Организация творческой деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выбор форм и методов внеклассной познавательной деятельности, обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей во внеклассной познавательной деятельности.
2. Выявить возможности внеклассной познавательной деятельности, в развитии творческих способностей младших школьников.
3. Выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности.
4. Подобрать и проверить на практике определенную систему форм внеклассной познавательной деятельности, обеспечивающую успешное развитие творческих способностей младших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности
1.1. Сущность понятия творческие способности………………........................7
1.2. Возможности внеклассной познавательной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников……………………...…........21
Выводы по первой главе………………………………………………………25

Глава 2. Организация внеклассной познавательной деятельности по развитию творческих способностей младших школьников
2.1. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности………………….26
2.2. Выявление и развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности……………………………………39
Выводы по второй главе………………………………………………………56
Заключение…………………………………………………………...................63
Библиография………………………………………………………..................66

Файлы: 1 файл

диплом Настя.doc

— 366.50 Кб (Скачать файл)

С гениями много непонятного. Била Гейтса, который создал кампанию Майкрософт, выгнали из Гарварда после первого курса за неуспеваемость. А в 19 лет он основал фирму; в 30 с небольшим стал уже дважды миллиардером, и сегодня все открыто признают его гением. А пример с Альбертом Эйнштейном, который был «средним» учеником в школе?

Мендельсон и Гершвин успели прославиться к 38 годам в европейском и даже мировом масштабе, но в 38 умерли от опухоли мозга. И это не единственный пример, когда гениальность связана с различными заболеваниями мозга, которые стимулируют определенные его участки.

Последние исследования в данном направлении показали, что креативность не свойственна личности от рождения. Конечно, в креативности присутствует элемент врожденных способностей, но когда говорят о креативности, подразумевают особый вид специфически человеческого потенциала или способности. Креативность не является энергией сама по себе, это присущий человеку потенциал, связанный с личностью, зависящей от нее и проявляемый в мышлении и деятельности. Эта специфическая деятельность приводит к появлению нового, новаторского продукта.

Таким образом, креативностью  можно обладать, но не знать об этом. Для того, чтобы креативность дала определенный результат, необходимо включить ее в процесс мышления, сделав тем  самым процесс творческим. Изучение способов измерения креативности и методов воздействия на нее является одной из главных задач психологии как науки.

Как правило, креативность формируется на ранней стадии развития человека.

Основы ее закладываются  в школе. К сожалению, современная  школа не отвечает требованиям времени. Как отмечалось уже выше, задачи современной школы мало отличаются от задач, которые решались в системе образования в далеком прошлом. Современное же образование должно делать упор не на изучение догм, а на развитие креативного потенциала личности.

Как правило, современные школьники, решая задачу, опираются на существующие методики, тем самым, они уже уходят от понимания проблемы в целом. На самом деле само решение задачи не является важным элементом в развитии творческих способностей личности. Достаточно вспомнить Альберта Эйнштейна. Важным является умение познавать объекты и явления в целом. То есть, в процессе обучения нельзя полностью опираться на уже существующие понятия и определения. Само обучение должно строиться так, чтобы каждый ребенок самостоятельно познавал окружающий мир, каждый день делая для него новые открытия. Ребенок должен быть не просто слушателем, а активным участником процесса обучения, роль же педагога должна сводиться не к роли лектора, а к роли организатора активного процесса мышления.

Креативность должна развиваться с самого раннего  возраста, так ка именно дети наиболее восприимчивы к познанию. Как правило, проявление креативности присуще большинству  детей. Они склонны к исследованиям, восприимчивы к новому, создают себе проблемы и решают их (игра). Но в последующем эти проявления постепенно затихают. И главная причина, - не правильный подход к воспитанию. Школа должна поддерживать исследовательские наклонности ребенка, начиная с первых дней его обучения.

Обладая креативностью, человек может сам найти множество способов для решения той или иной задачи, и эти способы будут индивидуальны, отличными от существующих. Такой подход к воспитанию личности может в корне изменить весь процесс развития человечества в целом, так как новые способы решения стоящих перед обществом задач будут способствовать прогрессу.

А пока ситуация складывается таким образом, что существующая система образования не развивает  мышление, а всего лишь прививает  человеку однотипное, стандартное мышление, и только те личности, которые позволяют себе выйти из рамки общепринятого, становятся открывателями чего-нибудь нового.

Следует отметить, что  нельзя сделать кого-то креативным. Только сам человек может сделать  себя таковым, но для этого необходимо дать ему возможность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Возможности  внеклассной познавательной деятельности  в развитии творческих способностей  младших школьников.

Развитие творческих способностей осуществляется как в  ходе 
учебного процесса, так и во внеклассной деятельности учащихся. В процессе урока учителю не всегда удаётся сделать это с достаточной полнотой, так как учебное время ограничено. Поэтому полная реализация этих целей осуществляется на внеклассных занятиях. 

По сравнению с  уроком  внеклассная работа имеет ряд особенностей:

•         По своему содержанию она строго не регламентирована Госстандартом начального образования РФ.

•          Познавательный материал предлагается в соответствии со знаниями и умениями учащихся.

•         Если уроки планируются на 45 минут, то внеклассные занятия в зависимости от содержания и формы проведения могут быть рассчитаны и на 2-3 минуты, и на целый час.

•         Если классно-урочная форма требует полного состава учащихся, объединённых в коллектив по возрастному признаку, то для внеклассной работы дети могут объединяться в группы, при этом группы создаются на добровольных началах.

•         Внеклассная работа характеризуется многообразием форм и видов: групповые занятия, кружки, викторины и олимпиады, клубы, экскурсии.

Творчество - это сложная форма человеческой деятельности, предполагающая мобилизацию знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных и физических сил и порождающая нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, отличающееся общественно-исторической уникальностью.

И. Лернер развитие творческих способностей рассматривал как передачу опыта творческой деятельности, выделяя  при этом черты процесса, как перенесение  ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение новой  проблемы в знакомых, привычных условиях, поиски альтернативного решения, комбинирование раннее известных способов решения задач.

Компоненты творческого  процесса:

- зоркость в поисках  проблемы;

- способ координирования  информации;

- способность к сворачиванию  умственных операций;

- способность к перенесению;

- побочное мышление;

- целостность восприятия;

- готовность памяти;

- гибкость мышления;

- гибкость интеллекта;

- способность к оценочным  характеристикам;

- легкость генерирования  идей;

- способность доводить  дело до конца.

Творческий процесс, как  показывает опыт, начинается с вопроса, с удивления и даже с противоречия. Противоречия, как известно, характерны не только для урока, но и для внеклассной познавательной деятельности, когда к существующей сумме знаний добавляется информация, на первый взгляд несовместимая с ней. В результате возникают проблемная ситуация, удивление, желание преодолеть трудности.

Мы пытались определить принципы, на основании которых следует строить работу по развитию творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности:

- принцип информированности,  который заключается в личностной  значимости для ребенка нового материала;

- принцип диалектического  единства оптимального воздействия  сознательных и интуитивных процедур;

- принцип саморазвития. В организации учебно-воспитательной  творческой деятельности необходимо  опираться на сильные и учитывать  слабые стороны, особенности личности;

- принцип релаксации, который помогает снять физическое, интеллектуальное и эмоциональное  напряжение, возникающее при решении  задач;

- принцип индивидуального  соединения индивидуальных и  коллективных форм творческой  деятельности. Нужно учитывать соотносить цель, содержание, уровни проблематики, трудности разных видов работы;

- принцип веры в  потенциальные возможности ребенка.

В коллективной внеклассной  познавательной деятельности становятся общие познавательные задачи перед всеми членами коллектива, школьники активно сотрудничают с целью приобретения знаний, умений и навыков. В свободное от уроков время дети сообща добиваются результатов в опытнической работе, в изготовлении простейших моделей, учебных пособий. Участвуя добровольно в различных формах коллективной познавательной деятельности, учащиеся вступают в отношения деловой зависимости, ответственности, взаимопомощи. В коллективной познавательной деятельности происходит формирование детского коллектива, его становление и воспитание коллективистических черт у детей. Познавательная деятельность детей в коллективе обогащает духовный мри школьников, развивает их нравственно.

При организации внеклассной  познавательной деятельности учитель  должен знать особенности познавательных интересов различных возрастных групп школьников. Младших школьников интересуют самые различные области науки и реальной действительности – процессы живой и неживой природы, техника, космос, культура и спорт. Можно отметить разбросанность познавательных интересов младших школьников. Дети первых и вторых классов ставят обычно вопросы, которые требуют первоначального ознакомления с новым явлением или предметом, определение его понятием, словом («Что это?»,  III «Как называется?»). Уже в третьеам классе содержание познавательных вопросов детей направленно на активное познание окружающей жизни, кроме того, вопросы младших школьников связанны с возникновением проблемной ситуации в сознании детей. Они не могут самостоятельно решить   возникшую проблемную ситуацию и требуют помощи взрослых.

Познавательная деятельность младших школьников должна не только удовлетворять познавательные интересы, но и так строиться, чтобы дети переходили к вопросам более сложным, требующим установления причинно-следственных связей. В начальных классах познавательная деятельность в связи с особенностями детского мышления должна находиться под постоянным педагогическим контролем и проводиться в определенной последовательности.

Внеклассная познавательная деятельность школьников по сравнению  с учебным процессом имеет больше разнообразных форм. Дети принимают участие в конкурсах, викторинах, слушают беседы, рассказы о новом в мире   науки, о новом мире техники, участвуют в познавательных играх, прослушивают радиопередачи для школьников.  
Пути активизации проявления творческих способностей:

- Элементы занимательности,  игра, все необычное, неожиданное  вызывает у детей чувство удивления,  стимулирует проявление творческих  способностей.

- Использование системы  познавательных заданий, которая  способствует целенаправленному развитию творческих способностей.   

  Таким образом, нами определены приёмы, которые  содействуют активизации творческих способностей во внеклассной познавательной деятельности учащихся     

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей младших школьников показал, что эта проблема остается одной из сложных, дискуссионных и до конца не решенных. Вопросы творчества имеют долгую историю. Человечество обращается к ним в переходные периоды, когда в социуме возникает потребность в инициативных, нестандартно мылящих людях, способных найти выход в проблемной ситуации, отличающихся самостоятельностью и ответственным отношением к выполняемой работе. Обращение к проблеме развития творческих способностей младших школьников несомненна как в теоретическом, так и практическом отношениях, поскольку младший школьный возраст является одним из важных возрастных этапов в их становлении.

Анализ педагогической литературы показал, что большую  роль в совершенствовании творческих способностей младших школьников наряду с учебной, играет внеклассная познавательная деятельность, которая в силу объективных и субъективных причин предоставляет возможность совершенствовать творческий потенциал.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация внеклассной познавательной деятельности по развитию творческих способностей младших школьников

2.1. Педагогические  условия развития творческих  способностей младших школьников  во внеклассной познавательной  деятельности

 

Одним из условий развития творческих способностей  во внеклассное время  мы считаем организацию цикла специальных внеклассных занятий познавательного характера.

Разработано множество  различных материалов в помощь воспитателю  для занятий по развитию творческих способностей младших школьников. Основными требованиями к методике проведения таких занятий является следующее: 1) проведение занятий должно осуществляться не от случая к случаю, а по заранее разработанной программе и календарному графику; 2) доступная и интересная форма подачи материала; 3) активное участие школьников в занятиях.

На внеклассных занятиях, направленных на развитие творческих способностей целесообразно применение заданий  следующего типа:

Информация о работе Организация творческой деятельности младших школьников