Особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 07:06, курсовая работа
Описание работы
Цель работы - изучение особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта (на примере уроков изобразительной деятельности). Цель определила необходимость решения следующих задач: 1. Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов по проблеме изучения особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта. 2. Выявить особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
Содержание работы
Введение 1. Проблема изучения особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта в работах отечественных и зарубежных специалистов 1.1 Особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта 1.2 Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта 2. Экспериментальное изучение особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта и их развитие в процессе изобразительной деятельности 2.1 Выявление особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта 2.2 Коррекционное значение изобразительной деятельности в процессе развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта 2.3 Результаты коррекционной работы по развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности Заключение Список литературы
Особенностей развития внимания
младших школьников с нарушением интеллекта
Оглавление
Введение
1. Проблема изучения особенностей
развития внимания младших школьников
с нарушением интеллекта в работах отечественных
и зарубежных специалистов
1.1 Особенности развития
внимания младших школьников
с нарушением интеллекта
1.2 Влияние изобразительной
деятельности на развитие внимания
младших школьников с нарушением
интеллекта
2. Экспериментальное изучение
особенностей развития внимания
младших школьников с нарушением
интеллекта и их развитие в
процессе изобразительной деятельности
2.1 Выявление особенностей
развития внимания младших школьников
с нарушением интеллекта
2.2 Коррекционное значение
изобразительной деятельности в
процессе развития внимания младших
школьников с нарушением интеллекта
2.3 Результаты коррекционной
работы по развитию внимания
младших школьников с нарушением
интеллекта на уроках изобразительной
деятельности
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Проблема изучения особенностей
развития внимания учащихся с нарушением
интеллекта является наиболее актуальной
на сегодняшний день в отечественной дефектологии
и специальной психологии, так как этой
проблеме посвящено много работ. Воспитание
и обучение учащихся с ограниченными возможностями
здоровья необходимы на сегодняшний день,
так как в исследованиях отечественных
и зарубежных специалистов содержатся
сведения о влиянии развития внимания
на психическое развитие и социальную
адаптацию младших школьников с нарушением
интеллекта. На современном этапе новый
подход к проблеме компенсации отклонений
в психическом развитии школьников со
сложным интеллектом предусматривает
исследование внимания как базового психического
процесса, тесно связанного с перцептивно-когнитивным
развитием учащегося.
Внимание — важный компонент
деятельности человека, требующей организованности
и точности. Вместе с тем внимание считают
одним из главных показателей общей оценки
уровня развития личности индивида.
Психологи отмечают существенные
отклонения в развитии внимания младших
школьников с нарушением интеллекта. По
данным О.Ё. Фрейерова, многие ученики
с недостатками умственного развития
не могут концентрировать свое внимание,
что проявляется в отвлекаемости от выполняемой
деятельности и переключении на другие
объекты.
Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер,
Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают
нарушения внимания одним из характерных
симптомов умственной отсталости. В коррекционной
психологии существует небольшое число
работ, посвященных изучению внимания.
К ним относятся исследования, выполненные
Г.Л. Баскаковой, С.П. Лиепинь, Л.И. Переслени,
С.А. Сагдуллаевым и других специалистов.
Актуальность исследования
особенностей развития внимания определяется
тем, что развитие внимания связано с развитием
познавательной, волевой и эмоциональной
сфер психики. У младших школьников с нарушением
интеллекта уровень развития внимания
обусловливает возможности познавательной
деятельности и существенно влияет на
эффективность обучения. Внимание как
главное условие осуществления познавательной
деятельности обеспечивает возможности
успешного обучения, проводимого с помощью
не только традиционных методов, но и с
использованием новых информационных
технологий. Недостаточное развитие внимания
у детей, поступающих в специальные школы,
приводит к их дезадаптации в начальных
классах. В данной работе нами рассматривается
проблема развития и коррекции внимания
у учащихся начальных классов со сниженным
интеллектом (на примере уроков изобразительной
деятельности).
По мнению Н.Ф. Добрынина и С.Л.
Рубинштейн внимание является одним из
важнейших характеристик познавательной
деятельности школьников. Психологи отмечают,
что внимание можно охарактеризовать
как избирательную направленность сознания
на тот или иной предмет или явление окружающего
мира, вследствие чего становится возможным
приобретение от них конкретных знаний.
Сознание имеет социальную природу, стало
быть, внимание как его важнейшая функциональная
характеристика имеет тоже социальные
корни.
По мнению П.Я. Гальперина, внимание
выполняет функцию контроля в психической
деятельности. Иными словами, по своей
сути оно представляет умственные действия
контроля. Его можно развивать, как и любое
другое умственное действие, сначала в
практическом плане, а затем в процессе
его интериоризации перевести в умственный
план. Внешний контроль, перешедший в контроль
внутренний, т.е. самоконтроль, и есть внимание.
В этом случае оно становится общедеятельностным
навыком. П.Я. Гальперин отмечает, что внимание
представляет собой контроль в форме идеального,
сокращенного, автоматизированного действия,
конечный продукт поэтапного формирования
контроля как «умственного действия»:
«Не всякий контроль есть внимание, но
всякое внимание есть контроль». Согласно
такому пониманию указанный навык у школьников
можно развивать.
В работах И.Л. Баскаковой, И.Г.
Еременко и других специалистов отмечается,
что у младших школьников с нарушением
интеллекта более, чем у их нормально развивающихся
сверстников, выражены недостатки произвольного
внимания: малая устойчивость, трудности
распределения, слабость концентрации,
замедленная переключаемость и др. Отмечается,
что при этом страдает и непроизвольное
внимание, однако преимущественно не развито
произвольное.
Решение проблемы оптимизации
развития внимания у учащихся с нарушением
интеллекта наиболее успешно осуществляется
в разных видах деятельности, среди которых
особое место занимает изобразительная
деятельность.
По мнению И.А. Грошенкова, Т.Н.
Головиной, М.Н. Нудельман, Н.П. Павловой,
Ж.И. Шиф и других специалистов, для того,
чтобы изобразительная деятельность стала
средством коррекции и развития внимания
младших школьников с нарушением интеллекта,
она должна быть организована с учетом
закономерностей ее развития общих для
нормы и патологии, а так же с учетом своеобразия
внимания учащихся с нарушением интеллекта.
Кроме того, система коррекционной помощи
должна быть систематической и целенаправленной.
Эта теоретическая позиция определила
цель и задачи нашего исследования.
Цель работы - изучение особенностей
развития внимания младших школьников
с нарушением интеллекта (на примере уроков
изобразительной деятельности).
Цель определила необходимость
решения следующих задач:
1. Анализ работ отечественных
и зарубежных специалистов по проблеме
изучения особенностей развития внимания
младших школьников с нарушением интеллекта.
2. Выявить особенности развития
внимания младших школьников с нарушением
интеллекта.
3. Изучить влияние уроков изобразительной
деятельности на развитие внимания младших
школьников с нарушением интеллекта.
4. Разработать рекомендации
для педагогов по развитию внимания у
младших школьников с нарушением интеллекта
на уроках изобразительной деятельности
и коррекции его недостатков.
Предметом исследования является
процесс развития внимания младших школьников
с нарушением интеллекта на уроках изобразительной
деятельности.
Объектом исследования является
внимание младших школьников с нарушением
интеллекта.
Гипотеза нашего исследования
заключается в том, что уроки и упражнения
по изобразительной деятельности оказывают
положительное влияние на развитие внимания
младших школьников с нарушением интеллекта.
Практическая значимость заключается
в изучении особенностей развития внимания
и разработке рекомендаций и системы упражнений
по развитию внимания у младших школьников
с нарушением интеллекта на уроках изобразительной
деятельности и коррекции его недостатков.
Дипломная работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка
литературы и приложения.
Во «Введении» определены актуальность
проблемы исследования, цель, задачи, предмет
и объект исследования, сформулирована
гипотеза, обоснована практическая значимость
и раскрыта структура работы.
В 1-й главе «Проблема изучения
особенностей развития внимания младших
школьников с нарушением интеллекта в
работах отечественных и зарубежных специалистов»
дан анализ работ ведущих специалистов,
освещены основные аспекты данной проблемы,
раскрыта методологическая база исследования.
Во 2-й главе «Экспериментальное
изучение особенностей развития внимания
младших школьников с нарушением интеллекта
и их развитие в процессе изобразительной
деятельности» показаны результаты экспериментального
изучения особенностей развития внимания
у младших школьников с нарушением интеллекта
на уроках изобразительной деятельности,
разработаны рекомендации для педагогов,
которые в дальнейшем окажут положительное
влияние на внимание школьников с интеллектуальной
недостаточностью.
В «Заключении» приведены общие
результаты данного исследования, доказана
его гипотеза, а так же выполнение цели
и задач исследования.
В «Списке литературы» дипломной
работы дан анализ 56 теоретических источников.
В «Приложении» представлены
образцы используемых методик, работы
учащихся, промежуточные результаты методик,
задания и упражнения.
1. Проблема изучения особенностей
развития внимания младших школьников
с нарушением интеллекта в работах отечественных
и зарубежных специалистов
1.1 Особенности развития
внимания младших школьников
с нарушением интеллекта
Необходимым условием любой
человеческой деятельности, требующей
организованности, точности и напряжения,
является высокая активность и сосредоточенность
внимания. Именно поэтому внимание считают
одним из важных показателей общей оценки
уровня развития личности.
С того времени, как умственно
отсталые дети были выделены из детской
популяции и стали предметом специального
изучения, клиницисты, психологи, педагоги
настойчиво говорят о глубоких нарушениях
их внимания. В прошлом веке отклонения
в развитии внимания некоторые дефектологи
оценивали как сущность умственной отсталости.
И в настоящее время эти отклонения рассматриваются
многими отечественными и зарубежными
учеными как один из важнейших показателей
клинической характеристики умственно
отсталых детей [44].
Уровень развития внимания
учащихся коррекционного (образовательного)
учреждения VIII вида весьма низок. Учащиеся
с нарушением интеллекта смотрят на объекты
или их изображения, не замечая при этом
присущих им существенных элементов. Вследствие
низкого уровня развития внимания они
не улавливают многое из того, о чем им
сообщает учитель. По этой же причине учащиеся
выполняют ошибочно какую-то часть предложенной
им однотипной работы. Для того чтобы легче
исправлять эту невнимательность, следует
различать, по крайней мере, два ее источника.
Первый и наиболее типичный
источник - колебания психической активности,
являющиеся проявлением летучих, кратковременных
фазовых состояний в коре головного мозга.
На языке психологов это можно назвать
быстрой истощаемостью психических процессов.
Не следует думать, что эта истощаемость,
или, иначе, утомляемость, обнаруживается
только к концу школьного дня либо к концу
года. Истощаемость может наступить и
на первом уроке после некоторого умственного
напряжения. Это падение и колебание тонуса
психической активности может иметь место
у каждого школьника с ослабленной нервной
системой (даже у ученика массовой школы).
Однако у многих учащихся коррекционного
(образовательного) учреждения VIII вида
колебания тонуса психической активности
возникают постоянно и очень часто [50].
По данным Э.С. Мандрусовой,
церебрастенические состояния наблюдаются
у олигофренов и других учащихся специального
коррекционного (образовательного) учреждения
VIII вида. Эти состояния значительно затрудняют
усвоение изучаемых в школе предметов.
По ее же данным, есть церебрастеничные
школьники, которые настолько сообразительны,
что их никак нельзя отнести к числу учащихся
с нарушением интеллекта. Однако (по причине
церебрастении) они оказываются не в состоянии
учиться в массовой школе. Грубо выраженные
и частые колебания внимания мешают им
усвоить программу не только массовой,
но и коррекционного (образовательного)
учреждения VIII вида. Длительная, травмирующая
их психику школьная неуспеваемость вызывает
у этих учащихся невротические и психопатоподобные
синдромы [51].
В исследовании М.С. Певзнер
на основании клинических и патофизиологических
данных было показано, что ведущим нарушением
высшей нервной деятельности у всех учащихся
с нарушением интеллекта является патологическая
инертность нервных процессов, нарушение
их подвижности. Вместе с тем М.С. Певзнер
говорит о том, что у некоторых учащихся
с нарушением интеллекта наблюдается
нарушение баланса между основными нервными
процессами. Иначе говоря, речь идет о
преобладании возбуждения над торможением
или, напротив, торможения над возбуждением.
Специалисты отмечают, что у учащихся
с нарушением интеллекта часто возникают
летучие кратковременные фазовые состояния,
которые во время учебной деятельности
проявляют себя в колебаниях внимания
[31].
В фундаментальных исследованиях
А.Р. Лурия и Е.Д. Хомской также рассматриваются
нейрофизиологические основы внимания.
В исследовании Е.Д. Хомской особое значение
придается селективному вниманию. Это
внимание предполагает отбор и удержание
нужной информации. При селективном внимании
необходимо отвлечься от не относящейся
к нужному делу, но воздействующей на анализаторы
информации [51].
Е.Д. Хомская подробно излагает
литературные источники, в которых раскрывается
вопрос о механизмах нарушения внимания.
Далее Е.Д. Хомская рассматривает вопрос
о причинах колебания внимания и делает
вывод о том, что они недостаточно изучены,
особенно применительно к произвольной
умственной деятельности человека. Неясным
остается, по ее мнению, роль различных
мозговых структур в осуществлении обусловленных
речью произвольных форм внимания. Данные
исследования свидетельствуют о большой
роли в осуществлении этого процесса медиобазальных
отделов коры лобных долей головного мозга
[50].
И.Л. Баскакова указывает, что
при изучении внимания учащихся коррекционного
(образовательного) учреждения VIII вида
необходимо использовать систему постепенно
усложняющихся экспериментальных приемов
[3].