Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 02:33, курсовая работа
Цель – на основе теоретического анализа представить систему условий, организации экологического воспитания в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить – и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологического воспитания дошкольников
1.1 Понятие «экологического воспитания».
1.2 Формы и методы экологического воспитания
1.3 Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни
2.1 Констатирующий этап
2.2Формирование знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни. Формирующий этап.
2.3 Результат опытно-экспериментальной работы. Контрольный этап
Заключение
Список использованной литературы
Качественный анализ результатов показал, что произошло некоторое повышение уровней знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни. Это обусловливалось правильно подобранными методиками исходя из индивидуального развития детей. Всех исследуемых детей можно разделить на три уровня в соответствии с имеющимися у них знаниями о комнатных растениях.
Количественный анализ результатов:
I уровень (высокий) |
II уровень (средний) |
III уровень (низкий) |
Полина А. Валера С. Аня К. Андрей Г. |
Полина Т. Матвей Н. Ариша Р. Саша В. Егор С. Лиза П. Армен А. |
Армен А. Настя Л. |
По результатам соотношения детей к конкретному уровню сформированности знаний о комнатных растений получены следующие данные.
I уровень (высокий) – 4 человека.
II уровень (средний) – 7 детей
III уровень (низкий ) – 1 ребенок
Проведение трудовых операций доказывают
эффективность опытно-
Заключение
В данной работе мы поднимаем проблему организации экологического воспитания у детей пятого года жизни. Решение этой проблемы невозможно без творческого подхода педагогов и родителей.
В первой главе нашей курсовой работы мы рассматриваем сущность, цели и задачи развития экологической культуры дошкольника, а также предлагаем ознакомиться с формами, методами ознакомления детей с природой. А поскольку в центре всего педагогического процесса находится дошкольник, то нам представляется важным исследовать проблему личностно-ориентированного подхода в экологическом воспитании дошкольников.
Проанализорав психолого-педагогическую и методическую литературу, было установлено, что в дошкольном возрасте возможно формирование знаний о комнатных растениях, так как это наиболее сензитивный период в умственном развитии дошкольников.
Во второй
главе курсовой работе мы
Результат констатирующего эксперимента показал следующие, знания детей не достаточно полны и четкие, разрознены и недостаточно обобщены. Все это подтверждается в наблюдениях за работой детей в уголке природы.
Полученные данные подчеркивают необходимость корректировки, пополнения, обобщения и систематизации знаний детей.
Всю работу по усвоению детьми знаний
о комнатных растениях в
Здесь был составлен перспективный план работы, пополнен уголок природы. Были проведены: занятия, дидактические игры опыты, которые позволили уточнить, пополнить и расширить знания детей о комнатных растениях.
Дети на практике применяли полученные знания, во время индивидуальных поручений и коллективного труда в уголке природы.
Здесь были проведены дидактические игры: Собери растение, выбери предмет и уход за ним»; «Как растет растение»; «Магазин цветов».
Проанализировав динамику роста знаний, было установлено качественные изменения в каждом уровне. Знания стали более отчетливыми, прочными, дети устанавливали связи между происхождением растений и биологическими потребностями, ответственно относятся к поручениям в уголке природы.
Успехи продвижения были налицо, дети стали более наблюдательными могли рассказать о потребностях того или иного растения, сравнить их по строению и др.
Также увеличилось количество детей достигших высокого уровня знаний, другие подтянулись до среднего уровня. На низком уровне остался ребенок, который не был вовлечен в системную, целенаправленную работу, в связи с редким посещением детского сада.
Таким образом, можно сделать выводы, что при использовании следующих условий повышается эффективность формирования знаний о комнатных растениях:
1.наличие разнообразия комнатных растений, в соответствии их возрасту детей;
2.наличие экологических знаний и интереса у самого воспитателя;
3.проведение трудовой деятельности, как на занятиях так и в повседневной жизни, с использование эффективных методов обучения;
4.мотивированная оценка труда воспитателей;
5.использование знаний о комнатных растениях в других видах деятельности.
Список использованной литературы:
1. Веретенникова
С.А. Ознакомление
2. Веретенникова
С.А. Ознакомление
3. Виноградова
Н.Ф. Умственное воспитание
4. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети взрослые и мир вокруг. П-1993.
5. Лаврентьева Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.: Учеб.-метод. пособие. Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2002.
6. Мазурина А.Ф. Наблюдения и труд детей в природе. Изд.3-е. П-1976.
7. Макаровская М.М. Уголок природы в детском саду. П-1989.
8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Издат.центр «Академия» 1999.
9. Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителями учреждений. П-1993.
10. Николаева С.Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез».
11. Саморукова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Изд-е 2-е П-1973.
12. Шишкина В.А. Прогулки в природу. П-2002.
13. Шиленок Т. «Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников». Дошкольное воспитание, 7-8/1992.
14. Дошкольное воспитание 7/1993.
15. Дошкольное воспитание, 11/1995.
17. Азбука экологического воспитания. Дошкольное воспитание, 5/1995.
18. Комплексная методика Смирновой В.В. «Тропинка в природу».