Особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 07:06, курсовая работа
Описание работы
Цель работы - изучение особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта (на примере уроков изобразительной деятельности). Цель определила необходимость решения следующих задач: 1. Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов по проблеме изучения особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта. 2. Выявить особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
Содержание работы
Введение 1. Проблема изучения особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта в работах отечественных и зарубежных специалистов 1.1 Особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта 1.2 Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта 2. Экспериментальное изучение особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта и их развитие в процессе изобразительной деятельности 2.1 Выявление особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта 2.2 Коррекционное значение изобразительной деятельности в процессе развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта 2.3 Результаты коррекционной работы по развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности Заключение Список литературы
Таблица 4.1. Уровень развития
внимания младших школьников с нарушением
интеллекта на констатирующем этапе
Название методики
Уровни выполнения задания
Высокий
средний
низкий
количество учащихся
%
количество учащихся
%
количество учащихся
%
«Пьерона - Рузера»
5
25
8
40
7
35
«Корректурная проба»
6
30
8
40
6
30
«Таблица Шульте»
0
0
7
35
13
65
Таблица 4.2. Уровень развития
внимания младших школьников с нарушением
интеллекта на контрольном этапе
Название методики
Уровни выполнения задания
Высокий
средний
низкий
количество учащихся
%
количество учащихся
%
количество учащихся
%
«Пьерона - Рузера»
6
30
8
40
6
30
«Корректурная проба»
7
35
9
45
4
20
«Таблица Шульте»
2
10
8
40
10
50
Упражнения, направленные на
увеличение объема внимания.
Упражнение №1.
Это упражнение лучше проводить
коллективно, чтобы школьнику было с кем
соревноваться. Приготовьте карточки,
составленные по образцу. По сигналу «внимание»
покажите учащемуся материал, но не больше,
чем на 10 секунд. Учащийся должен постараться
прочесть предъявленный материал и записать
его. При этом скажите школьнику, что если
он записал правильно больше 5 букв в двух
самых длинных словах, то он выиграл. Если
меньше, то проиграл. По мере тренировок
увеличивайте объем материала.
Варианты материала:
1. Бессмысленные слова, содержащие
от 3 до 9 согласных букв,
например:
РБВЛКТМЦ
ЖКПРЧДЗНТК
КПТНСДШРВТБЧ……….
2. Знакомые слова родного языка,
содержащие от 4 до 16 букв,
3. Предложения, содержащие от
5 до 16 букв, например:
Я бегу
Дай мне
Дым идет ….
Это задание можно проводить
так же на цифровом материале.
Упражнения, направленные на
увеличение уровня распределения внимания.
Упражнение №2.
Прочитайте вслух небольшое
предложение. Чтение сопровождается негромким
постукиванием карандашом по столу. Учащийся
должен запомнить текст и посчитать число
ударов. Если вы занимаетесь с несколькими
школьниками, можно провести это упражнение
в форме соревнования. В процессе занятий
количество предложений используемых
в тексте, увеличивается.
Упражнение №3.
Школьнику предлагается таблица,
в которой расположены в беспорядке числа
от 1 до 25. Объясняется, что девять чисел
пропущено, и предлагается за определенное
время зачеркнуть в контрольной графе
те числа, которые пропущены в таблице.
Упражнения, направленные на
усиление концентрации и устойчивости
внимания.
Упражнение №4.
Арифметический диктант, состоящий
из нескольких действий. Например, даны
два числа: 6 и 3 … сложи первое и второе
… и от полученного числа отними 2 … затем
отними еще 4 … запиши ответ.
Упражнение №5.
Учащимся предлагается внимательно
рассмотреть предлагаемые предметы в
течение некоторого времени. Затем предметы
убираются, а школьники должны подробно
их описать, указать величину, цвет, форму
и т.д.
Упражнения, направленные на
тренировку переключения внимания.
Упражнение №6.
Учащимся предлагается таблица
с парами чисел и букв черного и белого
цвета, которую они должны рассмотреть
и найти по порядку все числа черного цвета
от 1 до 12. Все числа белого цвета в обратном
порядке от 12 до 1. После чего поочередно
искать числа черного цвета от 1 до 12 и
белого от 12 до 1.
Упражнения, направленные на
тренировку распределения внимания.
Упражнение №7.
Учащимся предлагается выделить
и подчеркнуть слово, спрятанное среди
букв: БСОЛНЦЕИТРАНВСТОЛРЮДЖМЕТОКГГЩШЩАТМАШ…
Упражнение №8.
Учащимся предлагается две
таблицы, одна с числами, другая пустая,
которую детям необходимо заполнить, расставляя
числа в порядке возрастания.
Данные упражнения можно использовать
на коррекционных занятиях, варьируя и
модифицируя их. А для наибольшего интереса
учащихся можно использовать элемент
соревновательности или игровые компоненты
в ходе коррекции нарушений внимания у
младших школьников с нарушением интеллекта.