Особенности проектно-исследовательской деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 05:25, дипломная работа

Описание работы

Соответственно, целью данной работы стала разработка способов реализации проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Объект исследования – проектные исследования в детском саду.
Предмет исследования – проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании.

Содержание работы

Введение
Глава I Проектно-исследовательская деятельность и ее роль в образовательном процессе
1.1. Образовательный процесс и его составляющие
1.2. Проектно-исследовательская деятельность как один из методов образовательного процесса
Глава II Особенности организации образовательного процесса и проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях
2.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста
2.2. Особенности проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях
Глава III Проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников
3.1. Реализация проектно-исследовательской деятельности в программах экологического образования дошкольников
3.2. Примеры проектно-исследовательской деятельности дошкольников
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

особенности проектно - иследовательской деятельности дошкольников.docx

— 102.80 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

1.2. Проектно-исследовательская  деятельность как один из методов  образовательного процесса

Исследовательская деятельность лежит в основе научной деятельности, однако в рамках образовательного процесса данная исследовательская деятельность, хоть и схожа с научной, однако имеет перед собой совершенно иные цели.

Как и научно-исследовательская деятельность, исследовательская деятельность в рамках образовательного процесса предполагает наличие основных этапов:

  • выявление проблемы,
  • ознакомление с информацией, знаниями, касающимися данной проблемы,
  • подбор методик исследования и их освоение,
  • сбор фактического материала исследования,
  • анализ и обобщение полученной информации,
  • формулирование выводов.

Данные этапы являются обязательными при осуществлении исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Основное отличие научно-исследовательской деятельности от учебного исследования состоит в цели деятельности. Если цель научного исследования – получение объективно нового материала, то главным смыслом учебного исследования является развитие личности, приобретение учащимся навыков исследования как способа освоения действительности, развитие исследовательского типа мышления, формирование личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний.

В исследовательской деятельности нет готовых эталонов знания, поскольку явления, наблюдаемые в природе не вписываются в уже готовые схемы, а требуют осуществления анализа каждой конкретной ситуации. Это вызывает и некоторое изменение в характере взаимоотношений учителя и ученика. Возникает ситуация совместного постижения окружающей действительности, а передача навыков происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет педагога.

Исследовательская деятельность должна иметь результат. Однако ее ценность как метода образовательного процесса состоит не в самом результате, а в процессе исследования. Практическая значимость при этом является желательным, но совсем не обязательным эффектом.

Исследовательские учебные работы могут носить различный характер:

Проблемно-реферативные работы. Их выполнение основывается на изучении нескольких литературных источников и предполагает сопоставление данных и информации, полученных из различных источников, в результате чего формируется собственный взгляд на проблему, собственная ее трактовка.

Экспериментальные творческие работы. В основе их выполнения лежит описанный в науке и имеющий известный результат эксперимент. Экспериментальный работы имеют скорее иллюстративный характер, предполагая самостоятельную трактовку результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные работы направлены на наблюдение и описание определенного процесса или явления. Такие работы могут нести в себе элемент научной новизны. Особенностью данных работ является отсутствие корректной методики исследования. Так к натуралистическим работам относятся работы общественно-экологической направленности.

Исследовательские работы выполняются с применением корректной с научной точки зрения методики и имеют собственный экспериментальный материал, на основании которого производится анализ, и делаются выводы о характере явления или процесса.

Одной из распространенных разновидностей исследовательской деятельности является в настоящее время метод проектов.

Метод проектов представляет собой педагогическую технологию, ориентированную скорее на приобретение новых знаний, чем на интеграцию уже имеющихся.

С помощью метода проектов становится возможным формировать те личностные качества, которые могут развиваться лишь в процессе деятельности и не усваиваются вербально. Среди таких качеств:

  • Умение работать в коллективе,
  • Умение брать ответственность за решение,
  • Умение разделять ответственность,
  • Умение анализировать результаты своей деятельности.

В случае проектного метода происходит изменение роли учащихся, поскольку они становятся не пассивными, а активными участниками педагогического процесса. При этом происходит формирование собственного аналитического взгляда учащихся на проблему  на имеющуюся информацию, перестает действовать заданная сверху оценочная схема: «это - верно, а это – неверно». Появляется свобода в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

В процессе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач и т.п. понимание своих ошибок формирует мотивацию к деятельности и личный интерес к получению новых знаний.

Основные педагогические цели метода проектов следующие:

  • намечать ведущие и текущие цели и задачи;
  • искать пути их решения, выбирая оптимальный путь среди альтернативных;
  • осуществлять и аргументировать выбор;
  • предусмотреть последствия выбора;
  • действовать самостоятельно (без подсказки);
  • сравнивать полученное с требуемым;
  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
  • объективно оценивать процесс и результат проектирования.

Принципы педагогического проектирования заключаются выполнении следующих правил, отраженных на рисунке 4.

учащихся, среди которых исследовательский метод имеет наибольшее значение.

Исследовательский метод (метод исследовательских проектов) основывается на формировании навыков освоения окружающего мира с использованием научной методологии.


 



 

 

 

 

 

 

Принципы проектирования  – Рис. 4

 

В процессе работы над проектом могут использоваться различные методы познавательной деятельности

Учебный исследовательский проект структурируется следующим образом:

  • определение целей исследовательской деятельности (данный этап обычно осуществляется педагогом);
  • формулирование проблемы исследования по результатам анализа исходного материала;
  • формулирование гипотезы о способах решения проблемы и возможных результатах исследования;
  • уточнение проблемы;
  • определение процедуры сбора и обработки информации;
  • анализ результатов;
  • оформление результатов и обсуждение возможного их применения.

Педагог должен отслеживать деятельность своих учеников, но при этом предоставлять им свободу действий. Оценка преподавателя и его вмешательство в процесс должны выражаться в форме совета.

Итоговая оценка проекта может проводиться по следующим критериям4:

  • актуальность рассматриваемых проблем, их соответствие изучаемой теме;
  • корректность применяемых методов исследования и обработки результатов;
  • степень активности каждого участника;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • глубина проработки проблемы, привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения;
  • оформление результатов проекта;
  • умение отвечать на вопросы, аргументированность ответов каждого члена группы.

Для педагога организация проектно-исследовательской деятельности является важным вопросом, требующим детальной проработки. При планировании проекта необходимо определиться в следующих вопросах:

  • Тема
  • Количество участников
  • Количество задействованных педагогов и др. лиц
  • Длительность проведения, этапы, временные рамки
  • Возможные проблемы, которые необходимо исследовать в рамках данной тематики.
  • Необходимое оборудование
  • Организация исследования
  • Необходимая теоретическая информация
  • Необходимые практические навыки
  • Характер самостоятельной деятельности
  • Характер оформления и преподнесения результатов.

Проекты могут классифицироваться по различным признакам:

  • по составу участников (дошкольники, младшие школьники и т.п.)
  • по целевой установке;
  • по тематике (экологические, творческие, комплексные и др.)
  • по длительности (краткосрочные, длительные)

 

Вывод

Одним из ключевых вопросов современного образовательного процесса является синтез обучения и воспитания, что в особенности характерно для образовательного процесса в рамках детских дошкольных учреждений.

Сам педагогический процесс представляет собой функционирующую педагогическую систему, в состав которой входят компоненты: педагог, учащийся, содержание образования, формы организации педагогического процесса, методы педагогического процесса и т.д.

Одним из методов, приобретающих все большую популярность в современном педагогическом процессе, является исследовательский метод. Разновидностью данного метода является проектно-исследовательская деятельность.

Главным смыслом учебного исследования является развитие личности, приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося. В исследовательской деятельности нет готовых эталонов знания, явления, увиденные в живой природе они требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации.

Подобный подход к процессу обучения формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к исследуемому объекту.

Все особенно важно для экологического образования, поскольку основная цель экологического образования – не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения к природе, экологического сознания. Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Именно поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает важное место в процессе экологического образования.

Считается, что проектно-исследовательская деятельность наиболее применима в школах, однако и в дошкольных учреждениях имеются все предпосылки для использования данного метода обучения. Однако, при организации данной работы с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей.

 

Глава II Особенности организации образовательного процесса и проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях

2.1. Психологические особенности  детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст представляет собой этап психического развития с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет).

Выделяют три периода дошкольного возраста:

  • младший дошкольный возраст (3-4 года),
  • средний (4-5 лет)
  • старший (5-7 лет).

Для периода дошкольного детства характерно формирование основных индивидуально-психологических особенностей ребенка, кроме того на данном этапе развития создаются основные предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности.

Для этого периода детства характерны следующие черты5:

  • максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей;
  • максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов потребностей (материальных, духовных, познавательных);
  • минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды.

В дошкольный период происходит формирование многих умений, способностей, знаний. Обучение и воспитание детей в данный период активно стимулируют развитие всех познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, речи и др. При этом характерно, что чем раньше начинается процесс обучения и воспитания, тем быстрее и эффективнее происходит психическое развитие.

Информация о работе Особенности проектно-исследовательской деятельности дошкольников