Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 02:33, курсовая работа

Описание работы

Цель – на основе теоретического анализа представить систему условий, организации экологического воспитания в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить – и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологического воспитания дошкольников
1.1 Понятие «экологического воспитания».

1.2 Формы и методы экологического воспитания
1.3 Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни
2.1 Констатирующий этап
2.2Формирование знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни. Формирующий этап.
2.3 Результат опытно-экспериментальной работы. Контрольный этап
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экологии 4 КУРС.docx

— 85.24 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования   экологического воспитания дошкольников

1.1 Понятие «экологического воспитания».

 

1.2 Формы и методы экологического воспитания

1.3 Личностно-ориентированный подход  в экологическом воспитании дошкольников

 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни

2.1 Констатирующий  этап

2.2Формирование  знаний о комнатных растениях  в процессе ухода за ними  у детей пятого года жизни.  Формирующий этап.

2.3 Результат  опытно-экспериментальной работы. Контрольный  этап

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

Введение

 

Актуальность  поднимаемой нами проблемы заключается  в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно  актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих  людей могут вывести планету  и человечество из того катастрофического  состояния, в котором они пребывают  сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций  личностного развития ребенка –  правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных  учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние  на его ум, чувства, волю.

Мир природы  таит в себе большие возможности  для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает  их мышление, способность видеть и  чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие  и маленькие изменения окружающего  мира. Размышляя о природе под  влиянием взрослого, дошкольник обогащает  свои знания, чувства, у него формируется  правильное отношение к живому, желание  созидать, а не разрушать.

Воспитательное  значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных  знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений  природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически  относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения  к ней, ко всему живому.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения.

 Уголок  растительной природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя: под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за ними. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: находить сходство и различие между растениями, помогает замечать интересные особенности внешнего вида. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения украшает комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

Предмет – процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Объект исследования – организация зоны природы в ДОУ, как средство экологического воспитания дошкольников.

Цель – на основе теоретического анализа представить систему условий, организации экологического воспитания в ДОУ.

Задачи исследования:

1. Изучить  – и проанализировать психолого-педагогическую  и методическую литературу по  проблеме исследования.

2. Организовать  опытную проверку полученных  данных и апробировать их на  практике.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс экологического воспитания у воспитанников ДОУ будет более эффективным, при:

  1. наличие разнообразия комнатных растений, в соответствии их возрасту детей;
  2. наличие экологических знаний и интереса у самого воспитателя;
  3. проведение трудовой деятельности, как на занятиях, так и в повседневной жизни, с использование эффективных методов обучения;
  4. мотивированной оценки труда воспитателей;
  5. использование знаний о комнатных растениях в других видах деятельности.

Для достижения цели были использованы следующие методы научного исследования:

1. метод  теоретического анализа

2. метод  научного наблюдения

3. метод  беседы

4. метод  постановки оптимальной работы.

 Структура работы: введение, две главы, выводов по каждой главе, заключения, список использованной литературы.

 

 

 

 

I. Теоретические основы формирования   экологического воспитания дошкольников

   

1.1 Понятие «экологического воспитания».

 

Место ознакомления детей с природой в «Программе воспитания в детском саду». В  «Программе воспитания в детском  саду» предусмотрено всестороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется личность ребенка.

Основу  содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с  окружающим, в частности с природой. Нам думается, что ознакомление с  природой – одно из главных средствами всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.

Экологическое воспитание – новая категория, которая  непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.

Для развития мышления и речи ребенка необходим  богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

Природа окружает ребенка с ранних лет. Мы считаем, что это – источник новых  знаний различных природных явлений.

Особую  роль природы в развитии логического  мышления и связной речи подчеркивал  К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

Умение  наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи –  развития мышления и речи идет как  единый процесс.

Каждое  знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность  ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние  на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную  зависимость, последовательность, взаимосвязь  предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает  предпосылки для формирования таких  ценных качеств связной речи, как  достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Поскольку в дошкольном возрасте ребенок познает  окружающий мир, учится ориентироваться  в нем. Нахождение оптимальных способов включения ребенка в культуру и в систему социальных отношений  является главной задачей реформы  образования. Образование включает в себя две подсистемы: воспитание и обучение. По мнению О.С.Газмана  сущность педагогической деятельности в дошкольный период может быть обозначена термином «воспитание». (Лаврентьева  Н.Г. Экологическое воспитание детей  дошкольного возраста).

В ходе воспитания происходит обретение культурного  опыта, способов деятельности, усвоение нравственных норм и отношений на основе наблюдения реальных межличностных  социальных отношений, процессов, явлений  как естественных событий окружающей человека действительности, способных  вызвать эмоциональные переживания.

Чувственное восприятие окружающего мира лежит  в основе развития у детей представлений  не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов (растений, животных, человека), о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки экологии. В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической  культуры – формирование практического  и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который  обеспечит его выживание и  развитие. Эта цель согласуется с  Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические  ценности, ставит задачу личностной культуры – базисные качества человечества начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людях себя собой – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Природа планеты – уникальная ценность для  всего человечества: материальная и  духовная. Материальная, потому что  в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством  вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в  различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

Формирование  начал экологической культуры –  это становление осознанно-правильного  отношения непосредственно к  самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные  элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под  руководством взрослых с предметно-природным  миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Задачи  экологического воспитания – это  задачи создания и реализации воспитательно-образовательной  модели, при которой достигается  эффект – очевидные проявления начал  экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в  школу.

Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:

1. Развитие  у детей субъектного опыта  эмоционально-чувственного обобщения  с природой и социокультурным  окружением, представлений и элементарных  понятий об окружающем мире, взаимосвязях  и взаимоотношениях в нем, как  основы развития экологического  сознания и экологической культуры  личности.

2. Воспитание  эмоционально-ценностного отношения  к природному и социокультурному  окружению.

3. Осознание  собственного «А» как части  природы, развития «А-концепции»  у каждого ребенка.

4. Развитие  опыта практической и творческой  деятельности по реализации и  закреплению знаний и эмоционально-чувственных  впечатлений, полученных при взаимодействии  с природным и социокультурным  окружением, а также по воспроизводству  и сохранению природной среды.

Для реализации данных задач необходимо выделить ведущие  принципы дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.

Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с экосистемным строением среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе.

Принцип гуманизации помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности. Личность каждого ребенка представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантов развития.  

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни