На развитие сюжета
игры решающее влияние оказывает
расширение у ребенка представлений
об окружающей действительности.
Однако, не всякое ознакомление с окружающим
побуждает ребенка к игре. Например, наблюдения
за растениями, явлениями природы, животными,
транспортом, машинами развивают у детей
представление об окружающем, но существенно
не влияют на развитие игры. Ролевая игра
возникает и развивается прежде всего
в том случае, когда в центре ознакомления
с окружающей действительностью стоит
человек, его деятельность, поступки, отношения
(выращивание человеком растений, забота
о других людях, управление транспортом,
использование машин).
Структура ролевой
игры, согласно Д. Б. Эльконину,
включает следующие компоненты. Первый
— это роли, которые берут на себя дети
в процессе игры; второй — игровые действия,
посредством которых дети реализуют взятые
на себя роли взрослых и отношения между
ними; третий — игровое употребление предметов,
условное замещение реальных предметов,
имеющихся в распоряжении ребенка, и, наконец,
четвертый — реальные отношения между
играющимися детьми, выражающиеся в разнообразных
репликах, замечаниях, посредством которых
регулируется весь ход игры.
При этом центральным
моментом является принятая ребенком
роль. Именно принятые роли и
побуждают ребенка выполнять
определенные игровые действия
и развивать игровые отношения,
отражающие реальное поведение
изображаемых взрослых, использовать
предметы-заменители, устанавливать
межличностные отношения, выходящие
за пределы игры. Беря на себя
роль, ребенок должен подчиниться
определенным правилам поведения,
вытекающим из принятой роли.
Эти правила устанавливаются
самим ребенком, что существенно
отличает их от правил в
подвижной и дидактической играх,
которые определяются и диктуются
взрослыми. Правила, установленные
самим ребенком, рассматриваются
в психологии как правила внутреннего
самоограничения, самоопределения.
Л. С. Выготский подчеркивает,
что творческая ролевая игра
— преобладающая деятельность
ребенка трех—шести лет, так
как она создает зону ближайшего
развития. В игре ребенок всегда
выше своего среднего возраста,
выше своего обычного повседневного
поведения, он как бы на голову
выше самого себя. "Игра в
конденсированном виде содержит
в себе, как в фокусе увеличительного
стекла, все тенденции развития;
ребенок в игре как бы пытается
сделать прыжок над уровнем
своего обычного поведения... За
игрой стоят изменения потребностей
и изменения сознания более
общего характера... Действие в
воображаемом поле, в мнимой ситуации,
создание произвольного намерения,
образование жизненного плана,
волевых мотивов — все это
возникает в игре и ставит
ее на высший уровень развития,
возносит ее на гребень волны,
делает ее девятым валом развития
дошкольного возраста". В таком
понимании игра имеет чрезвычайно
важное значение для умственного и нравственного
развития ребенка, для формирования его
способностей и становления личности
в целом.
В условиях детского
сада игра — одна из форм
организации жизни детей, важное
средство осуществления комплексного
подхода к воспитанию ребенка,
так как в игре прослеживается
взаимосвязь разных видов детской
деятельности, взаимно обуславливающих
одна другую, — игра и труд,
игра и занятие. Результаты
игры не продуктивны, они условны,
так как в процессе игры
ребёнок почти ничего не вносит
в изменение окружающей действительности.
Однако игровая деятельность значительно
обогащает ребенка представлениями об
окружающем: во-первых, действуя с игрушками
или с предметами, их заменяющими, ребенок
познает их физические свойства, конструкцию,
возможные преобразования; во-вторых,
знакомится с их общественно значимой
функцией, в которой они употребляются
взрослыми; в-третьих, в процессе игровой
деятельности перед ребенком открывается
мир человеческих отношений, происходит
знакомство с общественной ролью и положением
людей в обществе; в-четвертых, что особенно
ценно, ребенок стремится в игре отражать
эти отношения, постепенно формируя в
себе необходимые качества личности. Сюжетно-ролевая
творческая игра — первая проба социальных
сил и первое их испытание. Педагогическая
ценность игры состоит и в том, что в процессе
игры помимо взаимоотношений, диктуемых
сюжетом, взятой на себя ролью или правилами,
возникают другого рода отношения — уже
не условные, а реальные, действительные,
регулирующие настоящие отношения между
детьми. В игре выясняется: как относится
ребенок к успехам или неудачам партнеров
по игре, вступает ли в конфликты с другими
участниками игры, умеет ли сдерживать
непосредственные побуждения, готов ли
помочь товарищу, внимателен ли к другим
участникам игры, насколько точен в выполнении
роли.
Ролевые действия так
увлекают детей, что подчас
воспринимаются ими как реальные
поступки. Игра помогает ребенку
преодолевать свою слабость, управлять
собой, создает условия для
упражнения в трудовых навыках,
в навыках нравственного поведения.
В процессе игры ребенок самостоятельно
налаживает взаимоотношения с
коллективом, у него формируются
коллективистские черты характера.
При условии разумной организации
игра — это школа жизни,
школа труда и общения с
людьми. Ребенок не пассивно ожидает
далекое, но интересное и увлекательное
будущее, а приближается к нему
деятельно, хотя этого и не
осознает. Он живет полнокровной
сегодняшней жизнью. Основатель
НИИ дошкольного воспитания АПН
СССР А. В. Запорожец в связи
с этим писал, что детская
игра — "это подлинная социальная
практика ребенка, это его реальная
жизнь в коллективе, в котором
формируются общественные качества
и моральное сознание детской
личности". Тем самым игра сближается
с задачами самовоспитания и
помогает ребенку в овладении
своим поведением. В игре формируются
и проявляются такие волевые
качества, как целенаправленность,
настойчивость и упорство в
преодолении трудностей, умение
подавлять свои эгоистические
желания. Ребенок учится в игре
управлять своими чувствами, что
в итоге способствует формированию
произвольного поведения.
Детская игра отражает
тот уровень взаимоотношений
детей, который сложился в данном
коллективе: это обмен игрушками,
радость и сопереживание одного
ребенка или группы детей за
успехи других, готовность подчиниться
товарищу. Воспитатель должен помнить
о том, что в игре могут
закладываться и отрицательные
свойства характера, такие, как
агрессивность, соперничество, ревность,
недоброжелательность, грубость. Игра
дошкольника — это не бесцельная
забава, а особая форма детского
труда. Она должна быть максимально
приближена к труду, наполнена
трудовыми заданиями. В этом
плане желательно сочетать творческую
игру с изобразительной, конструктивной
и другой деятельностью. Это
не только обогащает игру, но
и способствует воспитанию трудолюбия,
умения позаботиться о товарищах (подготовить
материал для игры из пластилина, глины,
сделать зарисовки).
Игра — одно из
незаменимых средств сплочения детского
коллектива. Она помогает педагогу всесторонне
изучить ребят, проникнуть в их духовный
мир. Осуществляя индивидуальный подход
к каждому ребенку в процессе игровой
деятельности, педагог постоянно должен
создавать и опираться на общественное
мнение группы детей. В творческой игре
каждая роль раскрывает определенные
правила общественного поведения. Игровые
цели достигаются только в совместной
коллективной деятельности. Выполняемая
каждым роль имеет смысл при условии, если
соответственно выполняют свою роль все
участники игры. Эта роль вынуждает ребенка
проявлять дисциплинированность и верность
долгу, выдержку и терпение, мужество и
великодушие. Обсуждение с детьми положительных
и отрицательных поступков, отношений
в процессе игры помогает формированию
общих оценочных мнений и суждений о нравственных
поступках и нравственных нормах. Выражение
общественного мнения группой детей, влекущее
за собой иногда и исключение из игры,
заставляет ребенка переосмысливать и
изменять свое отношение к коллективу,
создает у детей опыт ответственности
за общее дело, сплачивает детский коллектив.
Игровое общение воспитателя с детьми
позволяет ему направлять ход игры, руководить
отношениями между ними. Совместная игровая
деятельность способствует формированию
у детей организованности и ответственности,
умения контролировать свои действия
и согласовывать их с другими детьми.
В процессе развития
сюжета игры ребенок приобретает
навыки планирования деятельности,
развивает творческое воображение,
необходимое в других видах
деятельности. Широкое использование
в игре предметов-заменителей
в дальнейшем позволяет ребенку
овладеть другими типами замещения,
в частности, подготовиться к
пониманию смысла моделей, схем,
символов и знаков в процессе
школьного обучения. Умение играть
имеет решающее значение для
формирования активности, инициативы,
сосредоточенности, целеустремленности
и других качеств, необходимых затем для
успешного обучения в школе и будущей
трудовой деятельности.
Таким образом, смысл
игры детей разных групп меняется:
для младших он в действиях
того лица, роль которого выполняет
ребенок, для среднего — в
отношениях этого лица к другим
людям, для старших — в отражении
типичных отношений взрослых. Так,
если в младшей группе в
бытовых играх жизнь семьи
или детского сада отражается
эпизодично, действия непоследовательны,
однообразны, то в средней группе
уже отмечается цельность сюжета,
взаимосвязанность, длительность игры
увеличивается.
Игровые интересы имеют
особо важное значение в развитии детей
дошкольного возраста, поскольку для этого
периода детства игра является главным
содержанием их жизни и все психические
процессы и качества личности эффективнее
всего развиваются в игре. Интерес к играм
содействует расширению кругозора, опыта
ребенка, способствует его умственному
развитию, обогащению и углублению знаний,
формированию общественных представлений.
Игровой интерес активизирует не только
восприятие, память, но и мысль, речь ребенка,
побуждает его применять приобретенные
знания в практической деятельности. О
наличии развитого игрового интереса
можно говорить в том случае, если ребенок
более или менее длительное время не отвлекается
от игры, его внимание сосредоточено на
развитии сюжета и выполнении роли, если
он выражает желание брать определенную
роль и у него есть любимые роли, если ребенок
не желает прекращать игру и выражает
сожаление по поводу ее окончания, если
он охотно и активно выполняет все виды
работ (лепит, рисует, строит, мастерит)
по изготовлению игрушек и атрибутов,
связанных с темой игры, ведет оживленные
разговоры с воспитателем, родителями
и детьми об игре после ее окончания.
Уровень развития игровой
деятельности детей дошкольного
возраста определяется структурой
педагогического процесса в детском
саду в целом, наличием взаимосвязей
между отдельными видами деятельности:
обучением, игрой и трудом. Такой комплексный
подход к организации учебно-воспитательной
работы в детском саду создает условия
для широкого использования творческой
сюжетно-ролевой игры как важнейшего средства
коммунистического воспитания дошкольников.
1.4 Подвижные игры –
как средство воспитания положительных
межличностных взаимоотношений
у детей старшего дошкольного
возраста
Методика организации подвижных
игр.
Организация подвижных
игр педагогом осуществляется
в трёх основных направлениях:
подготовка к проведению подвижной
игры, её проведение и анализ.
В подготовку к проведению
подвижной игры входят:
отбор игры в соответствии
с задачами воспитания и обучения:
воспитание уважительного отношения
к сверстникам, развитие чувства
коллективизма, внимания по отношению
друг к другу и др.;
установление соответствия
отобранной игры программным
требованиям воспитания и обучения
детей старшей подготовительной группы;
определение наиболее
удобного времени проведения
подвижной игры (в процессе организованного
обучения на занятиях или в
свободное от занятий и других
режимных процессов время);
выбор места для
игры, где дети могут с удовольствием
играть;
определение кол-ва
играющих (вся группа, небольшие подгруппы,
индивидуально);
подготовка необходимого
материала для выбранной игры
(игрушки, разные предметы, картинки);
подготовка к игре
самого воспитателя: он должен
изучить и осмыслить весь ход
игры, своё место в игре, методы
руководства игрой;
подготовка к игре
детей: обогащение их знаниями,
представлениями о предметах
и явлениях окружающей жизни,
необходимыми для решения игровой
задачи.
Проведение подвижных игр включает:
ознакомление детей
с содержанием игры, с материалом,
который будет использован в игре;
объяснение хода и
правил игры. При этом воспитатель
обращает внимание на поведение
детей в соответствии с правилами
игры, на чёткое выполнение правил;
показ игровых действий,
в процессе которого воспитатель
учит детей правильно выполнять
действие, доказывая, что в противном
случае игра не приведёт к
нужному результату (например, если
кто-то из ребят подсматривает,
когда надо закрыть глаза);
определение роли воспитателя
в игре, его участие в качестве
играющего, болельщика или арбитра.
Мера непосредственного участия
воспитателя в игре определяется
возрастом детей, уровнем их
подготовки, сложностью задачи игры,
игровых правил. Участвуя в игре,
педагог направляет действия
играющих (советом, вопросом, напоминанием);
подведение итогов
игры - это ответственный момент
в руководстве ею, т.к. по результатам,
которых дети добиваются в
игре, можно судить об её эффективности,
о том, будет ли она с интересом
использоваться в самостоятельной
игровой деятельности ребят. При
подведении итогов воспитатель
подчёркивает, что путь к победе
возможен только через преодоление
трудностей в общении, внимание
друг к другу и дисциплинированность.