Опытно-экспериментальная работа по развитию речи детей дошкольного возраста приёмами инсценирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: разработка методических рекомендаций по развитию речи приёмами инсценирования.
Гипотеза: Состоит в предположении того, что речь ребёнка будет развиваться в том случае. Если будет систематически проводиться игры с использованием импровизаций.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….3
I. Теоретические основы использования игровой деятельности на занятиях по развитию речи.
1.1. Понятие «игровая деятельность» в педагогической, методической литературе……………………………………………………………5.
1.2. Инсценирование как основной метод развития речи детей дошкольного возраста………………………………………………………………8
II. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи детей дошкольного возраста приёмами инсценирования.
2.1 методика проведения занятий приёмами инсценирования………..40
2.2Результаты экспериментальной работы……………………………...43
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа Токтышевой Марины н.docx

— 113.31 Кб (Скачать файл)

Оно вбирает  в себя освоение звуковой стороны  языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, узловое образование, которое влияет на организацию речевого высказывания и соотносится с развитием связной речи.                                                                                                                                 

1.2Инсценирование  как основной метод развития  речи детей дошкольного возраста.

Формирование умений и навыков  монологической речи требует обязательного развития таких ее качеств, как связность и целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой (Текучёв А.В., 1970). Связность речи может быть сформирована на основе представлений о структуре высказывания и ее особенностях в каждом типе текста, а также о способах внутри текстовой связи.

Прежде всего, развитие связной  речи зависит от формирования словарного запаса: понимание детьми значений слова и его оттенков является предпосылкой полноценного речевого общения. Именно работа над смысловой стороной слова развивает такие качества связной речи, как правильность, точность, выразительность, содействует формированию умения свободно выбирать языковые средства, которые наиболее правильно сочетаются по смыслу и точно отражают замысел при построении связного высказывания.

Работа над грамматической формой слова и предложения, т.е. формирование грамматического строя речи, находится  в тесной связи со словарной работой  и развитием связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже. Это приводит к правильному употреблению грамматических форм в связном высказывании. Особое значение здесь приобретает работа над синтаксисом, т.е. развитием умения правильного построения разных типов предложений.

Развитие связной речи неотделимо и от воспитания звуковой культуры речи. Работа над интонационным чутьем, дикцией, темпом речи помогает избегать таких недостатков связного высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи, так как от звукового оформления речи зависит эмоциональность и выразительность высказывания.

Ознакомление детей с литературой, пересказ художественных произведений, обучение детей составлению коллективного  рассказа способствует формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей.

При целенаправленном педагогическом руководстве, возможно обеспечить эстетическое восприятие литературного произведения и осознание ребенком и его  содержания, и средств художественной выразительности.

В каждом возрастном периоде  дошкольного детства выдвигаются  своя задаче речевого развития. Они  постепенно усложняются в связи  с тем, что с возрастом уровень  восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается  поэтический слух.

Игра развития - ведущий  в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные  условия для психического и личностного  развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться  тому, чего ещё не умеет. Игра – это  не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его  жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт  не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает  мышление и воображение, осваивает  родной язык, и, конечно же, учится общению.  

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом  общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая  способствует возникновению желания  активно участвовать в речевом  общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные  и скованные дети вступают в речевое  общение и раскрываются. Поэтому  и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны  речевой деятельности детей в  процессе общения. Активизировать речевое  развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность.  

Вместе с тем ныне в  дошкольных учреждениях развивающий  потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить  наличием двух противоречащих друг другу  тенденций в способах ее организации.  

Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом  в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших  результатов заставляет педагогов  заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в  ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка  обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную  игровую деятельность. Еще бы ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру! 

Вторую тенденцию в  организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно  часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому  виду игровой деятельности: дети предоставлены  самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек масок, элементов костюмов, фигурок героев... Младших дошкольников это привлекает прежде всего из за возможности переодеться, а значит измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей. 

Между тем музыкальный  руководитель принес в группу новый  сценарий спектакля... Круг замкнулся, и самостоятельной творческой театрализованной игре места в нем не осталось... Противоречие между развивающим  потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии  разработки научно обоснованной и практико-ориентированной  педагогической технологии. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие  в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями. Выше изложенное позволяет сделать  вывод об актуальности выбранной  мною темы. 

Цель: показать значимость театрализованных игр в активизации речевой 

деятельности детей младшего возраста.  

Задачи:

1) изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, посвященную  этой проблеме;

2) изучить характер воздействия  театрализованных игр на речевое  развитие детей;

3) проанализировать формы  и методы руководства театрализованными  играми;

4) раскрыть механизмы  театрализованных игр;

5) выявить их значимость  при развитии личности ребенка  в целом; 

Среди творческих игр особенной  любовью детей пользуются игры в  “театр”, драматизации, сюжетами которых  служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает  детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к  литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого  ребенка. 

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш  испытывает при этом удовольствие, радость. 

Характерными особенностями  театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:

• игры драматизации и

• режиссерские игры. 

Театрализация  учит общению, которое возникает в процессе создания единого, общего продукта —  спектакля и просто необходимо для  развития связной выразительной  речи детей. Более того, в случае создания качественного продукта в  общем переживании объединяются все участники театрального действа: и актеры, и зрители. Театральная  деятельность позволяет детям накапливать  опыт таких ситуаций, какие в реальной жизни им не встречались, опыт чувств и эмоций, опыт со-переживания и  со-чувствия, и со-творчества Эффективность  действия и разнообразие влияния  делают  драматизацию  привлекательной  в качестве средства обучения. Грамотно организованная драматизация способна стать эффективным средством  совершенствования выразительной  речи младших школьников, а также  развития творческих способностей у  детей,  воспитания у них уверенности  в себе, в своих силах. Очень  важно и психотерапевтическое воздействие  театра, которое строится на следующих  качествах сценической игры. Участники  игры осознают нереальность тех событий, которые они изображают. То, что  эти события (на первый взгляд) не имеют  к ним никакого отношения, повествуют не о них, позволяет актерам почувствовать  себя раскованно и быть более естественными  в проявлении собственных чувств и мыслей. Вымышленный характер персонажей, ситуаций и игровой характер драмы  позволяют усыпить бдительность даже взрослого человека и раскрыть его собственные желания и  чувства. Таким образом, театр позволяет  ранимым и неуверенным в себе детям стать смелее, решительнее, занять более активную жизненную  позицию. Успешный опыт на сцене способствует успешному общению в жизни. Драматизация как вид театрального искусства  позволяет развиться творческому  потенциалу личности ребенка. Эстетическое воздействие театрального искусства  огромно и многопланово. Синтетическая  природа театра действует комплексно: влияние оказывает и литературное произведение, которое инсценируется, и выразительные средства собственно сценической игры, и художественное оформление спектакля (костюмы, реквизит, декорации), и музыка, используемая в спектакле. Перевоплощение, действие на сцене в образе того или иного  персонажа требуют от актера знания текста, характера героя, причин его  поступков, создания в воображении  максимально подробной обстановки и многого другого. Недаром К.С. Станиславский считал, что актер  — самый внимательный читатель. Анализ текста — на доступном возрасту уровне — дети делают легко и  заинтересованно, когда это нужно  для драматизации. Предстоящая драматизация выступает как действенный мотив аналитической работы. В процессе театральной деятельности детей получается продукт, причем продукт, обладающий качеством видимости, что само по себе важно для всех людей и тем более значимо для  детей, еще не владеющих в совершенстве анализировать художественные произведения.   Роль драматизации в развитии творческого потенциала  детей огромна. «Без радости творчества жизнь ребенка превращается в скуку. От творческих возможностей зависит его будущая жизнь… Психологические исследования показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях художественной самодеятельности, драмкружков и на уроках-спектаклях» Л.С.Выготский отмечал, что не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его заключается…в самом процессе.

.В играх драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.                          ВИДЫ ДРАМАТИЗАЧИИ.

Видами драматизации являются

• игры имитации образов  животных, людей, литературных персонажей;

• ролевые диалоги на основе текста;

• инсценировки произведений;

• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

• игры импровизации с разыгрыванием  сюжета (или нескольких сюжетов) без  предварительной подготовки. 

В режиссерской игре «артистами»  являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет  «артистами». «Озвучивая» героев и  комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Виды режиссерских игр  определяются в соответствии с разнообразием  театров, используемых в детском  саду:

• настольный,

• плоскостной и объемный,

• кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

• катушечный;

• ложковый;

• баночный;

• кулачковый и т.д. 

В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа  – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его  интонацией, мимикой 

Так, Н.А. Реуцкая разделила  театрализованные игры в зависимости  от художественного оформления на игры драматизации, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр  Петрушки, игры с марионетками.

Все перечисленные виды театрализованных игр требуют режиссирования и  проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие  его поступки и поведение, и соответствующая  мимика, дополняющая игру голоса. 

Театрализованные игры позволяют  решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными  явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений  до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций. Ни с чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети 3-4 лет очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал . Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям. Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».                                                                                                      Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по развитию речи детей дошкольного возраста приёмами инсценирования