Особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 07:06, курсовая работа
Описание работы
Цель работы - изучение особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта (на примере уроков изобразительной деятельности). Цель определила необходимость решения следующих задач: 1. Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов по проблеме изучения особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта. 2. Выявить особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
Содержание работы
Введение 1. Проблема изучения особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта в работах отечественных и зарубежных специалистов 1.1 Особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта 1.2 Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта 2. Экспериментальное изучение особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта и их развитие в процессе изобразительной деятельности 2.1 Выявление особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта 2.2 Коррекционное значение изобразительной деятельности в процессе развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта 2.3 Результаты коррекционной работы по развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности Заключение Список литературы
Изобразительная деятельность
позволяет детям без слов выразить свои
мысли. Использование же продуктов изобразительной
деятельности (рисования, лепки, декоративно-прикладного
искусства) облегчает отреагирование
переживаний и фантазий, способствует
изменению поведения.
Неслучайно рисование должным
образом оценивалось уже в начальный период
становления науки о воспитании и обучений
школьников с недостатками умственного
развития. Оно рассматривалось исследователями
в разных аспектах: и как средство педагогического
воздействия, и как средство психолого-педагогического
изучения ребенка, и как средство определения
степени умственной отсталости [15].
Современная специальная психология
и педагогика в поиске эффективных средств
коррекции все больше ориентируется на
использование изобразительной деятельности
в процессе обучения и воспитания учащихся
с нарушением интеллекта.
Известно, что детский рисунок
есть объективный свидетель проявлений
и развития детской психики. Так, еще Э.
Сеген обратил внимание на доступность
для большинства обучаемых школьников
с нарушением интеллекта занятий элементарным
рисованием и на то, что эти занятия их
развивают во многих отношениях. Система
воспитания и обучения, разработанная
Ж. Демором (1909), включала ручной труд и
рисование в число важных и обязательных
занятий, эффективных в коррекционном
отношении [14].
Специалисты Е.В. Герье, А.С.
Грибоедов, В.П. Кащенко, Н.В. Чехов и, особенно,
А.Н. Граборов, подчеркивая коррекционную
ценность рисования, лепки, ручного труда
для развития ребенка в целом и его познавательной
деятельности в частности, – уделяют внимание
и эмоциональной стороне изобразительной
деятельности [14].
В.М. Бехтерев отмечает, что
детский рисунок есть объективный свидетель
проявлений и развития детской психики
[16].
Исключительно большое значение
уроков рисования подчеркивали Т.Н. Головина,
А.Н. Граборов, Г. М. Дульнев, Л.В. Занков,
Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М.М. Нудельман,
И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и другие специалисты.
Обучение учащихся рисованию было признано
одним из важных коррекционных средств.
Отмечалось также, что изобразительная
деятельность является важным фактором
познания школьником окружающего мира
[15].
Изобразительная деятельность
требует от ребенка проявления разносторонних
качеств и умений. Для того чтобы нарисовать
какой-либо предмет, его необходимо хорошо
рассмотреть: определить его форму, строение,
характерные детали, цвет, положение в
пространстве. Требование передать в рисунке
сходство с изображаемым объектом заставляет
школьника подмечать в нем такие свойства
и особенности, которые, как правило, не
становятся объектом внимания при пассивном
наблюдении. В ходе целенаправленных занятий
рисованием учащиеся начинают лучше производить
сравнение, легче устанавливать сходство
и различие предметов, взаимосвязь между
целым и его частями [16].
Особенно велика роль уроков
изобразительной деятельности в коррекционном
(образовательном) учреждении VIII вида.
Она предполагает рисование (предметное,
сюжетное, декоративное), знакомство с
пейзажем, натюрмортом, лепку (предметную,
сюжетную), работы индивидуальные, коллективные.
В специальной школе изобразительное
искусство наряду с основным назначением
учебного предмета, где школьники знакомятся
с основами искусствознания и овладевают
практическими навыками в изобразительной
деятельности, используется как один из
компенсаторных путей развития и воспитания
детей с проблемами. Процесс формирования
художественной культуры через изобразительное
искусство в школе при различных вариантах
отклонений в развитии детей имеет специфику,
которая проявляется как на этапе восприятия,
так и на этапе практической изобразительной
деятельности школьников [35].
По мнению И.А. Грошенкова, особенность
организации обучения изобразительной
деятельности школьников с умственной
отсталостью проявляется в обязательном
наличии пропедевтического этапа, на котором
проводится работа, направленная на развитие
зрительного внимания, образного видения,
восприятия предметов и их свойств (величины,
формы, цвета, количества деталей). На этом
этапе проводится работа по совершенствованию
и дифференциации мелких движений пальцев,
кисти рук, зрительно-двигательной координации,
выработке изобразительных навыков [2].
В процессе хорошо организованного
обучения изобразительной деятельности
учащиеся с нарушением интеллекта развиваются
во многих отношениях. В связи с этим возникает
необходимость изучения ее влияния на
формирование познавательной деятельности
(восприятия, мышления, речи, внимания,
памяти, воображения), качеств и умений,
необходимых в труде (целенаправленности
деятельности, самоконтроля, планирования).
В своих исследованиях И.М. Соловьев
обращает внимание на недооценку развивающе-коррекционного
значения рисования. Он говорит о возможности
нахождения такого соотношения различных
видов рисования (по представлению и с
натуры), которое обеспечит его эффективное
влияние на развитие познавательной деятельности
[14].
Многие педагоги и психологи
подчеркивают, что процесс изображения
предмета независимо от его художественного
исполнения имеет большое познавательное
значение. Рисование помогает учащимся
лучше усваивать знания по различным школьным
дисциплинам, поскольку оно активизирует
внимание. Так, например, методист К.П.
Ягодовский справедливо указывает, что
«зарисовка, с одной стороны, приводит
к более тщательному наблюдению, а с другой
— имеет огромное значение не только для
прочности запоминания формы, величины,
цвета и других сторон изучаемых явлений,
но во многих случаях также и для фиксации
в сознании учащихся многих существенных
признаков и особенностей». Воспроизводя
в рисунке предметы и явления, школьники
глубже познают окружающую действительность.
В изображаемом предмете они усматривают
такие детали и частности, которые ими
не замечались до рисования [56].
А.Н. Граборов отмечает, чтобы
добиться лучшего усвоения, на каждом
уроке с умственно отсталыми детьми необходимо
преподносимый материал организовать
так, чтобы было мобилизовано возможно
большое число рецепторов ребенка. Надо
дать возможность ребенку увидеть изучаемый
предмет, осязать его, воспроизвести путем
лепки, рисования или письма [15].
Соответственно, рисование
является одним из эффективных средств
наглядного обучения учащихся. На занятиях
тем или иным учебным предметом педагогу
полезно возможно чаще предлагать рисовать
ученикам и самому выполнять рисунки на
классной доске.
Среди основных средств обучения
изобразительной деятельности важное
место занимает педагогическое рисование
– выполнение рисунков (на доске) учителем.
Эффективность этого способа бесспорна
и подтверждается как практикой, так и
психолого-педагогическими исследованиями.
С особой категоричностью эту мысль подчеркивает
Л.Ф. Кейран, утверждающий, что рисование
на доске представляет собой проблему
общепедагогического значения, ибо умением
рисовать, как и говорить, должен владеть
каждый учитель [15].
Основное достоинство выполненного
на доске рисунка – простота, четкость
и лаконичность изображения. При этом
вполне допустимо известное обобщение
формы путем упрощения деталей и подчеркивания,
выделения характерных, наиболее существенных
признаков.
Систематическое выполнение
рисунка учителем приучает школьников
не только смотреть, но и действительно
видеть, понимать и лучше запоминать конкретное
содержание изучаемого материала.
Для пробуждения у учащихся
познавательного интереса уроки изобразительной
деятельности строятся так, чтобы они
служили импульсом к продуктивным интеллектуальным
операциям. Это достигается путем максимального
использования внутренней и внешней деятельности
учащихся на всех этапах работы над рисунком
[19].
Общая организационная структура
урока рисования в специальной школе может
быть представлено в следующем виде:
I. Подготовительная часть.
1. Организационный этап (общая
организация детей, подготовка необходимых
учебных принадлежностей).
2. вводная беседа (мобилизация
внимания, создание эмоциональной заинтересованности,
повышение мотивации изобразительной
деятельности школьников).
II. Основная часть.
1. Анализ объекта изображения
(натуры или образца) по форме, величине,
строению, цвету, положению в пространстве
или выявление сюжета рисунка (в тематическом
рисовании).
2. Определение последовательности
выполнения рисунка (планирование деятельности).
3. Указания к началу работы
(рекомендации по композиции рисунка и
техники его исполнения, предупреждение
возможных ошибок).
4. Работа учащихся над рисунком
и руководство процессом изобразительной
деятельности (осуществление фронтального,
дифференцированного и индивидуального
руководства; повторное привлечение внимания
учащихся к объекту изображения; актуализация
представлений, активизация и стимуляция
деятельности школьников; дополнительный
показ технических приемов рисования
и т.п.).
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов урока (обобщение
деятельности учащихся; просмотр и развернутый
анализ работ с точки зрения поставленных
задач; фиксирование внимания школьников
на ошибках и достоинствах рисунков; оценка
их учениками и учителем).
2. Задание на дом.
3. Организационное окончание
урока.
Предлагаемая структура урока
рисования в наибольшей степени отвечает
особенностям познавательной деятельности
младших школьников с нарушением интеллекта
и оказывает эффективность на развитие
внимания младших школьников с нарушением
интеллекта [20].
Прежде всего, обеспечивается
понимание учащимися цели выполняемой
работы. Наличие предварительной подготовки
создает условие для ориентировочно-исследовательской
деятельности учащихся, которая предопределяет
успешность выполнения задания. Для этого
используется система действий, включающая
на только словесно-зрительное, но и двигательно-осязательное
ознакомление с предметами. Подбирается
такое содержание учебного материала,
которое позволяет ученикам при активной
помощи учителя самим участвовать в анализе
объекта. На уроках рисования с натуры
этому способствует применение специально
подобранных разборных моделей из цветных
элементов, а также игрушек, легко расчленяющихся
на части. На уроках декоративного рисования
весьма полезной оказывается магнитная
доска, которая позволяет по-разному манипулировать
составными элементами при подборе их,
а также проделывать соответствующие
перемещения при определении композиции
узора. На уроках тематического рисования
с целью образования правильных представлений
используются макеты предметов [17].
Эти приемы вызывают у младших
школьников с нарушением интеллекта стремление
поставить вопросы, касающиеся особенностей
изображаемого. Вместо наблюдавшегося
ранее пассивно-безразличного отношения
к объекту у них пробуждается потребность
получить как можно более точные сведения
о его форме, конструкции, расположении
частей. Это, в свою очередь, ведет к тому,
что школьники не только повторно рассматривают
предмет, но и пытаются потрогать его,
обвести по контору, сопоставить детали,
измерить их. Об изменении отношении к
натуре свидетельствует и многократный
перенос взгляда с рисунка на объект и
обратно.
Растущий познавательный интерес
особенно заметен во время объяснения
нового задания, когда учитель показывает
на доске порядок построения рисунка.
Возникающее «на глазах» изображение
изумляет школьников и одновременно радует
их, вызывает восхищение и эмоциональное
оживление. Учащиеся внимательнее всматриваются
в изображение, стараются понять и запомнить
последовательный ход работы [17].
Рисование часто применяется
в работе и на других уроках: естествознания,
географии, чтения, арифметики. Элементы
изобразительной деятельности используются
на уроках ручного труда и включаются
в трудовое обучение в старших классах
(особенно при отделке работ по дереву,
швейных, переплетных, картонажных и других
изделий). Во внеурочное время под руководством
воспитателей учащиеся с нарушением интеллекта
тоже рисуют (зарисовки во время и после
экскурсий, иллюстрирование прочитанного,
оформление дневников наблюдений, стенных
газет, школьных праздников, тематическое
рисование). Во многих коррекционных (образовательных)
учреждениях VIII вида работают различные
кружки: рисования, керамики, работы с
папье-маше, художественной резьбы, выжигания
по дереву «Умелые руки» и другие [14].
Таким образом, из работ специалистов
мы видим, что внимание в процессе изобразительной
деятельности младших школьников с нарушением
интеллекта является одним из важных психологических
факторов обучения рисованию. Высокий
уровень сосредоточения необходим в восприятии
натуры и рисунка и в осмысливании всего
процесса изобразительной деятельности.
Внимание рисующих представляет сложный
процесс, и притом его структурные и динамические
особенности изменяются в зависимости
от поставленной изобразительной задачи,
различных стадий работы над рисунком
и применяемых способов его выполнения
и корректирования.
Изучив и проанализировав теоретические
источники по проблеме изучения развития
внимания младших школьников с нарушением
интеллекта в процессе изобразительной
деятельности, можно сделать вывод, что
необходимым условием любой человеческой
деятельности, а именно изобразительной,
требующей организованности, точности
и напряжения, является высокая активность
и сосредоточенность внимания.
Следует подчеркнуть, что обучение
рисованию в коррекционном (образовательном)
учреждении VIII вида служит важным средством
всестороннего развития учащихся и весьма
эффективным способом коррекции внимания.
2. Экспериментальное
изучение особенностей развития
внимания младших школьников
с нарушением интеллекта и
их развитие в процессе изобразительной
деятельности
2.1 Выявление особенностей
развития внимания младших школьников
с нарушением интеллекта