Опытно-экспериментальная работа по развитию речи детей дошкольного возраста приёмами инсценирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: разработка методических рекомендаций по развитию речи приёмами инсценирования.
Гипотеза: Состоит в предположении того, что речь ребёнка будет развиваться в том случае. Если будет систематически проводиться игры с использованием импровизаций.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….3
I. Теоретические основы использования игровой деятельности на занятиях по развитию речи.
1.1. Понятие «игровая деятельность» в педагогической, методической литературе……………………………………………………………5.
1.2. Инсценирование как основной метод развития речи детей дошкольного возраста………………………………………………………………8
II. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи детей дошкольного возраста приёмами инсценирования.
2.1 методика проведения занятий приёмами инсценирования………..40
2.2Результаты экспериментальной работы……………………………...43
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа Токтышевой Марины н.docx

— 113.31 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………..…….3

  1. Теоретические основы использования игровой деятельности на занятиях по развитию речи.
    1. Понятие «игровая деятельность» в педагогической, методической литературе……………………………………………………………5.
    2. Инсценирование как основной метод развития речи детей дошкольного возраста………………………………………………………………8
  2. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи детей дошкольного возраста приёмами инсценирования.

2.1 методика проведения  занятий приёмами инсценирования………..40

2.2Результаты экспериментальной  работы……………………………...43

Заключение……………………………………………………………………….47

Список литературы………………………………………………………………48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.                                                                         

 На переломных этапах истории обостряется самосознание народа,

возрастает интерес к  своим истокам, корням, культуре, всему  тому, что

характеризует его самобытность. Детство – то время, когда возможно

подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

       Дошкольное  образовательное учреждение –  первое и самое ответственное

звено в общей системе  народного образования. Овладение  родным языком

является одним из самых  важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Именно дошкольное детство  особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому

процесс речевого развития рассматривается в современном  дошкольном

образовании, как общая  основа воспитания и обучения детей.

       В конце  ХХ века в нашу жизнь начала  вливаться огромная лавина

заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит

и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного

возраста средствами малых  форм фольклора на сегодняшний день имеет особую

значимость.

       Народ  заботливо сопровождал поэтическим  словом каждый этап жизни

ребенка, все стороны его  развития. Это целая система традиционных правил,

принципов, с помощью которых  воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой

системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век,

из семьи в семью.

       Психологи  и методисты отмечают, что ребенок  усваивает родной язык,

прежде всего, подражая разговорной  речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е.

Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева  и др.). К сожалению, родители в  наше время

из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто  забывают об этом и

процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок  больше

времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого,

произведения народного  творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки)

практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях

пяти - шести лет.

       К.Д.  Ушинским было замечено, что в  семьях знают все меньше обрядов,

забывают песни, в том  числе и колыбельные. В наши дни  это становится еще

актуальнее.

       В практике  дошкольного образования можно  пронаблюдать такую картину:

при ознакомлении старших  дошкольников с малыми фольклорными формами нередко

выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и

языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию

пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы  на занятиях

по развитию речи с детьми. В некоторых детских садах  обучение сводится к

подготовке к школе, к  усвоению грамоты, кое-где уже обучают  чтению.            Цель: разработка методических рекомендаций по развитию речи приёмами инсценирования.

Гипотеза: Состоит в предположении того, что речь ребёнка будет развиваться в том случае. Если будет систематически проводиться игры с использованием импровизаций.                                                                                  Задачи:

1.Изучить педагогическую, методическую, психологическую литературу.

2. Обосновать эффективные  методические рекомендации по  развитию речи приёмами инсценирования.

3.Провести экспериментальную  работу по развитию речи приёмами  инсценирования.

Структура:

Работа состоит из введения и двух глав, заключения и списка использованной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы использования игровой деятельности на занятиях по развитию речи.

 

Дошкольное возраст –  уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и  спецификой; это особый мир со своим  языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного  детства? Как открываем его влияние  на развитие ребёнка? Прежде всего, через  самые разнообразные детские  игры. Не случайно игра названа спутником  детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской  природе, деятельность дошкольника  и естественное выражение его  активности.

 

1.1Понятие «игровая  деятельность» в педагогической, методической литературе.

Игры  делятся на несколько  видов, но каждая из них вносит свой вклад в развитие ребенка в  детском саду. Виды игр:                                                            1.Сюжетно-ролевые игры.                                                                                        2.Подвижные игры.                                                                                                                             3.Дидактические игры.                                                                                                  Огромная роль в развитии и воспитании  ребенка  принадлежит  игре  -важнейшему   виду   деятельности.   Она   является   эффективным   средством  формирования личности дошкольника, его  морально - волевых  качеств,  в  игре реализуются  потребность  воздействия  на  мир.  Она  Дошкольное возраст  – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и  спецификой; это особый мир со своим  языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного  детства? Как открываем его влияние  на развитие ребёнка? Прежде всего, через  самые разнообразные детские  игры. Не случайно игра названа спутником  детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской  природе, деятельность дошкольника  и естественное выражение его  активности вызывает  существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С.  Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение   в  жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого  имеет  деятельность  работа, служба. Каков ребенок в игре, таким  во многом он будет в  работе.  По  этому воспитание будущего деятеля  происходит, прежде всего,  в игре... "                                                                                                              Игра-это деятельность, которая изображает  отношение  личности  к миру, что ее окружает. Именно  в  мире  впервые  формируется  необходимость   влияния   на окружение,  изменить  его,  когда  у  человека  возникает  желание,  которое невозможно сразу реализовать создаются предпосылки игровой Игра деятельности. Самостоятельность человека в середине игрового сюжета  безгранична, она  может  возвращаться  в  прошлое,  заглядывать  в  будущее,  многоразового повторять одно и то же действие, которое  приносит  и  удовлетворение,  дает возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным. В  игре  ребенок  не  обучается  жить,  а  живет  своей   истинной, самостоятельной жизнью.

  Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень   верно подчеркнул известный исследователь  детской  игры  Д.  Б.  Элоконин,  в  игре интеллект направляется  за эмоционально - действенным   переживанием,  функции взрослого  воспринимаются, прежде всего,  эмоционально,  происходит  первично эмоционально-действенная  ориентация в содержании человеческой  деятельности. Игра в придуманной  ситуации освобождает  от ситуативной   связи.  В игре ребенок обучается  действовать в ситуации, которая  требует  познания,  а не  только непосредственно  переживается.  Действие  в  придуманной   ситуации приводит  к  тому,  что  ребенок  учится  управлять   не  только  восприятием предмета  или реальных обстоятельств, а  и  смысловой ситуации,  ее  значением. Возникает новое качество  отношения  человека  к  миру:  ребенок  уже  видит окружающую  действительность, что  не  только  имеет  разнообразную  окраску,  многообразие форм, но и знание  и смысл.

  Случайный предмет,  который ребенок раздваивает  на конкретную вещь и ее  воображаемое значение, воображаемую  функцию становится символом.  Ребенок может  любой  предмет   пересоздать  на  что  угодно,  он  становится  первым материалом  для воображения. Дошкольнику  очень трудно оторвать свою  мысль  от вещи, поэтому   он  должен  иметь  опору   в  другой  вещи,  для  того,  чтобы вообразить себе коня, ему  необходимо найти палку, как  точку  опоры.  В  этом  символизирующем действий происходит  взаимное  проникновение,  переживание   и фантазия. Сознательность ребенка  отделяет  образ  реальной  палочки,  которая требует реальных  действий с ней.  Однако  мотивация  игрового  действия  это совсем независимо от объективного результата. В самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение. Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто»,  «понарошку»,  но  в этой условной обстановке,  которая  создается  воображением  ребенка,  много настоящего: действия играющих всегда реальны, их  чувства,  переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка –  только  игрушки,  но любит их, как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик,  или  моряк, но чувствует себя отважным  пилотом,  храбрым  моряком,  который  не  боится опасности, по настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой  воображения.  Ребенок не копирует действительность, он  комбинирует  разные  впечатления  жизни  с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске  средств  всего  реализации. Одно из рациональных средств – побудить ребенка к игре, дающей выход эмоциям.

 Детей порой мучает  сила собственных эмоций, их чувства   нуждаются  в выходе. Неразумно   подавлять  эмоции  полностью   –  самое  лучшее  –   помочь ребенку выразить  их  безвредным  для  себя  и   окружающих  способом.

Развивающие  игры  содержат  условия   способствующие   полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал,  внешних

и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности  детей.  При проведении игр необходимо, чтобы  все  эти  условия  были  реализованы,  т.е. чтобы каждая игра приносила  ребенку новые  эмоции,  умения,  расширяла  опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность. Из огромного многообразия методов в особую группу выделяют методы стимулирования и мотивации  - учения. Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире, игры, осмысленно ориентированные на обучение ребенка.                                                                                                   С древности игра использовалась как средство обучения детей. Возникшая система образования, развивающаяся как классно-урочная, в значительной степени авторитарная, рассудочная, в традиционной школе до конца XIX столетия опиралась на рациональную дидактику. Исключение можно было встретить в привилегированных учебных заведениях, например, английских колледжах, где использовалась «умственная игра». В целом же во многих странах мира она в обучении была скорее случайностью.

Игры, направленные на обучение детей  рассказыванию, развивают у детей умение описать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина), действиям; рассказать о животном, об игрушке, по картинке (составить сюжет, развернуть его в соответствии с замыслом).

Дидактическая задача облечена в игровые  ситуации, в которых отчетливо  выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей. В играх «Найдем игрушку», «Угадай, что в руке?» ребенок отыскивает знакомый ему предмет, а затем рассказывает о нем. Таким образом, специальные занятия, игры и упражнения решают в комплексе все задачи речевого развития (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарную работу, развитие связной речи).

Владение связной монологической речью является высшим достижением  речевого воспитания дошкольников. Следовательно, развитие связной монологической речи — одна из центральных задач речевого развития дошкольников.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по развитию речи детей дошкольного возраста приёмами инсценирования