Опытно-экспериментальная работа по развитию речи детей дошкольного возраста приёмами инсценирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: разработка методических рекомендаций по развитию речи приёмами инсценирования.
Гипотеза: Состоит в предположении того, что речь ребёнка будет развиваться в том случае. Если будет систематически проводиться игры с использованием импровизаций.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….3
I. Теоретические основы использования игровой деятельности на занятиях по развитию речи.
1.1. Понятие «игровая деятельность» в педагогической, методической литературе……………………………………………………………5.
1.2. Инсценирование как основной метод развития речи детей дошкольного возраста………………………………………………………………8
II. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи детей дошкольного возраста приёмами инсценирования.
2.1 методика проведения занятий приёмами инсценирования………..40
2.2Результаты экспериментальной работы……………………………...43
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа Токтышевой Марины н.docx

— 113.31 Кб (Скачать файл)

• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

• освоение специальных  умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

• самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется  синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают  в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах  детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.). 

Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и  творчество проявляются в трех аспектах.

Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом  сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.

Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно  воплощать художественный образ  с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

В-третьих, в оформлении спектакля  – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок. 

Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней  чаще используется термин «театрально-игровая  деятельность». В программе «Радуга» театрально-игровая деятельность детей  рассматривается в двух взаимосвязанных  аспектах:

как разновидность художественной деятельности она входит в раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», где интегрируется со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная  и изобразительная;

как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом  опыте ребенка, она представлена в разделе «Как играть с детьми».

Если детям создать  условия для самостоятельных  театрализованных игр, они смогут подражать  игровым образам, общаясь друг с  другом. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следите, чтобы и они так же обращались друг с другом, помогали, проявляли настойчивость, терпение в реальной действительности.

Таковы исходные теоретические  положения. Раскроем теперь специфику  целей, задач и содержания работы воспитателя с детьми младшего дошкольного  возраста. 

Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного  возраста. 

Основные направления  развития театрализованной игры состоят  в постепенном переходе ребенка:

• от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной  игровой деятельности;

• от индивидуальной игры и  «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих  роли;

• от имитации действий фольклорных  и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей  основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного»  образа в игре драматизации.

Задачи и содержание работы:  

Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра  небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку  потешек, стихов и сказок. 

В дальнейшем важно стимулировать  его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей  фиксируется на том, что в конце  куклы кланяются и просят поблагодарить  их, похлопать в ладоши. Перчаточные  и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается  последовательным усложнением игровых  заданий и игр драматизаций, в  которые включается ребенок.

Ступени работы следующие:

• Игра имитация отдельных  действий человека, животных и птиц (дети проснулись потянулись, воробышки  машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали  в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра имитация цепочки  последовательных действий в сочетании  с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в  ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул  на дерево).

• Игра имитация образов  хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра импровизация под  музыку («Веселый дождик», «Листочки  летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

• Бессловесная игра импровизация с одним персонажем но текстам  стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

• Игра импровизация по текстам  коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова  «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин  «Утка с утятами»).

• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три .медведя»).

• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

• Игра драматизация с несколькими  персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).  

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного  театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини постановки по текстам  народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тилибом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок  и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях  на заданные темы. 

Обогащение игрового опыта  возможно только при условии развития специальных игровых умений: 

Первая группа умений связана  с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо  «артистам»).

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции  «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр  голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний  и правильно держать и «вести»  куклу или фигурку героя в  режиссерской театрализованной игре.

Третья группа умений –  это умение взаимодействовать с  другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные  роли по очереди и т.д. 

В играх драматизациях  решаются следующие задачи:

1. Воспитательно-образовательные:

обогащение знаниями, умениями, навыками;

развитие интереса к литературе и театру;

развитие психических  процессов (памяти, внимания, речи, мышления);

развитие таких качеств  личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;

формирование норм поведения;

воспитание морально волевых  качеств личности.

2. Коррекционные:

закрепление навыков правильной, речи;

усвоение богатства родного  языка;

усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);

активизация и пополнение словаря;

совершенствование грамматического  строя речи;

развитие тонкой моторики рук.

Рассмотрим методику руководства  играми драматизациями. 

Здесь прослеживается тесная взаимосвязь работы специалистов детского сада. На занятии по развитию речи воспитатель  читает детям художественное произведение, рассматривает с ними иллюстрации.

дети пересказывают произведение по вопросам. При этом используется аппликационный материал и фланелеграф. Затем можно перейти к пересказу  по цепочке. Параллельно ведется большая словарная работа по подбору определений, характеризующих персонажей и их действия. Завершить этот этап работы предлагается коллективным проигрыванием этюдов. 

Далее воспитатели проводят цикл занятий, на которых дети в изобразительной  деятельности и художественном труде  отображают свои впечатления о прочитанном (рисуют, лепят, конструируют и т.д.).

Музыкальный руководитель подбирает  музыкальный репертуар и отрабатывает пантомиму. На заключительном логопедическом занятии дети выбирают роли и "показывают спектакль" для подгруппы детей, обслуживающего персонала. При этом воспитатель берет на себя роль режиссера, он активно вмешивается в ход  игры, предлагает ребенку исполнить  свою роль более выразительно. 

По желанию детей тот  или иной спектакль может быть показан на праздничном утреннике, вечере досуге. Здесь воспитателю  отводится роль зрителя. 

Как уже отмечалось, репертуар  игр драматизаций зависит от возраста детей, учитывая особенности психо-речевого развития детей, материалом для игр  драматизаций в группе (34 года) служат потешки, прибаутки, не требующие прямой речи, например:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые, зубки белые.

Затем, предлагается драматизировать  потешки более сложного содержания, где дети включаются в диалог с  воспитателем, например: 

Гуси вы, гуси, красные  лапки !

Где вы бывали, что вы видели?  

Мы видели волка. Он унес гусенка. 

Гуси вы, гуси, красные  лапки!

Ищите вы волка, спасайте гусенка.

К концу года в младшей  группе драматизируются небольшие  сказки: "Колобок", "Рукавичка", "Теремок", "Репка", "Лиса и  заяц", "Лиса и дрозд", "Снегурочка и лиса", "Пузырь, соломинка  и лапоть". 

Принципы организации  театрализованной игры.

Реализация названных  задач и содержания работы с детьми младших групп требует учета  основных принципов организации  театрализованной игры. 

1. Важнейшим является  принцип специфичности данной  деятельности, объединяющей игровой  (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый)  компоненты 

2. Принцип комплексности  предполагает взаимосвязь театрализованной  игры с разными видами искусства  и разными видами художественной  деятельности ребенка. 

3. Согласно принципу импровизационности  театрализованная игра рассматривается  как творческая деятельность, что  обусловливает особое взаимодействие  взрослого и ребенка, детей  между собой, основу которого  составляют свободная атмосфера,  поощрение детской инициативы, отсутствие  образца для подражания, наличие  своей точки зрения у ребенка,  стремление к оригинальности  и самовыражению.

4. Все названные выше  принципы находят свое выражение  в принципе интерактивности, в  соответствии с которым целенаправленная  работа по развитию театрализованной  игровой деятельности включается  в целостный педагогический процесс.  

Заучивание роли прекрасно  тренирует произвольную память. Как  известно совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано  с постановкой перед ними специальных  задач на запоминание, сохранение и  воспроизведение материала. Множество  таких задач естественно возникает  в игровой деятельности. Особенно, если ребенку интересно то, что  необходимо запомнить, в данном случае его роль образ выбранного героя. 

 

Четкая постановка задачи, разнообразие и умелая организация  игровой деятельности педагогом  способна направить ее в определенное развивающее русло. Так, например, вместо уже привычной инсценировки литературного  произведения можно предложить детям  инсценировать, изобразить отдельные  эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в  тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо продумать поведение  персонажей, их диалоги, реплики, а затем проиграть. В другом случае можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребенку эпизод и разыграть его молча. Задача зрителей угадать эпизод, догадаться, о чем идет речь. Можно сопровождать свои выступления, показы музыкальными фрагментами. 

Нужно предлагать участникам игр меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для  того чтобы лучше понять и всесторонне  оценить проблему, поставленную в  произведении. 

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по развитию речи детей дошкольного возраста приёмами инсценирования