Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 02:33, курсовая работа
Цель – на основе теоретического анализа представить систему условий, организации экологического воспитания в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить – и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологического воспитания дошкольников
1.1 Понятие «экологического воспитания».
1.2 Формы и методы экологического воспитания
1.3 Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни
2.1 Констатирующий этап
2.2Формирование знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни. Формирующий этап.
2.3 Результат опытно-экспериментальной работы. Контрольный этап
Заключение
Список использованной литературы
Сроки |
Форма работы |
Педагогическая работа в уголке природы, книжном уголке. |
Октябрь-Ноябрь |
Регулярное наблюдение за погодой и состояниями комнатных растений; Занятие «Знакомство с новыми растениями»; Рассматривание альбома
«Паспортизация комнатных растений»;проведение
дидактических игр «Собери |
Выделение мини-среды в уголке природы и ее преобразования; внесение иллюстраций комнатных растений и правильного ухода за ними, альбома «Паспортизация комнатных растений», дидактические игры «Собери растение», «Отгадай загадки» |
Декабрь-Январь |
В первую половину дня проводились наблюдения за комнатными растениями, и поручения детям по уходу за растениями. Раз в 2 неделю проводился коллективный труд в уголке природы. Вне занятий в первую и во вторую половину дня проводились: занятие «Уход за комнатными растениями», опят « Потребность растений во влаге», опыт «Необходимость света для роста и развития растений», дидактическая игра «Путаница». |
Регулярное наблюдение за растениями и организация индивидуальных поручений в уголке природы; внесение новых атрибут для ухода за комнатными растениями (Леечки, фартуки, рукавички, пульверизаторы…); внесение дидактической игры «Путаница» |
Февраль-Март |
В первую половину дня проводились наблюдения за комнатными растениями, и поручения детям по уходу за растениями. Раз в 2 неделю проводился коллективный труд в уголке природы. Проведение дидактических игр, организация сюжетно-ролевой игры «Магазин цветов». |
Регулярное
наблюдение за растениями и
организация индивидуальных |
Это позволило в организованной форме уточнить, расширить знания о комнатных растениях, сформировать навыки познавательной деятельности.
Все работу на формирующем разбили на три этапа:
I этап: Подготовительный.
В основу деления на блоки положены механизмы усвоения знаний от простого к сложному, от знакомого к незнакомому.
Целью подготовительного этапа является – апробировать педагогические условия формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
Задачи:
В групповой комнате была выделена мини-среда для ухода за растениями на основе уголка природы: проанализированы растения уголка природы и оборудование по уходу за комнатными растениями. В группе находились следующие растения: бегония, примула, герань душистая, бальзамин, кливия, фикус. Были добавлены бегония – Рекс и ампельное растение – комнатный виноград. Пополнено оборудование по уходу за растениями: сшиты новые варежки для протирания пыли с листьев и фартуки, внесены новые яркие рейки, пульверизаторы, альбом «Паспортизация комнатных растений», тазики. Добавила в уголок природы раскраски «комнатные растения нашей группы».
Сгруппировала растения по следующим признакам:
- синяя палочка обозначает
- желтая палочка обозначает растения, нуждающиеся в умеренном поливе (кливия, комнатный виноград, бегония).
Педагогическая работа на подготовительном этапе делилась на два блока:
1 блок: «Знакомые – незнакомые».
Цель: уточнить знания у детей о внешнем виде комнатных растений, их названия, месте произрастания, способа ухода за ними.
Этот блок включал следующие виды педагогической деятельности:
Занятие «Знакомство с комнатными растениями» проходило в первую половину дня.
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях. Программное содержание: учить более полно описывать растения, отличая существенные признаки внешнего вида; закреплять название растений, которые находятся в группе; познакомить детей с новыми комнатными растениями: бегонией-Рекс и комнатным виноградом; поддерживать интерес детей к комнатным растениям.
Подготовка к занятию: отобрать растения для рассматривания, знакомые поставить на стол, незнакомые (бегония-Рекс и комнатный виноград) спрятать на подоконнике.
На занятии использовались следующие приемы:
- сопоставление, сравнение (Что
стоит на моем столе? Как
называются эти комнатные
- побуждала детей к активной
умственной деятельности с
- сюрпризный момент: внесение и рассматривание новых растений.
- детям предлагается решить
проблемные ситуации. (Что необходимо
для того, чтобы новые растения
у нас чувствовали себя хорошо?
Какую палочку поставим синюю
или желтую? Если я растение
поливаю обильно, то ставим
синюю палочку, а если
- с детьми проводится
- подведение итогов занятия, дается оценка каждому ребенку.
Рассматривание альбома «
Проводилось с подгруппой детей в свободное от занятия время во вторую половину дня.
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.
Вместе с детьми в уголке природы мы рассматривали альбом: повторяли названия комнатных растений, строении (стебель, лист, цветок), уточняли какие растения влаголюбивые, а какие любят умеренный полив, какие светолюбивые, а какие предпочитают тень.
Дидактическая игра «Отгадай загадки».
Цель: учить детей по описанию отгадывать комнатное растение.
Игра проводилась с подгруппой детей в уголке природы, в свободное от занятий время во вторую половину дня. Растения стояли на своих обычных местах. Детям предлагалось послушать загадку, найти загаданное растение и назвать его. При затруднении детей применялись наводящие вопросы и подсказки. За правильный ответ детям давались фишки, которые в конце подсчитывались. Победителю давался приз в виде медальки.
2блок: «Зеленая анатомия».
Цель: уточнить знание детей о частях комнатных растений, о факторах их роста и развития.
этот блок включает следующие виды педагогической деятельности:
Дидактическая игра «Путаница»
Цель: уточнить знания детей о частях растений.
При проведении игры использовались следующие приемы:
-детям предлагалось
-сопоставить (какие картинка должны следовать за предыдущей?)
-предлагались поисковые
-детям, которые затруднялись, была представлена помощь в виде наводящих вопросов.
- оценить каждого ребенка.
Занятие «Уход за комнатными растениями».
Цель: уточнить знания детей о приемах ухода за комнатными растениям и их последовательностью.
Подготовка к занятию: растения, нуждающиеся в уходе, миски с водой, пульверизатор, лейка, клеенку – на каждый стол; у каждого ребенка: фартук и рукавичка; недалеко от столов размещаются большой таз, лейка и мягкая кисти.
На занятии использовались следующие приемы:
- детьми предлагалось в форме
индивидуальных поручений
- вспомнили с детьми порядок и приемы ухода и их значение. (Как надо мыть растение с крупными листьями, а как с мелкими, а зачем мы ухаживаем за растениями? Зачем нужны пульверизаторы, варежки, кисточки?)
-задавались поисковые вопросы
по следующим трудовым
- активная деятельность детей. (Дети протерли листья, опрыснули их, а растения с мелкими листьями вымыли в тазу из большой лейки и удалили мягкой кистью пыль с растений).
- вместе со всеми детьми
- в уголке природы провели оценку проделанной работы.
Опыт: «Потребность растений во влаге».
Цель: выявить потребность растений во влаге.
Перед выходными днями, в пятницу, организовалось рассматривания герани душистой в хорошем состоянии. Опыт по выявлению потребности растений во влаге проводился с влаголюбивым растением. Вместе с детьми выяснили, как чувствует себя растение, какие у него листья, какой стебель, упругий или нет. Затем зарисовали герань душистую с сочными зелеными листьями и стеблем на плакате.
Повторное наблюдение проводилось через три дня после перерыва в поливе растения и при появлении у него признаков неудовлетворенной потребности во влаге. (Проводилось утром).
Предлагалось детям посмотреть на герань душистую. У детей спрашивали, как себя чувствует растение, как дети узнали, что ему плохо, какими у него стали листья. Ребята сравнили состояние листьев растения с рисунком (на 1-м этапе опыта). У детей спрашивалось, почему листья у него опустились, стали мягкими. Предлагалось потрогать земля в горшке. Дети высказывали предложения о том, чего не хватает растению. Выслушивались все мнения детей, задавался вопрос «Можно проверить действительно ли герани душистой не хватает воды?» одному ребенку предлагалось обильно полить растение. Зарисовали на плакате поникший цветок и отметили, что его полили.
Предлагалось ребятам
В заключении детям предлагалось придумать название получившемуся плакату. «Как мы помогли растению».
Опыт: «Необходимость света для роста и развития растений».
Цель: подвести детей к выводу о необходимости света для роста и развития растений.
Для опыта было выбрано растение герань зональская. Это растение разместили в групповой комнате, подальше от источника света, таким образом, чтобы свет падал на нее с одной стороны. Через несколько дней, было проведено наблюдение и было замечено, что растение постепенно наклоняется в сторону света, образуя с почвой острый угол. После наблюдения, карандашом было помечена сторона горшка, в которую наклонялось растение. Затем герань развернули на 180 градусов и продолжили наблюдение. В скорее было замечено, что растение выпрямилось и постепенно наклонялось в противоположную сторону. Данный опят позволил сделать выводы: растению необходим свет и растения могут двигаться и поворачиваться к свету.
2 этап: Основной.
Цель: расширить, уточнить и обогатить знания детей о комнатных растениях по средствам ухода за ними.