Особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 07:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта (на примере уроков изобразительной деятельности).
Цель определила необходимость решения следующих задач:
1. Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов по проблеме изучения особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
2. Выявить особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта.

Содержание работы

Введение
1. Проблема изучения особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта в работах отечественных и зарубежных специалистов
1.1 Особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта
1.2 Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта
2. Экспериментальное изучение особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта и их развитие в процессе изобразительной деятельности
2.1 Выявление особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта
2.2 Коррекционное значение изобразительной деятельности в процессе развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта
2.3 Результаты коррекционной работы по развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности.docx

— 140.05 Кб (Скачать файл)

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горим и день, и ночь –

Зеленый, желтый, красный.

Наш домик – светофор,

Мы три родные брата,

Мы светим с давних пор

В дороге всем ребятам.

Мы три чудесных цвета,

Ты часто видишь нас,

Но нашего совета

Не слушаешь подчас.

Самый строгий – красный свет.

Если он горит:

– Стой! Дороги дальше нет,

Путь для всех закрыт!

Чтоб спокойно перешел ты,

Слушай наш совет:

 

 – Жди! Увидишь скоро желтый

В середине свет.

А за ним зеленый свет

Вспыхнет впереди,

Скажет он:

 

 – Препятствий нет,

Смело в путь иди!

Коль выполнишь без спора

Сигналы светофора,

Домой и в школу попадешь,

Конечно, очень скоро!

(А. Северный.)

6. Учитель раздает детям  разноцветные кружки и говорит: «Сейчас будем играть в фонарики. Будем зажигать их по очереди. Когда я скажу: «Зажглись желтые  фонарики», поднимут свои фонарики только те ученики, у кого в руках фонарики желтого цвета. А когда скажу: «Загораются зеленые фонарики», поднимут фонарики те, у кого они зеленого цвета, и т.д.»

Игры и упражнения на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях.

1.         На доске большой лист бумаги. С целью развития умения ориентироваться на плоскости учащимся даются задания:

·          Показать верхний край лист.

·          Показать нижний край листа.

·          Показать левую (правую) сторону.

·          Показать середину листа.

·          Дается елочка из картона, ее надо «посадить» в середину листа. Слева, у самого края, нарисовать белый гриб. Справа – подосиновик; внизу – зеленая травка; высоко вверху, посередине нарисовать яркое солнце.

Аналогично «графический диктант» учащиеся выполняют у себя в тетрадях.

2.         Посередине классной доски нарисована большая клетка для птиц. У детей имеются вырезанные из картона фигурки птиц. Учитель вызывает учащихся к доске, и они выполняют различные упражнения, в процессе которых уточняются понятия: «высоко – низко», «выше – ниже», «вверху – внизу», «справа – слева», «правее – левее», «близко – далеко», «ближе – дальше», «спереди – сзади» и т.д.

3.         На таблице нарисованы цветные геометрические фигуры в несложных комбинациях. Учащиеся рассматривают их, а затем составляют такие же композиции их имеющихся у них фигурок меньшего размера.

4.         У учащихся – конверты с цветными гранеными палочками. Дается задание сложить из них фигуры, глядя на образец.

5.         Упражнение на дифференцировку и использование словесного обозначения пространственных отношений между предметами. Оборудование: магнитная доска и набор плоских моделей для оформления «комнаты»: журнальный столик, два кресла, светильник, картина, торшер, напольная ваза с цветами.

После того, как учащиеся познакомятся с предметами, им предлагается разместить их следующим образом: по середине «комнаты» – журнальный столик,, слева от него – одно кресло, справа – другое, в центре над столиком – светильник, слева у самой стены – торшер, а справа у самой стены – напольная ваза с цветами. Закончив оформление «интерьера», учащиеся делают зарисовку у себя в тетрадях.

Графические упражнения для формирования технических умений и навыков.

Графические навыки рисования относятся к сложным двигательным действиям. Поэтому они вырабатываются лишь под влиянием обучения и путем многократных специально организованных упражнений, требующих длительного времени. Вот некоторые из них:

·          рисование от руки прямых вертикальных линий: «высокие столбы», «заборчик»;

·          рисование от руки прямых горизонтальных линий: «провода», «дорожки», «цветные веревочки»;

·          рисование от руки прямых вертикальных и горизонтальных линий: «лесенки», «окошки», «рамки», «шахматная доска», «качели»;

·          рисование от руки наклонных линий: «идет косой дождь», «ниточки к шарикам, чтобы те не улетали», «высокие горы», «пионерские палатки»;

·          рисование от руки дугообразных линий: «дым идет», «мы клубочек намотаем», «извилистые ручейки», «волны», «фонтанчик», «салют»;

·          рисование замкнутых кругов линий: «воздушные шарики», «разные колечки», «бублики», «разноцветные колеса», «мячики большие и маленькие», «арбуз, апельсин, яблоко, орех».

 

 Учитывая определенные сложности в формировании представлений и двигательных навыков, в первоначальный период обучения целесообразно придерживаться следующей системы:

·          зрительное и двигательно-осязательное формирование образа предмета;

·          составление контура этого предмета из палочек или спичек;

·          построение заданной формы с помощью шаблона (для учащихся с грубыми нарушениями моторики);

·          передача формы предмета с помощью готового контура (трафарета);

·          рисование этой формы в воздухе;

·          рисование по уже готовым контурным линиям (светлый контур обводят более темным карандашом);

·          рисование предмета с использованием опорных (вспомогательных) точек;

·          штриховка и раскраска контурных изображений;

·          рисование на бумаге в клетку;

·          рисование по непосредственному наблюдению на обычных листах бумаги.

Гимнастические упражнения для развития движений руки.

При обучении детей, у которых моторика характеризуется значительным недоразвитием мелких, тонких, дифференцированных движений пальцев и кисти руки, рекомендуется систематически перед началом рисования проводить гимнастические упражнения.

Отдельные упражнения для ведущей руки (под счет):

похлопать ладонью по парте (пальцы вместе, пальцы врозь);

постучать согнутым пальцем по парте;

провести попеременно похлопывание и постукивание согнутыми пальцами по парте;

погладить поверхность парты;

сжать руку в кулак, разжать ее;

согнуть пальцы одновременно и по очереди;

поочередно противопоставить большому пальцу все остальные.

Упражнения с предметами:

составить из мозаики несложные орнаменты (по образцу);

вынимать из коробки по одной цветной палочке и складывать их в «колодец» (работает только кисть руки, большой, указательный и средний пальцы);

разобрать «колодец» по одной цветной палочке; сложить их обратно в коробку;

сжимать маленький мячик (комочек ваты);

раскатывать на доске указательным и средним пальцами одновременно и по очереди шарики из пластилина;

прокатывать цветную палочку или карандаш между большим, указательным и средним пальцами, между большим и средним.

Таким образом, в ходе проведенной коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с нарушением интеллекта мы предполагаем, что при применении различного рода упражнений и уроков по изобразительной деятельности подобных тем, которые мы привели выше, учитель, и не только он, сможет исправить недостатки не только внимания, но и мелкой моторики, которые отрицательно влияют на изображение предметов окружающей действительности.

Используя в своей работе ряд уроков и упражнений по изобразительной деятельности, мы развивали у учащихся со сниженным интеллектом умение длительно сосредотачивать внимание на объекте, интенсивно выполнять несложную однообразную работу, повышая показатели устойчивости внимания. Уделяли большое внимание заданиям, требующим высокого уровня обобщения и осмысления воспринятого. Предварительно стимулировали и активно знакомили с предъявляемыми объектами, что позволяло несколько увеличить объем внимания учеников младших классов с нарушением интеллекта. Организовывали разнообразные виды деятельности на уроке таким образом, чтобы учащиеся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта не испытывали трудности при переключении внимания с одного изображаемого объекта на другой.

 

2.3      Результаты коррекционной работы по развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности

Проведя коррекционно-развивающую работу с младшими школьниками с нарушением интеллекта, нами были сделаны контрольные срезы по методикам констатирующего этапа экспериментального исследования.

Сравнивая результаты контрольного и констатирующего этапа эксперимента, мы сделали соответствующие выводы.

1. Методика «Пьерона-Рузера».

Цель, ход и оценка результатов методики представлены в параграфе 2.1.

Промежуточные результаты методики «Пьерона-Рузера» представлены в Приложении 1 таб. 1.2.

Обобщенный анализ результатов методики «Пьерона-Рузера» представлены в таблице 2.3.1.

Таблица 2.3.1.

Уровень развития объема и устойчивости внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Всего учащихся

Этапы эксперимента

Уровни выполнения задания

высокий

средний

низкий

количество учащихся

%

количество учащихся

%

количество учащихся

%

20

Констатирующий

5

25

8

40

7

35

20

Контрольный

6

30

8

40

6

30


 

Из таблицы 2.3.1. видно, что на контрольном этапе 6 учащихся из 20, что составило 30% от всего количества испытуемых, справились с заданием на высоком уровне. При выполнении задания они были очень внимательны, с интересом выполняли его. Так, например, Саша Р. (8 лет) значительно улучшил свой результат, он быстро запомнил условные обозначения, после первой заполненной строчки перестал смотреть на образец. Сравнивая результат контрольного с результатом констатирующего эксперимента, можно сказать, что уровень развития объема и устойчивости внимания увеличился на 5%.

На среднем уровне задание выполнили 8 учеников из 20, что составило 40% от всего количества испытуемых. Они справились с заданием самостоятельно, старались не смотреть на образец, но допустили незначительные ошибки. Так, например, Саша В. (8 лет) улучшил свой результат. Он на выполнение задания затратил не более 3 минут, допускал незначительные ошибки, но работал аккуратно. Сравнивая результаты констатирующего и контрольного эксперимента, можно сказать, что уровень развития объема и устойчивости внимания остался неизменным.

Работы 6 учащихся из 20, что составило 30% от всего количества испытуемых, были отнесены к низкому уровню. Учащиеся работали небрежно, часто исправляли, допускали ошибки или пропускали фигуры. Так, например, необходимо отметить, что работа Вовы А. (8 лет) хотя и была отнесена к низкому уровню, но ученик повысил свой личный результат. Задание было практически выполнено и уменьшилось количество допускаемых ошибок. Сравнивая результаты двух экспериментов, можно сказать, что уровень развития объема и устойчивости внимания на низком уровне уменьшился на 5%.

Таким образом, на основании полученных данных можно судить, что уровень объема и устойчивости внимания у младших школьников с нарушением интеллекта на контрольном этапе улучшился на 5% и находится на среднем уровне.

Соответственно, можно сделать вывод, что предложенные нами уроки и подобранные упражнения по изобразительной деятельности способствовали повышению уровня развития объема и устойчивости внимания младших школьников с нарушением интеллекта.

2. Методика «Корректурная  проба».

Цель, ход и оценка результатов методики представлены в параграфе 2.1.

Промежуточные результаты методики «Корректурная проба» представлены в Приложении 2 таб.2.2.

Обобщенный анализ результатов методики «Корректурная проба» представлены в таблице 2.3.2.

Таблица 2.3.2.

Уровень развития устойчивости и концентрации внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Всего учащихся

Этапы эксперимента

Уровни выполнения задания

высокий

средний

низкий

количество учащихся

%

количество учащихся

%

количество учащихся

%

20

Констатирующий

6

30

8

40

6

30

20

Контрольный

7

35

9

45

4

20


 

Из таблицы 2.3.2. видно, что на контрольном этапе 7 учащихся их 20, что составило 35% от всего количества испытуемых, справились с заданием на высоком уровне. Эти школьники сосредоточенно и самостоятельно в течение определенного времени работали и не допустили ни единой ошибки. Так, например, Сережа Р. (9 лет) улучшил свой результат, он внимательно проверял сделанное, если допускал ошибки, то замечал их и исправлял самостоятельно. Сравнивая результаты контрольного и констатирующего этапа эксперимента, мы видим, что уровень устойчивости и концентрации внимания на высоком уровне увеличился на 5%.

На среднем уровне задания выполнили 9 учеников из 20, что составило 45% от всего количества испытуемых. При выполнении задания учащиеся работали самостоятельно, на по ходу допускали немногочисленные ошибки. Так, например, Катя П. (8 лет) и Женя В. (8 лет) улучшили свои результаты. Они полностью приняв задание, удержали инструкцию до конца его выполнения. Количество допускаемых ими ошибок значительно уменьшилось. Следовательно, сравнивая результаты двух экспериментов, мы видим, что на среднем уровне на 5% увеличился уровень устойчивости и концентрации внимания младших школьников с нарушением интеллекта.

Информация о работе Особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта