Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 05:25, дипломная работа
Соответственно, целью данной работы стала разработка способов реализации проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Объект исследования – проектные исследования в детском саду.
Предмет исследования – проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании.
Введение
Глава I Проектно-исследовательская деятельность и ее роль в образовательном процессе
1.1. Образовательный процесс и его составляющие
1.2. Проектно-исследовательская деятельность как один из методов образовательного процесса
Глава II Особенности организации образовательного процесса и проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях
2.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста
2.2. Особенности проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях
Глава III Проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников
3.1. Реализация проектно-исследовательской деятельности в программах экологического образования дошкольников
3.2. Примеры проектно-исследовательской деятельности дошкольников
Заключение
Список литературы
Так как в силу психофизиологических особенностей, ребенок дошкольного возраста неспособен долго концентрировать внимание на одном объекте, то есть долговременно и целенаправленно работать в одном направлении, необходимо, чтобы первые исследовательские проекты были ограничены по времени.
Сама проблема проекта должна лежать в области познавательных интересов детей, поскольку только в этом случае будет обеспечена их мотивация и включение в самостоятельную работу. В процесс реализации проекта целесообразно включить экскурсии, наблюдения, социальные акции, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).
У ребенка в данном возрасте еще нет достаточных навыков работы с информацией, поэтому и педагог и родители должны оказывать ему помощь на этапе сбора и анализа информации. Если сбор материалов организован правильно, для ребенка это будет веселым и приятным занятием. Однако еще сложнее для ребенка решить, что делать с полученной информацией: как следует ее анализировать, обобщать и в каком виде следует ее представлять.
Поскольку для ребенка старшего дошкольного возраста становится важным результат его деятельности, этап защиты проекта пропускать ни в коем случае нельзя. Без защиты проект не может быть завершенным.
Защита как финальный этап проектно-исследовательской деятельности является главным этапом обучения. Данный этап позволяет решить несколько задач:
Защита проекта должна осуществляться публично. При этом следует привлекать авторов других проектов и просто зрителей - детей, педагогов, родителей. В процессе защиты своего проекта дошкольник учится излагать материал, свои мысли, сталкивается с другими взглядами на рассматриваемую проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Таблица 1. Этапы проектной деятельности с детьми дошкольного возраста
Этапы проекта |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1 этап |
1. Формулирует проблему (цель). При
постановке цели определяется
и продукт проекта. |
1. Вхождение в проблему. |
2 этап |
4. Помогает в решении задачи. |
5. Объединение детей в рабочие
группы. |
3 этап |
7. Практическая помощь (по необходимости). |
7. Формирование специфических |
4 этап |
9. Подготовка к презентации. |
8. Продукт деятельности готовят
к презентации. |
Таким образом, метод проектов является весьма эффективным методом работы с детьми дошкольного возраста, поскольку он позволяет ребенку экспериментировать, а затем синтезировать полученные знания. Данный метод способствует развитию творческих способностей, коммуникативных навыков, что приводит к более легкой адаптации ребенка к меняющимся условиям обучения.
Вывод
Дети дошкольного возраста могут также эффективно, как и школьники осуществлять проектно-исследовательскую деятельность, поскольку их психологические особенности дают к этому все предпосылки:
Однако ряд особенностей психологического и психофизического развития детей данного возраста создают необходимость некоторой корректировки процесса проектно-исследовательской деятельности, в соответствии с данными особенностями, а именно:
Поэтому проектно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении должна осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование должно быть посильным, интересным и доступным.
Глава III Проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников
3.1. Реализация проектно-
Конечная цель экологического образования – формирование экологического мировоззрения, экологической культуры. Однако чтобы данная цель была достигнута, необходима соответствующая организация образовательного процесса.
В настоящее время основной акцент делается на естественнонаучную составляющую экологического образования, а культурный компонент часто упускается из виду. Такое положение вещей недопустимо, поскольку в таком случае экологическое образование теряет свой первоначальный смысл, поэтому необходимо, во-первых, объединение гуманитарных и естественнонаучных знаний, причем основной упор делаться не только на экологический материал, но и на общечеловеческие ценности в целом, а во-вторых создание условий для эмоциональной вовлеченности учащихся. Особую важность при этом приобретает формирование субъектного личного отношения к рассматриваемым вопросам.
В основе гуманистически ориентированного образовательного процесса, нацеленного на формирование у детей дошкольного возраста экологического сознания, лежит прием постепенного погружения ребенка в окружающую природную среду, что вызывает глубокое эстетическое восприятие природы, осознание ее законов, желание находится в гармонии с окружающим миром, и жить в соответствии с его законами.
Таким образом, процесс формирования всесторонне и гармонично развитой личности требует объединения различных элементов, составляющих мировую культуру – как гуманитарных, так и естественнонаучных.
Очень важно при этом осуществлять единый подход к экологическому воспитанию, как в рамках семьи, так и в рамках образовательного учреждения, поскольку нравственно-эстетические и ценностные ориентации детей формируются, в первую очередь, при наблюдении соответствующего примера в повседневной жизни. В связи с этим, и родители, и воспитатели должны сами хорошо понимать суть экологических проблем и причин их порождающих и вовлекать детей в природосозидательную деятельность.
Очевидно, что в данном аспекте существенную роль играет взаимодействие специалиста-эколога, педагогического коллектива детского дошкольного учреждения и взрослых членов семей воспитанников.
Примером удачного взаимодействия может стать участие дошкольников, а также членов их семей в проектно-исследовательской деятельности, обеспечивающей интеграцию творческой и познавательной активности детей.
В настоящее время вопросы экологического образования представлены как в рамках комплексных программ экологического образования, так и целевыми программами экологического образования.
Программы дошкольного экологического образования в настоящее время весьма многочисленны, поэтому по своему характеру их объединяют в несколько групп.
Программы первой группы акцентируют внимание на вопросах классической экологии (ознакомление детей с взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.). К таким программам можно отнести программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», Н.Н. Кондратьевой «Мы» (Санкт-Петербург), А.В. Королевой «Экологическая дорожка» (Калининград), Ж.Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка» (Москва).
Для программ второй группы характерно акцентирование внимания на эстетическом и нравственном воспитании детей, при этом вопросы непосредственно экологии отходят на второй план. Природные объекты в рамках данного типа программ рассматриваются с позиций «стихий» (земля, воздух, вода, огонь). К данной группе можно отнести программы В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик», И.Г. Белавиной, Н.Г. Найденской «Планета - наш дом», Т.И. Поповой «Мир вокруг нас».
Программы третьей группы выделяется по степени преобладания в их содержании вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, валеологии и т.п.). К программам данной группы относятся программы Н.Н. Вересова «Мы - земляне» (г. Мурманск), Т.В. Потаповой «Детский сад XXI века», Л.М. Клариной «Экономика и экология» (Москва).
Наиболее распространены дошкольные учреждения, работающие по программам С.Н. Николаевой «Юный эколог» и Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа».
Исследование, проектно-исследовательская деятельность является важным элементом программ экологического образования, поскольку она способствует формированию экологической культуры личности, актуализации знаний, умений и навыков детей, способствует практическому применению данных знаний в процессе взаимодействия с окружающим миром. Проектно-исследовательская деятельность реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, дает возможность объединять коллективную и индивидуальную деятельность в рамках едино педагогического процесса. В конечном счете, данная технология обеспечивает рост личности ребенка.
Реализация экологического проекта способствует не только формированию основ экологического мировоззрения, и развитию ребенка как личности, но и оказывает оздоровительное влияние, поскольку значительная часть работы обычно проводится на открытом воздухе.
Проектно-исследовательская деятельность может осуществляться в рамках работы ДОУ как дополнение к общеразвивающим, комплексным программам («Истоки», «Детство», «Развитие», «Радуга» и др.), так и в рамках программам экологического направления.
Так в программе С.Н. Николаевой «Юный эколог» отмечается, что материал программы должен реализовываться через различные виды практической деятельности: уход за животными и растениями, ведения календаря природы, проведение опытов, участие в подготовке и проведении акций.
Основной целью программы является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
В программе представлено пять разделов; первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания, третий прослеживает их роль в процессе онтогенеза - роста и развития отдельных видов растений и высших животных, в четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать, пятый раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой8.
Таким образом, программа позволяет широко использовать проектную деятельность для реализации ее задач.
Основная цель программы Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» - воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним9.
Программа состоит из десяти блоков занятий, каждый из которых включает в себя обучающий и воспитывающий компоненты, постепенно переходя от простых к более сложным знаниям.
Пять блоков посвящены неживой природе («Вода», «Воздух», «Почва», «Солнце», «Камни, песок и глина»), три блока - живой природе («Растения», «Животные», «Лес») и два блока затрагивают взаимодействие человека с природой («Я и природа», «Человек и природа»).
В данной программе особое внимание уделяется вопросу формированию целостного взгляда на природу и человека. Дети получают первые представления о взаимосвязях, имеющих место в природе, и на этой основе формируются начала экологического мировоззрения и культуры, а следовательно, ответственное отношение к окружающей природной среде и к своему здоровью. Дети начинают осознавать, в какой тесной взаимосвязи между собой находятся компоненты природной среды и насколько сильно живые организмы зависят от среды своего обитания.
Человек в рамках данной программы рассматривается как неотъемлемая часть природы, что позволяет сформировать у дошкольников понимание проблем взаимоотношения человека и окружающей его среды, а также последствий человеческой деятельности.
Существенное значение в программе имеет нравственный аспект: формирование представлений о самоценности природной среды, формирование эмоционально положительного отношения к природной среде, выработка первых навыков экологически безопасного поведения, как природе, так и в повседневной жизни. У детей появляются первоначальные умения, дающие им возможность осуществлять практическую деятельность по охране окружающей среды.
Таким образом, в программах реализовывается различные формы деятельности по ознакомлению с природой, они имеют практическую направленность и имеют своей целью не только приобретение теоретических знаний, но формирование способности к самостоятельной деятельности.
Программа Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» также предусматривает осуществление проектно-исследовательской деятельности как метода осуществления педагогического процесса. Так в рамках данной программы реализуется проект «Мое дерево», который будет рассмотрен более подробно в следующем разделе.
Программа «Расти умным, здоровым, смелым, умелым и воспитанным»
Реализуется на основе условно выделенных четырех учебных блоков, разделенных по видам деятельности10:
Информация о работе Особенности проектно-исследовательской деятельности дошкольников