Особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Человек, обладающий развитыми способностями, готов к восприятию нового. Предложите кому-нибудь назвать известных талантливых людей прошлого или современников, наверняка вспомнятся такие яркие личности, как Петр I, Леонардо да Винчи, М.И. Кутузов, И. Ньютон, Г. Галилей, М.В. Ломоносов, М.Л. Ростропович, Ю. Гагарин. Что объединяет талантливые личности? Исследователи, изучавшие биографии выдающихся людей, пришли к выводу о том, что в детстве, как правило, их объединяло обладание высоким интеллектом, хорошей памятью, любознательностью, а также такими чертами, как критичность, настойчивость, сильная воля и стремление к высоким достижениям, познанию, увлеченность своим делом, энергичность [24,19].

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 100.27 Кб (Скачать файл)

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить  родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями  воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному  учреждению с посещением группы, где  воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного  учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После  экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские  собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения).

Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают  задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы  физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода  и др. На общее собрание можно  пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления  родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит  воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для  данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать  у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?».

Родительские  конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает  помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить  специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.

Конференция может  проходить в рамках одного дошкольного  учреждения, но практикуются и конференции  городского, районного масштабов. Важно  определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение  детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию  можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Для приобщения родителей  к педагогической литературе целесообразно  создавать библиотеки-передвижки, подбирая в специальные папки статьи на определенную тематику. Однако следует  помнить, что всякий раз нужно  побеседовать с родителями по прочитанной  литературе, выяснить, что заинтересовало, что можно позаимствовать для  воспитания ребенка.

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др.

Во многих дошкольных учреждениях работает «телефон доверия», проводятся «День добрых дел», вечера вопросов и ответов[17].

Итак, решение  задач сотрудничества требует, чтобы  педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали  семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную  работу детского сада.

Выводы по 1 главе.

Воспитание одарённых детей в семье задача непростая, особо трудно, если ребёнок гиперактивный, ранимый, часто болеющий и дальше можно написать длинный перечень. Поэтому проблеме воспитания одарённых детей нужен особый подход и правильные действия, которые бы не усугублялись ошибками воспитания и трудностями взаимопонимания.

Возможно, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему уготовано более счастливое детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в детском саду, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.

Прежде всего важно, как поведут  себя родители и другие старшие члены  семьи, когда обнаружится необычность  ребёнка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребёнок  вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастие к умственной работе производит у родителей впечатление  чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту.

При этом далеко не всегда взрослым удается  хотя бы не обрушить на голову ребёнка  все свои сомнения и страхи. В  других семьях чрезвычайными детскими способностями и успехами ребёнка восхищаются, охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым.

Так подогревается детское тщеславие; но на основе самомнения и тщеславия  нелегко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями для растущего  человека.

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны  к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут  ввести запрет на разговоры о талантливости  ребёнка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит  свой восторг. А ребёнок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим  умом, своими успехами.

Если же старшие, напротив, нисколько  не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и  такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно не минует детского сознания.

В семье детям с признаками одаренности  труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без  меры или считают странными. 
Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребёнка то, чего они не ожидали.

Таким образом, в вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность  лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителях, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Опытно – экспериментальная  работа по изучению особенностей взаимодействие ДОУ  с семьёй одарённых  детей  старшего дошкольного возраста.

2.1.  Выявление одарённых детей старшего дошкольного возраста.

На базе МБДОУ детский  сад общеразвивающего вида №65 «Колосок»  города Старый Оскол Белгородской области был проведен констатирующий эксперимент по выявлению одаренных детей, в котором участвовали дети старшей и подготовительной групп, в количестве 47 человек. В качестве экспертов в исследовании выступали воспитатели старшей группы (Абенова Е.Э., Цветкова С.В.) и подготовительной группы (Астанина М.Ю.,Глущенко Г.С.), родители.  Воспитатели ответили на ряд вопросов из «ОПРОСНИКА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ОДАРЕННОСТИ» (Дж. Рензулли, Р.Хартман, К.Каллахэн)  (Приложение 1). Данная методика содержит четыре опросника.

Опросник 1. Характеристика способностей к обучению.

Опросник включает 8 пунктов, в каждом из которых отмечены некоторые  характеристики, связанные со способностями  к обучению. Заполняющий анкету оценивает, используя четырехбалльную  систему, в какой степени каждый ребенок  обладает данными характеристиками.

Максимальная оценка - 32 балла.

Опросник 2. Мотивационно-личностные характеристики.

Опросник включает 9 характеристик. Максимальная оценка – 36 баллов.

Опросник 3. Творческие характеристики ( креативность).

Опросник включает 10 пунктов. Максимальная оценка – 40 баллов.

Опросник 4. Лидерские характеристики.

Опросник включает 10 пунктов, в каждом из которых отмечены характеристики, связанные с лидерскими способностями. Максимальная оценка 40 баллов.

Родителям детей тоже было предложено ответить на вопросы теста –опросника и заполнить лист ответов.

Сравнив результаты проведенного исследования, обработав информацию воспитателей и родителей, одаренными можно считать 10,6% детей (2 ребенка старшей группы (Ксюша М., Никита Г.) и 3 – подготовительной (Рома Ц., Вика Д., Вика Т.).

Так – же в работе по выявлению одаренных детей использовали модифицированный тест ГИЛФОРДА для диагностики креативности и творческого мышления (Приложение 2).

Тесты предназначены для  возрастной группы от 5 до 15 лет. Были выбраны  те субтесты, которые подходят к  дошкольникам (всего 5 субтестов).

С детьми тестирование проводилось  в индивидуальной форме.

СУБТЕСТ 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРЕДМЕТОВ (варианты употребления)

Детям предлагалось перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.

Инструкция для испытуемого: газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать? Ответы детей были самыми разнообразными. Оценивалось число ответов, число категорий ответов и число оригинальных ответов. Суммарный показатель по тесту у одаренных детей значительно выше, чем у остальных воспитанников, участвующих в эксперименте.

СУБТЕСТ 2.  СЛОВА МОДИФИКАЦИЯ  ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-8 ЛЕТ

Задача. Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом. За 2 минуты дети сначала называли слова, начинающиеся на заданный слог, и за такое – же время придумывали слова, которые заканчиваются на определенный слог. Оценивалось количество придуманных слов и их оригинальность. За каждое необычное слово добавлялось по 5 баллов.

СУБТЕСТ 3. СЛОВЕСНАЯ АССОЦИАЦИЯ

Задача субтеста: привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Инструкция для испытуемого.

Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще  бывает книга? Время выполнения субтеста - 3 минуты. Оценивалось: суммарное число  приведенных определений, число  категорий ответов и число  оригинальных определений. Высоких показателей достигли 2 ребенка (Вика Т. и Рома Ц.)

 СУБТЕСТ 4. СОСТАВЛЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Инструкция для испытуемого.

Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг.

Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры  и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или  линии.

В первом квадрате нарисуй  лицо, во втором - дом, в третьем —  клоуна, а в четвертом - то, что  ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.

Время выполнения всех рисунков - 8 минут.

Оценивание производилось  по двум показателям: число изображенных элементов и использованных категорий  фигур, число оригинальных элементов  рисунка. Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга. В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов. (Рисунки детей прилагаются в приложении 2).

СУБТЕСТ 5. ЭСКИЗЫ

Задача: превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.           

Инструкция для испытуемого.

Добавь любые детали или  линии к основному изображению  так, чтобы получились различные  интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Время выполнения задания - 10 минут. В конце процедуры тестирования у ребенка спрашивают, что он нарисовал и подписывают рисунки.

Оценивание проводится по трем показателям: беглость - число адекватных задаче рисунков; гибкость - число изображенных классов (категорий) рисунков; оригинальность - рисунок, сюжет которого использован один раз.

Полностью с заданием справились только 2 ребенка (Вика Д. и Никита Г.).

В конце тестирования подсчитывался суммарный показатель по всем пяти субтестам. Итоги проводимого теста показали, что выявленные нами одаренные дети обладают высоким уровнем творческого мышления

( Таблицы 1, 2. Приложение 2).

С целью изучения познавательной активности детей пользовались методикой В.С. Юркевич «Древо желаний» (Приложение 3). Детям предлагалось ответить на ряд  вопросов за определенное время. Высокие результаты показали: в старшей группе: Ксюша М., Никита Г. в подготовительной - Рома Ц., Вика Д., Вика Т.

Информация о работе Особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста