Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 02:33, курсовая работа
Цель – на основе теоретического анализа представить систему условий, организации экологического воспитания в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить – и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологического воспитания дошкольников
1.1 Понятие «экологического воспитания».
1.2 Формы и методы экологического воспитания
1.3 Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни
2.1 Констатирующий этап
2.2Формирование знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни. Формирующий этап.
2.3 Результат опытно-экспериментальной работы. Контрольный этап
Заключение
Список использованной литературы
В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.
Нормальный воспитательный процесс не возможен без личностно-ориентированного подхода в воспитании дошкольников, который подразумевает индивидуальный подход к каждому ребенку.
К достоинствам личностно-ориентированного обучения относится прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, развитию личности, посредством учения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения.
Личностно-ориентированный
подход можно определить как методологическую
направленность в педагогической деятельности,
позволяющую посредством опоры
на систему взаимосвязанных
С наблюдениями, экскурсиями, целевыми прогулками воспитатель связывает другие занятия, углубляющие и систематизирующие знания, требующие применения их в активной умственной деятельности ребенка (беседы, рассказывание, дидактические игры). Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы дети имели определенное количество представлений, но чтобы представления эти были достаточно глубокими и полными и чтобы дети умели разумно применять их в различной деятельности. Это достигается такой организацией педагогического процесса, когда занятия, на которых дети, используя свой чувственный опыт, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают, сочетаются с разнообразной практической деятельностью детей в повседневной жизни.
В программе
намеренно не дается распределения
материала по возрастам, что позволяет
начать ее реализацию в любой группе
детского сада. Кроме того, опыт существующих
программ показывает, что жесткая
регламентация нередко
В любом случае реализация программы (с какой бы возрастной группы она не начиналась) осуществляется по следующим принципам:
1) постепенное
в течение учебного года и
от возраста к возрасту
2) первоочередное
использование непосредственно
природного окружения,
3) постепенное
познавательное продвижение
4) широкое
использование в работе с
5) подача
познавательного материала и
организация деятельности с
Технологии для всех возрастных групп реализуют материал программы через разные виды практической деятельности: выращивание растений, поддержание необходимых условий для животных; зимнюю подкормку птиц, ведение календарей природы, проведение опытов, изготовление самодельных книг о природе, участие в подготовке и проведении акций. В них широко используются сказки, игры, игровые обучающие ситуации, вызывающие у детей положительные эмоции и чувства.
Отбор материала. Большую часть элементарных сведений о природе дети приобретают в первые семь лет. В программу каждой группы отбирается материал, который доступен пониманию детей, ориентирует их в окружающем мире. Программный материал по объему и глубине освещения дается с учетом возраста детей, но при обязательном сохранении научности сообщаемых знаний. Нужно, чтобы тех явлениях природы, с которыми дети постоянно сталкиваются в жизни, они видели проявление законов природы, накапливали больше таких фактов, в которых наглядно проявляются законы природы.
Учитывая особенности природы различных регионов России в содержание программы необходимо вносить некоторые изменения. Так, например, на юге ознакомление с деревьями надо начинать не с ели и березы, как указано в программе, а с сосны, акации, каштана или мелковицы; вместо белки показать детям суслика. Однако краеведческий принцип не ограничивает изучения природы местным материалом. С объектами, имеющими большое значение в жизни людей (домашними животными, культурными растениями), отсутствующими в данной местности, детей знакомят при помощи наглядных пособий – картин, диафильмов, кинофильмов.
В группах старшей и подготовительной к школе нужно знакомить детей по картинам с природой и более отдаленных мест.
Построение программы. Учитывая возрастные особенности детей, программа ознакомления с природой составлена концентрически: с одним и тем же предметом или явлением дети знакомятся несколько раз за время своего пребывания в детском саду, но каждый раз шире и глубже. Пояснение это на примере.
Дерево – объект изучения для всех групп. От самых маленьких детей требуют умения выделить его среди других предметов и показать. Детей младших групп знакомят с признаками дерева – листьями, их цветом и величиной. В средней группе дошкольники узнают расположение частей дерева (от ствола идут ветки, на ветках – листья), учатся различать на своем участке деревья двух-трех видов. В старшей группе дети устанавливают связь между похолоданием и опадением листьев. В подготовительной к школе группе дети узнают, что листья, цветки и ветки развиваются из почек. Получают представление о листопаде, приобретают навыки различения наиболее распространенных деревьев по стволу, ветвям, листьям и плодам.
Ознакомление дошкольников с природой осуществляется в определенной системе, которая отражает доступные пониманию детей связи явлений по времени и месту.
Программный
материал дается по временем года. В
каждом сезоне выделены наиболее яркие,
характерные явления в неживой
и живой природе, деятельности человека.
Такое расположение материала обеспечивает
чувственное восприятие происходящих
в природе изменений и
Мы считаем возможным представить методику экологического воспитания следующую:
- Создание в детском саду условий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.
- Организация
«экологических пространств» в
помещении детского сада: групповые
уголки природы, зимний сад,
теплица, комната (салон)
- Организация
и оборудование «экологических
пространств» на участке
- Труд
людей как средообразующий
- Наблюдение
– ведущий метод
- Сущность
наблюдения как чувственного
метода познания природы.
Психолого-педагогическое обоснование экологического содержательного подхода к наблюдению.
- Наблюдения
в повседневной жизни –
- Организация
и проведение опытнической
- Календари
природы и их роль в
- Экологическое воспитание на занятиях, во время экскурсий, праздников.
- Различные
типы занятий по ознакомлению
детей с природой: первично-ознакомительный,
углубленно познавательный
- Детские
праздники экологического
- Прогулки,
экскурсии, походы с детьми
на природу, их роль в
Вывод
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно, правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблем воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни
2.1 Констатирующий этап
Для подтверждения теоретического
положения, что при определенных
педагогических условиях, труд оказывает
влияние на формирование знаний о
комнатных растениях у детей
пятого года жизни, было проведена опытно-
Опытно-экспериментальная
Проведение диагностики с
Эта работа проводилась в три взаимосвязанных этапа:
Проанализировав психолого-педагогическую и методологическую литературу по проблеме формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними (в процессе экспериментирования у детей пятого года жизни, был произведен констатирующий этап эксперимента).