Основы педагогического мастерства для слушателей факультета повышения квалификации педагогических работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1.Рассмотреть виды педагогических технологий;
2 Рассмотреть особенности обучения взрослых ( последипломное образование)
3 Определить психолого-педагогические основы активных методов обучения.
4 Разработать лекции и практические занятия с использованием активных методов обучения

Содержание работы

Введение 1
1 Основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике 3
1.1 Понятие педагогической технологии 3
1.2 Критерии технологичности 6
1.3 Научные основы педагогической технологии 8
1.4 Факторы психического развития и технология 9
1.5 Педагогический процесс 10
1.6 Структура педагогического процесса 11
2 Психологические особенности последипломного образования 15
2.1 Психологическая детерминация последипломного образования 15
2.2 Личностно–ориентированные технологии последипломного образования 17
2.3 Повышение квалификации педагогических работников 19
3 Практическая часть 22
Занятие 1 22
«Методы активного социально-психологического обучения» 22
1.1 Активность личности в обучении 22
Занятие 2 33
«Использование программ «Hot Potatoes v 6.0» для создания интерактивных заданий, тестов и кроссвордов» 33
3 курс по обучению работе с программой 33
3.1 Курс по обучению работе с программой 35
3.2 Использование различных языков 36
Занятие третье 37
Создание заданий и тестов. Основные этапы. 37
3 Создание заданий и тестов 37
2.1 Описание панелей инструментов 38
3.2 Создание заданий и тестов 39
3.3 Настройка конфигурации 40
3.4 Внешний вид заданий 42
3.5 Настройка таймера 44
3.6. Преобразование заданий и тестов в веб-страницу 44
3.7. Сохранение проекта с заданием 47
3.8 Печать заданий 47
3.9. Объединение заданий в уроки и тематические блоки 48
Заключение 49
Список используемой Литературы: 50

Файлы: 1 файл

пед и технолог.docx

— 1.40 Мб (Скачать файл)

• группы развития организации (кружки качества и др.); метод «кейс–стади».

Важная функция последипломного  образования – профессиональное самосохранение специалиста.

Взрослый человек, как правило, загружен текущими делами на работе, и  поэтому время, отведенное на обучение, строго регламентировано. Оно не позволяет  полностью погрузиться в новый  тип деятельности – быть только учеником.

Возраст человека определяет особенности  мыслительных процессов. С годами емкость  памяти человека начинает снижаться. Мышление становится менее оперативным и  гибким.

Накопленный профессиональный опыт ведет  взрослого ученика, ослабляет у  него желание включиться в образовательное  пространство, подавляет познавательную активность, мотивацию к обучению. А с другой стороны, использование  в учебном процессе имеющихся  знаний может сделать учебу более  успешной.

И наконец, существуют психологические  барьеры. Внутренние препятствия –  нежелание, боязнь, неуверенность –  мешают успешно работать. В результате человек строит различные препятствия  для отражения воздействия внешней  среды. А из потока внешней информации выбирает только ту, которую он может  усвоить, дополнив накопленный опыт. Но сложившееся представление о  мире препятствует творческому процессу, препятствует освоению нового. Поэтому  и возникает необходимость освободить человека от внутренней психологической  защиты, препятствующей его профессиональному  росту.

В среднем возрасте механизмы защиты достаточно жестко и прочно закреплены в структуре личности. Они активно функционируют, выполняя роль фильтров и обеспечивая внутренний покой системы в целом.

При обучении взрослых в них проявляется  догматизм, робость, мнительность.

Сложившийся человек имеет, как  правило, устойчивую систему профессиональных стереотипов. Неумение преодолевать стереотипы в поведении и мышлении не позволяет человеку стать более открытым, непосредственным, чутким к творческим начинаниям. Все это становится тормозом при перестройке профессиональной деятельности, мешает объективно оценивать и анализировать собственный профессиональный багаж.

2.3 Повышение квалификации  педагогических работников

Педагог – одна из наиболее важных профессий современности. От уровня подготовки и профессиональных навыков педагогов зависит не только образованность подрастающих поколений, но и их морально-нравственные принципы. Педагогическая деятельность требует  постоянного пополнения знаний и  развития профессиональных навыков. Именно эту задачу призваны выполнять курсы  повышения квалификации для преподавателей.

Преподаватель во многом формируют процесс становления личности студентов и, как следствие, от их усилий зависит, какой будет человеческая цивилизация через несколько десятилетий. Курсы для преподавателей помогают педагогам увеличить свою профессиональную компетентность и таким образом послужить делу экономического, культурного и социального прогресса. Курсы для преподавателей включают практические занятия и семинары, посвященные усовершенствованию педагогических навыков слушателей. Во время обучения особое внимание уделяется вопросам психологии студентов.

Повышение квалификации преподавателей в образовании и образовательных технологиях, на примере, Института управления бизнес процессами и экономики по направлению «Преподаватель высшей школы» основана на принципе обучения через проектирование собственной педагогической деятельности, включающей в себя предварительную разработку основных деталей предстоящей работы, прогнозируя ее результаты. Умение проектировать свою профессиональную деятельность позволяет педагогу поднять свой уровень квалификации за счет того, что он переосмысливает все этапы своей работы как в методическом и теоретическом плане, так и в непосредственном взаимодействии со студентами. Педагоги кафедры оказывают помощь преподавателям в составлении концептуальных положений научно - методических работ, проводимой ими в образовании.

Одним из направлений обучения преподавателей является ознакомление их с современными педагогическими технологиями, предлагаемыми как последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников. Знакомятся с особенностями применения модульного обучения , построением учебной программы по модульному принципу. Учатся применять технологию «кейс-стади», являющуюся прямым дополнением модульной технологии. Учатся применять ИКТ на уроках технологии, в проектной деятельности на всех этапах работы над проектами, при разработке дидактического оснащения занятий, учатся составлять презентации своих курсовых проектов.

Кроме того, проводится совершенствование  знаний и умений по применению в  учебном процессе проектного метода обучения, который работает как метод  только в том случае, когда проект перестает быть самоцелью, а направлен  на приобретение навыков творческого  мышления и нестандартного подхода  к решению различных проблем. Не секрет что работа над проектом  зачастую строится по принципу контроля за усвоением учебного материала. Но в этом случае он не выполняет свою развивающую функцию и не работает как технология обучения, как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний, построенный на оптимизации форм образования. Технология обучения через проектную деятельность является совокупностью методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации учащимся с использованием необходимых технических или информационных средств. Проектирование технологии обучения  через проект предполагает проектирование содержания предмета технологии, форм организации учебного процесса, выбор наиболее оптимальных методов и средств обучения.

Содержание технологии обучения предполагает содержание и структуру  учебной информации, комплекс практического  материала (упражнения, задания, задачи и т.д.) обеспечивающих формирование учебных и профессиональных навыков  и умений, накопление первоначального  опыта профессиональной деятельности. Важную роль здесь играют формы организации  учебных занятий, направленные на овладение  знаниями, навыками и умениями, их соотношение  по объему, чередование, а также формы  контроля, способствующие закреплению  полученных знаний.

Поэтому повышение квалификации преподавателей технологии обучения построено на том, чтобы они сами могли прочувствовать степень воздействия на учащихся, пройдя через систему обучения по названным технологиям в качестве обучающихся. В нашем институте система планирования дополнительного образования повышения квалификации педагогических работников строится следующим образом:

- проводится отбор перспективных направлений обучения исходя из потребностей педагогов. Это выясняется исходя из анкетирования и входной диагностики, проводимых на каждом потоке курсов и семинаров, организуемых кафедрой. Проводится предварительный или первоначальный анализ потребностей;

- разрабатываются или уточняются обучающие модули (составляются программы, осуществляется отбор содержания обучения, дидактическое оснащение по темам модуля);

- определяется преобладающая проблема обучения, на последующий учебный год на основе выявленных перспективных направлений образовательной политики Красноярского края, требований стандартов и направления развития предметной области, а также существующих проблем в преподавании предмета;

- составляются учебные модульные программы, нацеленные на решение поставленной проблемы для конкретных категорий слушателей и по разным типам курсов.

- проводится сбор заявок на модульные программы или модули на последующий учебный год, после чего уже планируется количественно и тематически вся курсовая подготовка и обучающие семинары.

Преподавателями кафедры  наряду с традиционными формами  обучения: лекционными и семинарскими занятиями проводятся мастер-классы, тренинговые занятия, деловые игры и уроки-упражнения по применению методов  ТРИЗа в обучении. Часто на занятиях  применяется компьютерная и мультимедийная техника.

Рассмотрим занятия для  программы повышения квалификации педагогических работников при использовании  трех различных педтехнологий. Так  как обучающимися являются взрослые люди, педагоги, первая лекция будет  посвящена  активным методам обучения, последующие две лекции будут выполнены на основе выбора педагогических технологии.

3 Практическая часть

Занятие 1

«Методы активного социально-психологического обучения»

План:

1 Активность личности в обучении

2 Группы активных методов в психологии

3 Активные методы в обучении студентов

Форма - традиционная

1.1 Активность личности в обучении

В настоящее время имеются  самые разные подходы к повышению  качества подготовки молодежи к труду  в системе профессионального  образования.

Появилась необходимость  создавать такие дидактические  условия, которые бы изменили мотивацию  учения в лучшую сторону.

Одной из попыток сделать  это является разработка концепции  контекстного обучения. Суть ее в том, что «обучение, в котором с  помощью всей системы дидактических  форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных  знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности».

Учение здесь не замыкается само на себе - учиться, чтобы получить знания,   а выступает той  формой личностной активности, которая  обеспечивает воспитание необходимых  предметно-профессиональных и социальных качеств личности специалиста (контекст с точки зрения языкознания и  логики - относительно законченный  в смысловом отношении отрывок  текста или речи, в котором выявляется смысл и значение входящих в него слов или предложений, как лингвистическое  окружение определенной языковой единицы).

Для понимания особенностей познавательной деятельности необходимо значение не только природы внешних раздражителей или устройства органов чувств, но и типа активности субъекта, опосредующей его связи с внешним миром. В психологическом процессе внешние причины действуют через внутренние условия, как показывает анализ способов развертывания содержания обучения, а также влияния, оказываемого преподавателем на учащегося. Это дает право существованию типов и уровней активности учащихся.

1 При догматическом обучении канонизированное содержание образования должно быть усвоено в том виде, в котором оно давалось. Всякая самостоятельная мысль обучающегося пресекалась, цели обучения навязывались педагогом, активность личности характеризовалась модусом долженствования. Здесь педагог выступает в роли гуру, т.к. вся информация могла двигаться только в одном направлении: от гуру к студентам. При таком обучении проблема познавательной активности личности не ставится.

2 Объяснительно-иллюстративный (словесно-наглядный) тип обучения. Здесь появляется элемент объяснения происхождения знаний, демонстрации развертывания содержания обучения. Цели обучения задаются извне, обучающийся может осуществлять только процесс принятия и достижения цели. Целеполагание со стороны обучающегося не имеет места. Здесь уже идет процесс учебы и диагностики индивидуальных особенностей обучающихся, реализуется принцип индивидуализации обучения. Но и здесь с обучающимся вынуждены считаться, но не более того.

3 Императивный тип обучения (Ш.А. Амонашвили). В основе императивности лежит априорно предполагаемое положение о том, что без принуждения невозможно приобщить студентов к учению. Единый процесс обучения есть «единство» противоборствующих сил: преподавателя, движимые самыми добрыми намерениями и облеченные властью, заставляют учащихся усваивать знания, учиться; учащиеся же стремятся по возможности освободиться от этой зависимости.

Попытки активизации учебной  деятельности студентов ярко проявились в начале 70-х годов. В качестве основного способа активизации  предлагалось усиление контрольного звена  управления обучением, в том числе  путем широкого использования ТСО. Но скоро стало понятно, что само понятие активизации, как и интенсификации обучения слишком широко. Речь должна идти не о «принуждении» к активности, а о побуждении к ней.

Это можно достигнуть только при помощи понимания обучения как  личностно  опосредованного процесса взаимодействия и общения преподавателей и студентов, направленного на формирования творческой личности специалиста. Это  обусловило появление понятия «активное  обучение».

2.1 Группы активных методов в психологии

Среди активных методов обучения три  группы методов наиболее интересны  для использования в целях  управления ситуацией формирования всех видов мышления.

Это метод:

1) программированного обучения;

2) проблемного обучения;

3) интерактивного (коммуникативного) обучения.

Все эти методы были предложены как попытка преодоления ограниченности традиционных методов обучения.

Методы программированного обучения предполагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.

Методы проблемного  обучения - акцентировали не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого.

Методы интерактивного обучения обратились к способом управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений.

Использование в обучении психологии приемов этих трех групп  активных методов обучения предполагает создание системы учебных задач  в курсе психологии.

Так, Д. Толлингерова, изучившая  виды опережающего управления в обучении создала интересную таксономию учебных  задач и процедуры их таксации. Учебная задача у нее выступает  как разновидность опережающего управления когнитивной деятельностью, «как проект будущего учебного действия».

Информация о работе Основы педагогического мастерства для слушателей факультета повышения квалификации педагогических работников