Особенности проектно-исследовательской деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 05:25, дипломная работа

Описание работы

Соответственно, целью данной работы стала разработка способов реализации проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Объект исследования – проектные исследования в детском саду.
Предмет исследования – проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании.

Содержание работы

Введение
Глава I Проектно-исследовательская деятельность и ее роль в образовательном процессе
1.1. Образовательный процесс и его составляющие
1.2. Проектно-исследовательская деятельность как один из методов образовательного процесса
Глава II Особенности организации образовательного процесса и проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях
2.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста
2.2. Особенности проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях
Глава III Проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников
3.1. Реализация проектно-исследовательской деятельности в программах экологического образования дошкольников
3.2. Примеры проектно-исследовательской деятельности дошкольников
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

особенности проектно - иследовательской деятельности дошкольников.docx

— 102.80 Кб (Скачать файл)

1 направление – здоровье и  физическое развитие.

  1. Беседы «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!», «Советы доктора Пилюлькина», «Уроки Бронхи – брата»
  2. Физкультурное развлечение «Быстрее, выше, дальше», «В гостях у Нептуна»
  3. День здоровья «Весёлый мяч»
  4. Сбор лекарственных растений: «От болезней и мучений нас спасут плоды растений!»

2 направление – экологическое  воспитание.

  1. Беседа «В природе нет ничего лишнего».
  2. Фотовыставка «Удивительное - рядом».
  3. Акция «Озеленение территории детского сада – посадим дерево».
  4. Целевая экскурсия на луг «Здравствую, луг!».
  5. Праздник цветов (в программе: стихи, загадки, спортивные этюды, подвижные игры, приметы, головоломки).
  6. Викторина «Природа – наш друг!», «Знатоки леса».
  7. Экологические игры «Что было бы, если из леса исчезли…», «Где что зреет?», «Распределение плодов по вкусу, цвету, форме».

3 направление – речевое развитие.

  1. Составление рассказов «Приключение Муравьишки», «Мой любимый вид спорта» (создание малой спортивной энциклопедии).
  2. Речевые физкультминутки.
  3. Придумывание загадок о деревьях, цветах.
  4. Копилка загадок, пословиц, поговорок о лете.
  5. Инсценировка стихотворения «Цветное молоко».

4 направление – игровая деятельность.

  1. Сюжетно- ролевые игры «Садовник», «Юные строители».
  2. Словесные игры «Кто больше заметит небылиц?», «Назовите растение», «Четвёртый лишний».
  3. Коммуникативные игры «Кто больше назовёт?», «Придумай небылицу».
  4. Пазлы, разрезные картинки «Животный мир»

5 направление – детское экспериментирование.

  1. Проведение опытов с песком и с водой.
  2. Изучение энциклопедий: «Почему песок бывает разным?», «Почему в пустыне растут кактусы?», «Растения – фитоспасатели: мята, календула, подорожник, ромашка».
  3. Занятие «Солнечные зайчики».
  4. Интегрированное занятие «Путешествие в Фитоландию».

6 направление – трудовое воспитание.

  1. Акция «Трудовой десант» (совместно с родителями) – уборка мусора, обрезка кустов, посадка цветов.
  2. Конкурс детских работ по ручному труду: создание книжек – малышек «Лето – удивительная пора».
  3. Работа в цветнике и на огороде «Растут цветы для красоты, а овощи – для здоровья».

7 направление – изобразительная  деятельность.

  1. Открытие на участке «Творческой мастерской».
  2. Оформление выставки «Летние виды спорта». Создание малой спортивной энциклопедии.
  3. Конкурс рисунков «Вода и краски».
  4. Смотр-конкурс «Юный флорист».
  5. Изготовление из бумаги панамок.
  6. Изготовление игрушек – животных из природного материала.

8 направление «Вместе с семьёй»

  1. Спартакиада «Спорт и смех – в семье успех!».
  2. Изготовление атрибутов для спортивных и подвижных игр «Умелые руки не знают скуки».
  3. Турпоход «Здравствуй, лес, полный сказок и чудес!».
  4. Изготовление семейных фотоальбомов «Лето – 2009».

9 направление – художественная  литература.

  1. Конкурс стихов о лете.
  2. Развлечение «Страна загадок».
  3. Литературные посиделки «Читаем вместе о лете»: Н. Калинина «Как Сашу обожгла крапива», В. Берестов «Весёлое лето», Н. Полякова «Доброе лето», М. Пришвин «Золотой луг», З. Александрова «Дождик».

10 направление – музыкальная  деятельность.

  1. Утренник «Здравствуй, солнце! Здравствуй, лето!».
  2. «Музыкальная копилка» (слушаем и поём песни о лете).
  3. Хороводные игры
  4. Беседа «Природа и музыка».
  5. День именинника.

Таким образом, в рамках данного проекта был в полной мере реализован интегрированный подход.

Исходя из рассмотренных проектов, можно сделать вывод, что проектно-исследовательская деятельность вызывает у детей дошкольного возраста живой интерес, они с удовольствием участвуют в проектах, вносят свой вклад в его организацию и развитие. Соответственно и эффективность полученных знаний существенно выше, т.к. невозможно забыть ту информацию, которую нашел и подготовил сам.

При подготовке проекта и педагогам следует проявлять фантазию. Как видно из приведенных примеров проекты могут осуществляться по различным темам, включать в себя различные виды деятельности – не только исследовательскую, носить как экологический, как и комплексный характер, осуществляться в рамках ДОУ или совместно со школами и т.д.

Однако в любом случае требуется четкое планирование и организация деятельности. Для этого педагогам следует ответить на следующие вопросы:

  • Какова цель проекта?
  • Кто будет участвовать в данном проекте (какие педагоги, дети, будут ли принимать участие родители и т.д.)
  • Какова направленность проекта? (будет ли он носить сугубо экологический характер или являться комплексным)
  • Будет ли проект осуществляться только силами ДОУ или совместно со школами, музеями и т.д.
  • Какова планируемая продолжительность проекта? (продолжительность во многом зависит от выбранной темы).
  • Какова тема проекта? (ответ на этот вопрос может дать общение с детьми, поскольку тема проекта должна быть им интересна).
  • Какое оборудование и материалы необходимы для реализации проекта?
  • Какое финансовое обеспечение необходимо для проекта? (возможно необходима закупка оборудования и т.п.)
  • Какие этапы будут выполняться в процессе реализации проекта?
  • Какую роль будут выполнять участники проекта на каждом этапе?
  • Какие результаты должны быть достигнуты в конце каждого этапа?
  • Какие результаты должны быть достигнуты в результате реализации сего проекта и как они будут представлены.

 

Выводы

В настоящее время вопросы экологического образования представлены как в рамках комплексных программ экологического образования, так и целевыми программами экологического образования.

При этом проектно-исследовательская деятельность может осуществляться в рамках работы ДОУ как дополнение к общеразвивающим, комплексным программам, так и в рамках программам экологического направления.

Проектно-исследовательская деятельность как метод экологического образования приобретает в последнее время все большую популярность. Это связано с его эффективностью, а также с общей тенденцией в образовании – переходе от изучения конкретных знаний к методам их получения.

Тематика экологических проектов может быть самой разнообразной.

Однако в любом случае цели проектно-исследовательской деятельности как метода экологического образования будут достигнуты только в случае, если педагоги придерживаются определенных правил, основные из которых следующие:

  • работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу,
  • необходимо предоставить детям свободу выбора.
  • Необходимо избегать назидательности и лозунгов, поскольку экологически грамотное поведение основывается на понимании, а не на запоминании.

Любая проектно-исследовательская деятельность вне зависимости от темы исследования должна включать такие этапы, как выбор темы и объекта, подготовка материалов и оборудования, получение начальных теоретических знаний об объекте, проведение исследований, обобщение результатов исследований, выводы, представление результатов.

 

Заключение

Проектно-исследовательский метод приобретает в настоящее время все большую популярность в современном педагогическом процессе.

Главной задачей проектного исследования является активизация личностной позиции, исследовательского мышления. В исследовательской деятельности нет готовых эталонов знания, явления, увиденные в живой природе, они требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации.

Подобный подход формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к исследуемому объекту.

Это особенно важно для экологического образования, поскольку основная цель экологического образования – не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения к природе, экологического сознания. Данный процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Именно поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает важное место в процессе экологического образования.

Считается, что проектно-исследовательская деятельность наиболее применима в школах, однако и в дошкольных учреждениях имеются все предпосылки для использования данного метода обучения. Однако при организации данной работы с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей.

Дети дошкольного возраста могут также эффективно, как и школьники осуществлять проектно-исследовательскую деятельность, поскольку их психологические особенности дают к этому все предпосылки: стремление к исследованию, познанию на основе ощущений, стремление к самостоятельной деятельности, независимо от взрослых, интерес к той информации, которую можно применять практически, стремление к разнообразию видов деятельности.

Однако ряд особенностей психологического и психофизического развития детей данного возраста создают необходимость некоторой корректировки процесса проектно-исследовательской деятельности, в соответствии с данными особенностями, а именно: малый объем накопленных знаний и опыта, постоянная потребность к взаимодействию со взрослыми, неспособность к длительному сосредоточению на одном виде деятельности, ограниченная возможность самостоятельной работы с источниками информации.

Поэтому проектно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении должна осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование должно быть посильным, интересным и доступным.

В настоящее время вопросы экологического образования представлены как в рамках комплексных программ экологического образования, так и целевыми программами экологического образования.

При этом проектно-исследовательская деятельность может осуществляться в рамках работы ДОУ как дополнение к общеразвивающим, комплексным программам, так и в рамках программам экологического направления.

Тематика экологических проектов может быть самой разнообразной.

Однако в любом случае цели проектно-исследовательской деятельности как метода экологического образования будут достигнуты только в случае, если педагоги придерживаются определенных правил, основные из которых следующие:

  • работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу,
  • необходимо предоставить детям свободу выбора.
  • Необходимо избегать назидательности и лозунгов, поскольку экологически грамотное поведение основывается на понимании, а не на запоминании.

Любая проектно-исследовательская деятельность вне зависимости от темы исследования должна включать такие этапы, как выбор темы и объекта, подготовка материалов и оборудования, получение начальных теоретических знаний об объекте, проведение исследований, обобщение результатов исследований, выводы, представление результатов.

При подготовке проекта и педагогам следует проявлять фантазию. Проекты могут осуществляться по различным темам, включать в себя различные виды деятельности – не только исследовательскую, носить как экологический, как и комплексный характер, осуществляться в рамках ДОУ или совместно со школами и т.д.

Однако в любом случае требуется четкое планирование и организация деятельности.

Информация о работе Особенности проектно-исследовательской деятельности дошкольников