Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 13:33, доклад
В эпоху глобализации построение развитого казахстанского общества невозможно достич без формирования конкурентоспособной личности, не только готовой к постоянно меняющимся экономическим условиям, но и способной стать движущей силой ускоренного процесса экономической, социальной и политической модернизации страны.
1. Профессионально-методическая
грамотность. Это период методического
становления, в процессе которого
происходит накопление знаний, умений,
навыков практической
2. Профессионально-методическая
готовность организовать
3. Профессионально-методическая
зрелость. В основе ее лежит
умение включать в свою
В организации методической работы с педагогами старшему воспитателю приходится анализировать ситуацию или уровень работы, выявлять проблемы и причины их возникновения, оценивать степень результативности, отбирать критерии оценки, разрабатывать варианты решений и др. В основе всех этих действий лежит исследовательский подход, поэтому руководитель, старший воспитатель должны формировать и развивать исследовательские умения.
2.Педагогический
анализ – ведущая функция управления
ДОУ.
Педагогический анализ- это системное
изучение деятельности субъектов педагогического
процесса в специально организованной
среде во взаимодействии с социальным
окружением ДОУ.
Анализ- изучение каждого элемента или
стороны явления как части целого, расчленение
изучаемого предмета или явления на составные
элементы, выделению в нем отдельных сторон.
(Рос. пед. энц.)
Анализ- метод исследования путем рассмотрения
отдельных сторон, свойств, составных
частей чего- то.
Цель педагогического анализа - в раскрытии
причин положительных и отрицательных
явлений педагогического процесса с последующим
влиянием на них.
Задача педагогического анализа - своевременно
вскрыть резервы, обнаружить причины недостатков,
определить возможности для использования
первых и устранения вторых.
Контроль- это специфический вид управленческой
деятельности, направленный на сбор, систематизацию
и хранение информации о ходе и развитии
педагогического процесса (Ю.А. Конаржевский)
Отличие контроля и анализа
Это функция
Управления, которую осуществляет заведующий,
заместитель заведующего по воспитательной
работе. Осуществляет старший воспитатель
Его назначение
Констатирует, измеряет уровень отдельных
параметров пед. процесса, сопоставляет
их с нормативными требованиями;
Состоит в сборе, систематизации и хранении
информации о ходе воспитательно-образовательной
работы;
Вскрывает причины определяющие уровень
воспитательной работы;
Определяет влияние отдельных недостатков
на общий результат воспитательно-образовательной
работы;
Выявляет возможности для дальнейшего
совершенствования педагогического процесса;
На какие вопросы отвечает
Отвечает на вопросы «Что и Как?» Почему
это происходит?
Какими путями развивать профессиональный
уровень педагогов и уровень детей?
Что нужно сделать?
Какой носит характер
Носит побудительный, сигнальный характер,
поддерживая в коллективе состояние организационной
напряженности. Почему это происходит?
Какими путями развивать профессиональный
уровень педагогов и уровень детей?
Что нужно сделать?
Чем регламентируется
Регламентируется нормативными и организационно-правовыми
документами;
При проведении контроля необходимо
соблюдать алгоритм. Не требует жесткой
регламентации нормативными документами
и принятия управленческих решений.
При проведении тематического анализа
соблюдается алгоритм.
Недостатки при осуществлении
аналитической деятельности
• Старшие воспитатели недостаточно
готовы к осуществлению педагогического
анализа. Они зачастую отождествляют его
с контролем.
• Одним из «западающих» моментов в аналитической
деятельности является выработка цели
анализа и разработка под эту цель программы
наблюдений, способов анализа, критериев
оценки.
• Беден арсенал методов педагогического
анализа.
• Не всегда воспитатель становится
полноправным участником анализа, нет
опоры на самоанализ его деятельности.
• В анализе отсутствует регулярность,
системность, установление причинно-следственных
связей между наблюдаемыми явлениями
и фактами.
Виды педагогического анализа
Оперативный - вид педагогического анализа,
позволяющий ежедневно анализировать
основные показатели воспитательно-образовательного
процесса, вскрывать причины отклонений
от заданных нормативов, вырабатывать
рекомендации по ликвидации этих причин.
Тематический - анализ хода реализации
одного из разделов воспитательно-образовательной
работы с детьми.
Итоговый - анализ итогов работы ДОУ за
длительный период: квартал, полугодие,
год.
Методы педагогического анализа
• Анализ предметно-развивающей среды.
• Анализ качества планирования
• Анализ детских работ.
• Анализ диагностических карт.
• Наблюдение педагогического процесса.
• Беседа с ребенком.
• Собеседование с педагогом.
• Просмотр и анализ проведенного занятия.
Функции педагогического анализа
-выявить скрытые резервы, потенциальные
возможности личности каждого педагога
и коллектива в целом;
-способствовать грамотному созданию
образовательной программы ДОУ, годового
плана и др. планов;
-выявить условия реализации выбранных
программ и технологий;
-определить интересы, способности и
уровень развития детей, коллектива, педагогов;
-помочь овладеть педагогам элементами
исследовательской деятельности, разными
формами обобщения своего педагогического
опыта;
-способствовать творческому развитию
личности и овладению педагогами профессиональной
самодиагностикой.
Основные принципы педагогического
анализа
Ю.А. Конаржевский
-Объективности
-Взаимосвязи и взаимодействия
-Развития
-Системного подхода
-Комплексного подхода
-Целенаправленного планирования
-Массовости
-Принцип воспитательного воздействия
Педагогический анализ- это сложная,
высокоразвитая интеллектуальная деятельность
старшего воспитателя ДОУ, требующая немалой
подготовки и тренинга.
Глубокий педагогический анализ- это
следствие индивидуальной силы ума старшего
воспитателя, таланта, умения и опыта,
способности к достаточно напряженному
умственному труду.
Алгоритм проведения тематического
анализа
1. Заведующий издаёт приказ о проведении
тематического анализа, в котором содержится
план-задание (для старшего воспитателя,
для медсестры).
2. Подбор методов тематического анализа
3. Выявление положительных и отрицательных
моментов педагогического процесса по
данному вопросу.
4. Определение причины недостатков, вскрытие
резервов для развития МДОУ
5. Составление справки с рекомендациями
6. Обсуждение справки на оперативном
совещании заведующего (или на Педагогическом
совете, на педагогическом часе), где принимаются
конкретные решения, направленные на устранение
выявленных в ходе анализа причин недостатков.
7. Подготовка материала для итогового
анализа.
3.Примерные циклограммы управленческого аппарата ДОУ.
Циклограмма деятельности руководителя ДОУ
День недели |
Вид деятельности |
Время |
Понедельник |
1. Контроль за
выходом сотрудников на работу, расстановка
кадров. |
8.00–8.30 |
Вторник |
1. Работа с родителями. |
8.00–9.00 |
Среда |
1. Работа с социумом
(заключение договоров, выполнение условий
поставок). |
8.00–9.00 |
Четверг |
1. Контроль за
деятельностью ДОУ по плану. |
8.00–9.00 |
Пятница |
1. Контроль за
деятельностью ДОУ по плану. |
8.00–9.00 |
Циклограмма деятельности старшего воспитателя
1-я неделя |
2-я неделя |
3-я неделя |
4-я неделя | |
Понедельник |
Обход групп. Организационные вопросы. Наблюдение и анализ учебно-воспитательного процесса |
|||
Административное совещание |
||||
Работа с документацией |
||||
По аттестации педагогов |
По анализу педпроцесса |
Оформление протоколов |
Планирование | |
Контроль по плану ДОУ |
||||
Вторник |
Анализ учебновоспитательного процесса. Контроль по плану ДОУ |
|||
1я и 2я младшая группы |
Средние группы |
Старшие группы |
Подготовительные группы | |
Работа с кадрами |
||||
Самообразование педагогов (собеседование) |
Консультации |
Контроль работы специалистов |
Оформление опыта работы | |
Методический час. Подготовка к педчасу или педсовету |
||||
Заседание методсовета (1 раз в квартал) |
||||
Резерв времени |
Работа с документацией |
Планерное совещание руководителей |
||
Среда |
Наблюдение за педпроцессом (создание проблемных ситуаций, выполнение годовых задач) |
|||
Взаимодействие с медсестрой |
Решение текущих вопросов с родителями |
Консультации для младших воспитателей |
Взаимодействие с социумом | |
Педсовет (1 раз в квартал) |
||||
Работа с родителями |
||||
Консультации |
Посещение родительских собраний |
Организация дня открытых дверей для родителей |
Организация клубных встреч | |
Контроль по плану |
||||
Четверг |
Анализ педпроцесса |
|||
Анализ календарных планов |
||||
Малые педсоветы |
||||
Контроль по плану |
||||
Консультирование |
Оформление документации |
Взаимодействие с социумом |
||
По планированию |
По оформлению документации в группах |
|||
Пятница |
Контроль за проведением |
|||
Анализ педагогического процесса |
||||
Посещение методкабинета Управления образования |
Подготовка к семинарам |
Взаимодействие со службами ДОУ |
Составление плана работы на месяц | |
Индивидуальная работа с родителями |
Циклограмма деятельности старшей медицинской сестры
1я неделя |
2я неделя |
3я неделя |
4я неделя | |
Понедельник |
1. Обход групп |
|||
Регистрация справок и разнос их по картам |
Контроль соблюдения противоэпидемиологического режима в группах и на пищеблоке |
|||
Административное совещание |
||||
Вторник |
1. Обход групп |
|||
Работа с документацией |
Прививки |
Медицинский осмотр детей |
Контроль организации педагогического процесса | |
Анализ здоровья по предлагаемым тестам |
||||
Работа по оздоровлению детей группы риска по назначению врача |
||||
Работа с документацией |
||||
Среда |
1. Обход групп |
|||
Осуществление
психолого-медико- |
||||
Работа с заместителем заведующей по воспитательно-образовательной работе |
||||
Консультирование воспитателей и специалистов |
Консультирование младших воспитателей |
Консультирование родителей |
Работа с программами здоровья и программами индивидуального развития | |
Контроль осуществления закаливания |
||||
Четверг |
1. Обход групп |
|||
Контроль осуществления противоэпидемиологического режима в группе и на пищеблоке |
Работа по выполнению предписаний СЭС |
Контроль оздоровления детей |
Лечебная работа по оздоровлению детей | |
Родительские собрания |
||||
Занятия с техническим персоналом по программе санитарного минимума |
||||
Антропометрия воспитанников |
||||
Связь с городской поликлиникой |
||||
Пятница |
1. Обход групп |
|||
Контроль за выполнением режимных моментов |
||||
Диспансеризация детей |
||||
Санитарно-просветительская работа |
Выпуск |
Медикопедагогическое совещание |
Анализ заболеваемости за неделю | |
Мероприятия по обеспечению адаптации детей в ДОУ |
||||
Работа с документацией |
Циклограмма деятельности завхоза
1-я неделя |
2- неделя |
3-неделя |
4-я неделя | |
Понедельник |
Обход территории дошкольного учреждения и его помещений Выдача моющих средств Административное совещание |
Работа с графиком учета рабочего времени технического персонала |
Выдача моющих средств |
Проверка состояния мебели |
Вторник |
Контроль выполнения заявок на мелкий ремонт Оформление договоров методом котировок |
Приобретение игрушек, пособий, материала для игр, труда и занятий. Доставка необходимого оборудования |
Оформление договоров методом котировок |
Приобретение посуды, моющих средств, жесткого и мягкого инвентаря |
Среда |
Осмотр санитарного состояния помещений и территории Контроль выхода на работу младших воспитателей и другого обслуживающего персонала |
Инструктаж технического персонала по правилам противопожарной безопасности |
Посещение Управления образования |
Работа по организации питания детей и сотрудников |
Четверг |
Контроль состояния инвентаря В групповом помещении Работа с документацией. Работа с машинистом по стирке |
В раздевальных комнатах Инструктаж обслуживающего персонала по поведению в чрезвычайных ситуациях |
На кухне, в туалетах, прачечной Контроль ухода с работы обслуживающего персонала |
Оформление заявок на котировки В служебных помещениях |
Пятница |
Обеспечение обслуживающего персонала необходимым инвентарем. Совещание административно-хозяйственного аппарата Составление личного плана на неделю |
Участие в планировании работы дошкольного учреждения на месяц Работа с родителями по укреплению МТБ |
Проведение инвентаризации Инструктаж по ТБ и ОТ |
Организация субботников по благоустройству территории ДОУ |