Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:31, курсовая работа
Задачи:
1.Рассмотреть виды педагогических технологий;
2 Рассмотреть особенности обучения взрослых ( последипломное образование)
3 Определить психолого-педагогические основы активных методов обучения.
4 Разработать лекции и практические занятия с использованием активных методов обучения
Введение 1
1 Основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике 3
1.1 Понятие педагогической технологии 3
1.2 Критерии технологичности 6
1.3 Научные основы педагогической технологии 8
1.4 Факторы психического развития и технология 9
1.5 Педагогический процесс 10
1.6 Структура педагогического процесса 11
2 Психологические особенности последипломного образования 15
2.1 Психологическая детерминация последипломного образования 15
2.2 Личностно–ориентированные технологии последипломного образования 17
2.3 Повышение квалификации педагогических работников 19
3 Практическая часть 22
Занятие 1 22
«Методы активного социально-психологического обучения» 22
1.1 Активность личности в обучении 22
Занятие 2 33
«Использование программ «Hot Potatoes v 6.0» для создания интерактивных заданий, тестов и кроссвордов» 33
3 курс по обучению работе с программой 33
3.1 Курс по обучению работе с программой 35
3.2 Использование различных языков 36
Занятие третье 37
Создание заданий и тестов. Основные этапы. 37
3 Создание заданий и тестов 37
2.1 Описание панелей инструментов 38
3.2 Создание заданий и тестов 39
3.3 Настройка конфигурации 40
3.4 Внешний вид заданий 42
3.5 Настройка таймера 44
3.6. Преобразование заданий и тестов в веб-страницу 44
3.7. Сохранение проекта с заданием 47
3.8 Печать заданий 47
3.9. Объединение заданий в уроки и тематические блоки 48
Заключение 49
Список используемой Литературы: 50
3.1 Активные методы обучения
Активное обучение – одно из мощнейших направлений современных педагогических исканий. Проблема поиска методов активизации учебно – познавательной деятельности обучающих остро ставилась в разное время разными авторами. Предлагались самые разнообразные варианты ее решения: увеличение объема преподаваемой информации, ее спрессовывание и ускорение процессов считывания; создание особых психологических и дидактических условий учения; усиление контрольных форм в управлении учебно – познавательной деятельности; широкое использование технических средств.
Особенности активного обучения:
- принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от желания;
- достаточно длительное время вовлеченности обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
- самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых;
- постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей.
Опыт активного обучения показывает, что по сравнению с традиционным обучением, можно решить особенно полно профессиональные цели. В то же время понимаемые как активными эти формы не всегда отвечают требованиям, и, скорее всего, становятся просто модными (деловые игры, анализ конкретных ситуаций и т.д.).
Самая большая сложность
на современном этапе кроется
в том, что развитие передовой
практики обучения значительно опережает
построение прогностической психолого-
Для того, чтобы ускорить переход педагогической системы в новое качество, необходимо интенсифицировать разработку теории активного обучения и вытекающих из нее научных средств распознания, анализа и распространения передового педагогического опыта.
Наиболее развитой и в
наибольшей мере отвечающий потребностям
изменения образовательных
Диалогические отношения студентов и преподавателя на проблемной лекции, работа на «должности» специалиста в деловой игре, подготовка и защита дипломного проекта по реальной проблематике, участие в НИРС и т.п. - все эти формы активности обучающихся несут в себе черты как учения, так и труда и в сочетании с традиционными составляют исторически новое явление, не имеющее аналогов в традиционной педагогике. Здесь не представлены в чистом виде деятельность учения и деятельность практическая, с помощью системы форм и методов обучения создается контекст будущей профессиональной деятельности, причем не только предметный, но и социальный (Н.В. Борисова, А.А. Вербицкий, Т.М. Сорокина, Т.П. Гордиенко, А.А. Федорова и т.д.).
Основные направления
перестройки образования в
В данной лекции рассмотрим некоторую типологию лекций, опирающихся на концепцию знаково-контекстного обучения. Это типы лекций, которые проходят от лекционной формы классического образца до такой, которая воссоздает реальные формы взаимодействия специалистов, обсуждающих теоретические вопросы, и уже перестает быть собственно лекцией.
В соответствии с делением по типам считается, что задается последовательный переход от простой передачи информации до активного освоения содержания обучения с включением механизмов теоретического мышления и всей структуры психических функций. В этом процессе нарастает вклад самих учащихся в порождение содержания образования, возрастает роль диалогического взаимодействия и общения в ходе лекции, усиливается значение социального контекста при формировании профессионально важных качеств личности специалиста.
Типы лекций: информационная, проблемная, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс конференция.
1 Информационная лекция. Признаки ее хорошо известны. Исторически сложившись как способ передачи готовых знаний учащимся через монолог, лекция под влиянием изменяющегося, развивающегося содержания обучения и образования не может остаться прежней, информационной. В этом проявляется диалектика содержания и формы. Не случайно отношение к лекции в разное время было разным: от полного ее отрицания (Л.Н. Толстой считал лекцию забавным обрядом) до признания ее основной и ведущей, а в наши дни - до резкого сокращения в учебном плане.
2 Проблемная лекция. В ней процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности. С их помощью обеспечивается достижение основных трех целей: усвоение студентами теоретических знаний; развитие теоретического мышления; формирование познавательного интереса к содержанию учебного материала и профессиональной мотивации будущего специалиста.
Основная задача состоит не столько в передачи информации, сколько в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания, порождает их познавательную активность, учит способам разрешения противоречий.
Общий эффект проблемной лекции
определяется ее содержанием, способом
организации совместной деятельности
и теми средствами общения, которые
обеспечивают эффективную «трансляцию»
личности педагога аудитории студентов.
Чем ближе педагог к некоторому
образцу профессионала, тем значимее
его влияние на студентов и
тем легче достигаются
В отличие от содержания информационной лекции, новое знание в проблемной вводится как неизвестное для студентов. Этот дидактический прием позволяет создать у студентов иллюзию «открытия» уже известного в науке. Студент не просто перерабатывает информацию, а переживает ее усвоение как субъективное открытие еще неизвестного для себя знания. Здесь не обойтись без участия мышления студента и его личностного отношения к усваиваемому материалу.
Тонкости в проведении такой лекции трудно сейчас пересказать и, на мой взгляд, каждый кто захочет использовать этот тип лекции сможет самостоятельно изучить ее методику по многочисленным методическим источникам или на консультации у психологов и методистов.
3 Лекция-визуализация. Это результат поиска новых возможностей реализации известного в дидактике принципа наглядности, содержание которого меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.
В пользу этого типа свидетельствует
то, что способность
Процесс визуализации представляет собой свертывание мыслительных содержаний, включая разные виды информации в наглядный образ; будучи воспринятым, этот образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий. Практически любая форма визуальной информации содержит те или иные элементы проблемности.
Подготовка лекции-визуализации преподавателем состоит в перекодировании, переконструировании учебной информации по теме лекционного занятия в визуальную форму для предъявления студентам через технические средства обучения или вручную.
Чтение такой лекции сводится к связному развернутому комментированию преподавателем подготовленных визуальных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции.
Лекцию-визуализацию лучше всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему или дисциплину.
Основная трудность этого типа лекции состоит в выборе и подготовке системы средств наглядности, дидактически обоснованной режиссуре процесса ее чтения с учетом психофизиологических возможностей студентов, уровня подготовленности, профессиональной направленности.
О типе лекции-визуализации можно прочесть в работах: Борисовой Н.В., Соловьева А.А.
4 Лекция вдвоем. Динамичность проблемного содержания учебного материала осуществляется в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой.
Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например представителями двух научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного подхода и т.д.
При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой демонстрировал культуру совместного поиска разрешения разыгрываемой проблемной ситуации, «втягивая» в общение и студентов, которые начинают задавать вопросы, высказывать свои позиции, формулируют свое отношение к содержанию, эмоционально реагируют.
Специальной задачей лекции
вдвоем является воспитательное воздействие
на аудиторию с помощью
Одной из трудностей чтения этой лекции является привычная установка обучающихся на получение достоверной информации от одного источника. Поэтому это иногда вызывает неприятие самой формы обучения.
Лекция вдвоем эффективна в тех случаях, когда целями обучения выступают формирование теоретического мышления, воспитание убеждений студентов. В виду ее яркости, проблемности и, в то же время, доступности, студенты легко усваивают способ ее построения и могут использовать в своей будущей педагогической деятельности.
5 Лекция с заранее запланированными ошибками. Она во многом удовлетворяет необходимость развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.
Подготовка преподавателя
к лекции состоит в том, чтобы
заложить в ее содержание определенное
количество ошибок содержательного,
методического или
Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать в контексте замеченные ошибки и называть их в конце лекции. На разбор ошибок дается 10-15 минут. Элементы интеллектуальной игры с преподавателем создают повышенный эмоциональный фон, активизируют познавательную деятельность студентов.
Лекция такого типа способна выполнять не только стимулирующие, но и контрольные функции. Она может служить диагностикой трудностей усвоения материала на предыдущих лекциях. Ее лучше всего проводить в завершении темы или учебной дисциплины. Необходим заключительный анализ ошибок.
6 Лекция-пресс конференция. Она близка к соответствующей форме профессиональной деятельности со следующими изменениями. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов письменно задать ему вопросы по данной теме.
Студенты в 2-3 минуты формулируют
интересующие их вопросы и передают
преподавателю. Затем за 3-5 минут
лектор их сортирует и начинает читать
лекцию. Изложение материала строится
не как ответ на каждый заданный
вопрос, а в виде связного раскрытия
темы, в процессе которого формулируются
соответствующие ответы. В завершении
лекции преподаватель проводит итоговую
оценку вопросов как отражения знаний
и
интересов студентов.
Активизация студентов идет за счет адресованности обращения к лично каждому студенту, при подготовке вопроса заставляет студента грамотно поставить вопрос, а ожидание ответа - оживляет внимание.
Этот тип лекции лучше всего проводить в начале изучения темы, середине и конце. В первом случае - выявляется круг интересов, степень готовности к работе, отношение к предмету. Может быть составлена даже модель студенческой аудитории.
Во втором случае (в середине) - направлена на привлечение внимания студентов к узловым моментам содержания учебного материала, уточнение представлений преподавателя о степени усвоения материала, коррекцию выбранной системы лекций.