Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 05:25, дипломная работа
Соответственно, целью данной работы стала разработка способов реализации проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Объект исследования – проектные исследования в детском саду.
Предмет исследования – проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании.
Введение
Глава I Проектно-исследовательская деятельность и ее роль в образовательном процессе
1.1. Образовательный процесс и его составляющие
1.2. Проектно-исследовательская деятельность как один из методов образовательного процесса
Глава II Особенности организации образовательного процесса и проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях
2.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста
2.2. Особенности проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях
Глава III Проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников
3.1. Реализация проектно-исследовательской деятельности в программах экологического образования дошкольников
3.2. Примеры проектно-исследовательской деятельности дошкольников
Заключение
Список литературы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
КОЛЛЕДЖ
Особенности проектно-исследовательской деятельности дошкольников
( выпускная квалификационная
Москва, 2011
Содержание
Введение |
3 | |
Глава I Проектно-исследовательская деятельность и ее роль в образовательном процессе |
||
1.1. |
Образовательный процесс и его составляющие |
6 |
1.2. |
Проектно-исследовательская деятельность как один из методов образовательного процесса |
10 |
Глава II Особенности организации образовательного процесса и проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях |
||
2.1. |
Психологические особенности детей дошкольного возраста |
19 |
2.2. |
Особенности проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях |
25 |
Глава III Проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников |
||
3.1. |
Реализация проектно-исследовательской деятельности в программах экологического образования дошкольников |
31 |
3.2. |
Примеры проектно-исследовательской деятельности дошкольников |
39 |
Заключение |
58 | |
Список литературы |
61 |
В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.
Подобный подход к процессу обучения формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к исследуемому объекту.
Все это важно в процессе обучения в рамках любого курса, но особенно важно для экологического образования, поскольку основная цель экологического образования – не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения к природе, экологического сознания. Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Именно поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает важное место в процессе экологического образования.
Считается, что проектно-исследовательская деятельность наиболее применима в школах, однако и в дошкольных учреждениях имеются все предпосылки для использования данного метода обучения, тем более что позитивное отношение к окружающему миру, основы экологического сознания закладываются именно в дошкольном возрасте.
Для детей дошкольного возраста очень важно почувствовать себя самостоятельными, но в то же время им необходима поддержка и помощь взрослых. Все это обеспечивается в рамках проектно-исследовательской деятельности.
Таким образом, проблема данного исследования заключается в поиске форм организации проектно-исследовательской деятельности в рамках дошкольных учреждений.
Соответственно, целью данной работы стала разработка способов реализации проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Объект исследования – проектные исследования в детском саду.
Предмет исследования – проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании.
Гипотеза исследования: проектно-исследовательская деятельность дошкольников, если она:
реализуется как через совместную со взрослым деятельность, так и через самостоятельную деятельность дошкольников;
образовательный процесс организуется совместными усилиями различных специалистов (воспитателя, эколога и др.)
Задачи исследования:
Методы исследования:
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты можно использовать для реализации проектно-исследовательского метода при работе с детьми дошкольного возраста, направленной на экологическое воспитание и образование в дошкольном учреждении.
Глава I Проектно-исследовательская деятельность и ее роль в образовательном процессе
1.1. Образовательный процесс и его составляющие
Образование можно охарактеризовать как:
В свою очередь образовательный (педагогический) процесс представляет собой систему обучения, осуществляющую развитие личности, опираясь на раскрытие и использование опыта каждого отдельного ученика путем использования личностно значимых способов целенаправленной учебно-познавательной деятельности.
Важным аспектом современного педагогического процесса является соединение обучения и воспитания, что в особенности характерно для образовательного процесса в рамках детских дошкольных учреждений.
Вопросы единства обучения и воспитания стали подниматься с середины 19 века (и нашли освещение в трудах И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др.), до этого долгое время наблюдалось противопоставление двух данных процессов: обучения и воспитания – считалось, что учитель должен учить, а воспитатель - воспитывать.
В настоящее время педагогический или образовательный процесс рассматривается как система, в рамках которой осуществляется взаимодействие всех ее компонентов.
Компонентами системы, в рамках которой осуществляется педагогический процесс, являются педагоги, их воспитуемые, а также условия воспитания и обучения.
В рамках данной системы можно выделить целевой, содержательный и результативный компоненты.
Целевой компонент педагогического процесса объединяет в себе все цели и задачи педагогической деятельности: начиная от основной, главной цели, т.е. всестороннего и гармоничного развития личности и заканчивая конкретными задачами формирования отдельных качеств.
Содержательный компонент – это смысл, который вкладывают в цели и задачи педагогического процесса.
Результативный компонент является характеристикой достигнутых задач, реализация которых осуществлялась в соответствии с определенной целью.
Таким образом, педагогический или образовательный процесс можно представить в виде педагогической системы, состоящей из отдельных компонентов, которыми являются педагоги, учащиеся, содержание образования, формы организации, методы и средства педагогического процесса, его цели и результаты.
Самые крупные составляющие данной системы называются процессуальные компоненты, таковыми являются обучение и воспитание, находящиеся в тесной взаимосвязи между собой.
Задачами образовательного или педагогического процесса является:
На рисунке 1 отражены основные функции педагогического процесса.
Основные функции педагогического процесса - Рис. 1
В качестве основных принципов организации педагогического процесса можно назвать следующие2:
Классическую структуру педагогического процесса можно представить в виде шести взаимосвязанных компонентов: цель – принципы – содержание – методы – средства – формы. Данная структура отражена на рисунке 2.
Структура педагогического процесса3 – Рис. 2
Методы обучения представляют собой действия педагога и учащегося (воспитанника), посредствам, которых передается и принимается содержание.
Существуют различные классификации методов обучения: традиционная классификация, классификация по назначению, классификация по типу познавательной деятельности, которые отражены на рисунке 3.
| ||||
Практический |
Наглядный |
Словесный |
Работа с книгой |
Видеометод |
Опыт, упражнение, учебно-производительный труд |
Иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся. |
Объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут. |
Чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование |
Просмотр, обучение, упражнение под контролем «электронного учителя», контроль. |
| ||||
Приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность, закрепление, проверка знаний, умений, навыков. | ||||
(И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) | ||||
Объяснительно-иллюстративный, непродуктивный,
проблемное изложение, частично-поисковый
(эврестический), |
Классификация методов обучения – Рис. 3
Одним из методов, приобретающих все большую популярность в современном педагогическом процессе является исследовательский метод, позволяющий учащимся самостоятельно осуществлять деятельность, получать новую информацию и т.п. Разновидностью данного метода является проектно-исследовательская деятельность.
Информация о работе Особенности проектно-исследовательской деятельности дошкольников