Организация опытно – эксперементальной работы направленные на развитие положительных взаимоотношений старшего дошкольного возраста в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучение особенностей развития взаимоотношений дошкольников в игре.
Предмет исследования – особенности развития взаимоотношений дошкольников со сверстниками
Объект исследования – совместная игровая деятельность детей дошкольного возраста как средство развития взаимоотношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
1.1 Понятие о взаимоотношениях в дошкольном возрасте
1.2 Структура системы межличностных отношений старших дошкольников в группе сверстников
1.3 Роль и значение подвижных игр в дошкольном возрасте
1.4 Подвижные игры – как средство воспитания положительных межличностных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР
2.1 Исследование уровня развития межличностных взаимоотношений старших дошкольников
2.2 Обработка и анализ полученных результатов
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 79.38 Кб (Скачать файл)

   В конце игры  педагог спрашивает у детей,  понравилась ли им игра, и обещает,  что в следующий раз можно  играть в новую игру, она будет  также интересной. Дети обычно ждут этого дня.

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов  её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе. [15]

Руководство подвижными играми.

 Успешное руководство  подвижными играми, прежде всего,  предусматривает отбор и продумывание  их программного содержания, чёткое  определение задач, определение  места и роли в целостном  воспитательном процессе, взаимодействие  с другими играми и формами  обучения. Оно должно быть направлено  на развитие различных вариантов  взаимодействия между детьми  и поощрение активности к общению,  самостоятельности и инициативы  детей, применение ими разных  способов решения сложных ситуаций, должно обеспечивать доброжелательные  отношения между участниками,  готовность прийти на помощь  товарищам. Для старших дошкольников  руководство игрой должно быть  таким, чтобы у детей сохранялось  соответствующее эмоциональное  настроение, непринужденность, чтобы  они переживали радость от  совместного участия в ней  и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

   Воспитатель намечает  последовательность игр, усложняющихся  по содержанию, задачам, игровым  действиям и правилам. Отдельные  изолированные игры могут быть  очень интересными, но, используя  их вне системы, нельзя достигнуть  общего воспитывающего и развивающего  результата. Поэтому следует чётко  определять роль подвижной игры  во взаимодействии детей на занятиях и вне ее.

   Следует учитывать,  что в подвижной игре необходимо  правильное сочетание наглядности,  слова воспитателя и действий  самих детей с игрушками, игровыми материалами, предметами и т.д. К наглядности относятся: 1)предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры; 2)картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов; 3) наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.

   При помощи словесных  пояснений, указаний воспитатель  направляет внимание детей, упорядочивает,  уточняет их представления, расширяет  опыт общения. Речь его способствует  обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами  взаимодействия, способствует совершенствованию игровых действий.

   Руководя играми, воспитатель использует разнообразные  средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве  участника игры, он незаметно  для них направляет игру, поддерживает  их инициативу, сопереживает с  ними радость игры и радость  совместно выполняемых действий. Иногда педагог рассказывает  о каком-либо событии, создаёт  соответствующее игровое настроение  и поддерживает его по ходу  игры. Он может и не включаться  в игру, но как умелый и чуткий  режиссёр, сохраняя и уберегая  её самодеятельный характер, руководит  развитием игровых действий, выполнением  правил и незаметно для детей  ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую  деятельность, педагог делает это  чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует  разного рода игровые сюрпризы и т.п.

   Надо помнить, с  одной стороны об опасности,  чрезмерно усиливая воспитывающие  моменты, ослабить игровое начало, придать подвижной игре характер  занятия, а с другой, увлёкшись  занимательностью, уйти от задачи воспитания.

    Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей  интерес к её продолжению, создать  радостную перспективу. Обычно  он говорит: "Новая игра будет ещё интереснее". Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создаёт новые - полезные и увлекательные. [2]

   Педагогическая ценность  подвижных игр в развитии положительных  взаимоотношений детей:

 В подвижных играх  перед детьми ставятся те воспитательные  задачи, решение которых проходит  незаметно для самих детей,  и которые помогают преодолевать  трудности в общении и разбираться в сложных взаимоотношениях.

 Необходимо добиваться  того, чтобы подвижная игра была  не только формой усвоения  положительных навыков общения,  но и способствовала бы общему  развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

 Подвижная игра содействует  решению задач нравственного  воспитания, развитию у детей  общительности. Воспитатель ставит  детей в такие условия, которые  требуют от них умения играть  вместе, регулировать своё поведение,  быть справедливым и честным  по отношению к другим, уступчивым и требовательным

 Как мы подчеркивали  в самом начале, дошкольники действуют  не в соответствии с нормами  и представлениями, а на основе  собственных чувственных впечатлений  и непосредственного опыта. Именно  поэтому наша программа основана  не на объяснениях, не на  поощрениях или порицаниях, а  на организации непосредственных  взаимоотношений между детьми. При  проведении всех игр следует  по возможности избегать инструкций, нравоучений и приведения, положительных образцов. Следует исключить также замечания и разделение детей на хороших и плохих игроков. Гораздо важнее и эффективнее поддерживать каждого ребенка, показывать ему, что другие дети — не противники и не конкуренты, а близкие, тесно связанные с ним и во многом похожие на него люди.

 На первых порах  игры без слов и без игрушек  могут показаться детям странными  и непривычными. Однако отсутствие  принуждения, равные права, запрет  на вербальные контакты снимают  напряженность, замкнутость, страх, что тебя могут обидеть, обозвать, не принять в игру. Физический контакт с другими детьми, ласковые прикосновения и поглаживания, близость сверстника дают детям ощущение тепла, безопасности и общности с другими, ослабляют защитные барьеры, направляют внимание ребенка на другого.

 Очень важный момент  — выбор игры. Предложенные игры  представляют собой специально  выстроенную систему, в которой  каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа предложена желательная последовательность игр, развивающих те или иные аспекты взаимоотношений детей. Поэтому желательно придерживаться той последовательности, которая представлена выше. Однако это вовсе не означает, что детей нужно знакомить со всеми играми каждого этапа, прежде чем приступить к новым. Поиграв с детьми в три-четыре игры, можно перейти к начальным играм следующих этапов. Кроме того, далеко не все описанные игры могут приниматься детьми, а некоторые могут вызвать затруднения у воспитателя. Поэтому вы можете выбрать именно те игры каждого этапа, которые соответствуют вашим возможностям и интересам ваших детей.

 При проведении игр  не надо бояться повторений. Многократное  повторение одних и тех же  игр является важным условием  их развивающего эффекта. Дошкольники  по-разному и в разном темпе  усваивают новое. Систематически  участвуя в той или иной  игре, дети начинают лучше понимать  ее содержание и получать удовольствие  от выполнения игровых действий. Сами дети очень любят играть  в знакомые игры и нередко  просят повторить какую-нибудь  игру. В таких случаях ей лучше  посвятить первую половину занятия,  а новую игру оставить на вторую половину.

 Занятия последних  этапов лучше делить на две  части: в первой проводить игры  предыдущих разделов, направленные  на непосредственное выражение  позитивного отношения друг к  другу (типа «Муравьи», «Обнималки» и пр.), и лишь вторую половину посвящать вербальному выражению отношений или совместной предметной деятельности. Игры на непосредственное взаимодействие способствуют актуализации эмоциональных связей и чувства общности, что предотвращает возникновение конфликтов по поводу предметов и предметных действий.

 Заканчивать каждую  игру нужно в тот момент, когда  вы замечаете, что дети устали  от нее, начинают разбредаться  по группе, отступают от правил  игры. Необходимо собрать детей  вокруг себя и, сообщив, что  игра закончена, предложить попрощаться.  В качестве прощания лучше всего использовать какой-нибудь ритуал, которым будет заканчиваться каждое занятие (например, взрослый вытягивает руку, а дети подходят к нему и кладут свои ладони на ладонь взрослого, образуя круг; или дети ласково дотрагиваются до плеча своего соседа; или встают в круг и прикладывают свои ладони к ладоням соседей и пр.).[13]

 Все это потребует  определенной гибкости и тонкости, умения не следовать за программой, а импровизировать и творить,  исходя из особенностей конкретной  группы и ситуации.

 

Вывод по 1 главе.

Подвижные игры имеют большое  значение для всестороннего, гармоничного развития детей дошкольного возраста. Участие дошкольников в подвижной  игре позволяет установить доброжелательные и позитивные межличностные отношения.

     Подвижные  игры рекомендуется применять  в первую половину дня:  на  утренней гимнастике, на комбинированном  занятии, и во вторую половину  дня: в свободной деятельности детей.

 При организации игр  с детьми необходимо применять  следующие методы и приемы: показ  и демонстрация игры, объяснение  ее правил, беседа с детьми  о результатах игры. Целью подвижных  игр и занятий является формирование  межличностных отношений детей  дошкольного возраста.

 

 Выбор подвижных игр  должен быть обусловлен возрастными  особенностями детей и с учетом  интересов детей. Игры должны быть направлены как на совместную деятельность, командное взаимодействие, так и игры где ребенок может выразить себя индивидуально. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В  ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР

2.1 Исследование уровня  развития межличностных взаимоотношений  старших дошкольников

 

Изложенные выше положения  нашли отражение в диагностической  работе по определению отношения  друг к другу детей старшего дошкольного возраста.

 Проведение исследования  осуществлялось на базе ГУО « Ясли – сад № 101» г.Гродно.

 Исследовательская работа  шла одновременно в двух подготовительных  к школе группах по единому  плану. Были изучены особенности  организации учебно-воспитательного  процесса в данных группах,  применяющих подвижные игры в  работе с детьми, и, не использующих  их. Нами были проведены следующие  методики: метод социометрического  исследования «Два домика» (Приложение  А), наблюдение - данный метод является  незаменимым при первичной ориентировке  в реальности детских отношений.

Метод социометрического исследования «Два домика»

 Уже в старшей группе  детского сада существуют достаточно  прочные избирательные отношения.  Дети начинают занимать разное  положение среди сверстников:  одни более предпочитаемы для  большинства детей, а другие  — менее. Обычно предпочтения  одних детей перед другими  связывают с понятием «лидерство».  Данное понимание достаточно  трудно приложить к группе  дошкольников, в частности к группе  детского сада. Эта группа не  имеет четких целей и задач,  у нее нет какого-либо определенного  общего интереса, объединяющей всех  членов деятельности, здесь трудно  говорить о степени социального  влияния. Вместе с тем не  вызывает сомнений факт предпочтения  определенных детей, их особой  притягательности. Поэтому более  правильно для данного возраста  говорить не о лидерстве, а  о привлекательности или популярности таких детей, которая, в отличие от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития. Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляется социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов своей группы.

 Для проведения методики  необходимо приготовить лист  бумаги, на котором нарисованы  два домика. Один из них —  большой красивый, красного цвета,  а другой — маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает  ребенку обе картинки и говорит:  «Посмотри на эти домики. В  красном домике много разных  игрушек, книжек, а в черном  — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит  тебе, и ты можешь приглашать  к себе всех, кого хочешь. Подумай,  кого из ребят своей группы  ты бы пригласил к себе, а  кого поселил бы в черный  домик». После инструкции взрослый  отмечает тех детей, которых  ребенок берет к себе в красный  дом, и тех, кого он хочет  поселить в черный домик. После  окончания беседы можно спросить  у детей, не хотят ли они  кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Информация о работе Организация опытно – эксперементальной работы направленные на развитие положительных взаимоотношений старшего дошкольного возраста в