Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 02:33, курсовая работа
Цель – на основе теоретического анализа представить систему условий, организации экологического воспитания в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить – и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологического воспитания дошкольников
1.1 Понятие «экологического воспитания».
1.2 Формы и методы экологического воспитания
1.3 Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни
2.1 Констатирующий этап
2.2Формирование знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни. Формирующий этап.
2.3 Результат опытно-экспериментальной работы. Контрольный этап
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологического воспитания дошкольников
1.1 Понятие «экологического воспитания».
1.2 Формы и методы экологического воспитания
1.3 Личностно-ориентированный
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни
2.1 Констатирующий этап
2.2Формирование знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни. Формирующий этап.
2.3 Результат
опытно-экспериментальной
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность
поднимаемой нами проблемы заключается
в том, что экологическое воспитание
и образование детей –
Экологическое
воспитание значимо и с позиций
личностного развития ребенка –
правильно организованное, систематически
осуществляемое в образовательных
учреждениях под руководством людей,
обладающих экологической культурой,
оно оказывает интенсивное
Мир природы
таит в себе большие возможности
для всестороннего развития детей.
Продуманная организация
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения.
Уголок растительной природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя: под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за ними. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: находить сходство и различие между растениями, помогает замечать интересные особенности внешнего вида. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения украшает комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.
Предмет – процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования – организация зоны природы в ДОУ, как средство экологического воспитания дошкольников.
Цель – на основе теоретического анализа представить систему условий, организации экологического воспитания в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить
– и проанализировать
2. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс экологического воспитания у воспитанников ДОУ будет более эффективным, при:
Для достижения цели были использованы следующие методы научного исследования:
1. метод теоретического анализа
2. метод научного наблюдения
3. метод беседы
4. метод постановки оптимальной работы.
Структура работы: введение, две главы, выводов по каждой главе, заключения, список использованной литературы.
I. Теоретические основы формирования экологического воспитания дошкольников
1.1 Понятие «экологического воспитания».
Место ознакомления
детей с природой в «Программе
воспитания в детском саду». В
«Программе воспитания в детском
саду» предусмотрено
Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Нам думается, что ознакомление с природой – одно из главных средствами всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.
Экологическое
воспитание – новая категория, которая
непосредственно связана с
Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.
Природа окружает ребенка с ранних лет. Мы считаем, что это – источник новых знаний различных природных явлений.
Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс.
Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.
Разнообразие,
яркость, красота природы, наглядность
ее связей и зависимостей обеспечивают
доступность их понимания детьми
и оказывают существенное влияние
на совершенствование их мыслительной
деятельности мышления. Ребенок учится
находить и правильно определять
словом причинную и временную
зависимость, последовательность, взаимосвязь
предметов и явлений природы,
учится элементарно объяснять
Поскольку в дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир, учится ориентироваться в нем. Нахождение оптимальных способов включения ребенка в культуру и в систему социальных отношений является главной задачей реформы образования. Образование включает в себя две подсистемы: воспитание и обучение. По мнению О.С.Газмана сущность педагогической деятельности в дошкольный период может быть обозначена термином «воспитание». (Лаврентьева Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста).
В ходе воспитания
происходит обретение культурного
опыта, способов деятельности, усвоение
нравственных норм и отношений на
основе наблюдения реальных межличностных
социальных отношений, процессов, явлений
как естественных событий окружающей
человека действительности, способных
вызвать эмоциональные
Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов (растений, животных, человека), о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки экологии. В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры.
Целью экологического
воспитания дошкольников является воспитание
основ экологической культуры личности.
Цель экологического воспитания дошкольников
– формирование начал экологической
культуры – формирование практического
и духовного опыта
Природа
планеты – уникальная ценность для
всего человечества: материальная и
духовная. Материальная, потому что
в комплексе все эти компоненты
составляют среду обитания человека
и основу его производственной деятельности.
Духовная, потому что является средством
вдохновения и стимулятором творческой
деятельности. Природа, отраженная в
различных произведениях
Формирование
начал экологической культуры –
это становление осознанно-
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:
1. Развитие
у детей субъектного опыта
эмоционально-чувственного
2. Воспитание
эмоционально-ценностного
3. Осознание
собственного «А» как части
природы, развития «А-
4. Развитие
опыта практической и
Для реализации данных задач необходимо выделить ведущие принципы дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.
Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с экосистемным строением среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе.
Принцип гуманизации помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности. Личность каждого ребенка представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантов развития.