Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 13:33, доклад
В эпоху глобализации построение развитого казахстанского общества невозможно достич без формирования конкурентоспособной личности, не только готовой к постоянно меняющимся экономическим условиям, но и способной стать движущей силой ускоренного процесса экономической, социальной и политической модернизации страны.
Выполняя функции организатора, руководитель создает условия, необходимые для совместного труда, целенаправленных и скоординированных действий подчиненных.
В соответствии с положением о дошкольных учреждениях заведующий выполняет широкий круг обязанностей:
устанавливает
в соответствии с трудовым законодательством,
правилами внутреннего трудового распорядка
и квалификаци
онными характеристиками круг обязанностей
работников до
школьного учреждения;
обеспечивает
выполнение законодательства о труде,
Устава,
родительского договора, правил внутреннего
трудового распо
рядка, санитарно-гигиенического режима,
инструкций по орга
низации охраны жизни и здоровья детей,
охраны труда и тех
ники безопасности, а также исправность
санитарно-техниче-
ской, теплотехнической, газовой и энергетической
систем;
обеспечивает обучение и инструктаж по технике безопасности;
организует пропаганду
тета, осуществляет связь
со школой, руководством ведомства
или шефствующего предприятия;
— отчитывается о работе учреждения перед органами народного образования; обеспечивает создание необходимых условий для укрепления здоровья, эффективной работы по воспитанию, всестороннему развитию детей, несет ответственность за охрану их жизни и здоровья, за организацию рационального питания, качество воспитательной работы, укомплектованность учреждения детьми, финансово-хозяйственную деятельность и санитарно-гигиеническое состояние учреждения; организует дополнительные услуги, направленные на улучшение ухода, присмотра, оздоровления, воспитания и обучения; осуществляет контроль за качеством учебно-воспитательной работы. Он не только обеспечивает хорошую организацию воспитательно-образовательной работы с детьми, но и сплачивает педагогический коллектив, укрепляет в нем дисциплину труда, благоприятный морально-психологический климат.
Выполняя должностные обязанности заведующий выступает не только как организатор, но и как представитель и выразитель интересов коллектива сотрудников дошкольного учреждения.
Заведующий действует от имени дошкольного учреждения, представляя его во всех государственных, кооперативных предприятиях, учреждениях, организациях; является распорядителем кредитов и имущества дошкольного учреждения, решает вопросы создания и ликвидации подразделений и различных служб.
В пределах своей компетенции заведующий издает приказы и дает указания, обязательные к исполнению всеми работниками данного учреждения.
Заведующий наделен правами требовать от каждого сотрудника полноценной, добросовестной работы.
Подбор, рациональная расстановка педагогических и обслуживающих кадров, организация их деятельности, инструктирование, координация и контроль, создание условий для повышения их профессионального мастерства, сплочение педагогического коллектива, утверждение в нем духа товарищества и взаимопомощи, благоприятного морально-психологического климата должны постоянно находиться в центре внимания заведующего.
Административная деятельность заведующего обеспечивает материальные, организационные, правовые и социально-психологические условия для реализации функций управления педагогическим процессом.
К административной деятельности заведующего тесно примыкают финансово-хозяйственные вопросы. Заведующий обеспечивает создание надлежащих условий для укрепления здоровья детей, их воспитания и обучения; учет, хранение оборудования, соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований при его эксплуатации; организует питание детей, летнее оздоровительные мероприятия; отвечает за финансово-хозяйственную деятельность дошкольного учреждения, укомплектование детского сада детьми. Он является распорядителем кредитов. Детское дошкольное учреждение имеет годовую смету расходов. Заведующий обеспечивает рациональное использование бюджетных и внебюджетных средств. О правильном расходовании средств он отчитывается перед коллективом и отделом народного образования.
На втором уровне управление осуществляют старший воспитатель, заведующий хозяйством, старшая медицинская сестра, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующий осуществляет непосредственную и опосредованную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с учетом их подготовки, опыта, а также структуры дошкольного учреждения.
Старший воспитатель осуществляет руководство учебно-воспитательной работой дошкольного учреждения.
Демократизация и гуманизация общества, утверждение самоценности детства требуют перестройки работы с детьми дошкольного возраста, новых подходов к организации жизни детей в дошкольных учреждениях.
Успех перестройки в дошкольных учреждениях в первую очередь зависит от воспитателей, способных определять стратегию и тактику работы с детьми. Большая ответственность за подготовку воспитателей к работе с детьми в новых условиях лежит на воспитателе-методисте. Он в равной мере с заведующим ответственен за окончательное формирование личности педагога в детском саду. Под его руководством происходит передача опыта, лучших традиций, формирование у молодого специалиста профессиональных умений.
Старший воспитатель мобилизует воспитателей на решение за дач, поставленных концепцией дошкольного воспитания перед до школьным учреждением, привлекает к их решению родителей и общественность. Он определяет место каждого педагога в воспитательной работе с детьми.
4. Перспективы развития дошкольного образования (типовое положение деятельности ДОУ).
.В связи с этим возможно выделить приоритетные направления развития дошкольной сферы в Республике Казахстан.
1. Инициирование деятельности дошкольных учреждений по внедрению опыта работы с использованием полиязычного и поликультурного компонента обучения и воспитания личности ребенка.
2. Создание условий для многовариативного пространства дошкольного воспитания и обучения.
3. Подготовка и переподготовка дошкольных кадров на основе современной методологической, технологической, дидактической базы в преддверии перехода на 12-летнее обучение.
4. Формирование информационной компетентности воспитателей новой формации, способных работать в системе 12-летнего образования.
5. Реализация технологии повышения квалификации педагогов с целью совершенствования качества дошкольного и начального образования.
6. Формирование модели руководителя новой формации с опережающим, прогнозирующим стилем управления.
1.Уровни управления ДОУ.
Необходимо выделить уровни управления по результатам.
Первый уровень определяется умением руководителя видеть миссию деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Социальная характеристика любой организации включает цели и стратегию.
Цель организации — это конкретный образ желаемого (ожидаемого) результата, которого организация реально может достичь к четко определенному моменту времени. (Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой. М., 1997. С. 75.) При определении цели деятельности организации следует придерживаться структуры, предложенной В.И. Зверевой.
При формулировании целей возможно несоблюдение указанной последовательности компонентов, но их сохранность обязательна. Стратегия организации — это базовые ориентиры, куда движется организация, какие средства использует. Какие ресурсы и куда тратятся, на что мобилизуются люди. В интегрированном виде цели и стратегия представлены миссией организации. Миссия организацииесть ее предназначение, то есть то, ради чего она существует, каковы отличия от окружающих организаций. Чтобы определить миссию, используйте ответы на следующие вопросы: 1. Для удовлетворения каких социальных потребностей создана организация? 2. Посредством чего, с помощью каких услуг удовлетворяется данная потребность? 3. Кто непосредственный потребитель услуг? 4. В чем конкурентное преимущество? 5. Почему вы продолжаете существовать наряду с другими организациями?
При определении миссии ДОУ учитывайте следующие моменты: 1) перспективность миссии. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает, на что будут направлены усилия и какие направления при этом будут приоритетными; 2) гласность и коллегиальность в разработке миссии. С целью выработки реальной, а не формально провозглашенной миссии следует учесть мнение коллектива; 3) конкретность миссии. Формулировки должны быть четкие, ясные, понятные для всех субъектов, взаимодействующих с вашей организацией; 4) изменение миссии организации может быть вызвано невозможностью качественного выполнения миссии по причине ее «завышенности» либо существенных преобразований организации.
Второй уровень предлагает рассматривать результат с точки зрения качества услуг.
Основная услуга ДОУ населению — это дошкольное воспитание и образование детей от 3 до 7 лет.
Качество дошкольного образования — это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка возрастает в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. От чего же зависит качество работы дошкольного образовательного учреждения?
1. От качества
работы воспитателя.
2. От сложившихся в педагогическом коллективе
отношений.
3. От условий, созданных руководителем
для творческого поиска новых методов
работы с детьми.
4. От объективной оценки результатов деятельности
каждого сотрудника.
Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении — это управляемый процесс. Поэтому в основе перечисленных выше составляющих «качества» можно выделить два подхода к управлению качеством.
Один — через управление всем педагогическим процессом и его составляющими.
Другой — через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в нем.
Выделив эти, пожалуй, основные позиции, можно утверждать, что качество — это результат деятельности всего коллектива, который определяется двумя позициями:
— как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы и т.д.);
— как ребенок (дети) в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями.
Следовательно, качество работы дошкольного образовательного учреждения — это и процесс, и результат.
Третий уровень управления по результатам предполагает рассматривать результат с позиций потребителей.
Это семья, родители, имеющие детей дошкольного возраста, которые нуждаются в условиях, предоставляемых образовательными учреждениями. Однако сегодня недостаточно полно изучена и представлена картина о родительских запросах и потребностях. Изучение запросов родителей и создание условий, помогающих руководителю гибко менять ситуацию, предлагать детям и родителям разнообразные виды услуг.
Образовательные: развитие социальных (математических, речевых, познавательных, художественно-эстетических, музыкальных, ритмических) способностей; специальная подготовка к школе, обучение языку; развивающие игры; этикет и поведение, вышивание, конструирование и др.
Медико-оздоровительные: ритмоп
Социальные: музейные экскурсии, музыкальный час в филармонии, театр кукол, праздники взрослых и детей; туризм, экскурсии; юридические консультации; гувернерские услуги.
2.Организационная структура управления ДОУ.
Одна из особенностей управления на современном этапе состоит в отходе от традиционных форм организационного построения, в перестройке структур соответственно требованиям высокой оперативности решения вопросов в единой системе непрерывного образования.
Под организационной структурой управления мы понимаем целостную структуру управляющей и управляемой подсистем, состоящих из звеньев, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления.
Снять имеющиеся противоречия в системе внутрисадовского управления — значит привести в действие существенный резерв повышения эффективности управления. Это предполагает формирование необходимых организационно-педагогических условий:
— создание подлинно демократической возможности участия коллектива, каждого члена в подготовке, принятии и реализации управленческих решений;
— повышение педагогического мастерства и управленческой компетентности всех участников управления дошкольным учреждением.
Механизм управления современным дошкольным учреждением изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы взаимодействия учреждения и всех участников педагогического процесса.
Структура этих отношений такова:
детский сад — внешняя среда; администрация — общественность; руководитель — подчиненный; педагог — педагог; педагог — родители; педагог — дети; ребенок — ребенок.
Проблема формирования организационной структуры управления требует прежде всего осмысления развития дошкольного учреждения как комплексной социально-педагогической системы, учета объективных факторов ее демократизации.