Опытно-экспериментальная работа по развитию речи детей дошкольного возраста приёмами инсценирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: разработка методических рекомендаций по развитию речи приёмами инсценирования.
Гипотеза: Состоит в предположении того, что речь ребёнка будет развиваться в том случае. Если будет систематически проводиться игры с использованием импровизаций.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….3
I. Теоретические основы использования игровой деятельности на занятиях по развитию речи.
1.1. Понятие «игровая деятельность» в педагогической, методической литературе……………………………………………………………5.
1.2. Инсценирование как основной метод развития речи детей дошкольного возраста………………………………………………………………8
II. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи детей дошкольного возраста приёмами инсценирования.
2.1 методика проведения занятий приёмами инсценирования………..40
2.2Результаты экспериментальной работы……………………………...43
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа Токтышевой Марины н.docx

— 113.31 Кб (Скачать файл)

Все эти приемы стимулируют  развитие речи, мышления, фантазии, воображения, умение анализировать увиденное  и прочитанное, умение переживать и  сопереживать, обогащает детей художественными  средствами передачи образа. Таким  образом, в процессе организации  театрализованной игры у детей развиваются  организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения  детей друг с другом, приобретаются  коммуникативные умения и навыки.  

Если детям создать  условия для самостоятельных  театрализованных игр, они смогут подражать  игровым образам, общаясь друг с  другом, развивая и активизируя свою речь. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следить, чтобы и дети также обращались друг с другом.  

Итак, возможности театрализованных игр как средства активизации  и развития речи младших дошкольников достаточно широки. Они позволяют  добиваться совершенствования выразительности  речи ребенка, которая развивается  в течение всего дошкольного  возраста: от непроизвольной эмоциональной  у малышей к интонационной  речевой у детей среднего возраста, а затем и к языковой выразительности  речи старших дошкольников.

Выразительность речи имеет  интегрированный характер и включает в себя вербальные(интонация, лексика  и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Использование  в педагогической работе потешек  и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки  в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя  речи, речевой активности, слухового  восприятия, речевого слуха, диалогической  и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении  в процесс развития и обучения ребенка разных видов театрализованных игр.                                                                                                                          В психическом развитии ребенка  речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и  всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений  и условий развития речи у детей  относится к числу важнейших  педагогических задач. Анализ литературы и наш исследовательский поиск  свидетельствуют о том, что на этапе от трех до четырех лет необходимо:

• интенсивно обогащать  речь ребенка путем восприятия речи и рассказов взрослых;

• развивать диалогическую  речь.

Развитие речи маленьких  детей находится в прямой зависимости  от следующих факторов:

• речевого окружения (речевая  среда);

• педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного  речевого содержания.

В своей работе мы использовали расширение речевой среды за счет целенаправленных педагогических воздействий, которые могут оказать эффективное  влияние на развитие речи детей, и, прежде всего, с помощью театрализованных игр.

Нами были поставлены следующие  задачи по развитию речи младших дошкольников

развитие выразительной  стороны речи

1) развитие связной монологической  и диалогической речи;

2) развитие звуковой культуры  речи;

3) воспитание привычки  публичной речи;

4) обогащать, уточнять  и активизировать словарь;

5) формирование грамматических  навыков. 

Прежде чем приступить к выполнению поставленных целей  и задач, направленных на активизацию  речевого развития, необходимо создать  речевую среду. Так как средством  развития речи были выбраны игры драматизации, то возникла необходимость в проектировании зоны театрализованной деятельности детей, которое предполагает соблюдение основных принципов построения предметно  пространственной среды в ДОУ:

• Обеспечение баланса  между совместной и индивидуальной деятельности детей;

• Организация «зон приватности»;

• Предоставление права  и свободы выбора;

• Создание условий для  моделирования, поиска и экспериментирования;

• Полу функциональность использования  помещений и оборудования;

• Возрастная и поло ролевая  адресованность оборудования и материалов.

Оборудование располагается  так, чтобы дети могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его  помощью

ребенок легко включался  в игровую ситуацию. Материалы  театральной зоны требуют периодического обновления, ориентированного на интересы разных детей. 

На первоначальном этапе  необходимо провести диагностику общего речевого развития детей группы. Полученные данные и их анализ позволяют выстроить  цепочку занятий по развитию речи, которая может решить выявленные проблемы речевого развития каждого  ребенка группы.

Была создана система  по речевому развитию детей с использованием театрализованных игр.

Вся работа строилась в  несколько этапов.

На первом этапе:

• Изучили программу по развитию речи детей

• Исследовали разные видов  художественно литературных произведений (малые фольклорные формы, сказки, стихи, рассказы.). Были отобраны сюжеты из повседневной жизни детей.

• Были отобраны литературные персонажи.

• В соответствии с возрастом  персонажи должны меняться, усложняться  их поведенческие характеристики. 

На втором этапе отобранные произведения подвергались дидактической  обработке:

• Подбирались вопросы  и задания от персонажей, направленных на активизацию речевой деятельности младших дошкольников в соответствии с программным содержанием

• Подбирались физкультминутки, подвижные игры, загадки четверостишия  так, чтобы они были объединены общим  сюжетом.

• Подбиралось оборудование для создания сказочного сюжета: иллюстрации, игрушки, демонстрационный раздаточный  материал, массажные коврики, дорожки, модули.                                                                                                      Следующий этап характеризовался творческим применением театрализованных игр на практике

• На занятиях дети с удовольствием  превращались в актеров и воплощали  литературные образы;

• Имитировали характерные  движения героев произведений;

• Работали над интонациями;

• Учились работать за ширмой;  

В первый раз театрализованная игра проводилась в вечернее время  на фланелеграфе, т.к. он позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать  различные ситуации. Чуть позже дети познакомились с настольным театром  игрушек и картинок, которые обладают теми же свойствами, что и фланелеграф. К тому же в нем удобно имитировать  движения автомобилей, пешеходов, животных и других персонажей. Познакомились  дети и с театром теней, получив  массу приятных эмоций, они с удовольствием  включились в предложенную игру. Театр  теней хорошо использовать в часы досуга. Затем дети учились игре драматизации с пальчиками. Здесь  можно было обыгрывать персонажа  как находясь за ширмой, так и  изображать действия передвигаясь свободно по группе

Сложнее было играть куклами  бибабо, так как они требуют  техники вождения, персонажи должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости.

содержание театрализованных занятий должно включать в себя:

• упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной

• упражнения по социально  эмоциональному развитию детей. Коррекционно развивающие игры;

задания для развития речевой  интонационной выразительности;

• игры превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;

• упражнения на развитие детской  пластики;

• ритмические минутки (логоритмика);

• пальчиковый игра-тренинг  для развития моторики рук, необходимой  для свободного кукла вождения;

• упражнения на развитие выразительной  мимики, элементы искусства пантомимы;

• театральные этюды

• отдельные упражнения по этике во время драматизации;

• подготовка (репетиции) и  разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

• знакомство не только с  текстом сказки, но и средствами ее драматизации — жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую  функции. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей:

1) развитию речи и навыков  театрально исполнительской деятельности;

2) созданию атмосферы  творчества;

3) социально эмоциональному  развитию детей.

Поэтому содержанием таких  занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного  произведения или сказки, но и с  жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального  языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом  проведения данных занятий. 

Одно из главных условий  — эмоциональное отношение воспитателя  к читаемому. При чтении детям  необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это  является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

Причем чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее  должно быть чтение. 

Недопустима даже мысль о  разделении детей на «зрителей», т.е. на постоянно выступающих и постоянно  остающихся смотреть, как «играют» другие. Нельзя пускать в атмосфере  занятий страха перед ошибкой, чтобы  бы дети боялись выйти «на сцену». Поэтому, предлагая «сыграть» или  «показать» что либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей.

Подготовку к театрализованной деятельности мы проводили в несколько  этапов.

1. Воспитателю выразительно  читает произведение.

2. Проводится беседа, поясняющую  и выясняющую понимание не  только содержания, но и отдельных  средств выразительности пример, после чтения стихотворения С.  Маршака «Котята» можно спросить  у детей: «Какое настроение  у хозяйки в начале стихотворения?  Как вы догадалась об этом?»

3. Чем полнее и эмоциональнее  воспримут произведение дети, тем  легче им будет потом театрализовать  прочитанное. Поэтому при чтении  мы широко использовали весь  комплекс средств интонационной,  лексической и синтаксической  выразительности.

Нами были глубоко изучены  дети группы как личности, чтобы  понять, что чувствует ребенок, слушая наше чтение. Это подчеркивал В.А. Сухомлинский. Если ребенок, писал он, «не переживает борьбу добра и  зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение  — это значит, что то в детской  душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую  душу».

4. Для развития у детей  умения внимательно слушать, запоминать  последовательность событий, свободно  ориентироваться в тексте, представлять  образы героев мы использовать  специальные упражнения, проблемные  ситуации типа «Ты с этим  согласен?».

Например, воспитатель читает отрывок из сказки и спрашивает: согласны, что эта песня принадлежит  волку, а не козе из сказки «Волк  и семеро козлят»? («Козлятушки ребятушки, отворитеся, отопритеся...») Почему вы так  думаете?» Или показываем детям  иллюстрации с лисой и спрашиваем: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так ли?» Отвечая на эти вопросы  и объясняя, почему они так они  думают, дети вынуждены вспоминать и представлять определенный образ, огромную роль в осмыслении материала  играют иллюстрации в детских  книгах, а также видеофильмы, музыкальные  подборки по прочитанным произведениям. При рассматривании с и иллюстраций  особое внимание необходимо уделить  анализу эмоциональных состояний  персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?»  и др.).

5. После беседы о прочитанном  (или рассказанном) и подобных  упражнений необходимо вновь  вернуться к тексту, привлекая  детей к проговариванию его  отдельных фрагментов

Из многообразия средств  выразительности в детском саду мы во 2й младшей группе

• формируем у детей  простейшие образно выразительные  умения (уметь имитировать характерные  движения сказочных животных), например, после слушания песни «Петушок»  В. Витлина изобразить, как поет и  двигается петушок, как прыгают  зайцы, идет медведь, имитировать движения усталой и резвящейся лошадки  и т.д.;

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по развитию речи детей дошкольного возраста приёмами инсценирования