Организация опытно – эксперементальной работы направленные на развитие положительных взаимоотношений старшего дошкольного возраста в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучение особенностей развития взаимоотношений дошкольников в игре.
Предмет исследования – особенности развития взаимоотношений дошкольников со сверстниками
Объект исследования – совместная игровая деятельность детей дошкольного возраста как средство развития взаимоотношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
1.1 Понятие о взаимоотношениях в дошкольном возрасте
1.2 Структура системы межличностных отношений старших дошкольников в группе сверстников
1.3 Роль и значение подвижных игр в дошкольном возрасте
1.4 Подвижные игры – как средство воспитания положительных межличностных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР
2.1 Исследование уровня развития межличностных взаимоотношений старших дошкольников
2.2 Обработка и анализ полученных результатов
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 79.38 Кб (Скачать файл)

 Интерпретация результатов  этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка  прямо связаны с размещением  сверстников в красном и черном  домиках Результаты фиксировались  с помощью протоколов. Далее результаты  вносились в сводную таблицу.  Напротив фамилии каждого ребенка  отмечалось количество случаев,  когда его выбирали сверстники  и заносились в таблицу (Приложение  А).

 

 При анализе результатов  в данной методике важным показателем  являлась также взаимность выборов детей.

Метод наблюдения.

 Данный метод является  необходимым для того, чтобы изначально  сориентироваться в реальности  детских отношений. Он позволяет  увидеть конкретную картину, которая  складывается во взаимоотношениях  с детьми, дает много неожиданных  и интересных фактов, отражающих  жизнь ребенка в естественных  для него условиях. При наблюдении  необходимо обращать внимание  на следующие показатели поведения детей:

 ♦  инициативность  — отражает желание ребенка  привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе  и своим действиям, разделить радость и огорчение,

 ♦  чувствительность  к воздействиям сверстника —  отражает желание и готовность  ребенка воспринять его действия  и откликнуться на предложения.  Чувствительность проявляется в  ответных на обращения сверстника  действиях ребенка, в чередовании  инициативных и ответных действий, в согласованности собственных  действий с действиями другого,  в умении замечать пожелания  и настроения сверстника и подстраиваться под него,

 ♦  преобладающий  эмоциональный фон — проявляется  в эмоциональной окраске взаимодействия  ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.

 На каждого испытуемого  заводится протокол, в котором  по приведенной ниже схеме  отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.

 Он позволяет описать  конкретную картину взаимодействия  детей, дает много живых, интересных  фактов, отражающих жизнь ребенка  в естественных для него условиях. Весь комплекс методик направлен  на качественную диагностику  развития взаимоотношений детей.  Все показанные ребенком результаты  взаимно дополняют друг друга,  что позволяет получить более полное представление о степени отношений друг к другу детей старшего дошкольного возраста.

Шкалы оценки параметров и показателей

 Цель: исследовать ребенка  в естественных условиях его  жизни, определить конкретную  картину взаимодействия детей  в группе в процессе подвижной  игры.

 

Критерии оценки параметров

Выраженность в баллах

Инициативность

 

отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует  за другими;

1

слабая: ребенок крайне редко  проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми;

7

средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;

9

ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям  и предлагает различные варианты взаимодействия

11

Чувствительность к воздействиям сверстника

 

отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников;

0

слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;

1

средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников;

11

высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия

16

Преобладающий эмоциональный  фон

 

— негативный;

 — нейтрально-деловой; 

— позитивный

 

 

Регистрация поведения детей  с помощью данного протокола  позволит более точно определить характер отношения ребенка к  сверстникам. Так, отсутствие или слабо  выраженная инициативность (0—1 балл) может  говорить о неразвитости потребности  в общении со сверстниками или  о неумении найти подход к ним. Средний и высокий уровни инициативности (9—11 баллов) говорят о нормальном уровне развития потребности в общении.

 Отсутствие чувствительности  к воздействиям сверстника, своеобразная  «коммуникативная глухота» (0—1 балл) говорит о неспособности видеть  и слышать другого, что является  существенной преградой в развитии межличностных отношений.

 Важной качественной  характеристикой общения является  преобладающий эмоциональный фон.  В случае если преобладающим  является негативный фон (ребенок  постоянно раздражается, кричит, оскорбляет  сверстников или даже дерется), ребенок требует особого внимания. Если же преобладает положительный  фон или положительные и отрицательные  эмоции по отношению к сверстнику сбалансированы, то это свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику.

 Наблюдая, необходимо  не только фиксировать поведение  детей по указанным параметрам, но и замечать и описывать  живую картину детского взаимодействия. Конкретные высказывания, поступки, ссоры, способы выражения внимания  к сверстнику могут дать незаменимые  реальные факты детской жизни,  которые нельзя получить никакими  другими методами.

 Итак, метод наблюдения  имеет ряд неоспоримых достоинств. Он позволяет описать реальную  жизнь ребенка, позволяет исследовать  ребенка в естественных условиях  его жизни. Он незаменим для  получения предварительных сведений.

 

2.2 Обработка и анализ  полученных результатов

 

Анализ диагностики особенностей отношений детей дошкольного возраста к сверстникам.

1.Рассмотрим анализ результатов  социометрического метода «Два домика».

 Согласно классификации,  предложенной Я.Л. Коломенским,  можно выделить две существенные  категории: членов группы с  благоприятным статусом (I и II категории), и членов группы с неблагоприятным  статусом (III и IV категории). Соотношение  суммарных величин благоприятных  и неблагоприятных статусных  категорий является существенным  диагностическим показателем, который  квалифицируется как «коэффициент  благополучия взаимоотношений» (КБВ). В качестве диагностического  параметра можно рассматривать  также «индекс изолированности»  – процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории.

 Для обработки полученных  данных за основу нами были  приняты следующие показатели: 4 и более баллов – «социометрические  звезды»; от 1 до 3 – общительные,  подвижные дети, в своей группе  могут быть лидерами; 0 баллов  – тихие, малоактивные дети; - 1 и меньше баллов – отвергаемые дети.

 В результате нами  были получены следующие данные  в группе: 25% детей - это «социометрические  звезды»: внешне привлекательные,  достаточно уверенные в себе  дети, которые пользуются авторитетом  в группе сверстников, они лидируют  в играх, с ними охотно дружат другие дети.

50% детей исследуемой группы «предпочитаемые» – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

 «Пренебрегаемых» детей  в группе было 25%– этих детей  просто не замечают, их как  будто нет в группе, как правило,  это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве  и не стремятся к контактам со сверстниками.

 Констатирующий анализ  диагностики особенностей отношений  детей дошкольного возраста к  сверстникам группы «Золотой  ключик».

 В результате нами  были получены следующие данные: количество «социометрических звезд»  составляет 20%, количество «предпочитаемых»  детей составляет 40%. «Пренебрегаемых» детей в группе больше - 30%. Так же в диагностирующей группе оказались и дети «изолированные». Количество таких детей составило 10% – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне малопривлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.

 По результатам данных  диагностик можно сделать вывод:  что дети в данной группе  обладают большим спектром социальных  контактов друг с другом и  выработали адекватные модели  поведения в среде сверстников, чем в группе. По вышеизложенным данным становится ясно, что взаимоотношения детей направлены в положительную сторону в группе, работа с которой включает в себя подвижные игры. И наоборот, во второй группе, где воспитателем мало уделяется внимание на организацию с детьми подвижных игр, ситуация по проблеме складывается хуже.

2. Рассмотрим результаты  наблюдения за организацией учебно-воспитательного  процесса в исследуемых группах.  В первой диагностируемой группе  подвижные игры, направленные на  формирование положительных взаимоотношений  детей, применялись крайне редко  (в основном на занятиях по  физическому воспитанию), не всегда  используются подвижные игры  в соответствии с возрастом  детей; нет системы в планировании  подвижных игр; не используется  полностью время, отведённое на  игровую деятельность. Результатом  такого обучения стала повышенная  агрессивность детей по отношению  друг к другу. Около четверти  детей обнаруживают полную беспомощность  в общении со сверстниками. Они  не могут найти решение даже  наиболее типичных трудностей  в общении с партнёрами, что  свидетельствуют о явно недостаточной  социальной компетентности. Большая  часть самостоятельных решений,  предложенных детьми, имели явно  агрессивный характер. Решения типа "Побью", "Убью", "Стукну" и пр. встречались в 45% случаях.  Эти ответы говорят о том,  что агрессивность становится  нормой жизни для значительной  части дошкольников. Это достаточно  опасная тенденция, которая должна  вызывать тревогу. Только четвертая  часть обследованных детей обнаружили  способность к самостоятельным,  конструктивным и неагрессивным  решениям в конфликтах со сверстниками. В личной беседе с воспитателем  мы выяснили, что педагог редко  применяет подвижные игры в  своей работе, на наш вопрос  об используемых им средствах  формирования положительных взаимоотношений  в группе, нам был приведен  пример беседы, изучения литературы, направленных на устранение данной  проблемы, рассматривание конкретных ситуаций.

 Во второй изучаемой  группе работа с    детьми  отличалась тем, что включала  подвижные игры. Опыт работы воспитателя  над данной проблемой показал  достаточно высокие результаты. Дети больше играют, самостоятельно  разрешают многие конфликты, требуют  от взрослых меньше внимания  к себе. Кроме того, заметно снижена  агрессивность многих проблемных  детей; уменьшено количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, участвуют в совместных играх.

 В результате было  выявлено различие в поведении  и результатах деятельности детей  в разных подготовительных группах,  подтвердившее эффективность игровых  приемов уже в ходе изучения  данной проблемы на практике, что подтвердило нашу гипотезу.

 

Вывод по 2 главе.

 Подвижная игра –  сложная эмоциональная деятельность  детей, активные движения, обусловленные  содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции.

 Необходимость подчиняться  правилам и соответствующим образом  реагировать на сигнал, организует  и дисциплинирует детей, приучает  их контролировать свое поведение,  развивает сообразительность, двигательную  инициативу и самостоятельность.  Подвижные игры расширяют общий  кругозор детей, стимулируют использование  знаний об окружающем мире, человеческих  поступках, поведении животных; пополняют  словарный запас; совершенствую психические процессы.

     Для подвижных  игр характерно нравственно ценное  содержание. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость,  организованность, инициативу. Кроме  того, проведение подвижных игр  сопряжено с большим эмоциональным  подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

 Подвижные игры создают  атмосферу радости, активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные  эмоции. Именно подвижные игры  создают эффективные условия  для развития межличностных отношений  ребенка дошкольного возраста. В  подвижных играх ребенок может  проявить свое бескорыстное желание  помочь сверстнику, подарить или  уступить ему безоценочную эмоциональную вовлеченность в его действиях, все эти действия могут, свидетельствует о том, что ровесник стал для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и самоценной целостной личностью.

       Подвижные  игры являются одним из условий  развития культуры ребенка. В  них он осмысливает и познает  окружающий мир, в них развиваются  его интеллект, фантазия, воображение,  формируются социальные качества.

Информация о работе Организация опытно – эксперементальной работы направленные на развитие положительных взаимоотношений старшего дошкольного возраста в