Особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 07:06, курсовая работа
Описание работы
Цель работы - изучение особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта (на примере уроков изобразительной деятельности). Цель определила необходимость решения следующих задач: 1. Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов по проблеме изучения особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта. 2. Выявить особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
Содержание работы
Введение 1. Проблема изучения особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта в работах отечественных и зарубежных специалистов 1.1 Особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта 1.2 Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта 2. Экспериментальное изучение особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта и их развитие в процессе изобразительной деятельности 2.1 Выявление особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта 2.2 Коррекционное значение изобразительной деятельности в процессе развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта 2.3 Результаты коррекционной работы по развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности Заключение Список литературы
5. Бгажнокова И.М. Психология
умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение,
1987. – 96 с.
6. Виноградова А.Д. Практикум
по психологии умственно отсталого ребенка.
- М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
7. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю
о детях с отклонениями в развитии. - М.:
Просвещение, 1967. – 207 с.
8. Вопросы психологии внимания.
– Саратов: СГПИ, 1979. – 96 с.
9. Воспитание и обучение во
вспомогательной школе. /Под ред. В.В. Воронковой.
– М.: Школа – ПРЕСС, 1994. – 416 с.
10. Выготский Л.С. Развитие высших
психических функций. — М.: Просвещение,
1960. – 500 с.
11. Гальперин П.Я. Введение в
психологию. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
– 150 с.
12. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение
в общую психологию. Курс лекций. – М.:
Юрайт, 2002. – 336 с.
13. Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский
И.В., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение
психического развития аномальных детей.
//Дефектология. – 1983. - № 6. - С. 13-16.
14. Головина Т.Н. Изобразительная
деятельность учащихся вспомогательной
школы. – М.: Педагогика, 1974. – 120 с. + 16 с
цв. вкл.
15. Грошенков И.А. Изобразительная
деятельность в специальной (коррекционной)
школе VIII вида.– М.: Издательский центр
«Академия», 2002. – 208 с.
16. Грошенков И.А. Занятия изобразительным
искусством в специальной (коррекционной)
школе VIII вида.– М.: ООО «Институт общегуманитарных
исследований», В. Секачев, 2001. – 224 с.
17. Грошенков И.А. Развитие у
учащихся вспомогательной школы интереса
к изобразительной деятельности. // Дефектология.
– 1980. –№6.–С. 45-53.
18. Грошенков И.А. О преподавании
рисования во вспомогательной школе. /
Методические рекомендации и планирование.
– М.: МГОНО, 1969.– 48 с.
19. Грошенков И.А. Уроки рисования
в I-IV классах вспомогательной школы. –
М.: Просвещение, 1966. – 76 с.
20. Грошенков И.А. Уроки рисования
в I-VI классах вспомогательной школы. –
М.: Просвещение, 1975. – 176 с. с ил.; 8 л. ил.
21. Дефектология. Словарь-справочник.
/ Под. ред. Б.П. Пузанова. – М.: ТЦ СФЕРА,
2005. – 208 с.
22. Забрамная С.Д. Ваш ребенок
учится во вспомогательной школе. - М.:
Педагогика, 1990. – 55 с.
23. Забрамная С.Д. Отбор умственно
отсталых детей в специальные учреждения.
- М.: 1998. – 94 с.
24. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая
диагностика умственного развития детей.
– М.: Просвещение «ВЛАДОС», 1995. – 112 с.
25. Комарова Т.С. Формирование
графических навыков у дошкольников. М.:
Просвещение, 1970. – 152с.
26. Кузьмина–Сыромятникова
Н.Ф. Пропедевтика обучения арифметики
во вспомогательной школе.–М.: Изд-во Акад.
пед. наук РСФСР, 1962. – 96 с.
27. Лебединский В.В. Нарушения
психологического развития у детей. –
М.: Изд-во МГУ, 1985.– 167с.
28. Левченко И.Ю. Патопсихология:
теория и практика. М.: Издательский центр
«Академия», 2000. – 232с.
29. Лиепиня С.В. Особенности
внимания учащихся младших классов вспомогательных
школ. //Дефектология. – 1977. - № 5. - С. 20-25.
30. Ломов Б.Ф. О системной детерминации
психических явлений и поведения. // Принцип
системности в психологических исследованиях.
— М.: Наука, 1990. — С. 10—18.
31. Мастюкова Е.М., Певзнер М.С.,
Пермякова В.А. Дети с нарушением умственного
развития. – Иркутск: ИГПИ, 1992. – 159 с.
32. Матюгин И.Ю., Аскоченко Т.Ю.,
Бонк И.А. Как развивать внимание и память
вашего ребенка. - М.: Эйдос, 1996. – 114 с.
33. Немов Р.С., Психология: Учеб.
для студ. высших пед. учеб. заведений:
В 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая
психология и психодиагностика. – М.: Просвещение:
ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
34. Обучение детей с нарушениями
интеллектуального развитии (Олигофренопедагогика).
/ Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский
центр «Академия», 2001. – 272 с.
35. Обучение учащихся I-IV классов
вспомогательной школы: (изобразительное
искусство, физическая культура, ручной
труд, пение и музыка). / Под ред. В.Г. Петровой.
– М.: Просвещение, 1983. – 208 с.
36. Переслени Л.И. Анализ корректурной
пробы в дифференциально-диагностическом
аспекте. // Дефектология. – 1979. - №5. – С.
23 – 31.
37. Перова М.Н. Дидактические
игры и упражнения по арифметике во вспомогательной
школе. – М.: Просвещение, 1972. – 126 с.
38. Перова М.Н. Практическая
и умственная деятельность детей-олигофренов.
– М.: Просвещение, 1968. – 158 с.
39. Петрова В.Г., Белякова И.В.
Психология умственно отсталых школьников.
– М.: «Академия», 2002. – 160 с.
40. Понарядово Г.М. О внимании
младших школьников с различной успеваемостью.
//Вопросы психологии. – 1982. - № 2. - С. 51-52.
41. Практикум по олигофренопсихологии.
— Ленинград: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1980.
– 80 с.
42. Психодиагностика и коррекция
детей с нарушениями и отклонениями развития.
/ Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. –
Питер.: СПб., 2001. – 256 с.
43. Психологическая коррекция
умственного развития учащихся. / Под ред.
НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. –
М.: Б. И., 1990. –124 с.
44. Психологические проблемы
коррекционной работы во вспомогательной
школе. / Под ред. Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой,
Т.Н. Головиной. — М: Педагогика, 1980. – 176
с.
45. Психологический словарь.
/ Под ред. Н.Н. Авдеева и др. – М.: Педагогика
– пресс, 1977. – 438 с.
46. Психологический словарь.
/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.
– М.: АСТ, 2006. – 479 с.
47. Развитие у учащихся вспомогательной
школы интереса к изобразительной деятельности.
//Дефектология. – 1980. - №6. – С. 45 – 53.
48. Рожкова Л.А., Переслени Л.И.
Нейрофизиологические критерии оценки
уровня развития механизмов когнитивной
деятельности у детей в аспекте проблем
дифференциальной диагностики. // Дефектология.
— 2001. — №4. — С. 3- 11.
49. Романов В.Я., Дормашев Ю.Б.
Психология внимания. - М.: Информ. – реклам.
– Изд. фирма «Тривола», 1995. – 347 с.
50. Рубинштейн С.Я. Психология
умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение,
1986. – 190 с.
51. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные
методики патопсихологии. – М.: ЭКСМО –
ПРЕСС, 1999. – 414 с.
52. Сенсорное воспитание в детском
саду. / Под ред. Н.Н. Подъякова, В.Н. Аванесовой.
– М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
53. Специальная педагогика.
/ Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Изд. центр
«Академия», 2002. – 400 с.
54. Ульенкова У.В., Метиева Л.А.
Особенности устойчивости и концентрации
произвольного внимания и умственного
отсталых учащихся младших классов. //
Дефектология. – 2003. - №2. – С. 18 – 25.
55. Эстетическое воспитание
в вспомогательной школе. / Под ред. Т.Н.
Головиной. – М.: Просвещение, 1972. – 104 с.
56. Ягодовский К.П. Наглядность
преподавания в специальных школах // Учебно-воспитательная
работа в специальных школах. – М.: Просвещение,
1974. – Вып. 7. – 52 с.
Приложение 1
Уровень объема и устойчивости
внимания учащихся 1-2 классов с нарушением
интеллекта
Таблица 1.1. Констатирующий
этап
№
Имя Ф.
Уровни успешности
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
1 класс
1.
Вова А.
+
2.
Катя П.
+
3.
Таня Ж..
+
4.
Олег Т.
+
5.
Коля А.
+
6.
Саша Р.
+
7.
Петя П.
+
8.
Аня Е.
+
9.
Женя В.
+
10
Саша В.
+
2 класс
1.
Рома Н.
+
2.
Павлик Т.
+
3.
Сережа Р.
+
4.
Люда П.
+
5.
Маша Ж..
+
6.
Руслан П.
+
7.
Алеша Р.
+
8.
Юля К.
+
9.
Коля Д.
+
10.
Даша Л.
+
Таблица 1.2. Контрольный этап
№
Имя Ф.
Уровни успешности
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
1 класс
1.
Вова А.
+
2.
Катя П.
+
3.
Таня Ж..
+
4.
Олег Т.
+
5.
Коля А.
+
6.
Саша Р.
+
7.
Петя П.
+
8.
Аня Е.
+
9.
Женя В.
+
10
Саша В.
+
2 класс
1.
Рома Н.
+
2.
Павлик Т.
+
3.
Сережа Р.
+
4.
Люда П.
+
5.
Маша Ж..
+
6.
Руслан П.
+
7.
Алеша Р.
+
8.
Юля К.
+
9.
Коля Д.
+
10.
Даша Л.
+
Приложение 2
Уровень устойчивости и концентрации
внимания учащихся 1-2 классов с нарушением
интеллекта
Таблица 2.1. Констатирующий
этап
№
Имя Ф.
Уровни успешности
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
1 класс
1.
Вова А.
+
2.
Катя П.
+
3.
Таня Ж..
+
4.
Олег Т.
+
5.
Коля А.
+
6.
Саша Р.
+
7.
Петя П.
+
8.
Аня Е.
+
9.
Женя В.
+
10
Саша В.
+
2 класс
1.
Рома Н.
+
2.
Павлик Т.
+
3.
Сережа Р.
+
4.
Люда П.
+
5.
Маша Ж..
+
6.
Руслан П.
+
7.
Алеша Р.
+
8.
Юля К.
+
9.
Коля Д.
+
10.
Даша Л.
+
Таблица 2.2. Контрольный этап
№
Имя Ф.
Уровни успешности
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
1 класс
1.
Вова А.
+
2.
Катя П.
+
3.
Таня Ж..
+
4.
Олег Т.
+
5.
Коля А.
+
6.
Саша Р.
+
7.
Петя П.
+
8.
Аня Е.
+
9.
Женя В.
+
10
Саша В.
+
2 класс
1.
Рома Н.
+
2.
Павлик Т.
+
3.
Сережа Р.
+
4.
Люда П.
+
5.
Маша Ж..
+
6.
Руслан П.
+
7.
Алеша Р.
+
8.
Юля К.
+
9.
Коля Д.
+
10.
Даша Л.
+
Приложение 3
Уровень переключения внимания
учащихся 1-2 классов с нарушением интеллекта