Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 02:33, курсовая работа

Описание работы

Цель – на основе теоретического анализа представить систему условий, организации экологического воспитания в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить – и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологического воспитания дошкольников
1.1 Понятие «экологического воспитания».

1.2 Формы и методы экологического воспитания
1.3 Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни
2.1 Констатирующий этап
2.2Формирование знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни. Формирующий этап.
2.3 Результат опытно-экспериментальной работы. Контрольный этап
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экологии 4 КУРС.docx

— 85.24 Кб (Скачать файл)

В подготовительной к школе группе ребята могут уже  объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные»  сезоны, находя отличительные, сходные  и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой  природы, растительного и животного  мира, труда и быта людей.

Нормальный  воспитательный процесс не возможен без личностно-ориентированного подхода  в воспитании дошкольников, который  подразумевает индивидуальный подход к каждому ребенку.

К достоинствам личностно-ориентированного обучения относится прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, развитию личности, посредством учения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств  обучения.

Личностно-ориентированный  подход можно определить как методологическую направленность в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры  на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопроявления, саморазвития и самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности.

С наблюдениями, экскурсиями, целевыми прогулками воспитатель  связывает другие занятия, углубляющие  и систематизирующие знания, требующие  применения их в активной умственной деятельности ребенка (беседы, рассказывание, дидактические игры). Воспитатель  должен стремиться не только и не столько  к тому, чтобы дети имели определенное количество представлений, но чтобы  представления эти были достаточно глубокими и полными и чтобы дети умели разумно применять их в различной деятельности. Это достигается такой организацией педагогического процесса, когда занятия, на которых дети, используя свой чувственный опыт, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают, сочетаются с разнообразной практической деятельностью детей в повседневной жизни.

В программе  намеренно не дается распределения  материала по возрастам, что позволяет  начать ее реализацию в любой группе детского сада. Кроме того, опыт существующих программ показывает, что жесткая  регламентация нередко сдерживает инициативу воспитателя в случае возможного опережения детьми программы  или вызывает у него беспокойство по поводу отставания группы в целом. Отсутствие жесткой регламентации  позволяет воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям: «нагружать»  новыми знаниями быстро развивающихся  ребят и не торопить с обязательным усвоением материала дошкольников, развивающихся в медленном темпе.

В любом  случае реализация программы (с какой  бы возрастной группы она не начиналась) осуществляется по следующим принципам:

1) постепенное  в течение учебного года и  от возраста к возрасту наращивание  объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов  их взаимосвязи со средой обитания  к последовательному усвоению  количества объектов и механизмов  их морфофункциональной взаимосвязи  с внешними условиями;

2) первоочередное  использование непосредственно  природного окружения, составляющего  жизненное пространство детей:  систематическое изучение растений  и животных зеленой зоны детского  сада, а затем – объектов природы,  которые можно наглядно продемонстрировать;

3) постепенное  познавательное продвижение детей:  от единичных сенсорных впечатлений,  от объектов и явлений природы  – к многообразию этих впечатлений,  конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений  на основе объединения растений в группы по их экологическому сходству;

4) широкое  использование в работе с детьми  разных видов практической деятельности: систематическое включение их  в сенсорное обследование объектов и явлений природы, проведение опытов, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений зеленой зоны ДОУ, различные виды изодеятельности на основе впечатлений о природе, изготовление предметов и игрушек из природного материала;

5) подача  познавательного материала и  организация деятельности с помощью  приемов, вызывающих у детей  положительные эмоции, переживание,  разнообразные чувства, с использованием  сказок, сказочных персонажей, различных  кукол и игрушек, всех видов  игр.

Технологии  для всех возрастных групп реализуют  материал программы через разные виды практической деятельности: выращивание  растений, поддержание необходимых  условий для животных; зимнюю подкормку  птиц, ведение календарей природы, проведение опытов, изготовление самодельных книг о природе, участие в подготовке и проведении акций. В них широко используются сказки, игры, игровые  обучающие ситуации, вызывающие у  детей положительные эмоции и  чувства.

Отбор материала. Большую часть элементарных сведений о природе дети приобретают в  первые семь лет. В программу каждой группы отбирается материал, который  доступен пониманию детей, ориентирует  их в окружающем мире. Программный  материал по объему и глубине освещения  дается с учетом возраста детей, но при обязательном сохранении научности  сообщаемых знаний. Нужно, чтобы тех явлениях природы, с которыми дети постоянно сталкиваются в жизни, они видели проявление законов природы, накапливали больше таких фактов, в которых наглядно проявляются законы природы.

Учитывая  особенности природы различных  регионов России в содержание программы  необходимо вносить некоторые изменения. Так, например, на юге ознакомление с деревьями надо начинать не с  ели и березы, как указано в  программе, а с сосны, акации, каштана  или мелковицы; вместо белки показать детям суслика. Однако краеведческий  принцип не ограничивает изучения природы  местным материалом. С объектами, имеющими большое значение в жизни людей (домашними животными, культурными растениями), отсутствующими в данной местности, детей знакомят при помощи наглядных пособий – картин, диафильмов, кинофильмов.

В группах  старшей и подготовительной к  школе нужно знакомить детей  по картинам с природой и более  отдаленных мест.

Построение  программы. Учитывая возрастные особенности  детей, программа ознакомления с  природой составлена концентрически: с одним и тем же предметом  или явлением дети знакомятся несколько  раз за время своего пребывания в  детском саду, но каждый раз шире и глубже. Пояснение это на примере.

Дерево  – объект изучения для всех групп. От самых маленьких детей требуют  умения выделить его среди других предметов и показать. Детей младших  групп знакомят с признаками дерева – листьями, их цветом и величиной. В средней группе дошкольники  узнают расположение частей дерева (от ствола идут ветки, на ветках – листья), учатся различать на своем участке  деревья двух-трех видов. В старшей  группе дети устанавливают связь  между похолоданием и опадением  листьев. В подготовительной к школе  группе дети узнают, что листья, цветки и ветки развиваются из почек. Получают представление о листопаде, приобретают навыки различения наиболее распространенных деревьев по стволу, ветвям, листьям и плодам.

Ознакомление  дошкольников с природой осуществляется в определенной системе, которая  отражает доступные пониманию детей  связи явлений по времени и  месту.

Программный материал дается по временем года. В  каждом сезоне выделены наиболее яркие, характерные явления в неживой  и живой природе, деятельности человека. Такое расположение материала обеспечивает чувственное восприятие происходящих в природе изменений и установление связи между отдельными явлениями, а также повторность в наблюдении их.

Мы считаем  возможным представить методику экологического воспитания следующую:

- Создание  в детском саду условий для  экологического воспитания: развивающей  среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных  материалов.

- Организация  «экологических пространств» в  помещении детского сада: групповые  уголки природы, зимний сад,  теплица, комната (салон) природы.  Подбор и размещение растений  в соответствии с их биологическими особенностями.

- Организация  и оборудование «экологических  пространств» на участке детского  сада: площадки природы, микрофермы, «уголка нетронутой природы» (леса, луга, пустыря). Экологическая тропа  на участке детского сада: оборудование, использование в педпроцессе.

- Труд  людей как средообразующий фактор в жизни растений. Создание условий для труда детей и взрослых в природной зоне детского сада.

- Наблюдение  – ведущий метод экологического  воспитания.

- Сущность  наблюдения как чувственного  метода познания природы. Ведущая  роль, экологический характер содержания  наблюдений. Познание в процессе наблюдений, многообразие видов, процессов роста и развития растений.

Психолого-педагогическое обоснование экологического содержательного  подхода к наблюдению.

- Наблюдения  в повседневной жизни – ведущая  форма приобщения детей к окружающей  природе. Требования к проведению  наблюдений. Циклы наблюдений за  объектами природы: определение  содержания отдельных наблюдений, построение их последовательности, планирования. Разработка циклов  наблюдений за обитателями уголка  природы, сезонными явлениями,  ростом и развитием растений зеленой зоны детского сада.

- Организация  и проведение опытнической работы  с объектами природы, модернизирующая  деятельность с ними. Наблюдение  за изменениями природных объектов, прослеживание и обсуждение их взаимосвязей со средой обитания.

- Календари  природы и их роль в экологическом  воспитании. Недельная методика  ознакомления дошкольников с  сезонными явлениями природы;  работа с календарем в разных  возрастных группах детского  сада. Фиксация роста и развития  растении в календаре. Зимняя  подкормка птиц, ее природоохранное  значение. Календарь наблюдении  за зимующими птицами и работа  с ними в разных возрастных  группах.

- Экологическое  воспитание на занятиях, во время  экскурсий, праздников.

- Различные  типы занятий по ознакомлению  детей с природой: первично-ознакомительный,  углубленно познавательный обобщающий, комплексный. Ведущая роль словесных  методов при обучении на занятиях. Формирование обобщенных представлений  о природе. Виды наглядности,  ее роль и место на природоведческих  занятиях. Детская природоведческая  литература, ее использование в  целях экологического воспитания.

- Детские  праздники экологического содержания, разработка сценариев, проведение. Участие дошкольников в природоохранительных  мероприятиях.

- Прогулки, экскурсии, походы с детьми  на природу, их роль в экологическом  воспитании. Знакомство детей с  лесом, рекой (прудом, озером), лугом  (поляной) как экосистемами. Организация  наблюдений за растениями и  животными в их естественной  среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах  живых организмов.

 

Вывод

 

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической  культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно, правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблем воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

 

      Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни

 

2.1 Констатирующий этап

 

Для подтверждения теоретического положения, что при определенных педагогических условиях, труд оказывает  влияние на формирование знаний о  комнатных растениях у детей  пятого года жизни, было проведена опытно-экспериментальная  работа с детьми среднего дошкольного  возраста МБДОУ №129 города Уссурийска.

Опытно-экспериментальная работа проводилась с подгруппой детей -12 детей. Диагностика выявления  знаний о комнатных растениях  у детей пятого года жизни осуществлялась при различных условиях: в свободное  от занятий время в 1-ю и 2-ю половину дня. Выбирая условия проведения – учитывалось сложность заданий, индивидуальные особенности детей, количество участников и использование  материала диагностики.

Проведение диагностики с использованием игровых заданий и упражнений для отбора необходимого материала  и иллюстраций, осуществлялось за столами.

Эта работа проводилась в три  взаимосвязанных этапа:

  1. Констатирующий;
  2. Формирующий;
  3. Контрольный.

Проанализировав психолого-педагогическую и методологическую литературу по проблеме формирования знаний о комнатных  растениях в процессе ухода за ними (в процессе экспериментирования  у детей пятого года жизни, был  произведен констатирующий этап эксперимента).

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни