Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:24, курсовая работа
Цель: разработка методических рекомендаций по развитию речи приёмами инсценирования.
Гипотеза: Состоит в предположении того, что речь ребёнка будет развиваться в том случае. Если будет систематически проводиться игры с использованием импровизаций.
Введение……………………………………………………………………..…….3
I. Теоретические основы использования игровой деятельности на занятиях по развитию речи.
1.1. Понятие «игровая деятельность» в педагогической, методической литературе……………………………………………………………5.
1.2. Инсценирование как основной метод развития речи детей дошкольного возраста………………………………………………………………8
II. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи детей дошкольного возраста приёмами инсценирования.
2.1 методика проведения занятий приёмами инсценирования………..40
2.2Результаты экспериментальной работы……………………………...43
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………
Оно вбирает
в себя освоение звуковой стороны
языка, словарного состава, грамматического
строя речи и происходит в тесной связи
с развитием всех сторон речи — лексической,
грамматической, фонетической. В каждой
из этих сторон имеется программное ядро,
узловое образование, которое влияет на
организацию речевого высказывания и
соотносится с развитием связной речи.
1.2Инсценирование
как основной метод развития
речи детей дошкольного
Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких ее качеств, как связность и целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой (Текучёв А.В., 1970). Связность речи может быть сформирована на основе представлений о структуре высказывания и ее особенностях в каждом типе текста, а также о способах внутри текстовой связи.
Прежде всего, развитие связной речи зависит от формирования словарного запаса: понимание детьми значений слова и его оттенков является предпосылкой полноценного речевого общения. Именно работа над смысловой стороной слова развивает такие качества связной речи, как правильность, точность, выразительность, содействует формированию умения свободно выбирать языковые средства, которые наиболее правильно сочетаются по смыслу и точно отражают замысел при построении связного высказывания.
Работа над грамматической формой слова и предложения, т.е. формирование грамматического строя речи, находится в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже. Это приводит к правильному употреблению грамматических форм в связном высказывании. Особое значение здесь приобретает работа над синтаксисом, т.е. развитием умения правильного построения разных типов предложений.
Развитие связной речи неотделимо и от воспитания звуковой культуры речи. Работа над интонационным чутьем, дикцией, темпом речи помогает избегать таких недостатков связного высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи, так как от звукового оформления речи зависит эмоциональность и выразительность высказывания.
Ознакомление детей с
При целенаправленном педагогическом руководстве, возможно обеспечить эстетическое восприятие литературного произведения и осознание ребенком и его содержания, и средств художественной выразительности.
В каждом возрастном периоде
дошкольного детства
Игра развития - ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Речь, во всём её многообразии,
является необходимом компонентом
общения, в процессе которого она, собственно,
и формируется. Важнейшей предпосылкой
совершенствования речевой
Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.
Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру!
Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек масок, элементов костюмов, фигурок героев... Младших дошкольников это привлекает прежде всего из за возможности переодеться, а значит измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей.
Между тем музыкальный
руководитель принес в группу новый
сценарий спектакля... Круг замкнулся,
и самостоятельной творческой театрализованной
игре места в нем не осталось...
Противоречие между развивающим
потенциалом театрализованной игры
и его недостаточным
Цель: показать значимость театрализованных игр в активизации речевой
деятельности детей младшего возраста.
Задачи:
1) изучить психолого-
2) изучить характер воздействия
театрализованных игр на
3) проанализировать формы
и методы руководства
4) раскрыть механизмы театрализованных игр;
5) выявить их значимость при развитии личности ребенка в целом;
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Участвуя в театрализованных
играх, дети знакомятся с окружающим
миром через образы, краски, звуки.
Театрально-игровая
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:
• игры драматизации и
• режиссерские игры.
Театрализация учит общению,
которое возникает в процессе
создания единого, общего продукта —
спектакля и просто необходимо для
развития связной выразительной
речи детей. Более того, в случае
создания качественного продукта в
общем переживании объединяются
все участники театрального действа:
и актеры, и зрители. Театральная
деятельность позволяет детям накапливать
опыт таких ситуаций, какие в реальной
жизни им не встречались, опыт чувств
и эмоций, опыт со-переживания и
со-чувствия, и со-творчества Эффективность
действия и разнообразие влияния
делают драматизацию привлекательной
в качестве средства обучения. Грамотно
организованная драматизация способна
стать эффективным средством
совершенствования
.В играх драматизациях ребенок,
исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно
создает образ с помощью комплекса средств
вербальной и невербальной выразительности
– интонацию, мимику, пантомиму.
Видами драматизации являются
• игры имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевые диалоги на основе текста;
• инсценировки произведений;
• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
• игры импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:
• настольный,
• плоскостной и объемный,
• кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
• катушечный;
• ложковый;
• баночный;
• кулачковый и т.д.
В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой
Так, Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на игры драматизации, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками.
Все перечисленные виды театрализованных игр требуют режиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса.
Театрализованные игры позволяют
решать многие задачи программы детского
сада: от ознакомления с общественными
явлениями, развития речи, формирования
элементарных математических представлений
до физического совершенствования.
Разнообразие тематики, средств изображения,
эмоциональность