Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:24, курсовая работа
Цель: разработка методических рекомендаций по развитию речи приёмами инсценирования.
Гипотеза: Состоит в предположении того, что речь ребёнка будет развиваться в том случае. Если будет систематически проводиться игры с использованием импровизаций.
Введение……………………………………………………………………..…….3
I. Теоретические основы использования игровой деятельности на занятиях по развитию речи.
1.1. Понятие «игровая деятельность» в педагогической, методической литературе……………………………………………………………5.
1.2. Инсценирование как основной метод развития речи детей дошкольного возраста………………………………………………………………8
II. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи детей дошкольного возраста приёмами инсценирования.
2.1 методика проведения занятий приёмами инсценирования………..40
2.2Результаты экспериментальной работы……………………………...43
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………
• проговариваем с детьми слова одного персонажа – например, в сказке «Теремок» надо попроситься как мышка и как вол. Кто жалобнее скажет? Кто похож больше?;
• разыгрываем диалог двух персонажей: проговариваем слова и действуем за каждого – это упражнение в интонировании диалога. Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах. Например, как разговаривают три медведя. Воспитатель называет сказку, а дети , угадывают за какого из медведей говорит воспитатель. Затем дети сами с помощью интонации загадывают друг другу загадки;
• читаем четверостишия с разными интонациями, отдельные фразы. При этом обращаем внимание, как меняется смысл. Например, произнесите фразу «Посадил дед репку» меняя ударенное слово, произнесите фразу удивленно, с грустью, гневно, весело и т.д.
• используем споры диалоги – в кругу детей сажаем перед собой ребенка, даем ему в руки персонаж, а себе возьмем другой и ведем диалог, вовлекая в него партнера так, чтобы вызвать его изумление, удивление, возражения:
Воспитатель Ребенок
Что у тебя? Мячик.
Да, нет, посмотри внимательно. Вижу: мячик.
Нет, не мячик, а кубик. Кубик?
Да, кубик, кубик! Нет, не кубик, не кубик!
В самом деле? А что же? Мячик, мячик…
Неужели мячик? Да вот же мячик!
Подобные упражнения, развивают не только эмоциональную окрашенность речи, но и пантомимику. Все эти упражнения мы использовали как на речевых занятиях, так и физкультурных, музыкальных, в свободной деятельности. Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания в грамзаписи русской народной мелодии «Курочка и петушок» воспитатель может спросить детей, подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», и попросить показать данный образ в движении. После этого можно предложить детям загадать друг другу загадки, имитируя движения различных животных. Причем, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного образа («Чем отличается лиса Таня от лисы Аленки?» и т.д.).
При обучении детей средствам
речевой выразительности нами использовались
знакомые и любимые сказки, которые
концентрируют в себе всю совокупность
выразительных средств русского
языка и предоставляют ребенку
возможность естественного
Таким образом, ненавязчиво
и непринужденно, дети учатся словесному
перевоплощению, стремясь, чтобы характер
персонажа, голос и его привычки
легко узнавались всеми. Следует
подчеркнуть, что здесь важно
предоставлять детям больше свободы
в действиях, фантазии при имитации
движений. Выполнение таких упражнений
закономерно приводит к необходимости
ознакомления детей с основными
эмоциональными состояниями (радость,
печаль, страх, удивление, злость и др.)
и способами их невербального
и вербального выражения. Особое
внимание детей надо обратить на связь
между настроением и
Значение этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность речи.
Работа на занятии строилась
по трехчастной структуре: беседа, исполнение
отрывка, анализ выразительности
Таким образом, театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, каких либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни смешной случай, интересное событие и др.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
— введение в тему, создание эмоционального настроения;
— театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Таким образом, развитию речевых
навыков, уверенности в себе и
социальных навыков поведения способствует
такая организация
— выбор детьми роли по желанию;
— назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей, имеющих проблемы с речью;
— распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
— проигрывание ролей в парах.
Во время занятий необходимо:
— внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
— если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;
— при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
в заключение различными способами вызывать у детей радость,.*
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
— единства социально эмоционального и когнитивного развития;
— насыщении этой деятельности интересным и эмоционально значимым для детей содержанием;
— постепенности и
— наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
— совместного участия в данном процессе детей и взрослых.
Большое влияние на развитие
детей оказывает театрально- игровая
деятельность. Она обогащает детей
новыми впечатлениями, знаниями, развивает
интерес к литературе, активизирует
словарь, способствуе их нравственно-эстетическому
воспитанию.
Театрализованные игры дошкольников можно
разделить в зависимости от художественного
оформления на следующие группы
•Игры-драматизации
•Театр на фланелеграфе.
•Теневой театр
•Театр би-ба-бо
•Пальчиковый и варежковый театры
•Театр марионеток
Настольный театр: -плоскостные
фигурки, -объемные фигурки.
Игры—драматизации основаны на собственных
действиях исполнителя роли. Прежде чем
проводить игры- драматизации, дети должны
понять содержание, запомнить последовательность
происходящих действий и речевой материал.
Кроме этого, содержание должно быть не
только понятно ребенку, но и эмоционально
им воспринято.
Фланелеграф - картинки или персонажи
выставляются на экран. Удерживает их
фланель, вместо фланели можно приклеить
на картинки кусочки бархатной или наждачной
бумаги. Рисунки подбираются из старых
книг, журналов или создаются самостоятельно.
Теневой театр - для него необходим экран
из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные
персонажи и яркий источник света за ними,
благодаря которому персонажи отбрасывают
тень на экран. Изображение можно получить
и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается
соответствующим звучанием.
Пальчиковый и варежковый театр - атрибуты
надеваются на пальцы или на руку и играют
за персонажа, изображение которого находится
на руке. Можно изображать действия, находясь
за ширмой, сидя свободно за столом или
передвигаясь по комнате.
Театр бибабо – на пальцы надевают куклы.
Они обычно действуют на ширме. Куклы можно
изготовить, используя старые игрушки.
Настольный театр игрушек - используются
самые разнообразные игрушки и поделки.
Главное, чтобы они устойчиво стояли на
столе и не создавали помех при передвижении.
При этом необходимо помнить, что игрушки
- персонажи спектакля должны храниться
отдельно и использоваться только по назначению
(для театрализованной деятельности).
Нельзя давать их детям для самостоятельных
игр, т.к. в этом случае они не будут восприниматься
детьми как герои той или иной постановки.
Для того, чтобы добиться определенных
успехов в обучении детей приемам театрализованной
деятельности педагоги должны четко представлять
этапы работы по этой проблеме. В условиях
работы в доме ребенка, учитывая возрастные
и психофизические особенности наших
воспитанников, можно выделить 3 этапа.
1 этап. Ознакомление детей с сюжетными
игрушками, когда воспитатель показывает
и называет разнообразные действия с ними
(кукла идет, поет, танцует и т.д.). Речь
воспитателя должна быть интонационно
выразительной. Одни и те же слова при
последующих повторениях можно произносить,
меняя интонацию, силу голоса и темп произношения.
( Миша идет по дорожке: топ- топ- топ. Волк
топ – топ- топ. Лисичка топ- топ- топ и
т.д.)
На этом этапе очень важно предоставлять
детям возможность развертывать разнообразную
деятельность с игрушками, в процессе
которой активизируется их речь и закрепляются
игровые действия.
2 этап можно выделить как этап работы
с потешками. Содержание потешек позволяет
наглядно воспроизводить сценки с несколькими
последовательно сменяющимися действиями.
Потешку легко можно инсценировать даже
тогда, когда дети еще не владеют активной
речью. Под рассказ воспитателя дети могут
изображать движения действующих лиц
или выполнять действия с игрушкой.
Например, для инсценировки потешки «Киска»
игрушечную кошку положить на дорожку.
Воспитатель рассказывает потешку а дети
поочередно идут по дорожке и, перешагивая
через кошку, изображают падение одновременно
со словом «упадет».
Чтение потешки «Катя, Катя маленькая»-
лучше сочетать с показом. Используя прием
сравнения, провести практическое сопоставление
инсценированного текста с реальной ситуацией,
т.е. как дети умеют ходить, топать ножкой
и т.д.
В подготовке к самостоятельной творческой
игре в развитии воображения большую роль
играют подвижные игры с ролью. Малышей
необходимо научить действовать от имени
осторожных воробушков, смелых мышек или
дружных гусей, перевоплощаться в собак,
кошек и других знакомых животных. С этой
целью можно проводить игры «Наседка и
цыплята», «Медведица и медвежата» и т.п.
Полезно проводить игры с рифмованным
текстом, ритмичными движениями. Первоначально
взрослый сам проговаривает и сам проделывает
движения, а дети слушают и смотрят. Затем
они точно выполняют движения соответственно
тексту. Например, «Зайка серенький сидит
и ушами шевелит…»
3 этап - проведение игр – драматизаций.
Подбирать художественное произведение
необходимо в соответствии с возрастными
возможностями детей и программными требованиями.
(«Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок»,
«Волк и семеро козлят»). При необходимости
текст можно адаптировать. Текст произведения
должен быть хорошо знаком детям. Они должны
узнавать персонажей на картинках и игрушках.
По проведению игры- драматизации должна
предшествовать целая серия подготовительных
дидактических игр. Например, прежде чем
провести игру- драматизацию «Колобок»,
можно организовать дидактические игры
по знакомству с персонажами сказки с
целью уточнения представления детей
о зайце, медведе, лисе, научить изображать
этих персонажей сказки (брать на себя
роль) и вызвать эмоциональное положительное
отношение.
Первое знакомство со сказкой происходит
на занятиях по развитию речи. Однако для
детей необходимо неоднократное повторение,
чтобы они смогли усвоить содержание сказки.
Поэтому повторение знакомой сказки в
кукольном театре оказывается необходимым
элементом в подготовке к игре- драматизации.
И только когда дети хорошо усвоят содержание
сказки, у них сформируется эмоциональное
отношение к персонажам и сюжету сказки
и тогда можно проводить игру- драматизацию.
В процессе воспитательно-образовательной
работы игра- драматизация может включаться
как в занятие по развитию речи (на последнем
этапе ознакомления с художественным
произведением), так и в игры- развлечения.
Игры – драматизации и театрализованная
деятельность оказывает огромное значение
на полноценное психическое развитие
ребенка. Они доступны и привлекательны
для детей, доставляют им радость и удовольствие.
Вызывают нравственно- эстетические переживания,
которые в свою очередь создают соответствующее
настроение, эмоциональный подъем, тем
самым повышают познавательную активность
детей и в частности способствуют развитию
речи, т.к. возникает в игровой обстановке
потребность говорить.
Рекомендации при организации театрализованной
деятельности:
• Создать условия в группах для проведения
театрализованных игр и игровых упражнений.
Пополнять и обновлять атрибуты.
• Вызывая эмоциональный отклик ребенка,
активизировать его речь.
• Ежедневно вводить на занятиях и в повседневной
жизни игры- инсценировки с сюжетными
игрушками, используя фольклорный материал.
• Ежемесячно планировать демонстрацию
сказки с использованием разных видов
театра.
• Формировать посредством театрализованной
деятельности опыт нравственного поведения,
уважительное отношение друг к другу.
В психическом развитии ребенка речь имеет
исключительное значение. С развитием
речи связано формирование как личности
в целом, так и всех основных психических
процессов. Поэтому определение направлений
и условий развития речи у детей относится
к числу важнейших педагогических задач.
Анализ литературы и наш исследовательский
поиск свидетельствуют о том, что на этапе
от трех до четырех лет необходимо:
• интенсивно обогащать
речь ребенка путем восприятия
речи и рассказов взрослых;
• речевого окружения (речевая среда);
• педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания.
В своей работе мы использовали
расширение речевой среды за счет
целенаправленных педагогических воздействий,
которые могут оказать
Нами были поставлены следующие задачи по развитию речи младших дошкольников
развитие выразительной стороны речи
1) развитие связной
2) развитие звуковой культуры речи;
3) воспитание привычки публичной речи;
4) обогащать, уточнять и активизировать словарь;
5) формирование грамматических навыков.
Прежде чем приступить к выполнению поставленных целей и задач, направленных на активизацию речевого развития, необходимо создать речевую среду. Так как средством развития речи были выбраны игры драматизации, то возникла необходимость в проектировании зоны театрализованной деятельности детей, которое предполагает соблюдение основных принципов построения предметно пространственной среды в ДОУ:
• Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельности детей;
• Организация «зон приватности»;
• Предоставление права и свободы выбора;
• Создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
• Полу-функциональность использования помещений и оборудования;
• Возрастная и поло-ролевая адресованность оборудования и материалов.
Оборудование располагается так, чтобы дети могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью
ребенок легко включался в игровую ситуацию. Материалы театральной зоны требуют периодического обновления, ориентированного на интересы разных детей.
На первоначальном этапе необходимо провести диагностику общего речевого развития детей группы. Полученные данные и их анализ позволяют выстроить цепочку занятий по развитию речи, которая может решить выявленные проблемы речевого развития каждого ребенка группы.
Была создана система по речевому развитию детей с использованием театрализованных игр.
Вся работа строилась в несколько этапов.
На первом этапе:
• Изучили программу по развитию речи детей
• Исследовали разные видов художественно литературных произведений (малые фольклорные формы, сказки, стихи, рассказы.). Были отобраны сюжеты из повседневной жизни детей.
• Были отобраны литературные персонажи.
• В соответствии с возрастом персонажи должны меняться, усложняться их поведенческие характеристики.
На втором этапе отобранные произведения подвергались дидактической обработке:
• Подбирались вопросы
и задания от персонажей, направленных
на активизацию речевой
• Подбирались физкультминутки, подвижные игры, загадки четверостишия так, чтобы они были объединены общим сюжетом.
• Подбиралось оборудование для создания сказочного сюжета: иллюстрации, игрушки, демонстрационный раздаточный материал, массажные коврики, дорожки, модули.
Следующий этап характеризовался творческим применением театрализованных игр на практике
• На занятиях дети с удовольствием превращались в актеров и воплощали литературные образы;
• Имитировали характерные движения героев произведений;
• Работали над интонациями;
• Учились работать за ширмой;
В первый раз театрализованная игра проводилась в вечернее время на фланелеграфе, т.к. он позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать различные ситуации. Чуть позже дети познакомились с настольным театром игрушек и картинок, которые обладают теми же свойствами, что и фланелеграф. К тому же в нем удобно имитировать движения автомобилей, пешеходов, животных и других персонажей. Познакомились дети и с театром теней, получив массу приятных эмоций, они с удовольствием включились в предложенную игру. Театр теней хорошо использовать в часы досуга. Затем дети учились игре драматизации с пальчиками. Здесь можно было обыгрывать персонажа как находясь за ширмой, так и изображать действия передвигаясь свободно по группе
Сложнее было играть куклами бибабо, так как они требуют техники вождения, персонажи должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости.
Характеристика
Театрализованные игры представляют собой
разыгрывание в лицах литературных произведений
(сказки, рассказы, специально написанные
инсценировки). Герои литературных произведений
становятся действующими лицами, а их
приключения, события жизни, измененные
детской фантазией, - сюжетом игры. Несложно
увидеть особенность театрализованных
игр: они имеют готовый сюжет, a значит,
деятельность ребенка во многом предопределена
текстом произведения. Возникает вопрос:
в чем же заключается творчество ребенка
в этих играх? Правомерно ли относить их
к разряду творческих игр?
Настоящая театрализованная игра представляет
собой богатейшее поле для творчества
детей. Отметим прежде всего, что текст
произведения для детей - только канва,
в которую они вплетают новые сюжетные
линии, вводят дополнительные роли, меняют
концовку и т. д.
Творческое разыгрывание ролей в театрализованной
игре значительно отличается от творчества
в сюжетно-ролевой игре. В последней игре
ребенок свободен в передаче изображении
особенностей ролевого поведения: мама
может быть доброй, суровой, заботливой
или равнодушной к членам семьи. В театрализованной
игре образ героя, его основные черты,
действия, переживания определены содержанием
произведения. Творчество ребенка проявляется
в правдивом изображении персонажа. Чтобы
это осуществить, надо понять, каков персонаж,
почему так поступает, представить себе
его состояние, чувства, т. е. проникнуть
в его внутренний мир. И сделать это следует
в процессе слушания произведения. Надо
сказать, что современный ребенок, в жизнь
которого рано и прочно входят аудиовизуальные
средства информации (TV, видео), привыкает
к облегченному восприятию художественных
произведений. Облегченному, потому что
ему преподносится готовый образ в отличие
от образа, который складывается на основе
представлений, работы воображения в процессе
слушания книги (а позже и самостоятельного
чтения). Поэтому, хотя психологи и уверяют,
что любовь к актерству, театрализованным
играм присуща всем детям без исключения,
эти игры (настоящие игры, а не инсценировки,
которые показывают на детских утренниках)
не столь распространены, как это должно
быть, учитывая их особое влияние на развитие
личности ребенка.
Итак, полноценное участие детей в игре
требует особой подготовленности, которая
проявляется в способности к эстетическому
восприятию искусства художественного
слова, умении вслушиваться в текст, улавливать
интонации, особенности речевых оборотов.
Чтобы понять, каков герой, надо научиться
элементарно анализировать его поступки,
оценивать их, понимать мораль произведения.
Умение представить героя произведения,
его переживания, конкретную обстановку,
в которой развиваются события, во многом
зависит от личного опыта ребенка: чем
разнообразнее его впечатления об окружающей
жизни, тем богаче воображение, чувства,
способность мыслить. Для исполнения роли
ребенок должен владеть разнообразными
изобразительными средствами (мимикой,
телодвижениями, жестами, выразительной
по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно,
подготовленность к театрализованной
игре можно определить как такой уровень
общекультурного развития, на основе которого
облегчается понимание художественного
произведения, возникает эмоциональный
отклик на него, происходит овладение
художественными средствами передачи
образа. Все эти показатели не складываются
стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной
работы.
В самой природе театрализованной игры
заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой:
раз необходимы зрители, значит, надо соединить
ее с игрой в театр. Такое соединение будет
успешным при условии, что дети представляют
себе, что такое театр, кто там служит,
какие выполняет обязанности. Конечно,
педагог может рассказать о театре, показать
иллюстрации, однако впечатления детей
вряд ли будут столь яркими, чтобы возникло
желание играть в театр. Иное дело, если
дети узнают театр «изнутри», побывав
зрителями. На помощь могут прийти родители,
которые, откликнувшись на просьбы, советы
педагога, сводят ребенка в театр. Целесообразно
устроить так называемый театральный
день в дошкольном учреждении: силами
педагогического и обслуживающего персонала
(еще лучше с привлечением родителей) подготовить
спектакль, оформив соответствующим образом
зрительный зал и т. д.
Соединение театрализованной игры (показ
спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр)
дает возможность объединить детей общей
идеей, переживаниями, сплотить на основе
интересной деятельности, позволяющей
каждому ребенку проявить свою активность,
индивидуальность, творчество.
2. Театрализованные игры как художественная
деятельность
А. Н. Леонтьев относит игры-драматизации
(так долгое время в дошкольной педагогике
назывались театрализованные игры к своеобразной
«пред эстетической деятельности» ребенка.
Оставаясь игрой, они развивают творческие
способности и представляют собой специфический
вид художественной деятельности.
Дети воспринимают игру как спектакль,
доставляющий ребенку много радости от
переживания его содержания и особенно
от собственного актерства. Театрализованные
игры дошкольников еще нельзя назвать
искусством в полном смысле этого слова,
но они приближаются к нему. Прежде всего
тем, что при разыгрывании спектакля в
деятельности детей и настоящих артистов
много общего. Так же, как артистов волнуют
впечатления, реакция зрителей, так и дети
в театрализованной игре думают о воздействии
на других людей. Для маленьких артистов
важно, как у них получилось, понравилось
ли окружающим. Другими словами, их заботит
результат, которого они добились. А результат
- это то, как изобразили, как разыграли
произведение. На достижение этого результата
направлено внимание педагога и детей.
Собственно в активном стремлении к творческому
исполнению произведения заключается
воспитательное значение театрализованных
игр.
В театрализованных играх развиваются
различные виды детского творчества: художественно-речевое,
музыкально-игровое, танцевальное, сценическое,
певческое. У опытного педагога дети стремятся
к художественному изображению литературного
произведения не только как «артисты»,
исполняющие роли, но и как «художники»,
оформляющие спектакль, как «музыканты»,
обеспечивающие звуковое сопровождение,
и т. д. Возможности приобщения дошкольников
к творческой художественной деятельности
в процессе подготовки театрализованной
игры и ее хода чрезвычайно высоки. Причем
тем выше, чем способнее педагог, потому
что в деятельности, которая у него хорошо
получается, которая помогает раскрыться
его индивидуальным особенностям, легче
увлечь детей, развить их таланты.
Особо следует отметить роль театрализованных
игр в приобщении детей к искусству: литературному,
драматическому, театральному. Дошкольники
знакомятся с разными видами театрального
искусства. При грамотном руководстве
у детей формируются представления о работе
артистов, режиссера, театрального художника,
дирижера. Детям старшего дошкольного
возраста доступно понимание, что спектакль
готовит творческий коллектив (все вместе
творят одно дело - спектакль). По аналогии
с опытом собственных театрализованных
игр дети чувствуют и осознают, что театр
дарит радость и творцам, и зрителям. Позже
это послужит основой для формирования
обобщенного представления о назначении
искусства в жизни общества.
3.Виды театрализованных игр
Есть много разновидностей театрализованных
игр, отличающихся художественным оформлением,
а главное – спецификой детской театрализованной
деятельности.
В одних дети представляют спектакль сами,
как артисты; каждый ребенок выполняет
свою роль. В других дети действуют, как
в режиссерской игре: разыгрывают литературное
произведение, героев которого изображают
с помощью игрушек, озвучивая их роли.
Аналогичны спектакли с использованием
настольного театра с объемными или плоскостными
фигурками или так называемые стендовые
театрализованные игры. В последних дети
на фланелеграфе, экране с помощью картинок
(часто вырезанных по контуру) показывают
сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным
видом стендовых театрализованных игр
является теневой театр.
Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды.
В такой игре могут использоваться два
рода игрушек-кукол с разным устройством
и разной техникой вождения. В современном
дошкольном учреждении чаще имеются куклы
типа исконно русской театральной игрушки
- петрушки (театр петрушек). В практике
такие игрушки чаще называются бибабо
(театр бибабо). У этих игрушек перчаточный
принцип устройства: кукла, полая внутри,
надевается на руку (в головку куклы ребенок
помещает указательный палец, в рукава
костюма - большой и средний, остальные
пальцы прижимает к ладони). Показывается
спектакль из-за ширмы; кукловоды держат
кукол над головой, поэтому они имеют еще
одно название - верховые.
В последние годы в дошкольных учреждениях
появились куклы, устроенные по принципу
марионетки. Их водят по площадке, сцене,
дергая сверху за нитки, веревочки, закрепленные
на планках.
Оба способа вождения кукол достаточно
сложны даже для детей старшего дошкольного
возраста, поэтому необходимы специальные
упражнения. Педагог учит детей, какими
способами показывать движения кукол
(наклон, поворот, взмахи рук), следит за
тем, чтобы движения и речь персонажей
совпадали.
Современные педагоги, проявляя собственное
творчество и вовлекая в него своих воспитанников,
активно используют разные предметы, упаковочные
материалы, чтобы изготовить игрушки-самоделки
для настольного театра. Хорошим подсобным
материалом, позволяющим мастерить несложные,
но очень разнообразные, устойчивые игрушки,
могут стать коробки из-под молочных продуктов,
банки из-под газированной воды, полиэтиленовые
бутылки и пр. Предварительно вымытые,
высушенные, эти упаковочные материалы
(банки, бутылки) обтягиваются тканью,
оклеиваются бумагой, дополняются деталями
из меха, кожи, ниток, пуговиц и пр., что
придает им определенный образ (Дед, Баба
Яга, Коза-Дереза). Для театра бибабо игрушки
вяжут, шьют, клеят из бумаги. Оригинальные
перчаточные игрушки получаются из варежек
и перчаток: обычно к концу зимы «одинокие
варежки и перчатки» (у которых потерялась
пара) можно найти в каждой семье.
4. Условия для развития театрализованных
игр
Среди условий, благоприятных для развития
театрализованных игр, нужно назвать следующие:
- с раннего возраста учить детей вслушиваться
в художественное слово, эмоционально
откликаться на него. Почаще обращатъся
к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам,
стихотворениям, в том числе и таким, которые
побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник?
- Был. - Шил сапожки? - Шил»);
- воспитывать у детей интерес к драматизации,
театральной деятельности. С этой целью
создавать специальные ситуации, в которых
персонажи кукольного театра, образные
игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают
сценки. Например, зайка (игрушка, надетая
на руку воспитателя) пришел знакомиться
с детьми, читает им стихи и т. д. На игры
младших детей стимулирующее влияние
имеет показ инсценировок знакомых им
стихотворений («Машенька» А. Барто, «Про
Маринку» Н. Забилы и др.). Воспитатель
вовлекает детей третьего и четвертого
года жизни в разыгрывание знакомых сказок.
Применяются разные виды театра: настольный,
пальчиковый, драматизация с помощью фланелеграфа.
Использование элементов костюмов (шапочки,
фартучки, хвостики) и атрибутов (репка,
лопата, конура Жучки) вызывает у малышей
большой интерес и желание поиграть в
сказку «Репка».
На интерес к театрализованным играм у
детей среднего и старшего возраста влияют
содержание произведения, включение их
в ситуацию театра, подготовки спектакля,
желание показать спектакль малышам, родителям.
Укреплению интереса способствует участие
в оформлении спектакля, в творческой
работе по изготовлению театральных игрушек,
сочинению инсценировок. Хорошей подпиткой
интереса могут быть новые знания о театре
(в театре есть сцена, фойе, зрительный
зал, декорации, оркестр), о разных жанрах
театрального искусства, об истории театра.
Наконец, на протяжении всего дошкольного
детства интерес поддерживает сознание
успешности деятельности, поэтому важно
подбирать каждому ребенку тот участок
работы, на котором он почувствует свой
рост, получит удовлетворение;
- заботиться об оснащении театрализованных
игр. Следует приобретать театральные
игрушки, мастерить игрушки-самоделки,
создавать фонд костюмов, обновлять декорации,
атрибуты. К этой работе охотно подключаются
члены семей воспитанников дошкольного
учреждения. Бабушки могут помочь в изготовлении
костюмов, а папы - подсказать конструкцию
и сделать удобные ширмы, экраны для теневого
театра и др. Раз в год (можно в марте в
Международный день театра) желательно
в зале дошкольного учреждения развернуть
выставку: поместить изготовленные руками
педагогов, детей, членов их семей оборудование,
игрушки, костюмы; подготовить стенды
с фотографиями, отражающими театрализованные
игры воспитанников. Хорошим дополнением
к выставке будет показ спектакля с участием
детей и взрослых;
- уделять серьезное внимание подбору
литературных произведений для театрализованных
игр. Предпочтение надо отдавать произведениям
с понятной для детей моральной идеей,
с динамичными событиями, с персонажами,
наделенными выразительными характеристиками.
В наибольшей степени таким требованиям
отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать,
так как они построены на коротких диалогах
персонажей, содержат повторы ситуаций.
Герои сказок вступают в определенные
взаимоотношения, в которых проявляются
особенности характера, мысли, чувства.
Развитие театрализованных игр зависит
от содержания и методики художественного
воспитания детей в целом, а также от уровня
образовательной работы в группе. Главный
акцент в педагогическом руководстве
театрализованными играми делается не
на самом процессе игры, а на ее подготовительном
этапе.
5. Педагогическое руководство
Много полезных рекомендаций о приемах
педагогического руководства театрализованными
играми содержится в работах Р.И. Жуковской,
Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой. Чтобы разобраться
в сути предлагаемых приемов, следует
иметь в виду те особенности, которые складываются
при формальном отношении педагога к театрализованным
играм. При таком отношении функции воспитателя
сводятся к тому, чтобы предложить детям
литературное произведение и обеспечить
необходимыми атрибутами. В результате
основное внимание ребенка бывает сосредоточено
на том, чтобы не пропустить свою реплику!
Действия, движения детей однообразны,
бедны, мало выразительны. Ребенок не задумывается
над тем, как произнести слова, как выполнить
действие. Он не замечает, что на протяжении
сказки, рассказа меняются поведение героя,
его чувства. При формальном руководстве
игры лишены творчества, а значит, их развивающее
значение сводится к минимуму.
В основу руководства театрализованными
играми следует положить работу над текстом
литературного произведения. Р.И. Жуковская
советовала педагогу преподносить детям
текст произведения выразительно, художественно,
а при повторном чтении вовлекать их в
несложный анализ содержания, подводить
к осознанию мотивов поступков персонажей.
В старших группах перед игрой проводится
беседа по содержанию. Педагог помогает
детям разделить текст на смысловые части,
в которых проявляются особенности поведения
персонажей. Например, в сказке «Теремок»
каждая смысловая часть связана с появлением
нового персонажа. Всякий смысловой отрезок
дети фиксируют с помощью фишки. Затем
можно разделить полоску бумаги на столько
частей, сколько отложено фишек, и схематично
изобразить содержание каждого отрезка:
получится пиктограмма. Перед театрализованной
игрой дети по пиктограмме моделируют
содержание каждого эпизода. Например,
эпизод появления лисы. Предлагается представить
и рассказать, чем в это время были заняты
мышка, лягушка, заяц, еж, как подошла лиса
к дому и т. д. Вопросы педагога помогают
детям понять изменения, произошедшие
в поведении и настроении обитателей теремка
с появлением лисы. Внимание детей заостряется
на том, что делали персонажи, как делали,
почему так делали.
Обогащению детей художественными средствами
передачи образа способствуют этюды. Детям
предлагают изобразить отдельные эпизоды
из прочитанного произведения, например,
показать, как лиса строила ледяную избушку,
а заяц - лубяную. В сказке об этом говорится
всего в одном предложении, следовательно,
дети сами должны продумать поведение
персонажей, их диалоги, реплики, а затем
- проиграть. В другом случае требуется
выбрать любое событие из сказки и молча
разыгрывать его. Остальные - зрители -угадывают,
какой эпизод представлен. Интересны этюды,
в которых дети выполняют движения под
фрагменты музыкальных произведений.
Благодаря таким комплексным игровым
импровизациям у ребенка постепенно развиваются
художественные способности, без которых
театрализованная игра лишена красок
и выразительности.
Стремление к творчеству возрастает, если
у ребенка что-то хорошо получается: удачно
сказал реплику зайца, выразительно передал
огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной
избушки, и т. п. Педагог не только говорит
о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно
привлекает к ним внимание других детей.
Для остальных это может служить образцом
для подражания, стимулом для проявления
активности.
По ходу самой игры педагог, замечая бедность
выразительных средств у кого-то из играющих,
напоминает о чувствах, настроении героя
в данной ситуации, указывает на допущенные
неточности («Лиса, ты обрадовалась, когда
тебя Журавль в гости пригласил?»; «Наташа,
вспомни, как Лягушка в теремке трудилась
не покладая лапок»). Вопросы, советы, напоминания
приучают ребенка следить за своим игровым
поведением, действовать согласованно
с партнерами, ярче изображать роль, используя
движения рук, головы, туловища, мимику,
речевые выразительные средства.
Организация театрализованной игры начинается
с отбора произведения, в котором обязательно
участвуют дошкольники. Малышей воспитатель
увлекает эмоциональным рассказом о том,
как хорошо поиграть в сказку «Колобок».
Старшие дети активно обсуждают, во что
лучше поиграть, согласовывают свои замыслы
и желания. Распределение ролей не представляется
сложным. Дети знают, что игра будет повторяться
несколько раз, поэтому у каждого есть
возможность попробовать себя в понравившейся
роли. В старших группах обычно договариваются
о двух-трех составах «артистов», занятых
в игре.
С целью усвоения последовательности
событий, уточнения образов персонажей
организуется разнообразная художественно-творческая
деятельность: рисование, аппликация,
лепка по теме произведения. Важно, чтобы
в этой работе раскрылись возможности
всех детей. Старшие дошкольники могут
работать подгруппами (не более 6 человек).
Каждая подгруппа получает задание, например,
вылепить фигурки персонажей так, чтобы
можно было с их помощью разыграть сказку.
Внутри подгруппы дети сами договариваются,
кто что будет делать. Закончив лепку,
рисование, аппликацию каждая подгруппа
представляет по своим работам сказку.
Таким образом отпадает необходимость
в специальном запоминании текста.
Психологическому настрою на предстоящую
игру служит оформительская деятельность
детей: участие в подготовке афиш, пригласительных
билетов, декорации, костюмов и т.п. Чтобы
в театрализованной игре участвовали
все, воспитатель обсуждает с группой,
кто будет готовить зрительный зал, кто
отвечать за музыкальное сопровождение
спектакля (включать и выключать магнитофон,
руководить детским оркестром). С помощью
педагога дети решают, кого пригласить.
Это могут быть родители, воспитанники
других групп, педагогический и обслуживающий
персонал. Приглашенным заранее вручают
билеты.
Дети любят возвращаться к воспоминаниям
о театрализованной игре, поэтому хорошо,
если есть возможность запечатлеть ее
с помощью фотоаппарата или видеокамеры.
Просмотр видеозаписи доставляет всем
большое удовольствие, вызывает обмен
мнениями, впечатлениями. Иногда ребенок
замечает свои промахи, критически оценивает
отдельные моменты игры, что очень важно
для дальнейшего совершенствования игровых
умений. Фотографии можно использовать
в беседе по поводу игры, поскольку они
побуждают детей к комментариям, к интерпретации.
Итак, основная цель педагогического руководства
- будить воображение ребенка, создавать
условия для того, чтобы как можно больше
изобретательности, творчества проявили
сами дети.