /см. Приложение 1., таблица 2 /.
Методика 2. Рукавичка (по Е.О. Смирновой).
Цель: Определить
умение правильно планировать
общения умение находить адекватные средства для передачи этого содержания. Воспитывать взаимопомощь, содействие, отзывчивость.
Материал: Силуэт изображенных рукавичек по числу детей экспериментальной группы, один набор по 6 цветных карандашей на каждую пару детей.
-33-
Анализируем взаимодействие детей по следующему уровню.
Высокий уровень. Ребенок постоянно контролирует себя и своего партнера, договаривается в выборе цвета, соблюдает технику рисования, осуществляет контроль по ходу выполнения деятельности (замечает отступление от первоначального замысла, адекватно реагирует на замечания товарища, согласовываются с партнером для достижения общей цели, умеет рационально использовать средства деятельности (делится карандашом), активен, уверен в себе.
Средний уровень. Испытывают небольшие затруднения перед осуществлением действий, ждет „указания" партнера, работу свою контролирует в процессе деятельности, проверяет результат, сверяется с работой партнера на вербальном уровне, мало инициативен, уступчив, во всем соглашается с партнером.
Низкий уровень. Мало активен, уровень самостоятельности на низком уровне, наблюдается не точность в выполнении задания, слабая заинтересованность, на советы и подсказки партнера реагирует слабо, вербальные и невербальные отношения слабо выражены.
В ходе исследования было выявлено следующее:
4 детей показали
высокий уровень
Уровни можно представить в виде круговой диаграммы:
высокий средний низкий