Интерпретация результатов
этого теста достаточно проста:
симпатии и антипатии ребенка
прямо связаны с размещением
сверстников в красном и черном
домиках Результаты фиксировались
с помощью протоколов. Далее результаты
вносились в сводную таблицу.
Напротив фамилии каждого ребенка
отмечалось количество случаев,
когда его выбирали сверстники
и заносились в таблицу (Приложение
А).
При анализе результатов
в данной методике важным показателем
являлась также взаимность выборов
детей.
Метод наблюдения.
Данный метод является
необходимым для того, чтобы изначально
сориентироваться в реальности
детских отношений. Он позволяет
увидеть конкретную картину, которая
складывается во взаимоотношениях
с детьми, дает много неожиданных
и интересных фактов, отражающих
жизнь ребенка в естественных
для него условиях. При наблюдении
необходимо обращать внимание
на следующие показатели поведения
детей:
♦ инициативность
— отражает желание ребенка
привлечь к себе внимание сверстника,
побудить к совместной деятельности,
к выражению отношения к себе
и своим действиям, разделить
радость и огорчение,
♦ чувствительность
к воздействиям сверстника —
отражает желание и готовность
ребенка воспринять его действия
и откликнуться на предложения.
Чувствительность проявляется в
ответных на обращения сверстника
действиях ребенка, в чередовании
инициативных и ответных действий,
в согласованности собственных
действий с действиями другого,
в умении замечать пожелания
и настроения сверстника и подстраиваться
под него,
♦ преобладающий
эмоциональный фон — проявляется
в эмоциональной окраске взаимодействия
ребенка со сверстниками: позитивной,
нейтрально-деловой и негативной.
На каждого испытуемого
заводится протокол, в котором
по приведенной ниже схеме
отмечается наличие данных показателей
и степень их выраженности.
Он позволяет описать
конкретную картину взаимодействия
детей, дает много живых, интересных
фактов, отражающих жизнь ребенка
в естественных для него условиях.
Весь комплекс методик направлен
на качественную диагностику
развития взаимоотношений детей.
Все показанные ребенком результаты
взаимно дополняют друг друга,
что позволяет получить более полное
представление о степени отношений друг
к другу детей старшего дошкольного возраста.
Шкалы оценки параметров и показателей
Цель: исследовать ребенка
в естественных условиях его
жизни, определить конкретную
картину взаимодействия детей
в группе в процессе подвижной
игры.
Критерии оценки параметров |
Выраженность в баллах |
Инициативность |
|
отсутствует: ребенок не
проявляет никакой активности, играет
в одиночестве или пассивно следует
за другими; |
1 |
слабая: ребенок крайне редко
проявляет активность и предпочитает
следовать за другими детьми; |
7 |
средняя: ребенок часто проявляет
инициативу, однако он не бывает настойчивым; |
9 |
ребенок активно привлекает
окружающих детей к своим действиям
и предлагает различные варианты
взаимодействия |
11 |
Чувствительность к воздействиям
сверстника |
|
отсутствует: ребенок вообще
не отвечает на предложения сверстников; |
0 |
слабая: ребенок лишь в редких
случаях реагирует на инициативу сверстников,
предпочитая индивидуальную игру; |
1 |
средняя: ребенок не всегда
отвечает на предложения сверстников; |
11 |
высокая: ребенок с удовольствием
откликается на инициативу сверстников,
активно подхватывает их идеи и действия |
16 |
Преобладающий эмоциональный
фон |
|
— негативный;
— нейтрально-деловой;
— позитивный |
|
Регистрация поведения детей
с помощью данного протокола
позволит более точно определить
характер отношения ребенка к
сверстникам. Так, отсутствие или слабо
выраженная инициативность (0—1 балл) может
говорить о неразвитости потребности
в общении со сверстниками или
о неумении найти подход к ним.
Средний и высокий уровни инициативности
(9—11 баллов) говорят о нормальном уровне
развития потребности в общении.
Отсутствие чувствительности
к воздействиям сверстника, своеобразная
«коммуникативная глухота» (0—1 балл)
говорит о неспособности видеть
и слышать другого, что является
существенной преградой в развитии
межличностных отношений.
Важной качественной
характеристикой общения является
преобладающий эмоциональный фон.
В случае если преобладающим
является негативный фон (ребенок
постоянно раздражается, кричит, оскорбляет
сверстников или даже дерется),
ребенок требует особого внимания.
Если же преобладает положительный
фон или положительные и отрицательные
эмоции по отношению к сверстнику
сбалансированы, то это свидетельствует
о нормальном эмоциональном настрое по
отношению к сверстнику.
Наблюдая, необходимо
не только фиксировать поведение
детей по указанным параметрам,
но и замечать и описывать
живую картину детского взаимодействия.
Конкретные высказывания, поступки,
ссоры, способы выражения внимания
к сверстнику могут дать незаменимые
реальные факты детской жизни,
которые нельзя получить никакими
другими методами.
Итак, метод наблюдения
имеет ряд неоспоримых достоинств.
Он позволяет описать реальную
жизнь ребенка, позволяет исследовать
ребенка в естественных условиях
его жизни. Он незаменим для
получения предварительных сведений.
2.2 Обработка и анализ
полученных результатов
Анализ диагностики особенностей
отношений детей дошкольного возраста
к сверстникам.
1.Рассмотрим анализ результатов
социометрического метода «Два домика».
Согласно классификации,
предложенной Я.Л. Коломенским,
можно выделить две существенные
категории: членов группы с
благоприятным статусом (I и II категории),
и членов группы с неблагоприятным
статусом (III и IV категории). Соотношение
суммарных величин благоприятных
и неблагоприятных статусных
категорий является существенным
диагностическим показателем, который
квалифицируется как «коэффициент
благополучия взаимоотношений» (КБВ).
В качестве диагностического
параметра можно рассматривать
также «индекс изолированности»
– процент членов группы, оказавшихся
в IV статусной категории.
Для обработки полученных
данных за основу нами были
приняты следующие показатели: 4
и более баллов – «социометрические
звезды»; от 1 до 3 – общительные,
подвижные дети, в своей группе
могут быть лидерами; 0 баллов
– тихие, малоактивные дети; -
1 и меньше баллов – отвергаемые дети.
В результате нами
были получены следующие данные
в группе: 25% детей - это «социометрические
звезды»: внешне привлекательные,
достаточно уверенные в себе
дети, которые пользуются авторитетом
в группе сверстников, они лидируют
в играх, с ними охотно дружат
другие дети.
50% детей исследуемой группы
«предпочитаемые» – эти дети предпочитают
игры и общение с постоянным ограниченным
кругом друзей (или одним постоянным другом),
при этом с другими детьми они почти не
конфликтуют, в своей маленькой группе
могут быть лидерами.
«Пренебрегаемых» детей
в группе было 25%– этих детей
просто не замечают, их как
будто нет в группе, как правило,
это тихие, малоактивные дети,
которые играют в одиночестве
и не стремятся к контактам со сверстниками.
Констатирующий анализ
диагностики особенностей отношений
детей дошкольного возраста к
сверстникам группы «Золотой
ключик».
В результате нами
были получены следующие данные:
количество «социометрических звезд»
составляет 20%, количество «предпочитаемых»
детей составляет 40%. «Пренебрегаемых»
детей в группе больше - 30%. Так же в диагностирующей
группе оказались и дети «изолированные».
Количество таких детей составило 10% –
это дети, которых отвергают сверстники,
нередко они внешне малопривлекательны
или имеют явно выраженные физические
дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны,
негативно настроены по отношению к другим
детям.
По результатам данных
диагностик можно сделать вывод:
что дети в данной группе
обладают большим спектром социальных
контактов друг с другом и
выработали адекватные модели
поведения в среде сверстников,
чем в группе. По вышеизложенным данным
становится ясно, что взаимоотношения
детей направлены в положительную сторону
в группе, работа с которой включает в
себя подвижные игры. И наоборот, во второй
группе, где воспитателем мало уделяется
внимание на организацию с детьми подвижных
игр, ситуация по проблеме складывается
хуже.
2. Рассмотрим результаты
наблюдения за организацией учебно-воспитательного
процесса в исследуемых группах.
В первой диагностируемой группе
подвижные игры, направленные на
формирование положительных взаимоотношений
детей, применялись крайне редко
(в основном на занятиях по
физическому воспитанию), не всегда
используются подвижные игры
в соответствии с возрастом
детей; нет системы в планировании
подвижных игр; не используется
полностью время, отведённое на
игровую деятельность. Результатом
такого обучения стала повышенная
агрессивность детей по отношению
друг к другу. Около четверти
детей обнаруживают полную беспомощность
в общении со сверстниками. Они
не могут найти решение даже
наиболее типичных трудностей
в общении с партнёрами, что
свидетельствуют о явно недостаточной
социальной компетентности. Большая
часть самостоятельных решений,
предложенных детьми, имели явно
агрессивный характер. Решения типа
"Побью", "Убью", "Стукну"
и пр. встречались в 45% случаях.
Эти ответы говорят о том,
что агрессивность становится
нормой жизни для значительной
части дошкольников. Это достаточно
опасная тенденция, которая должна
вызывать тревогу. Только четвертая
часть обследованных детей обнаружили
способность к самостоятельным,
конструктивным и неагрессивным
решениям в конфликтах со сверстниками.
В личной беседе с воспитателем
мы выяснили, что педагог редко
применяет подвижные игры в
своей работе, на наш вопрос
об используемых им средствах
формирования положительных взаимоотношений
в группе, нам был приведен
пример беседы, изучения литературы,
направленных на устранение данной
проблемы, рассматривание конкретных
ситуаций.
Во второй изучаемой
группе работа с детьми
отличалась тем, что включала
подвижные игры. Опыт работы воспитателя
над данной проблемой показал
достаточно высокие результаты.
Дети больше играют, самостоятельно
разрешают многие конфликты, требуют
от взрослых меньше внимания
к себе. Кроме того, заметно снижена
агрессивность многих проблемных
детей; уменьшено количество демонстративных
реакций; замкнутые дети, игравшие раньше
в одиночестве или не отходившие от воспитателя
ни на шаг, участвуют в совместных играх.
В результате было
выявлено различие в поведении
и результатах деятельности детей
в разных подготовительных группах,
подтвердившее эффективность игровых
приемов уже в ходе изучения
данной проблемы на практике,
что подтвердило нашу гипотезу.
Вывод по 2 главе.
Подвижная игра –
сложная эмоциональная деятельность
детей, активные движения, обусловленные
содержанием игры, вызывают у детей
положительные эмоции.
Необходимость подчиняться
правилам и соответствующим образом
реагировать на сигнал, организует
и дисциплинирует детей, приучает
их контролировать свое поведение,
развивает сообразительность, двигательную
инициативу и самостоятельность.
Подвижные игры расширяют общий
кругозор детей, стимулируют использование
знаний об окружающем мире, человеческих
поступках, поведении животных; пополняют
словарный запас; совершенствую
психические процессы.
Для подвижных
игр характерно нравственно ценное
содержание. Они воспитывают доброжелательность,
стремление к взаимопомощи, совестливость,
организованность, инициативу. Кроме
того, проведение подвижных игр
сопряжено с большим эмоциональным
подъемом, радостью, весельем, ощущением
свободы.
Подвижные игры создают
атмосферу радости, активные движения,
обусловленные содержанием игры,
вызывают у детей положительные
эмоции. Именно подвижные игры
создают эффективные условия
для развития межличностных отношений
ребенка дошкольного возраста. В
подвижных играх ребенок может
проявить свое бескорыстное желание
помочь сверстнику, подарить или
уступить ему безоценочную эмоциональную
вовлеченность в его действиях, все эти
действия могут, свидетельствует о том,
что ровесник стал для ребенка не только
предметом сравнения с собой, но и самоценной
целостной личностью.
Подвижные
игры являются одним из условий
развития культуры ребенка. В
них он осмысливает и познает
окружающий мир, в них развиваются
его интеллект, фантазия, воображение,
формируются социальные качества.