Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:39, дипломная работа
Цель исследования: выбор форм и методов внеклассной познавательной деятельности, обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей во внеклассной познавательной деятельности.
2. Выявить возможности внеклассной познавательной деятельности, в развитии творческих способностей младших школьников.
3. Выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности.
4. Подобрать и проверить на практике определенную систему форм внеклассной познавательной деятельности, обеспечивающую успешное развитие творческих способностей младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности
1.1. Сущность понятия творческие способности………………........................7
1.2. Возможности внеклассной познавательной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников……………………...…........21
Выводы по первой главе………………………………………………………25
Глава 2. Организация внеклассной познавательной деятельности по развитию творческих способностей младших школьников
2.1. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности………………….26
2.2. Выявление и развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности……………………………………39
Выводы по второй главе………………………………………………………56
Заключение…………………………………………………………...................63
Библиография………………………………………………………..................66
Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.
Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества.
Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие «система», а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме.
Цель заданий данного типа – развитие основ системного мышления учащихся.
Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются биосистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.
Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся творческой деятельности.
III уровень – предполагает выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов. Используются такие методы творчества:
II уровень - предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов и элементов ТРИЗ, таких как:
I уровень – предполагает выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов ТРИЗ:
Опыт творческой деятельности,
по мнению исследователей, является самостоятельным
структурным элементом
Деятельность по реализации системы творческих заданий мы представили четырьмя направлениями, ориентированными на;
1) познание объектов, ситуаций, явлений;
2) создание новых объектов, ситуаций, явлений;
3) преобразование объектов, ситуаций, явлений;
4) использование объектов, ситуаций, явлений в новом качестве.
Остановимся на основных моментах реализации заданий на различных уровнях сложности.
Реализация первого направления работы «Познание» предполагает выполнение учащимися творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений с целью накопления опыта творческой деятельности. Они могут быть представлены следующими тематическими сериями: «Да-Нетки», «Признаки», «Природный мир», «Технический мир», «Организм человека», и др. Эти задания предполагают применение методов дихотомии, контрольных вопросов, отдельных приемов фантазирования.
При реализации второго направления «Создание нового» учащимся можно предложить выполнить творческие задания, ориентированные на создание нового:
Для выполнения этих заданий мы использовали отдельные приемы фантазирования (дробление, объединение, смещение во времени, увеличение, уменьшение, наоборот) и методов активизации мышления - синектики, метода фокальных объектов, морфологического анализа, контрольных вопросов. Освоение методов происходило преимущественно в групповой деятельности с последующим коллективным обсуждением.
«Преобразование объектов». Для создания опыта творческой деятельности учащимся предлагалось выполнить следующие задания по преобразованию объектов, ситуаций, явлений:
В результате выполнения подобных заданий у учеников будут расширяться возможности преобразования объектов, ситуаций, явлений путем изменения внутрисистемных связей, замены системных свойств, выявления дополнительных ресурсов систем.
«Использование в новом качестве». Особенностью организации работы над творческими заданиями является использование ресурсного подхода в комплексе с ранее использованными методами:
В результате их выполнения под руководством педагога учащиеся смогут овладеть умением быстро находить оригинальное применение проявленным у объекта свойствам.
Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных знаний.
В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.
Познание - образовательная деятельность ученика, понимая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания.
В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.
Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.
Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.
Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры – плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.
Однако, фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развитие. Она должна способствовать лучшему по знанию окружающего мира самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир.
Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт. По словам Л.С. Выготского, воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:
- построение образа, конечного результата его деятельности,
- создание программы
поведения в ситуации
- создание образов описываемых объектов.
Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов.
Следует отметить, что для школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности.
Дети, в отличие от взрослых, способны проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах. Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет свою деятельность по мере увеличения возраста
В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
- развитие способностей
нужно начинать с самого раннег
- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
- творческие игры должны
быть разнообразны по своему
содержанию, т.к. создают атмосферу
свободного и радостного
Наряду с принципами используют и методы:
Практические
Наглядные;
Словесные.
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие.
Игровой метод предполагает
использование различных
Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
Информация о работе Организация творческой деятельности младших школьников