Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:39, дипломная работа
Цель исследования: выбор форм и методов внеклассной познавательной деятельности, обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей во внеклассной познавательной деятельности.
2. Выявить возможности внеклассной познавательной деятельности, в развитии творческих способностей младших школьников.
3. Выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности.
4. Подобрать и проверить на практике определенную систему форм внеклассной познавательной деятельности, обеспечивающую успешное развитие творческих способностей младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности
1.1. Сущность понятия творческие способности………………........................7
1.2. Возможности внеклассной познавательной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников……………………...…........21
Выводы по первой главе………………………………………………………25
Глава 2. Организация внеклассной познавательной деятельности по развитию творческих способностей младших школьников
2.1. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности………………….26
2.2. Выявление и развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности……………………………………39
Выводы по второй главе………………………………………………………56
Заключение…………………………………………………………...................63
Библиография………………………………………………………..................66
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности
1.1. Сущность понятия творческие способности……………….............
1.2. Возможности внеклассной
познавательной деятельности в
развитии творческих способностей младших школьников……………………...…........
Выводы по первой главе………………………………………………………25
Глава 2. Организация внеклассной познавательной деятельности по развитию творческих способностей младших школьников
2.1. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности………………….26
2.2. Выявление и развитие
творческих способностей
Выводы по второй главе………………………………………………………56
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложения
Введение
В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек должен реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка творческих способностей мышления, так как прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащиеся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как в наши дни талант и творческая одаренность становится залогом экономического процветания и средством национального престижа.
Не случайно поэтому интерес философов, психологов, педагогов к проблеме формирования и развития творческих способностей не угасает. Общие вопросы методологического характера затронуты в работах Д.Б. Богоявленской, А.Н. Лука, Я.А. Пономарева, Б.М. Теплова, O.K. Тихомирова, А.Т. Шумилина и др. Психологические и педагогические особенности творческого развития личности исследовались в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, К.М. Левитана, А.С. Макаренко, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского и др. Особенности детского творчества освещены в трудах Б.Г. Ананьева, С.А. Аничкина, Г.В. Арзямовой, Н.А. Ветлугиной, Н.К. Винокуровой, Н.А. Горяевой, С.Д. Давыдовой, И.П. Волкова, Г.С. Голошумовой, Д.Б. Кабалевского, Т.С. Комаровой, А.Ф. Лобовой, Б.М. Неменского, Л.П. Постаноговой, А.И. Савенкова, В.И. Солодухина, Т.Я. Шпикаловой и др.
Развитие личности происходит в процессе познания окружающего мира, что оказывает влияние на становление творческих способностей детей (работы Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.И. Щукиной, Д.Б. Эльконина и др.). Важная роль здесь принадлежит учителю, который организует процесс познания, развивая творческое начало в младшем школьном возрасте (труды Э. Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, А.С. Белкина, Е.П. Рогова, В.А. Сластенина, Ж.А. Сокольской, В.А. Сухомлинского, В.Д. Ширшова и др.).
В современной психолого-
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития творческих способностей.
Все вышеуказанное позволило
Данная проблема послужила выбором темы работы «Развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности».
Объект исследования: воспитательный процесс в начальной школе
Предмет: возможности внеклассной познавательной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников.
Цель исследования: выбор форм и методов внеклассной познавательной деятельности, обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-
2. Выявить возможности внеклассной познавательной деятельности, в развитии творческих способностей младших школьников.
3. Выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности.
4. Подобрать и проверить на практике определенную систему форм внеклассной познавательной деятельности, обеспечивающую успешное развитие творческих способностей младших школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: психолого-педагогические концепции развития творческой личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев и др.), теории развития творческой деятельности человека (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, и др.), идеи системного (И.В. Блауберг, Д.В. Григорьев, Н.В. Садовский, А.Д. Урсул, Э.Г. Юдин и др.), интеграционного (А.Я. Данилюк, Б.М. Кедров, В.П. Кузьмин, Б.П. Юсов и др.), подходов к развитию детей; концепции творческого развития детей (Д.Б. Богоявленская, Н.К. Винокурова, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, А.И. Савенков и др.), философские концепции творческой деятельности (Е.А. Ануфриев, Н.А. Бердяев, М.С. Каган, И. Кант, Б.М. Кедров и др.).
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью методов исследования: теоретических - анализ литературы по проблеме исследования; эмпирических - наблюдение, анкетирование, тестирование; математических - шкалирование, ранжирование.
База исследования МОУ Ерзовская СОШ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам заключения, библиографического списка из 25 наименований, … приложений; содержит … страницу, и таблиц...
Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников в познавательной деятельности.
1.1. Сущность
понятия «творческие
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом предопределяется тем содержанием, которое вкладывается в это понятие. Значительные трудности в определении природы данного понятия связаны с общепринятым, бытовым понятием этого термина.
Проблемой способностей занимались такие корифеи отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых.
Итак, под способностями понимаются индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность в какой-либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность.
Отечественные психологи А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов занимались изучением способностей, с разных точек зрения. В фокусе внимания Б.М. Теплова были индивидуально – психологические предпосылки неодинакового успешного развития тех или иных функций и умений; А.Н. Леонтьева интересовало, главным образом, то, как из природных предпосылок на основе структур человеческой деятельности возникает качественно психические функции и процессы (в духе понятия высших психических функций, по Л.С. Выготскому).
Ни тот, ни другой не отрицали врожденного неравенства задатков, с одной стороны, и неоднозначных связи этих задатков с итоговой успешностью сложных форм деятельности – с другой, однако акценты различались, как различалось и употребление понятий. Б.М.Теплов в контексте дифференциальной психофизиологии связывал понятие способностей прежде всего с биологически обусловленными различиями, А.Н. Леонтьев же в контексте системного понимания психологических функций и их развития относил это слово к сложным, окультуренным, “ставшими” человеческими функциями.
Способности - психические особенности, от которых зависит возможность, осуществление и степень успешности деятельности.
Если обратиться к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова, у него понятие «способность» рассматривается так: способность - природная одаренность талантливость.
В «Педагогическом
Для классификации способностей используются разные критерии. Так могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемонические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем способности могут быть квалифицированы как научные (лингвистические, гуманитарные), творческие (музыкальные, литературные, художественные, инженерные).
Теоретические и практические
способности отличаются тем, что
первые предопределяют склонность человека
к абстрактно-теоретическим
Учебные и творческие - отличаются друг от друга. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности.
Высокий уровень развития способностей называют талантом.
Таким образом, способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями - они продукт развития. Врожденными факторами, лежащими в основе способностей, являются задатки.
Задатки определяются как
анатомо-физиологические
С.Л.Рубинштейн, Г.Ананьев, К.М.Гуревич, А.В.Родионов,Н.С.Лейтес и другие).
Рассмотрев сущностные характеристики способностей, необходимо развить следующий важный на наш взгляд аспект этой проблемы: условия перехода наследственной потенции в способности.
При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками для развития способностей и личностных качеств, которые окончательно формируются в процессе индивидуального развития и обучения. но чтобы способности получили развитие, мало дать ребенку знания, умения и навыки. Очень важно сформировать такие личностные качества, которые стали бы движущей силой всей его учебной деятельности, а также определили бы дальнейшую судьбу полученных знаний: останутся ли они мертвым грузом или будут творчески реализованы
Психологи признают известную
роль природных, биологических факторов
как природных предпосылок
Задатки - некоторые врожденные
анатомо-физиологические
Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. При всех прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей облегчает их развитие. Разумеется, только наличием особо благоприятных задатков и особо благоприятных условий жизни и деятельности объясняются чрезвычайно высокие уровни достижений.
Нельзя считать, что каждой способности соответствует свой определенный задаток. Задатки многозначны. Это значит, что на основе одного и того же задатков могут выработаться разные способности.
На основе художественного типа могут сложится способности актера, и писателя и художника, и музыканта, на основе мыслительного типа - способности и математика, и лингвиста, и философа.
При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности у ребенка, например, музыкальные, литературные, художественно изобразительные, математические, могут формироваться очень рано и развиваться весьма быстро (что и создает иногда иллюзию врожденности способностей).
Информация о работе Организация творческой деятельности младших школьников