Основы педагогического мастерства для слушателей факультета повышения квалификации педагогических работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1.Рассмотреть виды педагогических технологий;
2 Рассмотреть особенности обучения взрослых ( последипломное образование)
3 Определить психолого-педагогические основы активных методов обучения.
4 Разработать лекции и практические занятия с использованием активных методов обучения

Содержание работы

Введение 1
1 Основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике 3
1.1 Понятие педагогической технологии 3
1.2 Критерии технологичности 6
1.3 Научные основы педагогической технологии 8
1.4 Факторы психического развития и технология 9
1.5 Педагогический процесс 10
1.6 Структура педагогического процесса 11
2 Психологические особенности последипломного образования 15
2.1 Психологическая детерминация последипломного образования 15
2.2 Личностно–ориентированные технологии последипломного образования 17
2.3 Повышение квалификации педагогических работников 19
3 Практическая часть 22
Занятие 1 22
«Методы активного социально-психологического обучения» 22
1.1 Активность личности в обучении 22
Занятие 2 33
«Использование программ «Hot Potatoes v 6.0» для создания интерактивных заданий, тестов и кроссвордов» 33
3 курс по обучению работе с программой 33
3.1 Курс по обучению работе с программой 35
3.2 Использование различных языков 36
Занятие третье 37
Создание заданий и тестов. Основные этапы. 37
3 Создание заданий и тестов 37
2.1 Описание панелей инструментов 38
3.2 Создание заданий и тестов 39
3.3 Настройка конфигурации 40
3.4 Внешний вид заданий 42
3.5 Настройка таймера 44
3.6. Преобразование заданий и тестов в веб-страницу 44
3.7. Сохранение проекта с заданием 47
3.8 Печать заданий 47
3.9. Объединение заданий в уроки и тематические блоки 48
Заключение 49
Список используемой Литературы: 50

Файлы: 1 файл

пед и технолог.docx

— 1.40 Мб (Скачать файл)

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью  коррекции результатов.

Эффективность. Современные  педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и  оптимальными по затратам, гарантировать  достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает  возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных  учреждениях, другими субъектами. Так же нужно рассмотреть педагогические технологии на научной основе.

1.3 Научные основы педагогической технологии

Любая общепедагогическая образовательная  технология основывается на определенном (осознанном или неосознанном) философском  фундаменте. Философские положения  выступают как наиболее общие  регулятивы, входящие в состав методологического  обеспечения педагогической технологии.

Однако труднее обнаружить философскую основу в методах  и средствах обучения. Одни и те же методы могут применяться в  технологиях, совершенно противоположных  по идеологии. Поэтому одна и та же технология может быть гибкой, приспосабливающейся  к той или другой философской  основе.

Выделим лишь несколько альтернативных философских основ:

- материализм и идеализм;

- диалектика и метафизика;

- сциентизм и природосообразность;

- гуманизм и антигуманизм;

- антропософия и теософия;

- прагматизм и экзистенциализм.

1.4 Факторы психического развития и технология

В зависимости от основного, ведущего фактора развития, на который  опирается технология, можно выделить:

- биогенные технологии, предполагающие, что развитие психики определяется биологическим наследственным (генетическим) кодом; внешняя среда лишь реализует наследственными данные;

- социогенные, представляющие личность как “tabula rasa”, на которой записывается социальный опыт человека, результаты обучения;

- психогенные, результат развития, в которых определяется, главным образом, самим человеком, его предшествующим опытом, психологическими процессами самосовершенствования;

- идеалистические, предполагающие нематериальное происхождение личности и ее качеств.

Таким образом, педагогическую технологию отмечает два принципиальных момента:

а) Технология – это гарантированность конечного результата;

б) Технология – это проект будущего учебного процесса.

Второй вывод: педагогическая технология – это набор технологических  процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантированность  конечного планируемого результата.

После факторов психического развития следует рассмотреть сам  педагогический процесс и его  сущность.

1.5 Педагогический процесс

Педагогический процесс  – специально организованное, развивающееся  во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и  призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств  воспитанников.

Процесс (от лат. processus — продвижение):

а) последовательная смена состояния; ход развития чего-либо;

б) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Педагогический процесс - главная структурная единица  процесса воспитания; особенность его  состоит в том, что он конкретизирует систему педагогического взаимодействия учителей и учащихся: если понятие  «процесс воспитания» включает в  себя всю совокупность целенаправленных формирующих влияний на личность, то понятие педагогический процесс  отражает систему преднамеренно  организованных воспитательных взаимодействий.

Задачи процесса обучения:

- стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся;

- организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;

- развитие мышления, творческих способностей и дарований;

- выработка диалектико-материалистического мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

- совершенствование учебных умений и навыков.

Рисунок 3 – Функции педагогического  процесса

1.6 Структура педагогического процесса

Классическая структура  педагогического процесса состоит  из шести компонентов.

Цель – принципы –  содержание – методы – средства – формы 

Структурные компоненты обучения делятся на две категории деятельности педагога и деятельности обучающегося, представленные в таблице 2.

Таблица 2 - Структурные компоненты процесса обучения

Деятельность  педагога

Деятельность  обучаемых

1 Разъяснение учащимся целей и задач обучения.

1 Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения.

2 Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами).

2 восприятие новых знаний, умений.

3 Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений.

3 Анализ, синтез, сопоставление, систематизация.

4 Управление процессом познания научных закономерностей и законов.

4 познание научных закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей.

5 Управление процессом перехода от теории к практике.

5 Приобретение умений и навыков, их систематизация.

6 Организация эвристической и исследовательской деятельности.

6 практическая деятельность по самостоятельному решению возникших проблем.

7 Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся.

7 Самоконтроль, самодиагностика достижений


 

Педагогическая цель –  это предвидение педагогом и  учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных  образований, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся  между собой все остальные  компоненты педагогического процесса.

Понятие цель неразрывно связано  с понятием «задача». Задача - порция, часть цели.

Педагогическая задача –  это результат осознания педагогом  цели обучения или воспитания, а  также условий и способов ее реализации на практике.

Педагогическая задача возникает  всегда, когда нужно подготовить  переход человека от “незнания” к  состоянию “знания”, от “непонимания”  к “ пониманию”, от “неумения” к “умению”, от беспомощности к  самостоятельности.

Чтобы педагогический процесс  «заработал», необходим такой компонент  как управление.

Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния  в другое, соответствующее поставленной цели.

 

Процесс управления состоит  из следующих компонентов, представленых на рисунке 4.

Рисунок 4 – Процесс управления

2 Психологические особенности последипломного образования

 

2.1 Психологическая детерминация последипломного образования

 

Психологической основой  последипломного образования является концепция профессионального становления  личности, сущность которой заключается  в постоянном профессиональном развитии личности, адекватной изменяющейся профессиональной деятельности и социально–экономическим  условиям.

Цель последипломного образования – удовлетворение высших потребностей личности в развитии, саморазвитии, самоактуализации.

Задачи последипломного образования: формирование позитивной установки на инновационную деятельность и мотивирование профессионального роста и карьеры; обогащение социально–профессиональной и специальной компетентности специалиста; развитие аутокомпетентности; обеспечение социально–профессионального самосохранения специалиста; преодоление психологических барьеров профессионального развития и профессиональных деструкций (кризисов, деформаций, стагнации); психологическая перестройка профессионального сознания личности в условиях внедрения инноваций; формирование новых сценариев профессионального развития и адекватных им репертуаров профессионального поведения; развитие способности саморегуляции эмоционально–аффективной сферы; коррекция индивидуальной профессиональной самотождественности (профессиональной идентичности) в зависимости от социально–профессионального статуса и возраста; развитие ключевых квалификаций и социально–профессиональных компетенций;

Предметом последипломного профессионального образования является профессиональное развитие, саморазвитие и самоактуализация специалиста.

Формы последипломного образования:

Адаптационное образование осуществляется на рабочем месте в виде наставничества, курсовой модульной доподготовки и супервизорства.

Супервизорство представляет собой систему социально–профес–сиональной помощи и психологической поддержки молодых специалистов (адаптантов).

Повышение квалификации, обусловленное постоянным обновлением техники и технологии производства, осуществляется с отрывом и без отрыва от работы.

Результатом повышения квалификации является рост профессионализма, уменьшение сопротивления инновациям, актуализация профессионально–психологического потенциала, формирование профессиональной рефлексии, профессиональное воспитание специалистов.

Дополнительное профессионально–педагогическое образование представляет собой  самостоятельное направление в  педагогической науке и практике.

Формула непрерывного образования: от образования на всю жизнь к  образованию через всю жизнь.

Технологии обучения, используемые в системе дополнительного образования, определяются следующими психологическими особенностями взрослых:

• невысоким уровнем обучаемости, обусловленным снижением с возрастом  умения учиться и познавательных способностей;

• условной готовностью  к профессиональному обучению, определяемой существенными различиями учебной  и профессиональной деятельности.

В зависимости от уровня познавательной активности взрослых «учеников» можно разделить на четыре группы:

1. Высокий уровень познавательной  активности. Лица с реальной готовностью  к обучению, сохранившие умение  учиться и сумевшие адаптировать  его к своему возрасту.

2. Средний уровень познавательной  активности. Лица с условной готовностью  к обучению, те, кому необходимо  восстановить умение учиться  и адаптировать его к своему  возрасту.

3.  Сниженный уровень  познавательной активности. Лица  с ситуативным снижением готовности к обучению, которым необходимо помочь сформировать умение учиться в зрелом возрасте.

4. Низкий уровень познавательной  активности. Лица с отсутствием  умения учиться, у которых умение  учиться по тем или иным  причинам не восстанавливается.

2.2 Личностно–ориентированные технологии последипломного образования

 

Реализация положений, на которых основаны личностно ориентированные технологии последипломного образования, обусловливает следующие его функции:

• диагностическую;

• профессионально–образовательную;

• адаптационную;

• коррекционную;

• прогностическую.

Наиболее распространенные технологии последипломного образования:

• словесно–иллюстративные: лекции, семинары, практические занятия;

• интерактивные: имитационные, ролевые и деловые игры;

• тренинги  корпоративности, повышения  социально–профессионального  статуса, профессионального самосохранения, социально–профессиональной адаптивности, ведения переговоров и т.д.;

• развивающая диагностика  – диагностика проблем развития организации, социального и профессионального  потенциала специалиста;

Информация о работе Основы педагогического мастерства для слушателей факультета повышения квалификации педагогических работников