Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 02:33, курсовая работа

Описание работы

Цель – на основе теоретического анализа представить систему условий, организации экологического воспитания в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить – и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологического воспитания дошкольников
1.1 Понятие «экологического воспитания».

1.2 Формы и методы экологического воспитания
1.3 Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни
2.1 Констатирующий этап
2.2Формирование знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни. Формирующий этап.
2.3 Результат опытно-экспериментальной работы. Контрольный этап
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экологии 4 КУРС.docx

— 85.24 Кб (Скачать файл)

Принцип гуманизации дает возможность строить «вектор развития» от ребенка к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию и развитию на основе накопления субъективного опыта.

Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.

Принцип регионализации, в связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной основой организации процесса экологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому воспитанию. Характерные особенности народонаселения, времен года, внебазового состава животных и растений Читинской области и социоприродного окружения детского сада должны лежать в основе отбора содержания.

Условиями реализации цели и принципов  дошкольного экологического воспитания, необходимо считать следующие:

1. Отбор  содержания экологического воспитания  в соответствии с выделенными  компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая  аспекты не только природного, но и социокультурного мира.

2. Подготовка  педагогов и родителей к реализации  цели экологического воспитания  детей, включающую социальный, специальный,  психолого-педагогический и методический  аспекты. 

3. Использование  окружающей дошкольное учреждение  природной и социокультурной  среды как ресурса воспитания  и развития детей.

4. Организация  развивающих сред для обеспечения  педагогического процесса экологического  воспитания в дошкольном учреждении.

5. Организация  систематизированного педагогического  процесса экологического воспитания  детей.

6. Осуществление  постоянного мониторинга результатов  экологического образования.

Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста должно включать познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты.

Познавательный компонент – включает знания и умения:

- о многообразии  живых организмов, взаимосвязях  растительных и животных организмов  в процессе роста и развития  со средой обитания, морфофункциональной  приспособленности к ней;

- о взаимосвязях  и взаимозависимостях их с  неживой природой в экосистеме;

- о человека  как живом существе, как части  природы, среде его жизни, обеспечивающей  здоровье и нормальную жизнедеятельность;

- об использовании  природных ресурсов в хозяйственной  деятельности человека, недопустимости загрязнения окружающей среды, охране и восстановлении природных богатств.

Ценностный компонент включает знания и ценностные ориентации:

- о самоценности  жизни во всех ее проявлениях,  природы и человека как части природы;

- об универсальной  ценности природы для жизни  и деятельности человека (познавательный,, эстетической, практической и т.д.);

- об основных  нравственных ценностях человеческого  общества;

- о созидательной,  культурной ценности человеческой  деятельности.

Нормативный компонент включает знания и умения:

- о законах,  декларирующих права и обязанности  детей и взрослых, их исполнения  и соблюдения;

- о нормах  и правилах поведения в общественных  местах и природе;

- о необходимости  и способах проявления личного  участия отношений к окружающим  людям и природе.

Деятельностный компонент - включает знания и умения:

- о многообразии  возможностей, видов и форм проявления  созидательной деятельности в  общественных местах, детском саду, семье, природным окружении;

- о способах  осуществления созидательной и  творческой деятельности;

- о необходимости  проявления личной инициативы  и участия созидательной деятельности  и т.д.

Экологические представления лежат в основе развития экологического сознания, отношения  детей к окружающему миру, самим  себе - способствуют развитию ценностных ориентаций, определяющих и поведение.

 

Вывод

 

Для развития мышления и речи ребенка необходим  богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое  воспитание новая категория, которая  непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

 

1.2 Формы и методы экологического воспитания.

 

Воспитание  правильного отношения детей  к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.

Для создания и улучшения развивающей среды  в семье и обеспечения адекватного  взаимодействия взрослых с детьми можно  провести работу с родителями.

Установить  контакт, взаимопонимание и выявить  потребности родителей в вопросах воспитания детей. Прежде всего, для  установления контакта и взаимопонимания  с родителями необходимо каждому  педагогу оценить, какими возможностями  он обладает, чтоб оказать помощь родителям  в воспитании детей. Кроме того, важно  задуматься над тем, какую помощь от детского сада хотели бы получить родители. Так педагоги могут выявить предварительную  «картину» взаимодействия и сопоставляют ее со своими возможностями.

Необходимо  учесть, что родители могут знать  далеко не все возможности педагогов  в решении проблем воспитания детей, следовательно, потребуется  раскрыть их для родителей. В связи  с этим педагоги могут предложить родителям анкету или провести с  ними беседу. Это возможно при проведении родительских собраний, организуя сообщения  или лекции.

Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить  родителей с системой работы дошкольного  учреждения в данном направлении. Родители должны знать, как организована жизнь и деятельность ребенка в течение дня.

Все предметное и социальное окружение дома, в  семье оказывает влияние на развитие ребенка.

Это телепередачи для детей, содержание комнатных  растений и домашних животных.

Умение  видеть и понимать состояние другого  живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени  развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность  за все живое.

Воспитывая  у детей интерес к таинственному  миру растений, дети знакомятся с конкретными  видами комнатных растений, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что они живые существа и у них есть потребности в  определенных условиях жизни: что всем растениям нужны питательная  почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Ребенок с помощью взрослого  узнает, что без этих условий они  не могут оставаться живыми. Эти  условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает  охлаждения.

Комнатные растения имеют определенное строение: у них есть корень, стебель, листья, иногда цветы. Корень (а у некоторых  и стебель) находится в земле; корень всасывает из нее воду и  питательные вещества, дышит воздухом, удерживает растение от падения. По стеблю питательные вещества и влага  поднимаются к листьям и цветам. Дети узнают, что листья чаще всего  зеленые, их много, ими растение поглощает  свет, дышит, очищая листья их от пыли сначала  вместе со взрослым, а затем и  самостоятельно дошкольник сможет оказать  действенную помощь зеленым друзьям, ребенок узнает, что все органы нужны растениям, поэтому их нельзя повреждать, ухаживать надо осторожно. Комнатные растения человек специально разводит для эстетического наслаждения, для того, чтобы в помещении  стало красиво. Каждое из них красиво  по-своему: листьями, стеблями, цветами. Все растения красивы, если они в хорошем состоянии, растут, цветут. Красота комнатных растений достигается созданием для них хороших условий. Комнатные растения могут плохо себя чувствовать (в этом случае они плохо выглядят), если не удовлетворяются их потребности: бледная окраска листьев, вытянутые стебли бывают при недостатке света; сохнут при недостатке влаги; вянут и гибнут при обморожении; не растут (не дают новых листьев, побегов), не цветут при недостатке питательных веществ в почве.

Комнатные растения имеют неодинаковые потребности, их строение приспособлено к разным условиям жизни. Влаголюбивые растения имеют тонкие листья, их следует  часто поливать. Засухоустойчивые растения имеют мясистые листья, утолщенные стебли, в которых запасают влагу, их следует поливать редко. Светолюбивые растения ярко-зеленой окраски, яркого рисунка, их следует размещать на окне, ближе к свету. Теневыносливые растения чаще всего имеют темную окраску листьев, их можно размещать  вблизи окна, недалеко от него.

Отношение у детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют  в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. У детей развиваются  эстетические чувства, умение замечать и оценивать привлекательные  качества комнатных растений: красоту  формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании  растений, замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Также развивается  восприятие комнатных растений, как  живых существ: дети могут заметить их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые  стебли и др.); обнаружить недостаточность  условий для их жизни (сухую землю, малую освещенность). Дети сочувствуют  растению: сообщают об этом взрослым о  замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу на растениями, помогают при их пересадке.

Если  в семье собака или кошка, то дети получают представление о кошке, собаке, особенности внешнего облика, поведения. Узнают больше о жизни  этих животных, понимают, что жизнь  этих животных тесно связана с  человеком. Дети должны знать особенности  внешнего вида некоторых диких животных, их передвижение, повадки, что и как  они едят, где живут, пользу или  вред приносят человеку; получить представление  о содержании и кормлении домашних животных.

Хорошо, если ребенка приучают считаться  с отдыхом животного. Спит четвероногий друг, и ему не надо мешать, проснется  – тогда можно с ним поиграть. Наблюдение за спящими животными  тоже интересные: кошка принимает  самые необычные позы, собакам  часто снятся сны, и они повизгивают, ворчат, перебирают лапами.

Так как  ребенок постоянно находится  в мире игры и хорошо умея обращаться с животными, он тем не менее включает их в свои игры как партнеров, не всегда учитывая, что они живые.

Конечно, правильное обращение ребенка с  животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении  личности маленького человека.

Дети  проявляют интерес к жизни  домашних животных, охотно наблюдают  за ними, за их поведением, задают вопросы, слушают рассказы, сказки. Понимают их желания, потребности, проявляют  готовность ухаживать ха ними, умеют  правильно обращаться с ними (гладить, играть, ласково разговаривать), отражают эти впечатления в игре, изодеятельности.

 

1.3 Личностно-ориентированный подход  в экологическом воспитании дошкольников

природа дошкольный экологический  культура ребенок

Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло, возможно, более  высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать  методы и приемы, с помощью которых  он сможет лучше всего передать его  содержание.

Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого  из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы  и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы  улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает  благоприятные условия для развития логического мышления и речи.

За время  пребывания в детском саду ребенок  должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи  и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни  животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

В средней  группе дети должны знать, какие явления  характерны для каждого времени  года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают  плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут  устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и  фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.

Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости  жизни животных от сезона, необходимости  создания определенных условий для  роста растений.

Дети  старшей группы должны знать и  самостоятельно выделять несколько  характерных признаков сезона, особенности  его начала и конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость  между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни