Организация творческой деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выбор форм и методов внеклассной познавательной деятельности, обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей во внеклассной познавательной деятельности.
2. Выявить возможности внеклассной познавательной деятельности, в развитии творческих способностей младших школьников.
3. Выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности.
4. Подобрать и проверить на практике определенную систему форм внеклассной познавательной деятельности, обеспечивающую успешное развитие творческих способностей младших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности
1.1. Сущность понятия творческие способности………………........................7
1.2. Возможности внеклассной познавательной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников……………………...…........21
Выводы по первой главе………………………………………………………25

Глава 2. Организация внеклассной познавательной деятельности по развитию творческих способностей младших школьников
2.1. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности………………….26
2.2. Выявление и развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности……………………………………39
Выводы по второй главе………………………………………………………56
Заключение…………………………………………………………...................63
Библиография………………………………………………………..................66

Файлы: 1 файл

диплом Настя.doc

— 366.50 Кб (Скачать файл)

Ещё одним одним из педагогических условий развития творческих способностей младших школьников мы считаем внедрение познавательной самостоятельной деятельности во внеурочной деятельности через учебное исследование.

Под исследовательской  деятельностью понимается форма  организации работы, связанная с  решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Во время исследовательской работы  каждый ученик имеет возможности реализовать себя, проявить свои творческие способности, ощутить успех.  
В ходе работы над учебным исследованием возможно и целесообразно развитие следующих творческих способностей:.

Виды исследовательской  деятельности во внеурочное время:

- Участие в образовательных  экспедициях (экскурсиях по экологической тропе, походах по родному краю);

- Проведение кружков  познавательного характера; 

- Написание творческих  работ

- Написание рефератов 

- Выполнение мини - исследований  «Моё любимое дерево», Моё любимое  животное».

- Создание буклетов, презентаций

- Создание моделей 

- Оформление альбомов 

Средствами  для создания условий для проявления творческой активности учеников могут  быть:

  • Использование разнообразных форм и методов организации  внеклассной  деятельности позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся;
  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе;
  • Стимулирование учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
  • Оценка деятельности ученика не только по конечному  результату (хорошо-плохо), а по процессу его достижения;
  • Поощрение стремления ученика находить свой способ работы;
  • Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность.

Задача воспитателя - помочь в проведении исследований. Помощь нужна на всех этапах лишь в первое время: при выборе предмета исследования; при поиске методов его изучения; при сборе и обобщении материала; доведении дела до логического завершения.

Выделяют  три уровня организации исследовательской  деятельности:

Первый уровень - самый простой -   когда воспитатель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение находит сам ребенок.  Второй уровень - воспитатель ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. Допускается коллективный поиск.

Третий - высший уровень - все осуществляется самостоятельно: проблема, поиск методов, разработка решения.  

 При  этом  необходимо соблюдать структуру учебного исследования, его этапы:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  • выдвижение гипотез;
  • поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • сбор материала;
  • обобщение полученных данных;
  • подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.);
  • защита.

 

   При обобщении  и анализе полученных результатов  необходимо учить творчески подходить к их оформлению и презентации (доклад, отчет, проект, небольшая книжка (рукописная или компьютерная) макет, рисунок, чертеж).  

На всех этапах работы мы должны иметь  в виду, что главный из ожидаемых  результатов - это развитие творчества детей.

Эстафета «Ромашка»

На листах ромашки  познавательные вопросы и задания  требующие проявления творчества при  их выполнении

Пример, назовите все  предметы (вещества, существа). К которым  подходили бы 3 определения  а) твердый, хрупкий, черный б) рассыпчатый, серый, масляный в)синий, сильный, безобидный..

Устный журнал «Кругозор» (периодическая форма).

Цель: расширить познания детей, развивать творческие способности.

Странички журнала –  это темы, интересующие детей.

Примерные странички;

- «Что такое? Кто  такой?» - загадки, задачки, кроссворды, ребусы, шарады

- «Чудеса без чудес» - наука разоблачает суеверия.

- «В мире искусств»

- «Сказочная страничка»

Каждая страничка, кроме  познавательных информации содержит творческие задания и конкурсы.

Встреча «Вещи заговорили»

Цель: увлечь детей познавательными рассказами о самых обыкновенных предметах (утюг, бумага, автомобиль), рассказывать от их имени о себе или что-то необычное.

Кроме познавательного  элемента занятие включает задания  творческого характера.

Сбор-репортаж «Чей труд помогает учиться»

Дети делятся на группы. Каждой группе дается задание взять  интервью у 1-2 человек, работающих в  школе. Для этого необходимо придумать  интересные вопросы. Затем на сборе  выступить с результатами. После  этого группам дается задание  представить себя на месте этого человека и составить творческий проект «Как помочь ему в его работе»

Творческо-познавательная игра «Крестики-нолики».

Клетки этого поля – это 9 конкурсов. Команда, выигравшая конкурс, ставит свой знак на игровом  поле. Победителем считается команда, которой дается во время игры выстроить подряд 3 своих знака (или разыгрываются все 9 конкурсов).

Фестиваль загадок «Знайка»

Где дети не только учатся подбирать и разгадывать загадки, но и сами их составляют в различных  формах, например в форме пиктограммы.

Базар головоломок.

Предоставляются самостоятельные  работы детей: где включены головоломки, шарады, загадки, ребусы. Затем дети угадывали и разгадывали их.

Главные помощники в развитии творческих способностей младших школьников - родители. На наш взгляд, развивать творческие способности детей возможно только через подхватывание и направление в русло продуктивной деятельности инициатив ребёнка в совместной деятельности педагога, родителя и ребёнка.

В системе образования в последнее время особое место принадлежит совместной деятельности детей и родителей, которое выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности.

Своеобразной школой педагогики досуга для родителей должны быть беседы с воспитателями родительские собрания и специально проводимые с родителями занятия в школе. Воспитатели обязаны подсказывать родителям, как и чем занять ребенка дома, чтобы целенаправленно развивать творческую активность.

Родительские собрания, посвященные тому, как организовывать досуговую деятельность, как наполнять ее интересным и увлекательным делом. При этом следует учитывать, что подавляющее число родителей будет ожидать конкретных рекомендаций. Такие рекомендации нужны, но в первую очередь необходимо знакомить с общими принципами организации досуговой деятельности, а только потом подходить к методике организации отдельных форм.

Таким образом мы выделили следующие условия развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности:

1. Систематическое выполнение тренировочных упражнений, специальных игр и заданий учащимися, развивающих творческие способности детей на занятиях по самоподготовке в группе продлённого дня.

2. Организация самостоятельной и поисково-исследовательской деятельности по различным темам на внеклассных занятиях.

3. Организация разнообразных  форм досуговой познавательной  деятельности, направленных на развитие  творческих способностей детей. 

4. Организация работы  с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Выявление  и развитие творческих способностей  младших школьников во внеклассной  познавательной деятельности.

Апробация разработанной  системы развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности была проведена в МОУ Ерзовская СОШ в 3 классе и включала 3 этапа. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

         Организуя исследование, мы исходили из представлений о том, что повышение уровня развития творческих способностей во внеклассной познавательной деятельности связано с:

1. Процессом систематического выполнения тренировочных упражнений, специальных игр и заданий учащимися, развивающих творческие способности детей на занятиях по самоподготовке в группе продлённого дня.

2. Организацией самостоятельной и поисково-исследовательской деятельности по различным темам на внеклассных занятиях.

3. Организацией разнообразных форм досуговой познавательной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей.

4. Организацией работы с родителями.

Методом исследования развития творческих способностей был качественный и количественный анализ процесса решения учащимися тестовых заданий.

Исследование уровня развития творческих способностей проходило  путём сравнения результатов первичной и вторичной диагностики.

 Всего было охвачено исследованием 25 человек

Первый этап – организационный. На данном этапе проводилась первичная диагностика, направленная на выявление уровня развития творческих способностей у младших школьников. Данные обрабатывались и фиксировались в таблицах и диаграммах.

Для достижения, поставленной цели на организационном этапе работы были определены параметры, которые  проверялись у учащихся: находчивость, дивергентное мышление, способность  к сочинительству, визуальное творчество.

Также были определены уровни развития творческих способностей:

- Высокий уровень развития творческих способностей предполагает умение находить решение в нестандартной ситуации, создавать оригинальные способы решения.

- Средний уровень показывает  недостаток развития гибкости мышления, т.е. ученик не умеет применять знания в должной мере в новой ситуации. Ученик понимает сущность процесса, но до конца не осознаёт принципа действий между элементами.

- Низкий уровень сказывается в неумении самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию, в неумении создавать оригинальные способы решения.

Приведённые ниже тестовые методики для определения уровня развития творческих способностей учеников проводились на всех этапах исследования.

Цели: определить уровень развития творческих способностей младших школьников; проследить изменения в развитии творческих способностей младших школьников.

Содержание заданий диагностического характера:

1. Находчивость.

Цель: определение уровня развития находчивости.

Оборудование: бланки ответов (Приложение № 1), секундомер, ручка.

Порядок работы:

1.Инструкция: «Запишите в каждой колонке слова, начинающиеся с первых двух букв».

2.Ученики приступают к работе. Через 2 минуты переходят ко второй колонке, по истечении времени (двух минут) переходят к третьей колонке. Таким образом, всего на выполнение теста отводится 6 минут.

Обработка результатов:

Подсчитайте строки, в которых правильно записаны слова. Сложите результаты трёх заданий. Разделите результат на 1,5. Максимально за этот тест можно получить 20 баллов.

0-6 баллов – результат значительно ниже среднего уровня;

7-13 баллов – средний уровень;

14-20 баллов – высокий уровень, который подтверждает, что испытуемый может писать и думать одновременно.

2. Способность комбинировать.

Цель: определение богатства словарного запаса и способности комбинировать.

Оборудование: бланки ответов (Приложение № 2), секундомер, ручка.

Порядок работы:

1. Инструкция: «Перед вами две колонки. В I вы записываете название животного, во II слово, которое у вас получилось при слиянии I и другого слова, начинающегося с букв, которыми оканчивается первое слово».

Например:

I НОСОРОГ +  (РОГАТКА)  =           II НОСОРОГАТКА

Таким образом, получается слово по формуле: название животного + слово.

2. Ученики приступают к работе. На заполнение каждой колонки отводится 5 минут.

Обработка результатов:

Подсчитайте все правильно заполненные строки. Максимально за этот тест можно получить 10 баллов.

Информация о работе Организация творческой деятельности младших школьников