Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:31, курсовая работа
Задачи:
1.Рассмотреть виды педагогических технологий;
2 Рассмотреть особенности обучения взрослых ( последипломное образование)
3 Определить психолого-педагогические основы активных методов обучения.
4 Разработать лекции и практические занятия с использованием активных методов обучения
Введение 1
1 Основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике 3
1.1 Понятие педагогической технологии 3
1.2 Критерии технологичности 6
1.3 Научные основы педагогической технологии 8
1.4 Факторы психического развития и технология 9
1.5 Педагогический процесс 10
1.6 Структура педагогического процесса 11
2 Психологические особенности последипломного образования 15
2.1 Психологическая детерминация последипломного образования 15
2.2 Личностно–ориентированные технологии последипломного образования 17
2.3 Повышение квалификации педагогических работников 19
3 Практическая часть 22
Занятие 1 22
«Методы активного социально-психологического обучения» 22
1.1 Активность личности в обучении 22
Занятие 2 33
«Использование программ «Hot Potatoes v 6.0» для создания интерактивных заданий, тестов и кроссвордов» 33
3 курс по обучению работе с программой 33
3.1 Курс по обучению работе с программой 35
3.2 Использование различных языков 36
Занятие третье 37
Создание заданий и тестов. Основные этапы. 37
3 Создание заданий и тестов 37
2.1 Описание панелей инструментов 38
3.2 Создание заданий и тестов 39
3.3 Настройка конфигурации 40
3.4 Внешний вид заданий 42
3.5 Настройка таймера 44
3.6. Преобразование заданий и тестов в веб-страницу 44
3.7. Сохранение проекта с заданием 47
3.8 Печать заданий 47
3.9. Объединение заданий в уроки и тематические блоки 48
Заключение 49
Список используемой Литературы: 50
Федеральное автономное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт Управления Бизнесс Процессами и Экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Основы педагогического мастерства для слушателей факультета повышения
квалификации педагогических работников
Студент
____________
Преподаватель ____________
подпись, дата
Красноярск 2011
Содержание
Введение 1
1 Основные
тенденции развития систем
1.1 Понятие педагогической технологии 3
1.2 Критерии технологичности 6
1.3 Научные
основы педагогической
1.4 Факторы
психического развития и
1.5 Педагогический процесс 10
1.6 Структура педагогического процесса 11
2 Психологические
особенности последипломного
2.1 Психологическая
детерминация последипломного
2.2 Личностно–ориентированные
технологии последипломного
2.3 Повышение
квалификации педагогических
3 Практическая часть 22
Занятие 1 22
«Методы активного социально-психологического обучения» 22
1.1 Активность личности в обучении 22
Занятие 2 33
«Использование программ «Hot Potatoes v 6.0» для создания интерактивных заданий, тестов и кроссвордов» 33
3 курс по обучению работе с программой 33
3.1 Курс по
обучению работе с программой 3
3.2 Использование различных языков 36
Занятие третье 37
Создание заданий и тестов. Основные этапы. 37
3 Создание заданий и тестов 37
2.1 Описание панелей инструментов 38
3.2 Создание заданий и тестов 39
3.3 Настройка конфигурации 40
3.4 Внешний вид заданий 42
3.5 Настройка таймера 44
3.6. Преобразование
заданий и тестов в веб-
3.7. Сохранение проекта с заданием 47
3.8 Печать заданий 47
3.9. Объединение
заданий в уроки и
Заключение 49
Список используемой Литературы: 50
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого обучающегося. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.
Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения в условиях гуманитарного вуза, что предопределило актуальность данной темы.
Объектом исследования является процесс повышения квалификации педагогических работников в условиях вуза.
Предмет исследования: использование
активных методов обучения при различных
формах организации учебно-
Гипотеза: если использовать активные методы в различных формах обучения, то подготовка специалистов в сфере образования Университета будет более эффективной.
В связи с этим положением, целью данной работы является рассмотреть влияние активных методов обучения на процесс повышения квалификации педагогов в вузе.
Задачи:
1.Рассмотреть виды педагогических технологий;
2 Рассмотреть особенности обучения взрослых ( последипломное образование)
3 Определить психолого-педагогические основы активных методов обучения.
4 Разработать лекции и практические занятия с использованием активных методов обучения
Методологической основой является теория познания, психологическая теория активной деятельности обучающегося; общенаучные методы – анализ, синтез, обобщение; методы педагогики и психологии – непосредственное и опосредованное наблюдение за процессом учебно-воспитательной деятельности.
Теоретическая значимость исследования
заключается в обосновании
Практическая значимость исследования:
Разработанные лекции и практические занятия с использованием активных методов обучения могут быть использованы в практике высшей школы, найти применение при составлении методических рекомендаций для педагогов.
Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве» tесhnе – «искусство», «мастерство»; lоgоs – «слово», «учение». Он пришел в педагогику из производственной сферы и употребляется все чаще, хотя еще не стал привычным и ясным. «Технология – это объективный, прежде всего материальный процесс (и даже исключительно материальный), который происходит на производстве, и точно также нужно поступать, если мы хотим рассматривать или построить технологию обучения и воспитания». Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве.
В педагогической литературе встречаются понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Они соотносятся, очевидно, также как и категории: педагогика, образование и обучение. Самым широким является понятие педагогическая технология, оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания. Образовательная технология связана с организацией образовательных систем и образовательных учреждений. Технология обучения и технология воспитания описывают деятельность учителя и учащихся соответственно в учебном и воспитательном процессе.
Педагогическая технология
и образовательная технология
часто используются как
Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает более широкое распространение в теории обучения.
Педагогическая технология
выявляет систему профессионально-
Чешский мыслитель, гуманист,
педагог Я.А. Коменский (1592-1670гг.) утверждал,
что можно и нужно каждого
учителя научить пользоваться педагогическим
инструментарием. Его выдающийся труд
«Великая дидактика» содержит комплекс
технологических решений «
Термин «технология» используется в педагогической литературе и получил множество (более трехсот) формулировок, примеры определений представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Определения термина педагогическая технология
педагогическая технология |
совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно- методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев); |
это содержательная техника реализации учебного процесса ( В.С. Беспалько | |
это описание процесса достижения
планируемых результатов | |
это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным комфортных условий для учащихся и учителя ( В.Н. Монахов); | |
это системное, концептуальное, нормативно объективированное, инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательной цели. (Ф.А. Фрадкин); | |
предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и определяемых. (И.Я. Лернер); | |
это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО) | |
Отсюда педагогическая технология имеет в образовательной системе широкое понятие.
Понятие «педагогическая технология» может быть представлена тремя аспектами представленными на рисунке 1.
Рисунок 1 – Аспекты педагогических технологий
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в образовательных учреждениях.
Педагогическая технология является содержательным, вбирающим в себя комплекс действий, затрагивающим изменения в содержании образования, в организационных формах, методах и способах педагогического процесса, в управлении и руководстве организацией учебно-воспитательной работы, деятельности обучающихся.
Педагогическая технология в учебной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях представленных на рисунке2.
Рисунок 2 – Иерархически- соподчиненные уровни
Далее следует рассмотреть критерии технологичности.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям.
Педагогическая технология определяется как:
- целенаправленное использование объектов, приемов, технических средств обучения, событий и отношений в учебно-воспитательном процессе;
- целенаправленное структурирование и представление педагогической информации и системы организации коммуникаций в педагогическом процессе;
- система управления познавательной деятельности учащихся;
- конструирование средств и методов педагогического процесса для решения определенных задач;
- планирование процесса обучения и воспитания;
- комплексный интегративный процесс, включающий системное соединение идей, способов организации деятельности людей, ресурсов для достижения целей образования;
- технология проектирования педагогических систем;
- методология планирования, реализации и оценивания образовательных процессов.
Рисунок 3 – Структура педагогических технологий
Концептуальность. Каждой педагогической
технологии должна быть присуща опора
на определенную научную концепцию,
включающую философское, психологическое,
дидактическое и социально-