Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:39, дипломная работа
Цель исследования: выбор форм и методов внеклассной познавательной деятельности, обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей во внеклассной познавательной деятельности.
2. Выявить возможности внеклассной познавательной деятельности, в развитии творческих способностей младших школьников.
3. Выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности.
4. Подобрать и проверить на практике определенную систему форм внеклассной познавательной деятельности, обеспечивающую успешное развитие творческих способностей младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности
1.1. Сущность понятия творческие способности………………........................7
1.2. Возможности внеклассной познавательной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников……………………...…........21
Выводы по первой главе………………………………………………………25
Глава 2. Организация внеклассной познавательной деятельности по развитию творческих способностей младших школьников
2.1. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности………………….26
2.2. Выявление и развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности……………………………………39
Выводы по второй главе………………………………………………………56
Заключение…………………………………………………………...................63
Библиография………………………………………………………..................66
Следующим направлением в развитии творческих способностей во внеклассное время мы выделили организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся по различным темам, которая в дальнейшем переходит в исследовательскую деятельность.
Чтобы организовать внеклассную самостоятельную познавательную деятельность, способствующую развитию творческих способностей младших школьников, мы пошли по пути создания групп сотрудничества.
Внеклассная работа строилась следующим образом. По согласованию с учителем избиралась тема для самостоятельной работы учащихся. Она могла быть связана с темой любого урока или произвольной темой. Первый этап включал в себя сообщение воспитателем сведений, необходимых для дальнейшей самостоятельной работы. Следующим этапом занятия была самостоятельная индивидуализированная работа в группах сотрудничества. Система работы в группах сотрудничества и план решения заданий были разъяснены обучающимся заранее. Детям было объяснено, что, получая задания, они сначала работают самостоятельно, выполняя каждую часть общей работы, при этом им необходимо проявить творчество в выполнении задания. Затем все «исследователи» должны были объединить полученный материал.
После того, как группы заявляли о своей готовности, начинался следующий этап – презентация материала в творческой форме. Примером может служить самостоятельная исследовательская деятельность по теме «Мой народ».
Четвёртое направление – участие детей в подготовке и проведении следующих форм досуговой познавательной деятельности:
- конкурсная программа «Хочу всё знать»
Цель: Развитие познавательных интересов (Приложение № 7).
- Устный журнал «Кругозор» (периодическая форма).
- Встреча «Вещи заговорили»
Цель: увлечь детей интересными рассказами о самвх обыкновенных вещах и предметах (утюг, бумага, автомобиль), рассказать от их имени что-то новое, необычное о себе.
Кроме познавательного элемента занятие включают задания творческого характера. Пример, взять карточку с названием предмета, изобразить его мимикой, жестами и придумать историю от его лица.
- Творческо-познавательная игра «Крестики-нолики».
Клетки игрового поля – это 9 конкурсов. Команда, выигрывавшая конкурс, ставит свой знак на игровом поле. Победителем считается команда, которой дается во время игры выстроить подряд 3 своих знака (или разыгрывается все 9 конкурсов).
Четвёртое направление – организация работы с родителями. В данном направлении нами были запланированы и проведены родительские собрания, советы и познавательные игры. А также советы взрослым по развитию творческих способностей
Третий этап – аналитический. На данном этапе, с целью выявления динамики развития творческих способностей в процессе организованной внеклассной познавательной деятельности была проведена вторичная диагностика.
Аналитический этап исследования включал те же методы, что и организационный.
Обработка полученных данных вторичной диагностики представлена в таблице
Как видно из нижеследующей таблицы, в целом уровень развития творческих способностей в данном классе повысился.
№ п/п |
Ф.И. учащегося |
Находчивость |
Дивергентн.мышл. |
Сочинительство |
Визуальное тв-во |
Творческ уровень | ||
1 |
Андрей В.. |
10 |
5 |
7 |
15 |
37 | ||
2 |
Виолеттта А. |
7 |
10 |
9 |
12 |
38 | ||
3 |
ВладиславЗ. |
3 |
11 |
4 |
9 |
27 | ||
4 |
Вика Ж. |
2 |
7 |
3 |
10 |
22 | ||
5 |
Даша Л. |
12 |
9 |
5 |
12 |
38 | ||
6 |
Дима С. |
7 |
7 |
1 |
2 |
17 | ||
7 |
Егор П. |
17 |
17 |
10 |
18 |
62 | ||
8 |
Елена С. |
7 |
8 |
3 |
6 |
24 | ||
9 |
Зина Я. |
2 |
1 |
1 |
9 |
13 | ||
10 |
Женя А. |
5 |
3 |
2 |
6 |
16 | ||
11 |
Женя Г. |
15 |
10 |
17 |
20 |
62 | ||
12 |
Илья Я. |
1 |
8 |
3 |
5 |
17 | ||
13 |
Ильнара И. |
5 |
10 |
4 |
8 |
27 | ||
14 |
Леша Ш. |
2 |
7 |
3 |
9 |
21 | ||
15 |
Лариса А. |
11 |
13 |
6 |
14 |
44 | ||
16 |
Марина И. |
3 |
2 |
2 |
12 |
19 | ||
17 |
Марина С. |
1 |
4 |
2 |
4 |
11 | ||
18 |
Настя А. |
1 |
1 |
1 |
7 |
10 | ||
19 |
Настя Ю. |
9 |
10 |
5 |
18 |
37 | ||
20 |
.Олег В |
1 |
2 |
2 |
2 |
7 | ||
21 |
Толик О. |
15 |
13 |
20 |
19 |
67 | ||
22 |
Тамара О |
3 |
2 |
3 |
3 |
11 | ||
23 |
Тигран Э. |
7 |
7 |
5 |
7 |
26 | ||
24 |
Тимур И |
13 |
11 |
7 |
16 |
47 | ||
25 |
Эдуард С. |
19 |
15 |
6 |
28 |
68 | ||
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ |
3 |
1 |
- |
1 |
16% | |||
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ |
7 |
14 |
6 |
8 |
25% | |||
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ |
15 |
10 |
19 |
16 |
52% |
На основе анализа
результатов первичной и
Таким образом, мы можем
судить об эффективности выбранных
форм и методов внеклассной
Выводы по второй главе.
В ходе исследования нами были выявлены наиболее эффективные условия развития творческих способностей младших школьников. На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1) В данном исследовании мы использовали такие средства развития творческих способностей, как познавательные игры, классные часы познавательного характера, направленные на развитие творческих познавательных интересов школьников (создание газет, журналов, составление творческих проектов, придумывание различных ребусов, разгадывание предметов по рисункам).
2) Одним из важных
способов развития творческих
способностей в начальной
3) Анализ результатов вторичной диагностики показал, что уровень развития творческих способностей младших школьников повысился. У учащихся в целом уровень развития творческих способностей значительно выше, чем было раньше. Данные вторичной диагностики свидетельствуют о том, что в уровне развития творческих способностей учащихся произошли существенные изменения, обусловленные проведенными формами внеклассной познавательной деятельности.
Информация о работе Организация творческой деятельности младших школьников