Организация творческой деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выбор форм и методов внеклассной познавательной деятельности, обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей во внеклассной познавательной деятельности.
2. Выявить возможности внеклассной познавательной деятельности, в развитии творческих способностей младших школьников.
3. Выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности.
4. Подобрать и проверить на практике определенную систему форм внеклассной познавательной деятельности, обеспечивающую успешное развитие творческих способностей младших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности
1.1. Сущность понятия творческие способности………………........................7
1.2. Возможности внеклассной познавательной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников……………………...…........21
Выводы по первой главе………………………………………………………25

Глава 2. Организация внеклассной познавательной деятельности по развитию творческих способностей младших школьников
2.1. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности………………….26
2.2. Выявление и развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной познавательной деятельности……………………………………39
Выводы по второй главе………………………………………………………56
Заключение…………………………………………………………...................63
Библиография………………………………………………………..................66

Файлы: 1 файл

диплом Настя.doc

— 366.50 Кб (Скачать файл)

До 5 баллов – ниже среднего уровня,

до 8 баллов – средний уровень,

9,10 баллов – высокий уровень в сфере словесности.

3. Дивергентное (нестандартное) мышление.

Цель: определение уровня нестандартного мышления, наличие технико-конструктивного подхода.

Оборудование: лист бумаги, ручка.

Порядок работы:

1.Инструкция: «Вы должны найти, может быть, абсурдное, но рациональное применение предмету».

Время выполнения - 1 минута на каждый вопрос.

Вопрос: Как можно применить спичечный коробок?

1.

2.

3.

4.

5.

Вопрос: Как можно применить пластиковую бутылку?

1.

2.

3.

4.

5.

Обработка результатов:

За каждую правильно заполненную строчку даётся 2 балла. Максимально можно получить – 20 баллов.

0-6 баллов – ниже среднего уровня, но есть задатки нестандартного мышления.

7-13 баллов – средний уровень, нормально выраженная склонность к нестандартному мышлению.

14-20 баллов – выше общего уровня; ребёнок особенно способен к тем видам деятельности, в которых необходим творческий подход.

4. Визуальное творчество.

Цель: выявить творческие способности в визуальной сфере.

Оборудование: бланк ответа (Приложение № 3), фломастер, часы.

Порядок работы:

1. Инструкция: «Вам предлагается линии, точки, кружочки, оформить в осмысленный рисунок».

На выполнение задания даётся 10 минут.

Обработка результатов:

За каждый рисунок начисляется по пять баллов. Если все рисунки связаны в одну тему, начисляется максимальное число баллов - 30.

0-10 баллов - изобразительный дар не особенно ярко выражен.

10-20 баллов - средний уровень; творческие способности достаточно выражены.

20-30 баллов - высокий уровень; ребёнок относится к тем 3% действительно творческих людей, которые появляются в каждом поколении. У ребёнка есть все данные, чтобы в дальнейшем заняться творческой деятельностью.

5. Изучение гибкости построения графического образа.

В основе этого метода лежит способность строить различные изображения на основе одного и того же повторяющегося графического контура. Данный тест в 1962 году предложен американским психологом Е.П.Торренсом.

Цель: оценка способности к гибкому построению графических образов.

Возраст испытуемых: 9 лет.

Оборудование: бланк ответа (Приложение № 3), фломастер, часы.

Порядок работы:

1. Инструкция: «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовывать к фигуркам различные детали и объединять фигуры в один рисунок».

2. Время выполнения задания 15-20 минут (в зависимости от общего уровня развития детей)

Обработка результатов:

Главный показатель творческого мышления – количество идей, воспроизводимых ребёнком. Подсчитывая их, мы обращаем внимание на количество изображённых предметных тем. Каждая новая тема оценивается новым баллом. Итоговый результат определяется по нижеприведённой таблице.

Таблица 5.

Уровень развития способности

Возраст

 

7 лет

8 лет

10 лет

Высокий

5 и более

8 и более

9 и более

Средний

3-4

6-7

6-8

Низкий

1-2

1-5

1-5


 

 

Если показатель свидетельствует о низком уровне развития гибкости, то для развития этой способности можно использовать упражнения на построение графических образов.

6. Изучение личностных и интеллектуальных особенностей ребёнка.

Цель: с помощью рисунка изучить интеллектуальные особенности ребёнка.

Возраст испытуемых: 7-10 лет.

Оборудование: лист для рисунка, фломастеры.

Порядок работы:

1. Инструкция: «Сейчас  ты придумаешь животное, которое  в природе не существует, и  которого ты не видел ни в книжках, ни в мультфильмах. Ты его нарисуешь, назовёшь и всё расскажешь о нём».

2. Ребёнок рисует животное, подробно описывает его внешний  вид, называет его (описание  необходимо протоколировать).

3. Ребёнку задают вопросы:

- Кто это?

- Как он живёт?

- С кем он дружит?

- Что ему больше  всего нравится?

- Он чего-нибудь боится? и т.д.

Обработка результатов:

способы изображения  животного характеризуют тип  воображения, общий подход ребёнка  к творческой задаче.

Способы изображения:

А) Нулевой уровень, когда  рисуется реальное животное (заяц, крокодил…)

Б) Рационалистический подход к творческой задаче, когда животное собирается из деталей реальных животных (тело медведя, заячьи уши…)

В) Художественно-эмоциональный  подход, когда по образцу и подобию  реального животного создаётся целостный образ нового, несуществующего животного (хотя оно может отдалённо напоминать дракона, слонопотама)

Г) При собственно творческом складе воображения создаётся абсолютно  оригинальное существо. Такой способ изображения встречается при любом подходе, если у человека есть творческие возможности. Разница между способами В) и Г) состоит в том, что способ В) строится на стандартной схеме живого существа: голова с глазами, туловище, конечности (хвост, крылья)… поэтому-то оно всегда более или менее похоже на что-то существующее.

Итак, оценка склада воображения.

А) – нулевой уровень

Б) – рациональный уровень воображения

В) – художественный уровень  воображения

Г) – творческий уровень  воображения

Описание образа жизни несуществующего животного даёт дополнительную информацию об интеллектуальном развитии ребёнка. Так, все названные органы должны для чего-то служить. Ориентированность ребёнка в реальности проявляется в том, хватает ли у изобретённого им существа всего, что необходимо для жизни.

7. Изучение гибкости. А

Цель: изучение гибкости при создании слов.

Возраст испытуемых: 7-10 лет.

Оборудование: карточка со словом «ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ», лист для ответа, ручка, часы.

Время: 5 минут.

Порядок работы:

1. Инструкция: «Необходимо  из букв этого слова составить и записать как можно больше новых слов. Два раза одну и ту же букву в словах использовать нельзя».

2. На отдельном листе  ребёнок записывает слова.

Обработка результатов:

Для оценки гибкости мы подсчитаем количество верно составленных слов. Показатели творческой способности рассчитаны на возраст 8-9 лет.

Высокий уровень – 9 и  более слов.

Средний уровень – 7-8 слов.

Низкий уровень – 6 и менее слов.

8. Изучение гибкости. Б.

Данное задание было предложено для изучения творческого мышления американским психологом Дж. Гилфордом в 1959 году.

Цель: изучение гибкости конструирования фраз по начальным буквам слов.

Возраст: 9 лет.

Время: 5 минут.

Порядок работы:

1. Инструкция: «Напиши  как можно больше предложений,  состоящих из четырёх слов, в  которых каждое слово начинается с указанной буквы». 

 

В_______   У________   В________   М________

2. Ребёнок выполняет задание на разлинованном листе.

Обработка результатов:

Для оценки гибкости конструирования  фраз подсчитывается количество верно  составленных предложений. Фраза должна обязательно выражать какой-то смысл, а слова в предложении быть согласованны по родам, лицам, числам и падежам. Указанные буквы можно использовать в качестве предлогов, а добавлять слова на другие буквы и другие предлоги не разрешается.

Таблица 6.

Таблица оценки результатов.

Уровень развития способностей

(количество предложений)

Возраст детей

 

9 лет

10 лет

11 лет

Высокий уровень

3 и более

4 и более

4 и более

Средний уровень

2

2-3

3

Низкий уровень

0-1

0-1

0-2


 

 Данные тестовые методики для определения уровня развития творческих способностей учеников проводились во внеурочное время. Задания выполнялись всей группой одновременно. При проведении тестовых методик и обработке результатов мы прибегали к помощи школьного психолога.

Обработка полученных данных первичной диагностики представлена в таблице 7

 Как видно из  нижеследующей таблицы, в целом  уровень развития творческих  способностей в данном классах  низок.  

Таблица 7

№ п/п

Ф.И. учащегося

Находчивость

Дивергентн.мышл.

Сочинительство

Визуальное тв-во

Творческ  уровень

1

Андрей В..

5

5

4

9

23

2

Виолеттта А.

1

3

5

8

17

3

ВладиславЗ.

3

11

4

9

27

4

Вика Ж.

2

7

3

10

22

5

Даша Л.

12

9

5

12

38

6

Дима С.

7

7

1

2

17

7

Егор П.

17

5

4

18

44

8

Елена С.

7

8

3

6

24

9

Зина Я.

2

1

1

9

13

10

Женя А.

5

3

2

6

16

11

Женя Г.

15

10

7

20

52

12

 Илья Я.

1

8

3

5

17

13

Ильнара И.

5

10

4

8

27

14

Леша Ш.

2

7

3

9

21

15

Лариса А.

11

13

6

14

44

16

Марина И.

3

2

2

12

19

17

Марина С.

1

4

2

4

11

18

Настя А.

1

1

1

7

10

19

Настя Ю.

4

9

6

18

37

20

.Олег В

1

2

2

2

7

21

Толик О.

12

7

8

9

36

22

Тамара О

3

2

3

3

11

23

Тигран Э.

7

7

5

7

26

24

Тимур И

13

11

7

16

47

25

Эдуард С.

19

15

6

28

68

 

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

3

1

-

1

4%

 

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

7

14

6

8

28%

 

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

15

10

19

16

68%


 

Также нами было проведено анкетирование родителей по вопросам развития творческих способностей детей.

Для этого родителям было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение № 5).

Проанализировав результаты анкетирования родителей, на основе их ответов мы сделали выводы, что:

1) Подавляющее большинство родителей (88%) не видят разницы между одарённостью и творческими способностями. Многие из них даже  не догадываются, что задатки творческих способностей заложены в каждом ребёнке, и их необходимо развивать.

Примеры ответов на первый вопрос анкеты «Что мы подразумеваем под словами «творческие способности»?»:

- это умный, интересный, эрудированный человек;

- наличие какого-нибудь дара;

- хорошие знания;

- не задумывались;

- говорить ещё рано.

2) Большой процент опрошенных (85%) считают, что развитию творческих способностей детей способствует художественная деятельность, а значение же познавательной деятельности не было отмечено.

3) Большинство родителей (95%) положительно относятся к современной школе и доверяют профессионализму педагогов.

4) Абсолютное большинство родителей роль семьи в развитии творческих способностей считают приоритетной.

5) Но лишь 10-27% родителей принимают участие в развитии творческих способностей своих детей.

На вопрос: «Что вы предпринимаете, чтобы развить творческие способности вашего ребёнка?» - большинство ответов следующего характера:

- пока ничего, думаю, что в школе очень большой поток информации, не хочется перегружать ребёнка;

- ничего, это не каждому дано;

- в первую очередь ребёнка надо хорошо воспитать и обучить;

- развиваем ребёнка физически, ходим с ним на спектакли, собираем мозаику, читаем энциклопедии;

- беседуем, прививаем интерес к книге, стараемся ответить на все вопросы.

Таким образом, мы поставили задачу - помочь родителям ответить на вопрос: как развивать творческие способности детей? Разъяснить, что развитию творческих способностей способствуют различные виды деятельности, в том числе и познавательная деятельность. 

Второй этап – практический. На данном этапе работы были реализованы выбранные нами выше направления. Реализация первого направления работы предполагало выполнение учащимися творческих заданий, упражнений и игр на занятиях по самоподготовке в группе продлённого дня, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений с целью накопления опыта творческой деятельности. Они представлены следующими тематическими сериями: «Да-Нетки», «Признаки», «Природный мир», «Организм человека». Эти задания упражнения и игры предполагали применение методов дихотомии, контрольных вопросов, отдельных приемов фантазирования (Приложение № 6 ).

Информация о работе Организация творческой деятельности младших школьников