Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 02:33, курсовая работа

Описание работы

Цель – на основе теоретического анализа представить систему условий, организации экологического воспитания в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить – и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологического воспитания дошкольников
1.1 Понятие «экологического воспитания».

1.2 Формы и методы экологического воспитания
1.3 Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни
2.1 Констатирующий этап
2.2Формирование знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни. Формирующий этап.
2.3 Результат опытно-экспериментальной работы. Контрольный этап
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экологии 4 КУРС.docx

— 85.24 Кб (Скачать файл)

Сроки

Форма работы

Педагогическая  работа в уголке природы, книжном  уголке.

Октябрь-Ноябрь

Регулярное  наблюдение за погодой и состояниями  комнатных растений;

Занятие «Знакомство с  новыми растениями»;

Рассматривание альбома  «Паспортизация комнатных растений»;проведение дидактических игр «Собери растения», «Отгадай загадки»

Выделение мини-среды  в уголке природы и ее преобразования; внесение иллюстраций комнатных  растений и правильного ухода  за ними, альбома «Паспортизация комнатных  растений», дидактические игры «Собери  растение», «Отгадай загадки»

Декабрь-Январь

В первую половину дня проводились наблюдения за комнатными растениями, и поручения детям  по уходу за растениями. Раз в 2 неделю проводился коллективный труд в уголке природы. Вне занятий в первую и во вторую половину дня проводились: занятие «Уход за комнатными растениями», опят « Потребность растений во влаге», опыт «Необходимость света для роста и развития растений», дидактическая игра «Путаница».

Регулярное  наблюдение за растениями и организация  индивидуальных поручений в уголке природы; внесение новых атрибут  для ухода за комнатными растениями (Леечки, фартуки, рукавички, пульверизаторы…); внесение дидактической игры «Путаница»

Февраль-Март

В первую половину дня проводились наблюдения за комнатными растениями, и поручения детям  по уходу за растениями. Раз в 2 неделю проводился коллективный труд в уголке природы. Проведение дидактических  игр, организация сюжетно-ролевой  игры «Магазин цветов».

 Регулярное  наблюдение за растениями и  организация индивидуальных поручений  в уголке природы; Внесение  дидактических игр: «Собери растение»,  «Как растет растение»; атрибут  для сюжетно-ролевой игры «Магазин  цветов».


 

Это позволило в организованной форме уточнить, расширить знания о комнатных растениях, сформировать навыки познавательной деятельности.

Все работу на формирующем разбили  на три этапа:

I этап: Подготовительный.

В основу деления на блоки положены механизмы усвоения знаний от простого к сложному, от знакомого к незнакомому.

Целью подготовительного этапа  является – апробировать педагогические условия формирования знаний о комнатных  растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.

Задачи:

  1. Отобрать содержание знаний для формирующего этапа.
  2. Пополнить, уточнить знания о комнатных растениях.
  3. Расширить развивающую мини-среду (добавить новые комнатные растения бегония-Рекс и ампельное растение – комнатный виноград).

В групповой комнате была выделена мини-среда для ухода за растениями на основе уголка природы: проанализированы растения уголка природы и оборудование по уходу за комнатными растениями. В группе находились следующие растения: бегония, примула, герань душистая, бальзамин, кливия, фикус. Были добавлены бегония – Рекс и ампельное растение – комнатный виноград. Пополнено оборудование по уходу за растениями: сшиты новые варежки для протирания пыли с листьев и фартуки, внесены новые яркие рейки, пульверизаторы, альбом «Паспортизация комнатных растений», тазики. Добавила в уголок природы раскраски «комнатные растения нашей группы».

Сгруппировала растения по следующим  признакам:

  1. Растения имеющие классическую строение стебель, листы, цветы. (Герань душистая, зональная, бальзамин, бегония-крапчатая).
  2. Имеющие ампельное строение. (Традесканция и комнатный виноград).
  3. Сделала условные обозначения в виде пластмассовых палочек:

- синяя палочка обозначает растения, нуждающиеся в обильном поливе (герань, бальзамин, традесканция);

- желтая палочка обозначает  растения, нуждающиеся в умеренном  поливе (кливия, комнатный виноград, бегония).

Педагогическая работа на подготовительном этапе делилась на два блока:

1 блок: «Знакомые – незнакомые».

Цель: уточнить знания у детей о  внешнем виде комнатных растений, их названия, месте произрастания, способа  ухода за ними.

Этот блок включал следующие  виды педагогической деятельности:

  • Занятие «Знакомство с комнатными растениями».
  • Рассматривание альбома Паспортизация комнатных растений».
  • Дидактическая игра «Отгадай загадки».

Занятие «Знакомство с  комнатными растениями» проходило в первую половину дня.

Цель: уточнить и систематизировать  знания детей о комнатных растениях. Программное содержание: учить более  полно описывать растения, отличая  существенные признаки внешнего вида; закреплять название растений, которые находятся в группе; познакомить детей с новыми комнатными растениями: бегонией-Рекс и комнатным виноградом; поддерживать интерес детей к комнатным растениям.

Подготовка к занятию: отобрать растения для рассматривания, знакомые поставить на стол, незнакомые (бегония-Рекс и комнатный виноград) спрятать на подоконнике.

На занятии использовались следующие  приемы:

- сопоставление, сравнение (Что  стоит на моем столе? Как  называются эти комнатные растения? Какова их величина? Какие у  них листья по форме, размеру,  цвету и поверхности? Есть ли  растений цветки и какие они?)

- побуждала детей к активной  умственной деятельности с помощью  поисковых вопросов (на что похож  лист этого растения, чем отличаются  эти растения?)

- сюрпризный момент: внесение и  рассматривание новых растений.

- детям предлагается решить  проблемные ситуации. (Что необходимо  для того, чтобы новые растения  у нас чувствовали себя хорошо? Какую палочку поставим синюю  или желтую? Если я растение  поливаю обильно, то ставим  синюю палочку, а если умеренно  – желтую. Давай те найдем место  для новых растений.)

- с детьми проводится дидактическая  игра «Чего не стало?»

- подведение итогов занятия,  дается оценка каждому ребенку.

Рассматривание альбома «Паспортизация комнатных растений».

Проводилось с подгруппой детей  в свободное от занятия время  во вторую половину дня.

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.

Вместе с детьми в уголке природы  мы рассматривали альбом: повторяли  названия комнатных растений, строении (стебель, лист, цветок), уточняли какие  растения влаголюбивые, а какие любят  умеренный полив, какие светолюбивые, а какие предпочитают тень.

Дидактическая игра «Отгадай загадки».

Цель: учить детей по описанию отгадывать комнатное растение.

Игра проводилась с подгруппой детей в уголке природы, в свободное  от занятий время во вторую половину дня. Растения стояли на своих обычных  местах. Детям предлагалось послушать  загадку, найти загаданное растение и назвать его. При затруднении  детей применялись наводящие  вопросы и подсказки. За правильный ответ детям давались фишки, которые  в конце подсчитывались. Победителю давался приз в виде медальки.

2блок: «Зеленая анатомия».

Цель: уточнить знание детей о частях комнатных растений, о факторах их роста и развития.

этот блок включает следующие виды педагогической деятельности:

  • Дидактическую игру «Путаница»;
  • Занятие «Уход за комнатными растениями»;
  • Опыт «Потребность растений во влаге»;
  • Опыт «Необходимость света для роста и развития растений».

Дидактическая игра «Путаница»

Цель: уточнить знания детей о частях растений.

При проведении игры использовались следующие приемы:

-детям предлагалось рассмотреть  предложенные картинки;

-сопоставить (какие картинка  должны следовать за предыдущей?)

-предлагались поисковые вопросы  (соедини части растений, почему  так, а не по-другому?)

-детям, которые затруднялись, была  представлена помощь в виде  наводящих вопросов.

- оценить каждого ребенка.

Занятие «Уход за комнатными растениями».

Цель: уточнить знания детей о приемах ухода за комнатными растениям и их последовательностью.

Подготовка к занятию: растения, нуждающиеся в уходе, миски с  водой, пульверизатор, лейка, клеенку – на каждый стол; у каждого ребенка: фартук и рукавичка; недалеко от столов размещаются большой таз, лейка и мягкая кисти.

На занятии использовались следующие  приемы:

- детьми предлагалось в форме  индивидуальных поручений расставить  растения, рассмотреть инвентарь  для ухода.

- вспомнили с детьми порядок  и приемы ухода и их значение. (Как надо мыть растение с  крупными листьями, а как с  мелкими, а зачем мы ухаживаем  за растениями? Зачем нужны пульверизаторы, варежки, кисточки?)

-задавались поисковые вопросы  по следующим трудовым операциям:  притирание листьев, мытье растений (чем протирают крупные листья? Что нужно делать, чтобы земля  не размывалась, при мытье растений? как протирают пыль с растений  с опушенными листьями?)

- активная деятельность детей. (Дети протерли листья, опрыснули  их, а растения с мелкими листьями  вымыли в тазу из большой  лейки и удалили мягкой кистью  пыль с растений).

- вместе со всеми детьми поставили  чистые растения в уголок природы,  убрали инвентарь на место.

- в уголке природы провели  оценку проделанной работы.

Опыт: «Потребность растений во влаге».

Цель: выявить потребность растений во влаге.

Перед выходными днями, в пятницу, организовалось рассматривания герани душистой в хорошем состоянии. Опыт по выявлению потребности растений во влаге проводился с влаголюбивым растением. Вместе с детьми выяснили, как чувствует себя растение, какие  у него листья, какой стебель, упругий  или нет. Затем зарисовали герань душистую с сочными зелеными листьями и стеблем на плакате.

Повторное наблюдение проводилось  через три дня после перерыва в поливе растения и при появлении  у него признаков неудовлетворенной  потребности во влаге. (Проводилось  утром).

Предлагалось детям посмотреть на герань душистую. У детей спрашивали, как себя чувствует растение, как  дети узнали, что ему плохо, какими у него стали листья. Ребята сравнили состояние листьев растения с  рисунком (на 1-м этапе опыта). У  детей спрашивалось, почему листья у него опустились, стали мягкими. Предлагалось потрогать земля в  горшке. Дети высказывали предложения  о том, чего не хватает растению. Выслушивались все мнения детей, задавался вопрос «Можно проверить  действительно ли герани душистой не хватает воды?» одному ребенку  предлагалось обильно полить растение. Зарисовали на плакате поникший цветок и отметили, что его полили.

Предлагалось ребятам понаблюдать  за ним в течение дня. В тот  же день, вечером, при появлении признаков «оживления» герани душистой был проведен заключительный этап опыта. Дети вспоминали, как чувствовал себя цветок утром, рассматривали плакат с зарисовкой и задавались вопросы: «какие у растения были листья? Что мы сделали, чтобы помочь растению?». Затем организовалось заключительное рассматривание герани душистой по следующим вопросам: какими стали листья и стебель? Почему? Чего не хватало нашему растению? Как вы узнали? Как помочь растению, если ему не хватает воды? Зарисовали полную герань душистую на плакате.

В заключении детям предлагалось придумать  название получившемуся плакату. «Как мы помогли растению».

Опыт: «Необходимость света  для роста и развития растений».

Цель: подвести детей к выводу о необходимости света для роста и развития растений.

Для опыта было выбрано растение герань зональская. Это растение разместили в групповой комнате, подальше от источника света, таким образом, чтобы свет падал на нее с одной  стороны. Через несколько дней, было проведено наблюдение и было замечено, что растение постепенно наклоняется  в сторону света, образуя с  почвой острый угол. После наблюдения, карандашом было помечена сторона горшка, в которую наклонялось растение. Затем герань развернули на 180 градусов и продолжили наблюдение. В скорее было замечено, что растение выпрямилось и постепенно наклонялось в противоположную сторону. Данный опят позволил сделать выводы: растению необходим свет и растения могут двигаться и поворачиваться к свету.

2 этап: Основной.

Цель: расширить, уточнить и обогатить знания детей о комнатных растениях по средствам ухода за ними.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни