Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 02:33, курсовая работа

Описание работы

Цель – на основе теоретического анализа представить систему условий, организации экологического воспитания в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить – и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологического воспитания дошкольников
1.1 Понятие «экологического воспитания».

1.2 Формы и методы экологического воспитания
1.3 Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни
2.1 Констатирующий этап
2.2Формирование знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни. Формирующий этап.
2.3 Результат опытно-экспериментальной работы. Контрольный этап
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экологии 4 КУРС.docx

— 85.24 Кб (Скачать файл)



 

Качественный анализ результатов  показал, что произошло некоторое  повышение уровней знаний о комнатных  растениях у детей пятого года жизни. Это обусловливалось правильно  подобранными методиками исходя из индивидуального  развития детей. Всех исследуемых детей  можно разделить на три уровня в соответствии с имеющимися у  них знаниями о комнатных растениях.

Количественный анализ результатов:

I уровень (высокий)

II уровень (средний)

III уровень (низкий)

Полина А.

Валера С.

Аня К.

Андрей Г.

Полина Т.

Матвей Н.

Ариша Р.

Саша В.

Егор С.

Лиза П.

Армен А.

Армен А.

Настя Л.


 

По результатам соотношения  детей к конкретному уровню сформированности знаний о комнатных растений получены следующие данные.

I уровень (высокий) – 4 человека.

II уровень (средний) – 7 детей

III уровень (низкий ) – 1 ребенок

Проведение трудовых операций доказывают эффективность опытно-экспериментальной  деятельности для формирования знаний о комнатных растениях у детей  пятого года жизни и целесообразность использования данного метода в  практике дошкольного учреждения, с  целью повышения качества педагогического  процесса в интеллектуальном развитии детей.

 

 

Заключение

 

В данной работе мы поднимаем проблему организации  экологического воспитания у детей пятого года жизни. Решение этой проблемы невозможно без творческого подхода педагогов и родителей.

В первой главе нашей курсовой работы мы рассматриваем сущность, цели и  задачи развития экологической культуры  дошкольника, а также предлагаем ознакомиться с формами, методами ознакомления детей с природой. А поскольку в центре всего педагогического процесса находится дошкольник, то нам представляется важным исследовать проблему личностно-ориентированного подхода в экологическом воспитании дошкольников.

Проанализорав психолого-педагогическую и методическую литературу, было установлено, что в дошкольном возрасте возможно формирование знаний о комнатных растениях, так как это наиболее сензитивный период в умственном развитии дошкольников.

 Во второй  главе курсовой работе мы провели, опытно-экспериментальную работу по определению уровня сформированности экологического воспитанностия детей пятого года жизни  мы определили, что для повышения эффективности экологического воспитания дошкольников необходимо систематически проводить работу на занятиях, а также в повседневной жизни.

Результат констатирующего эксперимента показал следующие, знания детей не достаточно полны и четкие, разрознены и недостаточно обобщены. Все это подтверждается в наблюдениях за работой детей в уголке природы.

Полученные данные подчеркивают необходимость  корректировки, пополнения, обобщения  и систематизации знаний детей.

Всю работу по усвоению детьми знаний о комнатных растениях в процессе ухода ними разбили на три этапа:

    1. Подготовительный этап.

Здесь был составлен перспективный  план работы, пополнен уголок природы. Были проведены: занятия, дидактические  игры опыты, которые позволили уточнить, пополнить и расширить знания детей о комнатных растениях.

    1. Основной этап.

Дети на практике применяли полученные знания, во время индивидуальных поручений  и коллективного труда в уголке природы.

    1. Заключительные этап.

Здесь были проведены дидактические  игры: Собери растение, выбери предмет  и уход за ним»; «Как растет растение»; «Магазин цветов».

Проанализировав динамику роста знаний, было установлено качественные изменения  в каждом уровне. Знания стали более  отчетливыми, прочными, дети устанавливали  связи между происхождением растений и биологическими потребностями, ответственно относятся к поручениям в уголке природы.

Успехи продвижения были налицо, дети стали более наблюдательными  могли рассказать о потребностях того или иного растения, сравнить их по строению и др.

Также увеличилось количество детей  достигших высокого уровня знаний, другие подтянулись до среднего уровня. На низком уровне остался ребенок, который  не был вовлечен в системную, целенаправленную работу, в связи с редким посещением детского сада.

Таким образом, можно сделать выводы, что при использовании следующих условий повышается эффективность формирования знаний о комнатных растениях:

1.наличие разнообразия комнатных растений, в соответствии их возрасту детей;

2.наличие экологических знаний и интереса у самого воспитателя;

3.проведение трудовой деятельности, как на занятиях так и в повседневной жизни, с использование эффективных методов обучения;

4.мотивированная оценка труда воспитателей;

5.использование знаний о комнатных растениях в других видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Веретенникова  С.А. Ознакомление дошкольников  с природой. П-1965.

2. Веретенникова  С.А. Ознакомление дошкольников  с природой. Изд. 2-е П-1973.

3. Виноградова  Н.Ф. Умственное воспитание детей  в процессе ознакомления с  природой. П-1978.

4. Виноградова  Н.Ф., Куликова Т.А. Дети взрослые  и мир вокруг. П-1993.

5. Лаврентьева  Н.Г. Экологическое воспитание  детей дошкольного возраста.: Учеб.-метод.  пособие. Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2002.

6. Мазурина  А.Ф. Наблюдения и труд детей  в природе. Изд.3-е. П-1976.

7. Макаровская  М.М. Уголок природы в детском  саду. П-1989.

8. Николаева  С.Н. Методика экологического  воспитания дошкольников. Издат.центр  «Академия» 1999.

9. Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителями учреждений. П-1993.

10. Николаева С.Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез».

11. Саморукова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Изд-е 2-е П-1973.

12. Шишкина В.А. Прогулки в природу. П-2002.

13. Шиленок Т. «Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников». Дошкольное воспитание, 7-8/1992.

14. Дошкольное воспитание 7/1993.

15. Дошкольное воспитание, 11/1995.

17. Азбука  экологического воспитания. Дошкольное  воспитание, 5/1995.

18. Комплексная методика Смирновой В.В. «Тропинка в природу».


Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни