Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 02:33, курсовая работа

Описание работы

Цель – на основе теоретического анализа представить систему условий, организации экологического воспитания в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить – и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологического воспитания дошкольников
1.1 Понятие «экологического воспитания».

1.2 Формы и методы экологического воспитания
1.3 Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни
2.1 Констатирующий этап
2.2Формирование знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни. Формирующий этап.
2.3 Результат опытно-экспериментальной работы. Контрольный этап
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экологии 4 КУРС.docx

— 85.24 Кб (Скачать файл)

В этот этап входят: труд в уголке природы, организованный в следующих формах.

Индивидуальные поручения.

-для детей низкого уровня  организовывалось: полив и удаление  пыли с комнатных растений. В  зависимости от поставленной  цели.

-для детей среднего уровня  работа организовывалась ситуативно (помочь детям с низким уровнем,  помыть растения с мелкими  листьями, протереть растения от  пыли).

-для детей высокого уровня  организовывались усложненные задания  (мытье растений, помощь воспитатель  в пересадке растений, рыхление).

Коллективный труд.

Включает в себя мытье растений и притирание растений от пыли.

Содержание индивидуальных поручений.

Цель: осмотри уголок природы и найди те растения, которые нуждаются в помощи.

Индивидуальные поручения были организованы в виде игры «Айболит». Детям на низком уровне было предложено стать врачами. Вместо белого халата врача детям раздавались фартуки, а вместо таблеток предлагалось лейка  с водой, пульверизатор, рукавичка  для удаления пыли. При этом существенно  повысилась ответственность детей  за жизнь обитателей уголка природы, улучшилось качество ухода за ними.

В труде закреплялись знания детей, полученные на занятиях по обучению способам ухода за растениями. Также совершались следующие трудовые операции:

1. Полив.

Цель: удовлетворить потребность растений в воде.

Предмет труда: растение, требующие  полива(поникшие листья, неупругий  стебель, горшок легкий).

Использовались такие инструменты  и материалы: лейка с водой, отстоявшейся 1-2 дня, клеенчатые фартуки, тазик для  слива воды с поддона, если это  было необходимо.

Детям с низким и средним уровнем  предлагалось определить растение, нуждающееся  в поливе, надеть фартук. Затем поливали растения, следя, чтобы вода не попала на надземную часть растения и  не оголяла корни. Когда появлялась вода на поддоне, заканчивали полив. После дети наливали в пустые лейки  воду.

Результат: упругое, зеленое, здоровое растение

2. Мытье растений.

Цель: удовлетворить потребность растений в воздухе.

Предмет труда: запыленное растение.

Инструменты и материалы: тазик  с водой, клеенка для накрывание земли, мягкая кисточка, рукавичка.

Если у растения крупные, плотные, кожистые листья, то для удаления пыли использовались рукавички. Воспитатель  набирал в таз воду и ставил возле растения, дети предлагалось надеть рукавичку на правую руку, намочить ее, отжав лишнюю воду, в левую  руку взять лист, а правой рукой  аккуратно стереть пыль с него. После удаления пыли, дети прополаскивали рукавичку и вешали сушить.

Если у растения мелкие тонкие литья, использовался душ. Дети находили такое  запыленное растение, воспитатель ставил его в ванну, закрывали землю  в горшке пленкой. Полив растение под душем, ему давали немного  обсохнуть и ставили на прежнее  место, сняв пленку.

Если у растений опущенные листья, его обрабатывали мягкой кисточкой, затем убирали кисточку на место.

Результат: растение чистое, здоровое, ухоженное.

3. Рыхление.

Привлекались дети высокого уровня, а дети, находившиеся на среднем  и низком уровнях, наблюдали за работой  воспитателя и детей.

Цель: улучшить поступление воздуха и воды к корням растения.

Предмет труда: растения, нуждающиеся  в рыхлении земли.

Инструменты и материалы: тугие  палочки для рыхления, лейка с  водой.

Дети вместе с воспитателем осматривали  растения и определяли, какие нуждаются  в рыхлении. Когда определили растение, брали лейку с водой и поливали его, пока вода хорошо промочит землю. После этого воспитатель начинал  показывать, как правильно рыхлить. (Начиная от края горшка к середине, не тревожа верхнюю часть растения и корни. Стараясь возле стебля рыхлить неглубоко.) после рыхления палочки промывали под водой и вытирали их тряпочками, затем ставили на место.

Результат: растение упругое, зеленое, здоровое.

Коллективный труд был направлен  на удаление пыли и опрыскивание растений.

Цель: сформировать умение выбрать способ удаление пыли с растений, ориентируясь на характер поверхности листьев, их величину, прочность и количество. Закреплять знание о трудовом процессе.

Коллективный труд был организован  во вторую половину дня. Заранее были подготовлены: тазы, лейки с водой, кисточки, клеенки для укрывания  почвы от размывания, фартуки, рукавички.

Перед детьми поставили цель труда: «сегодня мы будем очищать растения от пыли». У детей спрашивалось, а  зачем это необходимо делать? После  этого с детьми обследовали растения группы и отбирали те, которые по внешнему виду нуждались в уходе. Вспомнили с детьми, как правильно  выбрать способ удаления пыли с разных растений, от чего будет зависеть выбор. Затем детей разделили на звенья:

1 звено дети находившиеся на  низком уровне. Они ухаживали  за фикусом, кливией, бегонией  пятнистой крапчатой.

2 звено дети находившиеся на  среднем уровне. Они ухаживали  за примулой, геранью, бальзамином.

3 звено находились дети на  высоком уровне. Вместе с воспитателем  мыли растение под душем.

Детям предлагалось выбрать себе растение, за котором хотели поухаживать, отобрать необходимое для работы инструменты  и приступить к работе. В конце  труда воспитатель обратил внимание детей, что растение стали красивее и ми легче дышится.

3 этап: Заключительный.

Цель: закрепить знание детей об уходе за комнатными растениями.

На этом этапе проводились следующие  игры:

- «Собери растение, выбери предмет  и уход за ним»;

- «Как растет растение»;

- «Магазин цветов».

Дидактическая игра «Собери  растение, выбери предмет и уход за ним» проводилась с подгруппой детей во второй половине дня.

Цель: правильно собрать растение, назвать его части.

Детям раздавались конверты с разрезными картинками, нужно было собрать в  единое целое и назвать растение и его части. Предлагалось выбрать  предмет и то, что любит растение (свет, воду).

В дидактической игре «Как помочь растению» - детям раздавались картинки, где растение были с увядшими и поникшими листьями. Затем предлагалось оказать помощь – дорисовать, что не хватает растению. В конце игры детям присваивались звания: «Знаток природы».

Также с детьми была разучена новая  сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов».

Цель: обобщить знание детей о комнатных растениях.

Дидактическая задача: закрепить знания детей о названиях комнатных  растений и строении. О частях растения, уходе за ними, в зависимости от биологических потребностей.

К проведению игры, дети уже имели  достаточные знания о видах комнатных  растений. Они с удовольствием  выполняли роли покупателей и  продавца-консультанта. Как вариант  покупатель подробно описывал продавцу то растение, которое он хочет купить. Продавцу нужно узнать растение, называть его и выдавать покупку, напоминая  способы ухода.

(Егор С., Лиза П., Настя Л., Армен  А. – выступали в роли покупателей;  Аня К., Андрей Г., Полина Т., Матвей  Н., Ариша Р., Саша В. – в основном  придерживались роли покупателей.)

Вся проведенная экспериментальная  работа формирующего этапа была направлена на формирование знаний о комнатных  растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни. Результаты, полученные в ходе формирующего этапа  работы, позволяют сделать следующие  выводы: возрос интерес детей к  растениям, увеличилась самостоятельность  и активность детей в процессе ухода за комнатными растениями.

 

2.3 Результат опытно-экспериментальной работы. Контрольный этап

 

Для того чтобы подтвердить влияние  комплекса эксперимента знаний о  комнатных растениях у детей  пятого года жизни был проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы.

Цель: выявить сформированность знаний о комнатных растениях.

На контрольном этапе решались следующие задачи:

  1. Сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы.
  2. Провести качественный и количественный анализы результатов работы.
  3. Выявить динамику роста знаний у детей пятого года жизни.

На контрольном этапе опытно-экспериментальной  работы использовалась та же методика, что и на констатирующем этапе, а  именно П.Г. Саморуковой, Л.М. Маневцевой.

Для выявления динамики роста знаний о комнатных растениях на данном этапе использовались следующие  методы: для выявления полноты знаний проводились индивидуальные беседы по картинкам.

Цель: выявить знание детей о названиях комнатных растений и способах ухода за ними.

Условия обследования: беседа проводилась  в уголке природы, вне занятий  во вторую половину дня.

Оборудование: картинки «Комнатные растения».

Ход обследования: беседа проводилась  индивидуально по следующим вопросам.

  • Что это?
  • Назови это растение?
  • Где растет это растение?
  • Что нужно делать, чтобы растение хорошо росло?
  • А за всеми комнатными растениями?
  • Покажи герань?
  • Покажи где у растения ствол?
  • Какого цвета у герани ствол?
  • Покажи где у растения листья?
  • Какой они формы, цвета?
  • Покажи где у герани цветы?
  • Герань любит свет?
  • Это растение нужно много воды или мало?

(Данные вопросы задавались по  каждому растению, находившемуся  в уголке природы.)

Для выявления глубины знаний была предложена дидактическая игра «Собери растение, называя его части».

Цель: выявить знания об особенностях внешнего строения комнатных растений.

Условия проведения происходили за столами в уголке природы, вне занятий, во вторую половину дня с подгруппой детей.

Оборудование: Дидактическая игра «Собери растение, называя его  части».

Ход обследования: каждому ребенку  раздается конверт с разрезными картинками, на которых изображены части растения. Дается задание собрать  картинку. Во время дидактической  игры задается следующие вопросы:

  • Что это за часть растения?
  • Почему части растения следует расположить именно так, а не по-другому?
  • Зачем растению листья, стебель, цветы?
  • Почему одному растению нужно больше воды, а другому меньше?
  • Зачем опрыскивают растения?
  • Как называются ваши растения?

Для выявления осознанности знаний использовались диагностическая Карта№3 из исследований Смирновой В.В., Балуевой Н.И., Парфеновой Г.Ш. «Тропинка в природу».

Цель: выявить знания детей о понимании ухода за комнатными растениями в процессе объяснительной речи ребенка.

Условия проведения происходили за столами в уголке природы, вне занятий, во вторую половину дня с подгруппой детей.

Оборудование: дидактическая игра «Что перепутал художник?».

Ход обследования: каждому ребенку  раздавались карточки с картинкой. Предлагалось рассмотреть карточку, найти что художник нарисовал  неправильно и рассказать, что  не правильно и как должно быть на самом деле.

После проведения контрольного этапа  эксперимента был проведен качественный и количественный анализ результатов  и определены уровни сформированности знаний о комнатных растениях  у детей пятого года жизни.

Качественный анализ результатов.

Дети:

Полнота

Глубина

Осознанность

Уровни

до

после

1.Аня К.

Знает все растения, которые находятся  в группе, узнает растения по внешнему виду, уверено отвечала на заданные вопросы.

Испытывает затруднения в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Отвечает на вопросы уверено, знает, что от правильно ухода зависит состояние  растения, ухаживать надо по-разному  в зависимости от времени года.

Не затрудняется в выборе трудовых операций, уверенно отвечает на вопросы, в задании правильно нашла  ошибки и рассказала, что нужно  изменить.

II

(средний)

I

(высокий)

2.Валера С.

Знает все растения, которые находятся  в уголке природы их части (стебель, лист, цветы, корень). Подробно описывает  растение, отмечает форму, цвет и поверхность  листьев. Уверенно отвечает на заданные вопросы.

Устанавливает связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Уверенно отвечает на заданные вопросы, приводит примеры, помогает другим детям.

Прочно владеет знаниями, правильно  выполняет задание. В задании  первый нашел ошибки и рассказал, что нужно исправить.

I

(уровень)

I

(уровень)

3.Егор С.

Знает почти все растения, которые  находятся в группе, не все растений узнает по внешнему виду, старается  отвечать на вопросы .

Испытывает небольшие затруднения  в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Уверенно отвечать на заданные вопросы, знает, что от правильно ухода  зависит состояние растения, ухаживать  надо по-разному в зависимости  от времени года.

В знаниях имеются пробелы, не уверен в выборе трудовых операций, уверенно отвечает на вопросы, в задании правильно  нашел ошибки, постарался рассказать, что нужно изменить.

III

(уровень)

II

(средний)

4.Полина А.

Знает все растения, которые находятся  в группе, их части (стебель, лист, цветы, корень). Подробно описывает растение, отмечает форму, цвет и поверхность  листьев. Уверенно отвечает на заданные вопросы.

Устанавливает связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Уверенно отвечает на заданные вопросы, приводит примеры, активна в работе. Первая собрала картинку.

 Владеет хорошими знаниями о  комнатных растениях, правильно  выполняет задание.

I

(высокий)

I

(высокий)

5.Лиза П.

Знает почти все растение , которые находятся в группе, почти все узнает по внешнему виду, не уверенно отвечает на вопросы.

Имеются небольшие затруднения в  установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Старается отвечать на заданные вопросы, знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года.

 Уверена в выборе трудовых  операций, сомневается при ответе на вопросы, в задании правильно нашла ошибки, постаралась рассказать, что нужно изменить.

III

(низкий)

II

(средний

6.Настя Л.

Не знает комнатные растения, которые  находятся в группе, не узнает по внешнему виду, не отвечает на вопросы.

Не устанавливает связей между  происхождением растений и биологическими потребностями. Изредка отвечать на заданные вопросы, не знает, что от правильно  ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости  от времени года.

 Не уверена в выборе трудовых  операций, не отвечает на вопросы,  в задании с трудом нашла  ошибки и не сумела рассказать, что нужно изменить.

III

(низкий)

III

(низкий)

7.Андрей Г.

Знает все растения, которые находятся  в группе, узнает растения по внешнему виду, уверено отвечала на заданные вопросы.

Устанавливает связи между происхождением растений и биологическими потребностями. Уверено отвечает на все вопросы. Знает, что от правильно ухода  зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года.

Владеет хорошими знаниями о комнатных  растениях, правильно выполняет  задание.

II

(средний)

I

(высокий

8.Армен А.

Знает растения, которые находятся  в группе, узнает по внешнему виду, сомневаясь отвечает на заданные вопросы.

Старается устанавливать связей между  происхождением растений и биологическими потребностями. Сомневается при  ответе на заданные вопросы, знает, что  от правильно ухода зависит состояние  растения, что ухаживать надо по-разному  в зависимости от времени года.

Уверен в выборе трудовых операций, Сомневается при ответе на вопросы, в задании нашел одну ошибку и  постарался рассказать, что нужно  изменить.

III

(уровень)

II

(средний

9.Полина Т.

Знает все растения, которые находятся  в группе, имеет небольшие проблемы в узнавании растений по внешнему виду, сомневается при ответах  на вопросы.

Испытывает затруднения в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Старается  при ответах. Знает, что от правильно  ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости  от времени года.

В знаниях имеются небольшие затруднения  в выборе трудовых операций, сомневается  при ответах на вопросы, в задании  правильно нашла ошибки и рассказала, что нужно изменить.

II

(средний)

II

(средний

10.Матвей Н.

Знает все растения, которые находятся  в группе, сомневается в выборе растений по внешнему виду, уверено отвечала на заданные вопросы.

Затрудняется в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Старается отвечать на все вопросы. Знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года.

Затрудняются в выборе трудовых операций, уверенно отвечает на вопросы, в задании правильно нашел ошибки и рассказала, что нужно изменить.

II

(средний)

II

(средний

11.Ариша Р.

Знает растения, которые находятся  в группе, имеет небольшие затруднения  в узнавании растений по внешнему виду, правильно отвечает на заданные вопросы.

Затруднения в установлении связей между  происхождением растений и биологическими потребностями. Почти на все вопросы  ответила правильно. Знает, что от правильно  ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости  от времени года.

Затрудняются в выборе трудовых операций, сомневается при ответах на вопросы, в задании правильно нашла  ошибки и рассказала, что нужно  изменить.

II

(средний)

II

(средний

12.Саша В.

Знает большинство растения, которые  находятся в группе, сомневается  в выборе растений по внешнему виду, сомневается при ответах на вопросы.

Затрудняется в установлении связей между происхождением растений и  биологическими потребностями. Старается  отвечать на все вопросы. Знает, что  от правильно ухода зависит состояние  растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года.

Затрудняются в выборе трудовых операций, уверенно отвечает на вопросы, в задании  правильно нашел ошибки и рассказала, что нужно изменить.

II

(средний)

II

(средний

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни