Особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 07:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта (на примере уроков изобразительной деятельности).
Цель определила необходимость решения следующих задач:
1. Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов по проблеме изучения особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
2. Выявить особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта.

Содержание работы

Введение
1. Проблема изучения особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта в работах отечественных и зарубежных специалистов
1.1 Особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта
1.2 Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта
2. Экспериментальное изучение особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта и их развитие в процессе изобразительной деятельности
2.1 Выявление особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта
2.2 Коррекционное значение изобразительной деятельности в процессе развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта
2.3 Результаты коррекционной работы по развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности.docx

— 140.05 Кб (Скачать файл)

Пальчиковая гимнастика. Итак, что мы начинаем рисовать? (см. схемы выполнения.)

Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности:

- Сначала отделили чертой  землю от неба. Потом нарисовали  избушку (большой квадрат, треугольную  крышу, окно, трубу). Нарисовали дорогу (Две линии.) На дороге круглый  Колобок (глаза, нос, рот). Кто закончил  рисунок простым карандашом, берет  цветные карандаши. (определение выбора цветов для каждого предмета.)

Подведение итогов работы:

- Ребята, что мы рисовали? (Иллюстрацию, картинку к сказке  «Колобок».) Выставка работ, оценки (отмечается точность воспроизведения  формы предметов, проявление творческой  фантазии.)

Тема: Рисование в полосе узора из растительных форм

(1 класс IV четверть) .

Цель: Учить детей чередовать элементы при составлении в полосе узора из растительных форм.

Задачи:

- учить детей рисовать  узор в полосе;

- развивать внимание, зрительное  восприятие, память (последовательность  выполнения рисунка), мелкую моторику, кругозор учащихся;

- формировать эстетический  вкус; технические и изобразительные  умения;

- воспитывать интерес  к урокам рисования.

Оборудование: образцы с изображением ягод, цветов и листьев различных форм, узор в полосе на альбомном листе, простой карандаш, цветные карандаши (синий, красный, зеленый), резинка, альбомный лист, линейка, шаблоны: ягоды, цветы, листочки.

Организационный момент:

- Здравствуйте! Подравнялись! Проверили свою готовность к  уроку. Какой сейчас урок? Что  у вас лежит на столе?

Вводная беседа:

- Ребята, сегодня на уроке  мы с вами будем рисовать  узор в полосе. А из чего  будет состоять узор, вы узнаете, если отгадаете загадки:

Была зеленой маленькой, потом я стала аленькой!

На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Ягода.)

Из почек появляются, весною распускаются,

Осенью увядают, и все опадают. (Листья.)

Он проснулся, покачнулся,

Лепестками к солнцу потянулся. (Цветок.)

Какие ягоды (цветы, листья) вы знаете?

 

 (Вывешивается на доску  образцы с изображением ягод, цветов и листьев; рисунок с  нарисованным узором в полосе).

Анализ объекта изображения:

- Ребята, посмотрите внимательно  на рисунок. Что вы видите? (Ягоды, цветы и листья.) Сколько ягод  вы видите? (Две) Какие это ягоды? (Вишня) Какого цвета? (Красного) Сколько  цветов? (Один) Какого цвета цветы? (Желтый) Сколько листьев? (Один) Какого цвета листок? (Зеленого) Как расположены ягоды, цветы и листья? (Сначала нарисованы ягоды, потом цветок, потом листик.) Значит, в рисунке ягоды, цветы и листья чередуются. Что мы будем рисовать сегодня на уроке? (Узор в полосе из ягод, цветов и листьев.)

Определение последовательности выполнения рисунка:

- Свой рисунок мы начнем  с полосы. Сначала мы чертим  по линейке полосу, в которой  будем рисовать орнамент. Теперь  меркой разделим ее на равные  части. По краям полосы по линейке  проведем прямые линии. В полученные  клетки по шаблону будем обводить  сначала ягоды, потом цветок, потом  листок.

Указания к началу работы:

- А теперь послушайте  внимательно. Альбомный лист мы  располагаем по длине. По линейке  нарисуем полосу во всю длину  листа. Меркой разделим на равные  части. Берем шаблон ягоды, кладем  его в первую клетку полосы  с левой стороны, обводим его  карандашом. Потом берем шаблон  цветка и т.д. Сначала мы нарисуем  карандашом, а потом раскрасим  цветными карандашами. Помните: рисуя  карандашом, хорошо прижимайте шаблон  к листу бумаги, чтобы он не  двинулся, иначе у вас не получится  красивый узор.

Пальчиковая гимнастика. Итак, что мы начинаем рисовать? (см. схемы выполнения.)

Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности:

- Сначала карандашом по  линейке начертили полосу и  клетки. По очереди обводим шаблоны, повторяем последовательность работы, смотрите на мой рисунок. (Когда  дети нарисовали узор простым  карандашом, обратить внимание на  использование основных цветов  рисунка). Ягоды мы раскрашиваем  красным цветом, цветы – желтым, листья – зеленым.

Подведение итогов работы:

- Ребята, что мы рисовали  сегодня на уроке? (Узор в полосе  из ягод, цветов и листьев.) Выставка  работ, оценки (отмечается точность  воспроизведения последовательности  элементов узора, правильный подбор  цвета).

Тема: Рисование с натуры игрушки рыбки

(2 класс III четверть).

Цель: Учить детей выделять существенные признаки предмета.

Задачи:

- учить детей выявлять  характерные детали, путем расчленения  на части;

- развивать внимание, восприятие, память, мелкую моторику;

- воспитывать интерес  к уроках рисования, трудолюбие, усидчивость.

Оборудование: картинки с аквариумными рыбками, игрушки рыбок, трафареты рыбок, книги о рыбках, альбомный лист, простой карандаш, краски, баночка с водой.

Организационный момент:

- Здравствуйте! Подровняйтесь! Посмотрите, все ли у вас готово (альбом, карандаши и т.д.)

Вводная беседа:

- А кого мы сегодня  будем рисовать, вы узнаете после  того, как отгадаете загадку.

В воде мы живем, без воды пропадем. (Рыбы.) (Вывешивается картинка рыбки.)

Правильно, сегодня мы будем рисовать рыбку. Посмотрите, а рыбка у нас не простая, а какая? (Золотая.) А каких еще рыбок вы знаете? (Перечисляют.) Это какие рыбы: речные или морские? А какие рыбы относятся к морским? К аквариумным рыбкам относятся маленькие рыбки: золотая, гуппи, неоновая и другие. Посмотрите на картинку, вы видите, как их много. Мы с вами читали «Сказку о золотой рыбке», которую написал А.С. Пушкин (показ книги). Итак, кого мы сегодня будем рисовать? (Золотую рыбку.)

Анализ объекта изображения:

- Ребята, посмотрите на  нашу рыбку. Какого она цвета? Из каких частей состоит рыбка? Самая большая часть рыбки  – тело. Что у нее еще есть? (Голова. Плавники.) Давайте сосчитаем, сколько плавников на спинке и на брюшке (3). И еще 1 возле головы. С обратной стороны есть такой же, но его не видно. Его считать не будем. Ребята, где находится самый большой плавник? (На спине.) На какой части спины находится этот плавник? (На середине.) Где находится второй плавник? (Возле хвоста.) посмотрите внимательно на брюшко, на нем еще 2 плавника. Рядом с какой частью туловища они находятся? (Рядом с головой.) Скажите, какого цвета рыбка? (Желтого.) Чем покрыто тело рыбки? (Чешуей.) каким цветом обведена чешуя? (Красным.) В воде чешуя переливается, и кажется, что блестит золото, поэтому рыбка называется золотой.

(Рассматривание ширины  и длины рыбки.) Где рыбка больше: в ширину или в длину? (В длину.) Ребята, на какую фигуру похоже  тело рыбки? (На овал, на длинный  овал.) Еще у рыбки есть голова, хвост и 5 плавников. Самый большой на середине спины.

Определение последовательности выполнения рисунка:

- сначала мы рисуем  туловище, это самая большая и  главная деталь рыбки. Затем отметим  голову, нарисуем хвост. На спине, возле хвоста, возле головы нарисуем  плавники. Затем нарисуем ротик, глазик и чешую.

Указание к началу работы:

- Как должен располагаться  альбомный лист? (По длине.) На  всю длину листа мы рисуем  тело рыбки, оставив место для  хвоста, а сверху и снизу для  плавников. Не забывайте, что тело  рыбки – самая большая часть  рыбки. Помните: рисуя карандашом, нельзя  сильно давит на лист бумаги  и т.д.

Пальчиковая гимнастика. Итак, мы начинаем рисовать (см. схемы выполнения).

Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности:

- Сначала обводим все  детали рыбки, рисуем ротик, глазик, чешую. Кто выполнил рисунок простым  карандашом, приступает к закрашиванию. Берем желтую краску и разукрашиваем  рыбку в желтый цвет, сверху  наносим красный, обводя чешую. А  теперь подождите, когда краска  высохнет.

Подведение итогов работы:

- Итак, ребята, кого мы  рисовали сегодня на уроке? (Золотую  рыбку.) Какую сказку о ней вы  знаете? («Сказку о золотой рыбке»  А. С. Пушкина.) Почему рыбку назвали  золотой? (Чешуя блестит как золото.) Выставка работ, оценки.

Тема: Рисование в полосе узора из листьев и цветов

(2 класс IV четверть).

Цель: Закреплять умение детей работать с красками.

Задачи:

- учить детей рисовать  узор в полосе;

- развивать внимание, зрительное  восприятие, память (последовательность  выполнения рисунка), мелкую моторику, кругозор учащихся;

- формировать эстетический  вкус; технические и изобразительные  умения;

- воспитывать интерес  к урокам рисования.

Оборудование: образцы с изображением цветов и листьев различных форм, узор в полосе на альбомном листе, простой карандаш, краски, баночки с водой, кисточки, резинка, альбомный лист, линейка, шаблоны: цветы, листья.

Организационный момент:

- Здравствуйте! Подравнялись! Проверили свою готовность к  уроку. Тихо сели.

Вводная беседа:

- Ребята, сегодня на уроке  мы с вами будем рисовать  узор в полосе. А из чего  будет состоять узор, вы узнаете, если отгадаете загадки:

Из почек появляются, весною распускаются,

Осенью увядают, и все опадают. (Листья.)

Он проснулся, покачнулся,

Лепестками к солнцу потянулся. (Цветок.)

 

 Ребята, какие цветы вы знаете?

 

 (Вывешивается на доску  образцы с изображением цветов  и листьев; рисунок с нарисованным  узором в полосе).

Анализ объекта изображения:

- Ребята, посмотрите внимательно  на рисунок. Что вы видите? (Листья.) Кто отгадает, с какого они  дерева? Какого они цвета? (Зеленого.) Какого еще цвета бывают листья? Какой формы? Сколько листьев  вы видите? (3) Сколько цветов вы  видите? (2) Какого цвета цветы? (Желтого.) Сколько листьев? (Один) Какого цвета  листок? (Зеленого) Как расположены  цветы и листья? (Сначала нарисован  листок, затем цветок, потом опять  листок.) Значит, в рисунке цветы  и листья чередуются. Что мы  будем рисовать сегодня на  уроке? (Узор в полосе цветов  и листьев.)

Определение последовательности выполнения рисунка:

- Свой рисунок мы начнем  с полосы. Сначала мы чертим  по линейке полосу, в которой  будем рисовать орнамент. Теперь  меркой разделим ее на равные  части. По краям полосы по линейке  проведем прямые линии. В полученные  клетки по шаблону будем обводить  сначала листок, потом цветок, потом  листок, чередуем.

Указания к началу работы:

- А теперь послушайте  внимательно. Альбомный лист мы  располагаем по длине. По линейке  нарисуем полосу во всю длину  листа. Меркой разделим на равные  части. Берем шаблон листка, кладем  его в первую клетку полосы  с левой стороны, обводим его  карандашом. Потом берем шаблон  цветка и т.д. Сначала мы нарисуем  карандашом, а потом раскрасим  красками. Помните: рисуя карандашом, хорошо прижимайте шаблон к  листу бумаги, чтобы он не двинулся, иначе у вас не получится  красивый узор. При работе с  красками хорошо промывайте кисточку  в воде.

Пальчиковая гимнастика. Итак, что мы начинаем рисовать? (см. схемы выполнения.)

Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности:

- Сначала карандашом по  линейке начертили полосу и  клетки. По очереди обводим шаблоны, повторяем последовательность работы, смотрите на мой рисунок. (Когда  дети нарисовали узор простым  карандашом, обратить внимание на  использование основных цветов  рисунка). Листья мы раскрашиваем  зеленым цветом, цветы – желтым.

Подведение итогов работы:

- Ребята, что мы рисовали  сегодня на уроке? (Узор в полосе  из цветов и листьев.) Выставка  работ, оценки (отмечается точность  воспроизведения последовательности  элементов узора, правильный подбор  цвета).

Прежде чем приступить к рисованию даже самых простых по форме предметов, необходимо предварительно провести соответствующую работу по развитию у детей внимания. Поэтому мы предлагаем использовать следующие игры и упражнения.

1.         Предметно-тематический тип: основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными: «Моя семья», «Мое любимое время года», «Я дома», «Кем я стану» и другое.

2.         Образно-символический тип: в основе которого рисование, связанное с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий: «Добро», «Зло», «Счастье», в виде образов, созданных зрительным восприятием и воображением ребенка, а так же изображением эмоциональных состояний и чувств – «Радость», «Гнев», «Удивление».

3.         Упражнения на развитие образного восприятия: задания, основанные на принципе проекции, – «Волшебные пятна», а так же воспроизведение в изображении целостного объекта и его осмысление – «Рисование по точкам».

4.         Игры – упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками и т.д.), изучение их физических свойств и экспериментальных возможностей – рисование пальцами, экспериментирование цветом, пластилином, тестом.

5.         Задания на совместную деятельность могут включать задания всех четырех указанных выше видов. Коллективное рисование направленно на коррекцию проблем общения со сверстниками, улучшение детско-родительских отношений.

Упражнения на использование цвета:

1. Например, можно использовать  нарисованный цветок с 10-15 лепестками, некоторые из них раскрашиваются  тоже красками, но уже разбавленными  водой. При этом, дети с помощью  разных 2-х красок образуют какой-то  один определенный цвет (например: синяя краска и желтая при  смешивании образуют зеленый  цвет) и т.д.

2. Детям предлагается  нарисовать предметы или явления  природы, связанные для них с  каждым цветом. Например, что дети представляют при виде желтого цвета (солнце, юбка, лимон, цветок) и т.д.

Информация о работе Особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта