Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:24, курсовая работа
Цель: разработка методических рекомендаций по развитию речи приёмами инсценирования.
Гипотеза: Состоит в предположении того, что речь ребёнка будет развиваться в том случае. Если будет систематически проводиться игры с использованием импровизаций.
Введение……………………………………………………………………..…….3
I. Теоретические основы использования игровой деятельности на занятиях по развитию речи.
1.1. Понятие «игровая деятельность» в педагогической, методической литературе……………………………………………………………5.
1.2. Инсценирование как основной метод развития речи детей дошкольного возраста………………………………………………………………8
II. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи детей дошкольного возраста приёмами инсценирования.
2.1 методика проведения занятий приёмами инсценирования………..40
2.2Результаты экспериментальной работы……………………………...43
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………
2.1 методика проведения
занятий приёмами
Инсценирование русской народной сказки
«Маша и медведь».
Цель: учить детей слушать сказку, участвовать
в инсценировании и драматизации отдельных
эпизодов; формировать интонационную
выразительность речи; детей 4 лет учить
пересказу.
Ход занятия.
Воспитатель рассказывает сказку. Достает
игрушки (фигурки для настольного театра)
или картинки (для демонстрации на фланелеграфе),
изображающие Машеньку и медведя. Напоминает
эпизод из сказки:
«Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку,
обрадовался:
— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя!
Будешь у меня жить. Будешь печку топить,
будешь кашу варить, меня кашей кормить».
Воспитатель спрашивает, что будет делать
Машенька в доме медведя. Цитирует с помощью
детей соответствующий отрывок: «Будешь
печку... (топить). Будешь… (кашу варить),
меня… (кашей кормить)».
Далее организуется игра-драматизация.
Воспитатель и дети. Идет медведь между
елками, бредет между березками, в овражки
спускается, на пригорки поднимается.
Шел-шел, устал и говорит…
Медведь. Сяду на пенек (присаживается),
съем пирожок!
Машенька (за спиной у медведя). Вижу, вижу!..
Не садись на пенек, не ешь пирожок!
Медведь. Ишь какая глазастая. Все видит!
Воспитатель и дети. Поднял он короб и
пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился,
сел и говорит...
Медведь (медленно, басовито). Сяду на пенек,
съем пирожок!
Машенька. Вижу, вижу!..
Медведь (удивленно и с восхищением). Вот
какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!
Игра-драматизация повторяется 3-4 раза.
Педагог организует драматизацию этого
отрывка и вне занятий, привлекая к игре
самых младших воспитанников.
1. продумать сценарий
проведения;
3. провести первую чистку в кругу выбранных детей;
4. распределение роли;
5. провести вторичную чистку сценария, когда ребенок увидит свою роль;
6. проводить репетиции с детьми;
7. одновременно с репетициями
подготавливать необходимый
8. провести генеральную репетицию с декорациями и костюмами;
9. проведение урока – драматизации.
Занятие №1. Н.Н. Носов Приключения Незнайки и его друзей».
Цель: развить творческие способности у детей путем инсценирования отрывка из произведения Н.Н Носова « Приключение незнайки и его друзей».
Автор: В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. Так вот, в одном сказочном городе жили такие малыши-коротыши : малыш-коротыш по имени Знайка, доктор Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Музыкант Гусля, художник Тюбик, механик Винтик со своим помощником Шпунтиком и маленькая собачка Булька. Они были дружными и очень любили петь.
Но сам известным среди обитателей города был малыш по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал. Незнайка был не такой уж скверный. Он очень хотел чему-нибудь научиться. Но не любил трудиться.
(Выбегает Незнайка).
Незнайка: Слушай, Тюбик, дай мне какие-нибудь краски, кисточку. Я тоже хочу быть художнику.
Тюбик: Ты ведь хотел учиться музыке.
Незнайка: Нет, не хочу быть больше музыкантом!
Тюбик: Эх, ты! Только попробовал и сразу бросил. Так из тебя ничего не выйдет! Рисовать, тоже долго учиться надо.
Незнайка: Я и буду учиться.
Тюбик: Ну, хорошо! Даю тебе задание: нарисовать вот этот кувшин. Через 2 часа покажешь.
Незнайка: Хорошо! Чего тут ещё 2 часа рисовать. (Звучит музыка, под которую он рисует).
Незнайка: Вот и все. Эй, Пончик, Пончик! Иди сюда. Я тебя нарисую.
Пончик: А ты умеешь?
Незнайка: А чего тут еще уметь? У меня все есть: и кисточка, и краски. Садись вот и сиди смирно. Не вертись, Пончик, а то непохоже получится. (Рисует).
Пончик: А сейчас получается, похоже?
Незнайка: Очень похоже. (Рисует). Ну, вот и готово!
Пончик: Да, разве ж я такой?
Незнайка: Конечно, такой! А какой же еще?
Пончик: А усы, зачем нарисовал? У меня ведь усов нет !
Незнайка: Ну, Вырастут когда-нибудь!
Пончик: А нос, почему красный?
Незнайка: Это чтобы было красивее!
Пончик: А волосы, почему синие? Разве волосы у меня синие?
Незнайка: Синие. Но если тебе не нравится, я могу сделать зеленые.
Пончик: Нет, это плохой портрет! Дай я его порву!
Незнайка: Зачем же уничтожать художественные произведения?
Пончик: Отдай! Я с тобой в ссоре!
Незнайка: Ну и, пожалуйста!
Пончик: (Плачет). Все равно я встану ночью и уничтожу этот портрет.
Незнайка: А я ночью не лягу спать и буду стеречь... По-моему, надо продолжить. (Рисует портреты).
Звучит музыка. Входит Пилюлькин.
Пилюлькин: Слушай, Незнайка! Ты, говорят, Пончика нарисовал?
Незнайка: Нарисовал! Вот.
Пилюлькигн: (Хохочет). Зачем же ты ему голову вроде горшка нарисовал?
Незнайка: Это чтобы было смешнее.
Пилюлькин: (Хохочет). А это кто? Знайка!
Незнайка: Знайка!
Пилюлькин : А почему же у него уши как у осла?
Незнайка: А это, чтоб он не задавался, что очень умный.
Пилюлькин: (Хохочет) потеха! Молодец, Незнайка! Никогда в жизни я так не смеялся! А это кто? Доктор Пил, доктор Пи-люль-кин. Хм, неужели это? Это очень плохой портрет. И ты его лучше сними, сними!
Незнайка: Зачем снимать? Пусть Висит!
Пилюлькин: А что ты вместо носа нарисовал?
Незнайка: Градусник.
Пилюлькин: Ты, Незнайка, видно болен. У тебя что-то с глазами случилось. Придется тебе на ночь касторки дать!
Незнайка: нет, нет! Не надо касторки! Теперь я сам вижу, что портрет плохой!
Творческое задание: дети рисуют героев сказки.
Цель: развитие творческого воображения.
Участники: автор, папа Карло, Буратино, лиса Алиса, кот Базилио.
Автор: Внимание! Внимание! Вы
увидите и услышите историю о
маленьком деревянном человечке. С
ним произошло много историй,
и все потому, что он был очень
любопытный. А началось все с деревянного
полена, которое попало в руки папы
Карло.
Буратино: Хи-хи-хи! В самый раз, по-моему. Очень даже симпатичный нос.
Папа Карло: Смотря, на чей вкус. Ох, уж этот нос!
Автор: Куда он его только не совал! Особенно туда, куда не следует. Однажды Буратино повезло, и он раздобыл 5 золотых монет, -неслыханное богатство для деревянного мальчишки.
Буратино: Куплю папе Карло новую куртку, себе новую азбуку, куплю маковых треугольников, леденцов на палочке.
Автор: Конечно, конечно! Все бы это Буратино купил, если бы по дороге ему не повстречались нищие : слепой Кот Базилио хромая лиса Алиса.
Лиса Алиса: Умненький, благоразумненький Буратино! Хотел бы т, чтобы у тебя денег было в 5, нет в 10, нет в 100 раз больше?
Буратино: Хм, еще бы! А как это сделать?
Лиса Алиса: Никто не знает этой тайны. Но тебе мы расскажем. Слушай! Один раз в году, в одну единственную ночь можно страшно разбогатеть. Ты слышал про поле чудес?
Буратино: Нет, а где оно?
Лиса Алиса: В стане Дураков.
Кот Базилио: Мы поведем тебя туда.
Буратино: Пошли.
Кот Базилио: Но сначала давай подкрепимся корочкой хлеба в харчевне «Трех пескарей».
Лиса Алиса: Одной только корочкой хлеба. Одну корочку хлеба и к ней хотя бы вон того цыпленка. Он такой нежный. Вон того жареного барашка, вон тот кусок окорочка и еще печеночки, селезеночки и сердечек куриных, утиных, перепелиных.
Кот Базилио: Ну, почему все ей? Я ведь слепой, ничего не вижу. А мне, мне, мне вон тех трех карасей, самых жирных 5 штук, можно 6, а лучше 10 и мелочи всякой рыбешки: на закуску сырой и побольше, навалом.
(Поют и танцуют).
2.2Результаты
Творческое задание :Самостоятельно дети описывают героя, сначала подбирая различные прилагательные, характеризующие героя, затем описывают героя при помощи мимики и жестов. Для определения уровня развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, нами была проведена диагностика у детей старшей группы ТОО «Сказка» г. Алматы.
Количество детей в группе: 26.
Для исследования нами были использованы диагностики таких психологов как, П.Торренс и Т.В Чередниковой./22,23/ С помощью этих диагностик мы составили микросрез творческого развития каждого ребёнка. Каждая из диагностик позволяет фиксировать значимые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ребенка.
При проведение диагностик
избегалось употребления слов «
тест», «экзамен», « проверка» во
всех объяснениях и инструкциях.
Если возникала необходимость, то употреблялись
слова: упражнения, рисунки, картинки и
т.д. Во время диагностики недопустимо
создание тревожной и напряженной
обстановки экзамена, проверки, соперничества.
Напротив, следует стремить к созданию
дружелюбной и спокойной
Диагностика № 1. Тест « Круги».
( Оценка способностей творческого воображения).
Детям предлагается лист бумаги форматом А4, где нарисованы 25 кругов, расположенных по сторонам квадрата55 см. Испытуемым необходимо дорисовать каждый круг до целостного изображения. Время испытания ограничено – 5 минут. Норматив: 3,6 балла.
Диагностика № 2. Тест образной креативности.
( Оценка словесно – образной креативности).
Предлагается дорисовать 15 кругов, расположенных на стандартном листе бумаги в три ряда, по 5 кругов в каждом. Дорисовать каждый круг необходимо так, чтобы получилась логическая последовательность изображений, по которым можно было бы составить законченный рассказ. Время испытания – 10 минут.
Оценки: 0 баллов – отказ; 1 балл – рассказ о содержании отдельного рисунка; 2 балла – несколько несвязных эпизодов; 3 балла – заимствованный рассказ; 4 балла – оригинальный рассказ.
Норматив: 3- 4 балла.
Динамика развития творческих способностей учащихся
Психологические функции |
Начало опытно-педагогической работы |
Конец опытно-педагогической работы | ||
кол-во баллов |
% |
кол-во баллов |
% | |
Творческое воображение |
22 |
75 |
23 |
77 |
Творческое мышление |
25 |
82 |
26 |
86 |
Словесно-образная креативность |
17 |
56 |
18 |
56 |
Сопоставление констатирующего и контролирующего экспериментов
Как показали результаты диагностирования, уровень творческих способностей детей (определяемый по двум основным показателям: творческое воображение, творческое мышление и словесно-образная креативность), после проведения разработанной нами методики, повысился в среднем на 3% .Таким образом можно сделать следующий вывод: применение занятий драматизации как одной из форм учебной деятельности детей пробуждает и развивает творческие способности младших школьников на занятиях по развитию речи.