Особенности проектно-исследовательской деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 05:25, дипломная работа

Описание работы

Соответственно, целью данной работы стала разработка способов реализации проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Объект исследования – проектные исследования в детском саду.
Предмет исследования – проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании.

Содержание работы

Введение
Глава I Проектно-исследовательская деятельность и ее роль в образовательном процессе
1.1. Образовательный процесс и его составляющие
1.2. Проектно-исследовательская деятельность как один из методов образовательного процесса
Глава II Особенности организации образовательного процесса и проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях
2.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста
2.2. Особенности проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях
Глава III Проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников
3.1. Реализация проектно-исследовательской деятельности в программах экологического образования дошкольников
3.2. Примеры проектно-исследовательской деятельности дошкольников
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

особенности проектно - иследовательской деятельности дошкольников.docx

— 102.80 Кб (Скачать файл)

Проект назывался «Эта удивительная соль». Данный проект стал следствием отдыха одного из воспитанников МДОУ на соленом озере Баскунчак. В результате чего у детей возникло множество вопросов: «Что такое соль?», «Откуда она берется? Как ее добывают?», «Почему море соленое?» и др.

В работе над проектом «Эта удивительная соль» принимали участие и дети, и родители, и воспитатели.

Проект объединил два индивидуальных исследования:

  • «Почему соль соленая и такая разная?»
  • «Волшебница соль»

Цель проекта: Формировать представление о соли как необходимом для человека продукте.

Задачи:

  1. Выяснить, откуда берется соль.
  2. Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Почему соль разная?
  3. Исследование свойства соли опытным путем.
  4. Поиск информации о соли в художественных произведениях.
  5. Стимулирование познавательной активности, создание условий для осуществления исследовательской деятельности.
  6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков дошкольников.
  7. Развитие воображения, любознательности и уверенности в своих способностях.
  8. Воспитание интереса и любви к устному народному творчеству.

Исходя из доминирующего метода, данный проект носил исследовательский и творческий характер. Взаимодействие осуществлялось в рамках пары ребенок – взрослый. По характеру контактов проект являлся разновозрастным, по количеству участников проект – групповым, по продолжительности осуществления – среднесрочным.

Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов:

1. Этап  проектирования включал в себя  следующую деятельность:

  • Беседы («Что такое соль и для чего она нужна?», «Что мы хотим узнать о соли?», «Где можно найти нужную информацию»);
  • рассматривание энциклопедий, чтение книг;
  • формулировка проблемных вопросов;
  • выдвижение гипотез;
  • планирование работы.

Целью данного этапа было научить детей задавать вопросы, самостоятельно выдвигать гипотезы, формулировать тему, планировать свою работу.

Итогом первого этапа стал план дальнейшей работы:

  • Сбор сведений о соли из разных источников информации.
  • Знакомство с художественными произведениями, в которых есть упоминание о соли
  • Исследование, почему соль бывает разного цвета.
  • Выращивание кристаллов соли.
  • Фотографирование
  • Составление презентации: «Эта удивительная соль», «Такая разная соль».

Следующий этап проекта - технологический - включал в себя:

  • сбор информации из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, телепередачи, Интернет);
  • беседы («Соль в пословицах, поговорках, загадках», «Какая бывает соль?»);
  • сбор образцов соли (морская пищевая, поваренная, каменная, йодированная, «Экстра», соль для ванн);
  • опыты («Растворяется ли соль в воде?», «Как влияет соль на свойства воды?», «Куда девается соль при испарении?», «Выращивание кристаллов»);
  • наблюдения («Как мама использует соль?»).

Рефлексивный этап включал:

  • обобщение и систематизация полученных знаний;
  • фиксирование результатов полученных знаний (фотоальбом, полезные советы, памятка «Как вырастить кристалл?», выращенные кристаллы, слайды «Соляные пещеры»);
  • формулирование выводов;
  • подготовку и проведение презентации.

Последний заключительный этап данного проекта заключался в интересном рассказе о проведенном исследовании детям, их родителям и воспитателям.

В том же учреждении осуществлялся и другой проект «Кора – одежда для растений».

Данный проект объединил три темы исследований:

  • «Такая разная кора»
  • «Берестяное кружево»,
  • «Кому кроме деревьев нужна кора (приносит ли кора кому-то пользу)».

Целью проекта было формирование представлений детей о защитных функциях коры и ее использовании.

Задачи проекта:

  • формирование элементарных научно-экологических знаний, доступных пониманию ребенка дошкольного возраста;
  • развитие познавательного интереса к живой природе;
  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и дошкольника поведения;
  • формирование представлений о разнообразии коры и об использовании коры человеком;
  • знакомство детей с корой как природным материалом, используемым для изготовления предметов разного назначения (народные промыслы);
  • знакомство детей с применением коры в медицине.

Первый этап проекта являлся экспедиционным. На данном этапе дети познакомились:

  • с особенностями коры разных деревьев (какого цвета, гладкая или шероховатая, имеет ли запах);
  • сравнили кору молодых и старых деревьев;
  • собрали кору для создания коллекции;
  • природный материал для изготовления поделок;
  • обнаружили следы повреждений, нанесенных деревьям человеком.

Во время экспедиции детей интересовало буквально всё:

  • Зачем деревьям кора?
  • Почему кора разная?
  • Чем пахнет кора?
  • Что будет с деревом, если содрать кору?
  • Почему деревья не могут жить без коры?
  • Зачем белят стволы деревьев?
  • Почему у маленькой березки кора коричневая, а у большой – белая?

После экспедиции была проведена конференция, в ходе которой дети рассказали о том, что нового они узнали и чему научились, обменялись впечатлениями и поделились своими дальнейшими планами.

В процессе мозгового штурма дети сформулировали вопросы и выдвинули гипотезы своих будущих исследований.

Технологический этап включил в себя сбор информации из самых различных источников: дети обратились за помощью к взрослым, к энциклопедиям, книгам, сказкам, вели наблюдения за деревьями на территории детского сада. Была организована экскурсия в музей природы, где воспитанникам рассказали о деревьях, произрастающих в Мещере, о том, как используется кора различных деревьев.

С родителями дети посетили магазин, где продают сувениры, изготовленные из коры деревьев, аптеку, где получили информацию о целебных свойствах коры и приобрели ее.

Были проведены беседы:

  • «Как человек использует кору»;
  • «Что такое берестяные грамоты и когда они появились?»;
  • «Как добывают бересту для поделок?

По доминирующему методу данный проект являлся социально-исследовательским, по содержания включал ребенка и природу, носил межпредметный характер, по характеру участия – ребенок являлся участником проекта от идеи до результата. Проект осуществлялся внутри одной возрастной группы, по количеству участников являлся групповым, по продолжительности – долгосрочным.

Итогом проекта стали:

  • Коллекция «Такая разная кора»;
  • Панно «Кора лечит», «Кора кормит», «Чем пахнет кора?»;
  • Коллекция поделок и сувениров из коры.

Проект «Биоценоз березовой рощи поселка Южный». В состав данного проекта входят следующие направления: формирование знаний об окружающем мире, в том числе о природе, развитие речи детей, художественное воспитание. Проектно-исследовательская деятельность при этом органично входит во все остальные виды деятельности, составляя с ним единое целое.

Цель проекта – формирование исследовательских способностей старших дошкольников в процессе изучения живой природы.

Задачи проекта:

  • Сформировать знания о живой и неживой природе
  • Привить навыки экологически грамотного поведения в природе;
  • Дать представления о березовой роще как о зеленом доме растений и животных
  • Развивать у детей способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • Воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания проблемных ситуаций и постановки опытов;
  • Расширить представления детей о социальной значимости березовой рощи.

В рамках проекта осуществлялась разработка следующих тем индивидуальных исследований дошкольников:

  • Кто посадил березку?
  • Как березка готовится к холодной зиме?
  • Кому нужна березка?
  • Что для меня моя березка?

Данный проект – это методическое пособие для работы с детьми подготовительной к школе группы детского сада при изучении базового курса «Ознакомление с окружающим» по программе С. Н. Николаевой «Экологическое воспитание в детском саду». При некоторой адаптации с проектом можно работать по пособию А.И. Ивановой «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду».

Продолжительность проектно-исследовательской деятельности определялась следующими факторами:

  • Особенностями изучаемого явления (сезонные изменения в жизни дерева, осень-зима);
  • Наличием свободного времени;
  • Заинтересованностью детей, их отношением к предлагаемому виду деятельности.

Поэтому проект носил долгосрочный характер.

На подготовительном этапе были обсуждены вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью, определены цель и задачи проекта, составлен список необходимого оборудования, разработан план-график работы, подготовлена методическая и художественная литература, дидактические игры по теме проекта, приобретены необходимые принадлежности для практических занятий, создана лаборатория «Маленькие волшебники» для экспериментальной деятельности.

В ходе реализации проекта было организовано выполнение дошкольниками самостоятельных исследований (экспериментов, опытов, наблюдений), проведены дидактические игры, ознакомление с литературой по теме проекта.

В процессе совместной работы детей и взрослых над проектом был создан Музей природы «Человек, деревья, птицы и трава – едины корни нашего родства!», альбом «Березонька», фотоальбом, книги-самоделки.

Презентация проекта проходила в форме просмотра видеофильма «Экспедиция в березовую рощу поселка «Южный», концерта, где были продемонстрированы итоги реализации проекта.

Проектная деятельность не обязательно может носить чисто экологическую направленность. Возможно объединение нескольких направлений в рамках одного проекта. Примером этого является проект, осуществленный в МДОУ №225 «Лето – удивительная пора!».

Данный проект был реализован в рамках ДОУ в летний период и был нацелен на то, чтобы деятельность детей в это т период была более содержательной, интересной и познавательной.

В проекте участвовали: дети дошкольного возраста, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители.

Цель проекта: обогащение впечатлений детей о разнообразии природы в летний период.

Задачи проекта:

    1. Создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей посредством использования природных факторов.
    2. Воспитание у детей любви к живому, желания оберегать и защищать природу.
    3. Развитие познавательного интереса и формирование навыков экспериментирования.
    4. Расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе.
    5. Воспитание привычки повседневной физической активности.
    6. Способствование вовлечению родителей дошкольников в совместную с ребенком деятельность.

Реализация проекта велась через различные виды деятельности по нескольким направлениям:

Информация о работе Особенности проектно-исследовательской деятельности дошкольников