Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 05:25, дипломная работа
Соответственно, целью данной работы стала разработка способов реализации проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Объект исследования – проектные исследования в детском саду.
Предмет исследования – проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании.
Введение
Глава I Проектно-исследовательская деятельность и ее роль в образовательном процессе
1.1. Образовательный процесс и его составляющие
1.2. Проектно-исследовательская деятельность как один из методов образовательного процесса
Глава II Особенности организации образовательного процесса и проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях
2.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста
2.2. Особенности проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях
Глава III Проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников
3.1. Реализация проектно-исследовательской деятельности в программах экологического образования дошкольников
3.2. Примеры проектно-исследовательской деятельности дошкольников
Заключение
Список литературы
Проект назывался «Эта удивительная соль». Данный проект стал следствием отдыха одного из воспитанников МДОУ на соленом озере Баскунчак. В результате чего у детей возникло множество вопросов: «Что такое соль?», «Откуда она берется? Как ее добывают?», «Почему море соленое?» и др.
В работе над проектом «Эта удивительная соль» принимали участие и дети, и родители, и воспитатели.
Проект объединил два индивидуальных исследования:
Цель проекта: Формировать представление о соли как необходимом для человека продукте.
Задачи:
Исходя из доминирующего метода, данный проект носил исследовательский и творческий характер. Взаимодействие осуществлялось в рамках пары ребенок – взрослый. По характеру контактов проект являлся разновозрастным, по количеству участников проект – групповым, по продолжительности осуществления – среднесрочным.
Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов:
1. Этап проектирования включал в себя следующую деятельность:
Целью данного этапа было научить детей задавать вопросы, самостоятельно выдвигать гипотезы, формулировать тему, планировать свою работу.
Итогом первого этапа стал план дальнейшей работы:
Следующий этап проекта - технологический - включал в себя:
Рефлексивный этап включал:
Последний заключительный этап данного проекта заключался в интересном рассказе о проведенном исследовании детям, их родителям и воспитателям.
В том же учреждении осуществлялся и другой проект «Кора – одежда для растений».
Данный проект объединил три темы исследований:
Целью проекта было формирование представлений детей о защитных функциях коры и ее использовании.
Задачи проекта:
Первый этап проекта являлся экспедиционным. На данном этапе дети познакомились:
Во время экспедиции детей интересовало буквально всё:
После экспедиции была проведена конференция, в ходе которой дети рассказали о том, что нового они узнали и чему научились, обменялись впечатлениями и поделились своими дальнейшими планами.
В процессе мозгового штурма дети сформулировали вопросы и выдвинули гипотезы своих будущих исследований.
Технологический этап включил в себя сбор информации из самых различных источников: дети обратились за помощью к взрослым, к энциклопедиям, книгам, сказкам, вели наблюдения за деревьями на территории детского сада. Была организована экскурсия в музей природы, где воспитанникам рассказали о деревьях, произрастающих в Мещере, о том, как используется кора различных деревьев.
С родителями дети посетили магазин, где продают сувениры, изготовленные из коры деревьев, аптеку, где получили информацию о целебных свойствах коры и приобрели ее.
Были проведены беседы:
По доминирующему методу данный проект являлся социально-исследовательским, по содержания включал ребенка и природу, носил межпредметный характер, по характеру участия – ребенок являлся участником проекта от идеи до результата. Проект осуществлялся внутри одной возрастной группы, по количеству участников являлся групповым, по продолжительности – долгосрочным.
Итогом проекта стали:
Проект «Биоценоз березовой рощи поселка Южный». В состав данного проекта входят следующие направления: формирование знаний об окружающем мире, в том числе о природе, развитие речи детей, художественное воспитание. Проектно-исследовательская деятельность при этом органично входит во все остальные виды деятельности, составляя с ним единое целое.
Цель проекта – формирование исследовательских способностей старших дошкольников в процессе изучения живой природы.
Задачи проекта:
В рамках проекта осуществлялась разработка следующих тем индивидуальных исследований дошкольников:
Данный проект – это методическое пособие для работы с детьми подготовительной к школе группы детского сада при изучении базового курса «Ознакомление с окружающим» по программе С. Н. Николаевой «Экологическое воспитание в детском саду». При некоторой адаптации с проектом можно работать по пособию А.И. Ивановой «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду».
Продолжительность проектно-исследовательской деятельности определялась следующими факторами:
Поэтому проект носил долгосрочный характер.
На подготовительном этапе были обсуждены вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью, определены цель и задачи проекта, составлен список необходимого оборудования, разработан план-график работы, подготовлена методическая и художественная литература, дидактические игры по теме проекта, приобретены необходимые принадлежности для практических занятий, создана лаборатория «Маленькие волшебники» для экспериментальной деятельности.
В ходе реализации проекта было организовано выполнение дошкольниками самостоятельных исследований (экспериментов, опытов, наблюдений), проведены дидактические игры, ознакомление с литературой по теме проекта.
В процессе совместной работы детей и взрослых над проектом был создан Музей природы «Человек, деревья, птицы и трава – едины корни нашего родства!», альбом «Березонька», фотоальбом, книги-самоделки.
Презентация проекта проходила в форме просмотра видеофильма «Экспедиция в березовую рощу поселка «Южный», концерта, где были продемонстрированы итоги реализации проекта.
Проектная деятельность не обязательно может носить чисто экологическую направленность. Возможно объединение нескольких направлений в рамках одного проекта. Примером этого является проект, осуществленный в МДОУ №225 «Лето – удивительная пора!».
Данный проект был реализован в рамках ДОУ в летний период и был нацелен на то, чтобы деятельность детей в это т период была более содержательной, интересной и познавательной.
В проекте участвовали: дети дошкольного возраста, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители.
Цель проекта: обогащение впечатлений детей о разнообразии природы в летний период.
Задачи проекта:
Реализация проекта велась через различные виды деятельности по нескольким направлениям:
Информация о работе Особенности проектно-исследовательской деятельности дошкольников