Особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 07:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта (на примере уроков изобразительной деятельности).
Цель определила необходимость решения следующих задач:
1. Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов по проблеме изучения особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
2. Выявить особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта.

Содержание работы

Введение
1. Проблема изучения особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта в работах отечественных и зарубежных специалистов
1.1 Особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта
1.2 Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта
2. Экспериментальное изучение особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта и их развитие в процессе изобразительной деятельности
2.1 Выявление особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта
2.2 Коррекционное значение изобразительной деятельности в процессе развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта
2.3 Результаты коррекционной работы по развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности.docx

— 140.05 Кб (Скачать файл)

5.         Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1987. – 96 с.

6.         Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. - М.: Просвещение, 1985. – 144 с.

7.         Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1967. – 207 с.

8.         Вопросы психологии внимания. – Саратов: СГПИ, 1979. – 96 с.

9.         Воспитание и обучение во вспомогательной школе. /Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа – ПРЕСС, 1994. – 416 с.

10.       Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Просвещение, 1960. – 500 с.

11.       Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М.: Изд-во Моск. ун-та,  1976. – 150 с.

12.       Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: Юрайт, 2002. – 336 с.

13.       Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский И.В., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей. //Дефектология. – 1983. - № 6. - С. 13-16.

14.       Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1974. – 120 с. + 16 с цв. вкл.

15.       Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида.– М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.

16.       Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида.– М.: ООО «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. – 224 с.

17.       Грошенков И.А. Развитие у учащихся вспомогательной школы интереса к изобразительной деятельности. // Дефектология. – 1980. –№6.–С. 45-53.

18.       Грошенков И.А. О преподавании рисования во вспомогательной школе. / Методические рекомендации и планирование. – М.: МГОНО, 1969.– 48 с.

19.       Грошенков И.А. Уроки рисования в I-IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1966. – 76 с.

20.       Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1975. – 176 с. с ил.; 8 л. ил.

21.       Дефектология. Словарь-справочник. / Под. ред. Б.П. Пузанова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005. – 208 с.

22.       Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. - М.: Педагогика, 1990. – 55 с.

23.       Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М.: 1998. – 94 с.

24.       Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение «ВЛАДОС», 1995. – 112 с.

25.       Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970. – 152с.

26.       Кузьмина–Сыромятникова Н.Ф. Пропедевтика обучения арифметики во вспомогательной школе.–М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. – 96 с.

27.       Лебединский В.В. Нарушения психологического развития у детей. – М.: Изд-во МГУ, 1985.– 167с.

28.       Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232с.

29.       Лиепиня С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ. //Дефектология. – 1977. - № 5. - С. 20-25.

30.       Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения. // Принцип системности в психологических исследованиях. — М.: Наука, 1990. — С. 10—18.

31.       Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякова В.А. Дети с нарушением умственного развития. – Иркутск: ИГПИ, 1992. – 159 с.

32.       Матюгин И.Ю., Аскоченко Т.Ю., Бонк И.А. Как развивать внимание и память вашего ребенка. - М.: Эйдос, 1996. – 114 с.

33.       Немов Р.С., Психология: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений:  В 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и  психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.

34.       Обучение детей с нарушениями интеллектуального развитии (Олигофренопедагогика). / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.

35.       Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы: (изобразительное искусство, физическая культура, ручной труд, пение и музыка). / Под ред. В.Г. Петровой. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.

36.       Переслени Л.И. Анализ корректурной пробы в дифференциально-диагностическом аспекте. // Дефектология. – 1979. - №5. – С. 23 – 31.

37.       Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по арифметике во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1972. – 126 с.

38.       Перова М.Н. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 1968. – 158 с.

39.       Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.: «Академия», 2002. – 160 с.

40.       Понарядово Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью. //Вопросы психологии. – 1982. - № 2. - С. 51-52.

41.       Практикум по олигофренопсихологии. — Ленинград: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1980. – 80 с.

42.       Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – Питер.: СПб., 2001. – 256 с.

43.       Психологическая коррекция умственного развития учащихся. / Под ред. НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. – М.: Б. И., 1990. –124 с.

44.       Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под ред. Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Т.Н. Головиной. — М: Педагогика, 1980. – 176 с.

45.       Психологический словарь. / Под ред. Н.Н. Авдеева и др. – М.: Педагогика – пресс, 1977. – 438 с.

46.       Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: АСТ, 2006. – 479 с.

47.       Развитие у учащихся вспомогательной школы интереса к изобразительной деятельности. //Дефектология. – 1980. - №6. – С. 45 – 53.

48.       Рожкова Л.А., Переслени Л.И. Нейрофизиологические критерии оценки уровня развития механизмов когнитивной деятельности у детей в аспекте проблем дифференциальной диагностики. // Дефектология. — 2001. — №4. — С. 3- 11.

49.       Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Психология внимания. - М.: Информ. – реклам. – Изд. фирма «Тривола», 1995. – 347 с.

50.       Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1986. – 190 с.

51.       Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: ЭКСМО – ПРЕСС, 1999. – 414 с.

52.       Сенсорное воспитание в детском саду. / Под ред. Н.Н. Подъякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

53.       Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 400 с.

54.       Ульенкова У.В., Метиева Л.А. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания и умственного отсталых учащихся младших классов. // Дефектология. – 2003. - №2. – С. 18 – 25.

55.       Эстетическое воспитание в вспомогательной школе. / Под ред. Т.Н. Головиной. – М.: Просвещение, 1972. – 104 с.

56.       Ягодовский К.П. Наглядность преподавания в специальных школах //  Учебно-воспитательная работа в специальных школах. – М.:  Просвещение, 1974. – Вып. 7. – 52 с.

 

Приложение 1

Уровень объема и устойчивости внимания учащихся 1-2 классов с нарушением интеллекта

Таблица 1.1. Констатирующий этап

Имя Ф.

Уровни успешности

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

1 класс

     

1.

Вова А.

+

   

2.

Катя П.

+

   

3.

Таня Ж..

 

+

 

4.

Олег Т.

   

+

5.

Коля А.

+

   

6.

Саша Р.

 

+

 

7.

Петя П.

 

+

 

8.

Аня Е.

 

+

 

9.

Женя В.

+

   

10

Саша В.

+

   

2 класс

     

1.

Рома Н.

 

+

 

2.

Павлик Т.

+

   

3.

Сережа Р.

   

+

4.

Люда П.

 

+

 

5.

Маша Ж..

+

   

6.

Руслан П.

   

+

7.

Алеша Р.

 

+

 

8.

Юля К.

   

+

9.

Коля Д.

 

+

 

10.

Даша Л.

   

+


 

Таблица 1.2. Контрольный этап

Имя Ф.

Уровни успешности

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

1 класс

     

1.

Вова А.

+

   

2.

Катя П.

+

   

3.

Таня Ж..

 

+

 

4.

Олег Т.

   

+

5.

Коля А.

+

   

6.

Саша Р.

   

+

7.

Петя П.

 

+

 

8.

Аня Е.

 

+

 

9.

Женя В.

+

   

10

Саша В.

 

+

 

2 класс

     

1.

Рома Н.

 

+

 

2.

Павлик Т.

+

   

3.

Сережа Р.

   

+

4.

Люда П.

 

+

 

5.

Маша Ж..

+

   

6.

Руслан П.

   

+

7.

Алеша Р.

 

+

 

8.

Юля К.

   

+

9.

Коля Д.

 

+

 

10.

Даша Л.

   

+


 

 

Приложение 2

Уровень устойчивости и концентрации внимания учащихся 1-2 классов с нарушением интеллекта

Таблица 2.1. Констатирующий этап

Имя Ф.

Уровни успешности

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

1 класс

     

1.

Вова А.

+

   

2.

Катя П.

+

   

3.

Таня Ж..

 

+

 

4.

Олег Т.

   

+

5.

Коля А.

+

   

6.

Саша Р.

   

+

7.

Петя П.

 

+

 

8.

Аня Е.

 

+

 

9.

Женя В.

+

   

10

Саша В.

 

+

 

2 класс

     

1.

Рома Н.

 

+

 

2.

Павлик Т.

+

   

3.

Сережа Р.

 

+

 

4.

Люда П.

   

+

5.

Маша Ж..

+

   

6.

Руслан П.

   

+

7.

Алеша Р.

 

+

 

8.

Юля К.

   

+

9.

Коля Д.

 

+

 

10.

Даша Л.

   

+


 

Таблица 2.2. Контрольный этап

Имя Ф.

Уровни успешности

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

1 класс

     

1.

Вова А.

+

   

2.

Катя П.

 

+

 

3.

Таня Ж..

 

+

 

4.

Олег Т.

   

+

5.

Коля А.

+

   

6.

Саша Р.

   

+

7.

Петя П.

 

+

 

8.

Аня Е.

 

+

 

9.

Женя В.

 

+

 

10

Саша В.

 

+

 

2 класс

     

1.

Рома Н.

 

+

 

2.

Павлик Т.

+

   

3.

Сережа Р.

   

+

4.

Люда П.

   

+

5.

Маша Ж..

+

   

6.

Руслан П.

   

+

7.

Алеша Р.

 

+

 

8.

Юля К.

   

+

9.

Коля Д.

 

+

 

10.

Даша Л.

   

+


 

 

Приложение 3

Уровень переключения внимания учащихся 1-2 классов с нарушением интеллекта

Таблица 3.1. Констатирующий этап

Имя Ф.

Уровни успешности

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

1 класс

     

1.

Вова А.

+

   

2.

Катя П.

+

   

3.

Таня Ж..

+

   

4.

Олег Т.

 

+

 

5.

Коля А.

+

   

6.

Саша Р.

 

+

 

7.

Петя П.

+

   

8.

Аня Е.

+

   

9.

Женя В.

+

   

10

Саша В.

+

   

2 класс

     

1.

Рома Н.

+

   

2.

Павлик Т.

+

   

3.

Сережа Р.

 

+

 

4.

Люда П.

 

+

 

5.

Маша Ж..

+

   

6.

Руслан П.

 

+

 

7.

Алеша Р.

+

   

8.

Юля К.

 

+

 

9.

Коля Д.

+

   

10.

Даша Л.

 

+

 

Информация о работе Особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта