Особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 07:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта (на примере уроков изобразительной деятельности).
Цель определила необходимость решения следующих задач:
1. Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов по проблеме изучения особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
2. Выявить особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта.

Содержание работы

Введение
1. Проблема изучения особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта в работах отечественных и зарубежных специалистов
1.1 Особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта
1.2 Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта
2. Экспериментальное изучение особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта и их развитие в процессе изобразительной деятельности
2.1 Выявление особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта
2.2 Коррекционное значение изобразительной деятельности в процессе развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта
2.3 Результаты коррекционной работы по развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности.docx

— 140.05 Кб (Скачать файл)

6 человек из 20 младших  школьников с нарушением интеллекта  практически не проявили интереса  к выполнению задания. Не умеют  пользоваться помощью взрослого, неохотно вступают в контакт, часто отказываются общаться.

Наблюдения за учащимися с нарушением интеллекта в процессе обучения показывают, что у них имеются определенные потенциальные возможности развития внимания и целенаправленной деятельности. При создании оптимальных условий и соблюдении специфики работы уже в конце первого года обучения большинство учащихся с нарушением интеллекта активно включаются в учебный процесс, выполняют инструкции учителя, переключаются с одного вида посильной деятельности на другой.

Данные, которые мы получили в ходе беседы, свидетельствуют о том, что в данных классах есть учащиеся, у которых показатель продуктивности работы в наибольшей мере приближается к показателям нормально развивающихся учеников. Отличия имеются преимущественно в повышенном количестве допускаемых олигофренами ошибок. При этом они начинают сами замечать допускаемые в работе ошибки. Процент таких детей составил 30% от количества всех учащихся; при этом, хотя второклассники работают значительно быстрее учеников 1-го класса, но число допускаемых ими ошибок очень велико. Другими словами, у учащихся 2-го класса по сравнению с первоклассниками повышается показатель продуктивности деятельности, но показатель правильности остается почти неизменным.

Также необходимо отметить наличие того процента учащихся, у которых наблюдается низкий уровень развития внимания, что составляет 40%. Большое количество допускаемых ошибок сочетается у них с низкими показателями темпами работы. Их постоянно приходится побуждать к продолжению начатой деятельности.

Кроме того, имеется 30% учащихся, которые работают быстро, но крайне невнимательно, они часто отвлекаются. Периодически возникает необходимость организовать их деятельность. Эти ученики допускают ошибки, которые обычно остаются ими незамеченными.

Таким образом, по данным проведенной беседы мы увидели, что большая половина испытуемых, которая составила 60%, способна относительно длительный срок (1/3 урока) интенсивно выполнять однообразную работу и при этом начинают сами замечать допускаемые в работе ошибки.

Таким образом, мы видим, что на констатирующем этапе экспериментального исследования большинство учащихся показали средний уровень развития внимания (см. Приложение 4 таб. 4.1.). Из этого следует, что у младших школьников с нарушением интеллекта страдает внимание. Нарушены все свойства внимания, но не у всех учащихся одинаково. Многие ученики не в состоянии активно переключать внимание, и в большой степени страдает объем. Другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.

Анализ количественных данных (числа учащихся, безошибочно выполнивших работу, допустивших определенное количество ошибок) дает информацию о качестве устойчивости внимания школьников. Успешность выполнения этой работы и характер допущенных ошибок позволяет судить об организации коллективного внимания учащихся.

Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте и потому реализующая характерные для этого возраста задачи развития, в наибольшей степени «работает» на становление полноценного внимания учащихся. Однако сама деятельность для осуществления требует некоторого начального уровня сформированности внимания. Его недостаток редко и обуславливает не успешность школьника в учении, что влечет за собой необходимость специальной коррекции недостатков внимания. Поэтому нужно отметить, что процессе специального коррекционно-развивающего обучения к старшему школьному возрасту четко прослеживается положительная динамика в развитии внимания. Как уже отмечалось ранее, развитию внимания у младших школьников с нарушением интеллекта будет способствовать изобразительная деятельность. Для этого на формирующем этапе экспериментального исследования мы будем использовать ряд уроков и упражнений по изобразительной деятельности.

2.2 Коррекционное значение  изобразительной деятельности в  процессе развития внимания младших  школьников с нарушением интеллекта

Огромное значение в развитии внимания младшего школьника с нарушением интеллекта имеет изобразительная деятельность, которую предпочитают учащиеся с интеллектуальной недостаточностью как наиболее интересную и занимательную среди различных видов деятельности. Как учебный предмет изобразительная деятельность часто неправомерно и ошибочно считается в школе второстепенной, но между тем влияние изобразительной деятельности на ученика ничем не заменимо и не восполнимо. В процессе ее получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. Школьник, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Учащиеся, наблюдая за происходящим вокруг, изображая увиденное, пытаются так или иначе определить и нравственную ценность изображаемого. Овладение учеником критерием красоты одновременно является и осознанием моральных критериев. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки младших школьников с нарушением интеллекта.

Исключительно большое значение занятий рисованием подчеркивали Т.Н. Головина, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М.М. Нудельман, И.М. Соловьев Ж.И. Шиф и другие специалисты.

Л.В. Занков считал, что общее развитие школьника, как и развитие отдельных его способностей, не может проходить спонтанно. «Нужна особая направленность учебного процесса для того, чтобы он оказался эффективным для развития». Эта «особая направленность» обучения осуществляется на уроке.

Вообще урок – это целостный, логически законченный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все основные компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задача, средства, содержание, методы, организация. Для лучшей эффективности следует придерживаться следующих требований к уроку:

- Каждый урок должен  иметь четко сформулированную  тему, цели, задачи. Почти каждый  урок должен включать новый  материал, повторение изученного, готовить  учащихся к внимательному восприятию  нового материала.

- Содержание учебного  материала должно отвечать теме, задачам, быть доступным учащимся, отвечать требованиям индивидуального  и дифференцированного подхода, научно, тесно связано с трудом  и жизнью.

- Методы и приемы работы  на уроке должны отвечать возрастным  особенностям школьников, развивать  и коррегировать их познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий, способность анализировать, синтезировать, обобщать.

- На каждом этапе урока  ведется систематический контроль за качеством усвоенных знаний, формирование знаний, умений и навыков.

- Урок должен быть оснащен  наглядными пособиями и дидактическим  материалом, техническими средствами.

- Каждый урок должен  отличаться организованной четкостью, правильным распределением времени  между каждой структурной частью  урока.

- На уроке должны соблюдаться  все требования охранительно- педагогического режима.

Подчеркивая первостепенную важность проблемы влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта, специалисты отмечают особую сложность в коррекции внимания. По результатам констатирующего этапа эксперимента видно, что учащиеся 1-2 классов с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в коррекции недостатков внимания. Поэтому цель формирующего этапа экспериментального исследования – коррекция и развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта посредством изобразительной деятельности. Для этого мы предлагаем ряд уроков и упражнений по изобразительному искусству, направленные на развитие внимания учащихся с нарушением интеллекта.

Тема: Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка)

(1 класс III четверть ).

Цель: Учить детей передавать основную форму предметов и располагать их на листе бумаги.

Задачи:

- учить детей рисовать  шарф и вязаную шапочку;

- развивать внимание, зрительное  восприятие, память, мелкую моторику, кругозор учащихся;

- учить соотносить ширину  и высоту предмета; сравнивать  свой рисунок с натурой;

- воспитывать аккуратность  и самостоятельность.

Оборудование: зимние вещи (шарф и вязаная шапочка), иллюстрации зимы и людей в зимней одежде, простой карандаш, цветные карандаши (синие) резинка, альбомный лист.

Организационный момент:

- Здравствуйте! Подравнялись! Проверили свою готовность к  уроку. Какой сейчас урок? Что  у вас лежит на столе?

Вводная беседа:

- Ребята, какое сейчас  время года? (Зима.) Какая погода  зимой? (Холодная. Дует ветер. Идет снег.) Посмотрите на эти картинки. Что здесь изображено? (Зима. Идет снег…) Кто еще изображен на этих картинках? (Люди, дяди, тети, дети.) Что одето на них? (Сапоги, валенки, шуба, шапка, шарф, варежки.) Зимой очень холодно, поэтому люди носят теплую одежду. Сегодня мы с вами будем рисовать зимние вещи: (показ) шарф и вязаную шапочку.

Анализ объекта изображения:

- А сейчас посмотрите  внимательно на эти предметы. На какую фигуру похож шарф. (Прямоугольник.) Какой шарф по  размеру: длинный или короткий? Узкий  или широкий? (Длинный, узкий.) Какого  цвета шарф? (Синего.)

 

 А сейчас посмотрите внимательно на шапочку. На какую фигуру похожа она? (На половинку круга.) Давайте сравним ее с шарфом. В высоту она больше или меньше шарфа? (Больше шарфа.) Шарф длинный, а шапочка какая? (Шапочка короткая.) Какого цвета шапочка? (Синего.)

Определение последовательности выполнения рисунка:

- Свой рисунок мы начнем  с шапочки. А затем нарисуем  шарф.

Указания к началу работы:

- А теперь послушайте  внимательно. Альбомный лист мы  располагаем по длине. В центре  листа мы нарисуем шапочку. Она  похожа на половинку круга. А  под ней на всю длину листа  мы нарисуем шарф. Он похож  на длинный узкий прямоугольник. Сначала мы нарисуем карандашом, а потом раскрасим цветным  карандашом. Помните: рисуя карандашом, нельзя сильно давить на лист  бумаги, чтобы не остались глубокие  следы.

Пальчиковая гимнастика. Итак, что мы начинаем рисовать? (см. схемы выполнения.)

Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности:

- Сначала карандашом нарисовали  шапочку. Посмотрите, похожа ваша  шапочка на мою. Теперь нарисовали под шапочкой во всю длину листа шарф. Шарф должен получиться длинным и узким. Кто закончил рисунок простым карандашом, берет синий карандаш. Сначала разукрашиваем шапочку. Потом разукрашиваем шарф.

Подведение итогов работы:

- Ребята, что мы рисовали  сегодня на уроке? (Шарф и вязаную  шапочку.) В какое время года  мы надеваем эти вещи? (Когда  очень холодно, зимой.) Выставка работ, оценки.

Тема: Иллюстрация к сказке «Колобок» (1 класс III четверть).

Цель: Развивать детское воображение и умение передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки.

Задачи:

- рассмотреть иллюстрации  к сказке «Колобок»;

- учить детей изображать  по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме  и окраске;

- развивать внимание, зрительное  восприятие, память, мелкую моторику, кругозор учащихся;

- формировать замысел, активизировать  зрительные образы;

- воспитывать аккуратность  и самостоятельность.

Оборудование: иллюстрации к сказке «Колобок», простой карандаш, цветные карандаши (синий, зеленый, коричневый, желтый, красный), резинка, альбомный лист.

Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Давайте  мы друг другу улыбнемся. Сегодня  у нас очень интересный урок. Проверили свою готовность к  уроку. Какой сейчас урок? Что  у вас лежит на столе?

Вводная беседа:

- Ребята, посмотрите, кто  к нам сегодня пришел на  урок. (Колобок.) Из какой сказки  этот герой? (Из сказки «Колобок».)

 

 Посмотрите на эти картинки и ответьте. Где жили дед и бабка? (В избушке.) Кто сделал Колобка? (Бабка.) Куда покатился Колобок? (По дорожке в лес.) Кто встретился ему в лесу? (Медведь, заяц, лиса.) Что делал Колобок для зверей? (Пел песенку.) Что сделала лиса? (Съела Колобка.) Всех героев сказки нарисовать трудно. Сегодня мы с вами будем рисовать красивую избушку и Колобка, который катится по дороге.

Анализ объекта изображения:

- А сейчас посмотрите  внимательно на эту картинку. Кто здесь изображен? (Колобок). Какой  формы Колобок? (Круглый.) На что  похож Колобок? (На мяч, шар.) Какого  цвета Колобок? (Желтого.) Что делает  Колобок? (Катится по дороге.) Чтобы  Колобок мог видеть, петь песенки, что надо ему нарисовать? (Глаза, нос, рот.) А что еще на картинке  нарисовано? (Избушка.) Посмотрите внимательно, из каких частей состоит избушка? (Из крыши - треугольник, стены - квадрат, окна – маленький квадрат, трубы.) Какого цвета избушка? (Коричневого) Можно нарисовать деревья, траву и цветы. Это лес.

Определение последовательности выполнения рисунка:

- Сначала мы нарисуем  землю и небо. Потом красивую  избушку, дорогу и Колобка. А потом  деревья, траву и цветы.

Указания к началу работы:

- А теперь послушайте  внимательно. Альбомный лист мы  располагаем по длине. В верхней  части листа будет небо, остальное  – земля. Большую часть листа  занимает избушка. (Последовательное  прорисовывание частей избушки.) В правом нижнем углу мы  нарисуем дорогу. А на ней Колобка. Колобок живой и поет песенки, нарисуем ему глаза, нос и рот. Вокруг избушки можно нарисовать  маленькие деревья. А вдоль дороги  цветы. Сначала мы нарисуем простым  карандашом, а потом раскрасим  цветными карандашами. Помните: рисуя  карандашом, нельзя сильно давить  на лист бумаги, чтобы не остались  глубокие следы.

Информация о работе Особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта