Особенности проектно-исследовательской деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 05:25, дипломная работа

Описание работы

Соответственно, целью данной работы стала разработка способов реализации проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Объект исследования – проектные исследования в детском саду.
Предмет исследования – проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании.

Содержание работы

Введение
Глава I Проектно-исследовательская деятельность и ее роль в образовательном процессе
1.1. Образовательный процесс и его составляющие
1.2. Проектно-исследовательская деятельность как один из методов образовательного процесса
Глава II Особенности организации образовательного процесса и проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях
2.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста
2.2. Особенности проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях
Глава III Проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников
3.1. Реализация проектно-исследовательской деятельности в программах экологического образования дошкольников
3.2. Примеры проектно-исследовательской деятельности дошкольников
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

особенности проектно - иследовательской деятельности дошкольников.docx

— 102.80 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
Государственное бюджетное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования города Москвы  
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КОЛЛЕДЖ

 
 

Особенности проектно-исследовательской деятельности дошкольников

( выпускная квалификационная работа)

 

 

 

 

 

Москва, 2011

 

Содержание

 

Введение

3

Глава I Проектно-исследовательская деятельность и ее роль в образовательном процессе

 

1.1.

Образовательный процесс и его составляющие

6

1.2.

Проектно-исследовательская деятельность как один из методов образовательного процесса

 

10

Глава II Особенности организации образовательного процесса и проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях

 

2.1.

Психологические особенности детей дошкольного возраста

19

2.2.

Особенности проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях

 

25

Глава III Проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников

 

3.1.

Реализация проектно-исследовательской деятельности в программах экологического образования дошкольников

 

31

3.2.

 Примеры проектно-исследовательской деятельности дошкольников

 

39

Заключение

58

Список литературы

61


 

 

 

Введение

В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.

Подобный подход к процессу обучения формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к исследуемому объекту.

Все это важно в процессе обучения в рамках любого курса, но особенно важно для экологического образования, поскольку основная цель экологического образования – не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения к природе, экологического сознания. Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Именно поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает важное место в процессе экологического образования.

Считается, что проектно-исследовательская деятельность наиболее применима в школах, однако и в дошкольных учреждениях имеются все предпосылки для использования данного метода обучения, тем более что позитивное отношение к окружающему миру, основы экологического сознания закладываются именно в дошкольном возрасте.

Для детей дошкольного возраста очень важно почувствовать себя самостоятельными, но в то же время им необходима поддержка и помощь взрослых. Все это обеспечивается в рамках проектно-исследовательской деятельности.

Таким образом, проблема данного исследования заключается в поиске форм организации проектно-исследовательской деятельности в рамках дошкольных учреждений.

Соответственно, целью данной работы стала разработка способов реализации проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Объект исследования – проектные исследования в детском саду.

Предмет исследования – проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании.

Гипотеза исследования: проектно-исследовательская деятельность дошкольников, если она:

реализуется как через совместную со взрослым деятельность, так и через самостоятельную деятельность дошкольников;

образовательный процесс организуется совместными усилиями различных специалистов (воспитателя, эколога и др.)

Задачи исследования:

  • Определить место проектно-исследовательского метода в образовательном процессе;
  • Определить психологические и психофизические особенности детей дошкольного возраста;
  • Определить педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
  • Выявить возможность применения проектно-исследовательского метода при работе с детьми дошкольного возраста
  • Дать рекомендации по использованию проектно-исследовательского метода в экологическом образовании дошкольников.

Методы исследования:

  • Методы теоретического исследования: анализ научной литературы по проблемам формирования экологических знаний.
  • Методы эмпирического исследования: обобщение и систематизация педагогического опыта в области формирования экологических представлений детей дошкольного возраста и использования проектно-исследовательского метода.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты можно использовать для реализации проектно-исследовательского метода при работе с детьми дошкольного возраста, направленной на экологическое воспитание и образование в дошкольном учреждении.

 

Глава I Проектно-исследовательская деятельность и ее роль в образовательном процессе

1.1. Образовательный процесс  и его составляющие

Образование можно охарактеризовать как:

  • целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства;
  • синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, взросления и социализации;
  • процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, а также познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей1.

В свою очередь образовательный (педагогический) процесс представляет собой систему обучения, осуществляющую развитие личности, опираясь на раскрытие и использование опыта каждого отдельного ученика путем использования личностно значимых способов целенаправленной учебно-познавательной деятельности.

Важным аспектом современного педагогического процесса является соединение обучения и воспитания, что в особенности характерно для образовательного процесса в рамках детских дошкольных учреждений.

Вопросы единства обучения и воспитания стали подниматься с середины 19 века (и нашли освещение в трудах И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др.), до этого долгое время наблюдалось противопоставление двух данных процессов: обучения и воспитания – считалось, что учитель должен учить, а воспитатель - воспитывать.

В настоящее время педагогический или образовательный процесс рассматривается как система, в рамках которой осуществляется взаимодействие всех ее компонентов.

Компонентами системы, в рамках которой осуществляется педагогический процесс, являются педагоги, их воспитуемые, а также условия воспитания и обучения.

В рамках данной системы можно выделить целевой, содержательный и результативный компоненты.

Целевой компонент педагогического процесса объединяет в себе все цели и задачи педагогической деятельности: начиная от основной, главной цели, т.е. всестороннего и гармоничного развития личности и заканчивая конкретными задачами формирования отдельных качеств.

Содержательный компонент – это смысл, который вкладывают в цели и задачи педагогического процесса.

Результативный компонент является характеристикой достигнутых задач, реализация которых осуществлялась в соответствии с определенной целью.

Таким образом, педагогический или образовательный процесс можно представить в виде педагогической системы, состоящей из отдельных компонентов, которыми являются педагоги, учащиеся, содержание образования, формы организации, методы и средства педагогического процесса, его цели и результаты.

Самые крупные составляющие данной системы называются процессуальные компоненты, таковыми являются обучение и воспитание, находящиеся в тесной взаимосвязи между собой.

Задачами образовательного или педагогического процесса является:

  • стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся;
  • организация познавательной деятельности, нацеленной на овладение научными знаниями, умениями и навыками;
  • развитие мышления, творческих способностей и дарований;
  • выработка определенного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
  • совершенствование учебных умений и навыков.

На рисунке 1 отражены основные функции педагогического процесса.



 


 

 

 

 

 

 

 

 

Основные функции педагогического процесса - Рис. 1

 

В качестве основных принципов организации педагогического процесса можно назвать следующие2:

  • принцип непрерывности педагогического процесса
  • принцип целостного подхода к образованию и воспитанию;
  • принцип целенаправленности;
  • принцип интеграции и дифференциации деятельности педагогов и  их воспитанников;
  • принцип природосообразности;
  • принцип культуросообразности;
  • принцип воспитания в коллективе;
  • принцип последовательности и систематичности в педагогическом процессе;
  • принцип постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной ситуацией (принцип оптимизации).

Классическую структуру педагогического процесса можно представить в виде шести взаимосвязанных компонентов: цель – принципы – содержание – методы – средства – формы. Данная структура отражена на рисунке 2.





 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Структура педагогического процесса3 – Рис. 2

 

Методы обучения представляют собой действия педагога и учащегося (воспитанника), посредствам, которых передается и принимается содержание.

Существуют различные классификации методов обучения: традиционная классификация, классификация по назначению, классификация по типу познавательной деятельности, которые отражены на рисунке 3.

 

  1. Традиционная классификация методов обучения

Практический

Наглядный

Словесный

Работа с книгой

Видеометод

Опыт, упражнение, учебно-производительный труд

Иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся.

Объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут.

Чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование

Просмотр, обучение, упражнение под контролем «электронного учителя», контроль.

  1. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов)

Приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность, закрепление, проверка знаний, умений, навыков.

  1. Классификация методов по типу познавательной деятельности.

(И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)

Объяснительно-иллюстративный, непродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый (эврестический),исследовательский.


 

Классификация методов обучения – Рис. 3

Одним из методов, приобретающих все большую популярность в современном педагогическом процессе является исследовательский метод, позволяющий учащимся самостоятельно осуществлять деятельность, получать новую информацию и т.п. Разновидностью данного метода является проектно-исследовательская деятельность.

Информация о работе Особенности проектно-исследовательской деятельности дошкольников