Особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 07:06, курсовая работа
Описание работы
Цель работы - изучение особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта (на примере уроков изобразительной деятельности). Цель определила необходимость решения следующих задач: 1. Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов по проблеме изучения особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта. 2. Выявить особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
Содержание работы
Введение 1. Проблема изучения особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта в работах отечественных и зарубежных специалистов 1.1 Особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта 1.2 Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта 2. Экспериментальное изучение особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта и их развитие в процессе изобразительной деятельности 2.1 Выявление особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта 2.2 Коррекционное значение изобразительной деятельности в процессе развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта 2.3 Результаты коррекционной работы по развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности Заключение Список литературы
3. Рисование различного вида
линий (спокойных, радостных, хитрых, зубастых,
волнистых, больных и т. д.) с использованием
цветных карандашей и фломастеров (например:
больная линия коричневого цвета).
Упражнения
на использование формы и цвета:
1. Детям предлагается
перевернуть лист цветной бумаги
белой стороной вверх, чтобы рисунок
был лучше виден. Затем учащиеся
должны наметить на бумаге
определенную фигуру, сначала простым
карандашом, а потом вырезать. Например,
изобразить фигуру, похожую на
облако:
- рисуем форму облака
на ярко-красной или желтой
цветной бумаге;
- рисуем и вырезаем 3-4
фигуры облаков разного размера,
готовые фигуры отложить в
сторону.
2. Форма, похожая на полоску.
Детям предлагается нарисовать
на обратной стороне цветной
бумаги длинные и короткие
полоски так, чтобы они были
разных цветов, например, синие и
оранжевые. Затем вырезать 6-8 полосок
каждого цвета.
3. Форма, похожая на круг.
Детям предлагается вырезать
кружки двух цветов: желтые (показать)
и красные (показать). Затем нарисовать
6-8 кружков разного размера.
Упражнения
на закрепление ориентировки в пространстве:
1. В этом задании предлагается
положить перед собой чистый
лист бумаги, показать, где у этого
листа центр. Затем положить в
центр листа 4 маленьких красных
кружочка и 1 большой желтый треугольник.
Наклеить кружочки в центр
листа.
2. Детям предлагается взять
чистый лист бумаги и карандашом сначала
показать все 4 угла, называя их в следующем
порядке: правый верхний угол и т. д. затем,
взяв краски, используя только синий и
желтые цвета, раскрасить правый нижний
и левый верхний угол тремя полосками
так, чтобы по середине была одна синяя
полоска, а по бокам две желтые маленькие
полосочки. То же самое надо сделать с
правым верхним углом и левым нижним, только
теперь желтая маленькая полоска оказалась
посередине, а две синие длинные по бокам.
3. Взяв чистый лист
бумаги, обозначить его цифрами
от 1 до 4 таким образом:
1 2
3 4
Затем по диагонали от цифры
1 до цифры 4 нарисовать насколько зеленых
квадратов, рисуя сначала большой квадрат,
затем маленький. Потом сделать акцент
на то, какие углы мы используем в работе
(например: правый верхний и левый нижний
угол) и т.д.
Коррекция средствами изобразительного
искусства может быть представлена в виде
игры, а не в виде специальных занятий,
как в более старшем возрасте, причем предпочтение
отдается упражнениям, предполагающим
несложную работу с материалом. Включая
использование песка, глины, наливание
разных красок на лист бумаги, о чем уже
упоминалось выше. При этом необходимо
подробнейшее предварительное знакомство
с изобразительными средствами. Такого
рода работа позволяет активизировать
детей и развивать их сенсорно-моторные
навыки.
В работу обычно включают типы
и упражнения, направленные на развитие
психических функций. Применяются несложные
техники для совместной групповой работы,
чтобы дети постепенно усваивали навыки
социального взаимодействия.
Можно использовать игру «Магазин».
Каждый участник получает лист бумаги
с соответствующим заголовком. Например:
«магазин игрушек», «овощной магазин».
Нужно нарисовать или вырезать из журналов
и наклеить соответствующие изображения.
Аналогично выполняются задания «Виды
спорта», «За столом».
Упражнение
(игра) «Дневные события».
Необходимо вырезать из журналов
картинки, иллюстрирующие те или иные
события (каникулы, праздники), при этом
детям желательно вспомнить и описать
детали этих событий.
Словесные формы взаимодействия
с ребенком в виде обсуждения его продукции
и чувств возможны лишь в минимальной
степени из-за неспособности детей к рефлексии,
и к этому нужно быть готовым. Но предпринимать
попытки такого взаимодействия вполне
допустимо.
Желательно больше внимания
уделять стимуляции речевых комментариев
к продуктам изобразительной деятельности
со стороны ребенка. Поэтому частое применение
предлагаемых нами упражнений облегчит
задачу коррекции зрительного восприятия
с помощью изобразительных средств.
Упражнения:
1. Для закрепления у
детей видов различных форм, учащимся
можно предложить три ряда
фигур, один из которых геометрические
фигуры, второй ряд – фигуры, взятые
из природы (звездочка, груша, лист)
и третий ряд – фантазийные
фигуры. Затем эти фигуры необходимо
раскрасить: геометрические фигуры
– чистыми яркими цветами, формы,
взятые из природы, – ближе
к их природным цветам, а фантастические
– полосками, точками, переливами
цвета.
2. В этом упражнении
проводится работа с различными
формами и фигурами одного
цвета. Взять лист цветной бумаги,
например, синий, перевернуть обратной
белой стороной. Попробовать нарисовать
фигуры, которые пред детьми. Теперь
следует их вырезать и перевернуть
синей стороной вверх. На белом
листе бумаги разбросать эти
фигуры так, чтобы осталось место
для подрисовки. Затем учащимся
предлагается с помощью фломастеров
подрисовать фигуры в какие-нибудь
предметы: например, квадрат – телевизор.
3.Детям предлагается 5 фигур:
Затем учащиеся из цветной бумаги
вырезают такие же (по 10 штук), потом составляют
из них три образца: домик, машинку и человечка.
Это поможет детям в дальнейшем в рисунках
и образах видеть геометрические фигуры
и не только.
4.Упражнение «Дорисуй».
Детей учат изображать фигуру,
похожую на волну. Сначала дети рисуют
наклонные линии, потом добавляют завитки,
затем по данной схеме выполняют рисунок
самостоятельно.
Игры и упражнения
на узнавание, различение и называние
предметов по величине.
1. На столе у учителя
наборы плоских и объемных
предметов разной величины: кубики,
шары, матрешки, кольца, круги, квадраты
и т. п. Действия учащихся должны
быть направлены на подбор, расстановку
и раскладывание предметов или
их частей.
Даются задания:
· Покажи самый большой кубик.
· Покажи самый маленький шар.
· Сложи башню, начиная с самого
большого кубика.
· Сложи пирамиду, начиная с
самого большого кольца.
· Расставьте матрешки в ряд
по величине, начиная с самой большой (с
самой маленькой).
· Возьмите самый большой круг,
положите на него самый большой кубик,
на кубик поставьте самую маленькую матрешку.
2. На столе три набора
трехсоставных матрешек в разобранном
виде. Учитель вызывает трех учеников
и предлагает им сложить матрешки,
а затем поставить их в ряд,
начиная с самой большой. Выигрывает
тот, кто сделает это быстрее.
3. К доске вызывают 5-6 учеников.
Каждому из них учитель дает
в руки вырезанный из картона
круг (квадрат): один – большой, другой
– чуть поменьше. Потом ставит
перед ними задачу разделиться
на две группы с учетом величины
геометрических фигур.
4. К доске прикрепляются
две рейки с гвоздиками. На
столе сложены 8-10 колец (или кругов
с дырочками) двух размеров. Учитель вызывает
двух учеников. Один из них получает задание
отобрать большие кольца и надеть их на
гвоздики. Такая же задача стоит и перед
другим учеником, но он должен отобрать
кольца меньшего размера. Выполнять задания
дети начинают одновременно по команде
учителя. Выигрывает тот, кто быстрее и
без ошибок наденет кольца на гвоздики.
5. В крышке коробки
прорезано три круглых отверстия
(большое, поменьше, маленькое). Перед
ребенком лежат три шара, размеры
каждого из которых соответствуют
размерам отверстия. Ученик получает
по очереди шары и показывает,
в какое отверстие следует
бросить шар. Если ребенок зрительно
соотносит данные величины, ему
разрешается бросить шар в
коробку. За выполнение задания
ученик получает соответствующую
оценку.
6. На большом листе
бумаги нарисованы (или наклеены)
3-4 одноцветных круга (квадрата, треугольника)
разной величины. Отличие в диаметрах
составляет 2-3 см. Выполняющий задание
ученик имеет у себя вырезанные из плотного
картона аналогичные фигуры. Перед детьми
ставится задача – установить на основе
зрительного восприятия, какой круг (квадрат,
треугольник) по своим размерам соответствует
нарисованному на листе кругу (квадрату,
треугольнику). На каждой из нарисованных
форм имеется цифра или цветная метка,
на которую указывает ученик.
7. К доске прикреплены
рисунки предметов разной величины
или сами предметы. Учитель по очереди
вызывает учащихся и отрабатывает с ними
следующие понятия: «большой – маленький»
(шар, мяч), «высокий – низкий» (забор, столб),
«длинный – короткий» (карандаш, веревка),
«широкий – узкий» (ремень, лента), «толстый
– тонкий» (альбом, дерево). Учащиеся рисуют
мелом на доске предметы соответствующей
величины.
Игры и упражнения
на узнавание, различение и называние
предметов по форме.
1. На столе учителя лежат кубики
и шарики. Дается задание: положить кубики
в коробку слева, а шарики – в коробку
справа.
2. Каждый ученик имеет набор
одноцветных геометрических фигур (круги
и квадраты). Дается задание: разложить
их на две группы.
3. Каждый ученик имеет набор
одноцветных геометрических фигур (круги,
квадраты, треугольники). Дается задание:
разложить их на три группы.
4. Ученики получают конверты
с фигурками разной формы. Дается задание:
разложить в разные кучки одинаковые по
форме фигуры.
5. У каждого ученика – набор
геометрических фигур (круг, квадрат, овал,
прямоугольник, треугольник). Учитель
называет форму, учащиеся должны поднять
соответствующую фигуру.
6. К доске прикреплены круг,
квадрат, овал, прямоугольник, треугольник
(все одного цвета). У учащихся – картинки
с разноцветными предметами разной формы:
круглые – мяч, яблоко, воздушный шар,
апельсин; квадратные – платок, кубик,
коврик, шахматная доска; овальные – яйцо,
огурец, слива, жук; прямоугольные – конверт,
альбом, книга, портфель; треугольные –
флажок, дорожный знак, палатка, крыша
дома. Учитель уточняет понятие «геометрическая
форма», обращает внимание детей на то,
что определенные предметы имеют сходство
с определенной формой.
Дидактическая задача – упражнять
школьников в умении группировать предметы
по форме, закреплять представление о
геометрических фигурах, как эталонах,
воспроизводит на доске и в тетрадях образ
того или иного предмета.
7. К доске прикреплены рисунки
предметов, вырезанных по контуру: арбуз,
колесо; носовой платок, шахматная доска;
дыня, маска; альбом, портфель; дорожный
знак, палатка (треугольной формы). В оборудование
занятия входят также геометрические
формы (круг, квадрат, овал, прямоугольник,
треугольник); величина их равна величине
рисунков на доске. Перед учащимися стоит
задача: по указанию учителя назвать геометрическую
фигуру, а затем наложить на предмет, который
соответствует ей по форме (круг на арбуз,
квадрат на шахматную доску, овал на дыню
и т. д.).
8. Каждый ученик имеет «корзины»
с овощами и фруктами: луком, огурцами,
морковью, репой, капустой; лимонами, яблоками,
апельсинами, грушами, вырезанными из
плотного картона.
Дидактическая задача – совершенствовать
восприятие формы предметов, закреплять
представления о форме разных овощей и
фруктов.
Игра «Наш огород». Учитель
говорит: «Надо посадить овощи. Для этого
следует сделать грядки. Я начну грядку,
а вы продолжите».
Учащиеся по очереди сажают
в грядку (прикрепляют к доске) только
одинаковые овощи.
Игра «Наш сад». На доске нарисованы
контуры фруктовых деревьев.
На каждом дереве растут свои
фрукты. Учитель прикрепляет к каждому
дереву по одному лимону, яблоку и т.д.
Задача игры – вырастить хороший урожай
фруктов. Для этого надо, чтобы на каждом
дереве было много плодов. Кроме того,
необходимо следить за тем, чтобы на яблоне
не выросли груши, а на груше – лимоны
и т.д. Задания можно усложнять, например,
учитель говорит: «Сладкий, оранжевый
… Что это? Какая у него форма?» Или: «Желтый,
кислый … Как называется. Опишите его
форму» и т.д.
Игры и упражнения
на узнавание, различение и называние
цвета.
1. У каждого ученика наборы
мелких предметов или геометрических
фигур разного цвета. Дается задание: сгруппировать
их по цвету. (Сначала берется минимальное
количество цветов – два, затем три и т.
д.) Аналогичную работу проделывает вызванный
к доске ученик.
2. На столе учителя построена
дорожка из брусков двух цветов – синих
(С) и желтых (Ж). Требуется закончить строительство
дорожки по образцу, начатому учителем:
а) СЖСЖСЖ…; б) СЖЖСЖЖСЖЖ…
3. Каждый ученик имеет набор
цветных карточек (красная, желтая, синяя,
зеленая, черная, белая). Учитель называет
или показывает изображение какого-либо
хорошо известного детям предмета. Учащиеся
должны поднять карточку того цвета, в
который должен быть окрашен этот предмет,
например: репа – ученики поднимают желтые
карточки, огурец – зеленые и т.д. Для выполнения
этого задания можно вызвать отдельных
учеников; за действиями отдельных учеников
следит весь класс.
4. Учащиеся получают по одному
флажку красного, желтого, синего, зеленого,
оранжевого цвета. Флажки аналогичных
цветов имеются у учителя.
1-ый вариант игры. Учитель
показывает флажок того или
иного цвета, а учащиеся вслед
за ним поднимают свои флажки.
Ученикам предлагается назвать
этот цвет.
2-ой вариант игры. Учитель
называет тот или иной цвет,
а учащиеся поднимают соответствующие
флажки.
5. Каждый ученик получает
три картонных кружка, окрашенных
в зеленый, желтый и красный
цвет. Учитель читает стихотворение
о трех сигналах светофора, а
каждый ученик в нужный момент
поднимает кружок соответствующего
цвета, например: