Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:39, дипломная работа
Цель исследования: выбор форм и методов внеклассной познавательной деятельности, обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей во внеклассной познавательной деятельности.
2. Выявить возможности внеклассной познавательной деятельности, в развитии творческих способностей младших школьников.
3. Выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности.
4. Подобрать и проверить на практике определенную систему форм внеклассной познавательной деятельности, обеспечивающую успешное развитие творческих способностей младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности
1.1. Сущность понятия творческие способности………………........................7
1.2. Возможности внеклассной познавательной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников……………………...…........21
Выводы по первой главе………………………………………………………25
Глава 2. Организация внеклассной познавательной деятельности по развитию творческих способностей младших школьников
2.1. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности………………….26
2.2. Выявление и развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности……………………………………39
Выводы по второй главе………………………………………………………56
Заключение…………………………………………………………...................63
Библиография………………………………………………………..................66
Учителю, вдумчиво изучающему учеников, для правильной организации учебно-воспитательного процесса и индивидуального подхода в обучении и воспитании важно знать, к чему обнаруживает способности его ученик, и в какой мере выражены эти способности. О способностях ученика можно судить, наблюдая его проявления в соответствующей деятельности. Практически судить о способностях можно по совокупности следующих показателей:
1) по быстрому продвижению
(темп продвижения) ученика в
овладении соответствующей
2) по качественному уровню его достижений;
3) по сильной, действенной
и устойчивой склонности
Успешное осуществление
той или иной деятельности даже при
наличии способностей зависит от
определенного сочетания
Интересы проявляются в стремлении к познанию объекта, основательному изучению его во всех деталях. Склонность- стремление выполнять соответствующую деятельность. Интересы и склонности личности не всегда совпадают. Можно интересоваться музыкой и не иметь склонности к занятиям ею. Интересы и склонности к определенной деятельности развиваются обычно в единстве с развитием способностей к ней. Для успеха в деятельности, кроме наличия способностей, интересов и склонностей, необходим ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость. Без наличия этих качеств даже выдающиеся способности не приведут к надежным, значительным достижениям.
В толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, срочный, пригодный, удобный». Наряду со «способным» используются понятия «способность» и «способнобляться».
Способный человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий сподобиться, а сподобляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело.
Способный здесь фактически понимается как умелый, то есть понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.
Говоря о способности, понимают как о возможности человека что-то делать. То есть, способность проявляться в успешности деятельности.
В советской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности.
Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут лишь быть задатки, а способности являются результатом развития задатков.
Задатки – врожденные
анатомо-физиологические
На развитие способностей оказывает влияние особенности высшей нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками. От быстроты выработки дифференцировочного торможения на сходные раздражители – возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического стереотипа – приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому.
Более подробно необходимо остановиться на вопросе анатомо-физиологических особенностей одаренных людей. Перейдем непосредственно к рассмотрению способностей человека, как психологических свойств личности.
Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.
Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, то есть указывают качество его способностей.
По качеству способности делятся;
математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные.
По широте способности делятся;
1. Общие;
2. Специальные.
Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, «оценка пропорций» у художника, педагогический такт у учителя.
Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность нужна и художнику, и врачу, и писателю, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Поэтому эти способности принято называть общими.
Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ней человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное. Так, например, писатель, наблюдая различных людей в разных ситуациях, выделяет типичные их свойства, улавливает в их характере, поступках и труде черты будущего персонажа и, обобщая эти черты, создает типичный образ.
Выделяя, сравнивая различные приемы ведения уроков и результаты, которые получаются в зависимости от разнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методы обучения и овладевает педагогическим мастерством.
Некоторые ученые определяют
способности как процесс
Материализация продуктов чувствительности состоит из трех видов способностей:
1. Способности отражать внешний мир и себя в нем как мыслящей частицы природы (мы слышим, видим, нюхаем – все органы чувств работают на этот процесс);
2.Способности проектировать внешнюю среду, в том числе и себя (создание иной, рукотворной природы мысленно, работой воображения, создание гипотез – завтра сделать то-то и то-то);
3. Способности создавать в процессе своей деятельности продукты и предметы, удовлетворяющие устремления и потребности человека, и перерабатывать себя изнутри по меркам гармонии (реализация замыслов, конкретные действия с конкретными вещами и предметами)
Способность отражения
и психомоторику человек научил
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда не существующее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической – там, где создается, открывается, изобретается нечто новое. Психология творчества исследует в процессе, психологический «механизм» протекая акта творчества как субъективного акта индивида. То есть, творчество не может существовать без творческой личности.
Главное отличие творческой личности заключается в ее специфической мотивации. Творческим людям присущи личностные черты:
1) независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;
2) высокая толерантность
к неопределенным ситуациям,
3) открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Творчество – это
высшая норма деятельности
- длительная подготовка;
- эрудиция;
- интеллектуальные способности;
- повышенные требования к задаткам и чертам психики;
- талант ученого;
- любознательность;
- воля;
- тонкая наблюдательность;
- критический склад ума;
- способность работать и думать в одном направлении;
- большая работоспособность;
- интуиция и подвижность;
- стремление к самообучению и самосовершенствованию.
Под творческим мышлением понимают такое мышление, посредством которого деятельность индивида становится творчеством. Творческое мышление не может возникнуть само по себе. Творческому мышлению предшествует длительная подготовка, начиная с самого рождения человека. В начале человек попадает в окружение семьи, которая его обучает. Затем дошкольные учреждения, затем школа, институт, академия но, как правило, творческая личность не ограничивается формальными общественными институтами. Для творческой личности любое взаимодействие с окружающим миром есть процесс обучения. Обычно таким личностям дают следующие характеристики: любопытный, дотошный ( в плане углубленного изучения проблемы), любознательный.
Следствием длительной подготовки является эрудиция личности. Под эрудицией понимается ученость, начитанность, наличие глубоких основательных познаний в определенной области науки, а также разносторонняя образованность человека. Эрудированному человеку намного легче поддается словесно-логическое мышление, что и обуславливает эрудицию, как неотъемленную часть творческого мышления.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что под творческими способностями понимаются способности индивида к творческому мышлению, порождающему творческую деятельность.
Говоря о развитии творческих способностей, необходимо дать определение такому понятию как креативность.
Креативность (от латю. creatio – созидание ) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.
Высокая ценность и важность креативности для каждого индивида, как и для человечества в целом, неоспорима и никем не подвергается сомнению. С одной стороны, это исторический эволюционный фактор, с другой – индивидуальный потенциал, дающий человеку не только решать проблемы, но и ориентироваться в новых ситуациях, но и активно изменять окружающую среду, свою жизнь, свое будущее.
Креативность трудно определить измерить. Частью проблемы, возникающей при изучении креативности, является многосторонность. Люди могут быть креативны по-разному. Некоторые креативны в профессиональной сфере, не будучи таковыми в личной жизни. Креативность напрямую связана с уровнем интеллекта (IQ), но IQ-тесты не способны измерить креативность напрямую.
Многие психологи считают, что креативность, - это исключительно врожденное свойство личности. С ними можно согласиться. Безусловно, врожденные способности индивида играют огромную роль в развитии его творческого мышления. Исследования показывают, что условия среды, воспитания и образования также влияют на проявление умственных способностей, однако они играют лишь второстепенную роль. Опираясь на генетическую природу гениальности, человечество создало такую науку как евгенетику – об улучшении человеческой породы. Евгеника бурно развивалась в 20-х годах XX века в России и Германии.
Как показывает история,
гении рождаются не только у гениев. Одаренные люди рождаются
с определенной частотой во времени и
пространстве, независимо от того, кто
у них родители.
Другие исследователи считают, что креативность, - это результат отклонения личности от общепринятого поведения и с ними также можно согласиться, так как для создания нового надо отклонить старое, общепринятое.
Информация о работе Организация творческой деятельности младших школьников