Особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Человек, обладающий развитыми способностями, готов к восприятию нового. Предложите кому-нибудь назвать известных талантливых людей прошлого или современников, наверняка вспомнятся такие яркие личности, как Петр I, Леонардо да Винчи, М.И. Кутузов, И. Ньютон, Г. Галилей, М.В. Ломоносов, М.Л. Ростропович, Ю. Гагарин. Что объединяет талантливые личности? Исследователи, изучавшие биографии выдающихся людей, пришли к выводу о том, что в детстве, как правило, их объединяло обладание высоким интеллектом, хорошей памятью, любознательностью, а также такими чертами, как критичность, настойчивость, сильная воля и стремление к высоким достижениям, познанию, увлеченность своим делом, энергичность [24,19].

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 100.27 Кб (Скачать файл)

В ходе эксперимента осуществлялось наблюдение, необходимое для выяснения поведенческих особенностей ребёнка (изменчивость - постоянство фона настроения), логичность поступков и действий, специфика речи.

Систематическое наблюдение за детьми, анкетные данные, результаты бесед с воспитателями и родителями, позволили составить психологопедагогическую характеристику каждого одаренного ребенка.

(Приложение 4).

В целом, одаренные дети обладают преимуществом  почти по всем параметрам развития. Более приспособленные в эмоциональном  и социальном плане, они легче и лучше усваивают материал. Период концентрации внимание у них больше, словарный запас шире, они легче решают задачи и более способны к абстрактному мышлению. Они более склонны к соревновательности и независимости, отличаются высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны, изобретательны, упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих.

2.2. Изучение опыта работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста.

Вторым этапом констатирующего  эксперимента явилось изучение опыта работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста.

Проанализировав работу ДОУ с родителями, можно отметить, что в течение всего года планируются индивидуальные встречи с родителями, проводятся семинары для родителей по обмену опытом (на таких семинарах родители имеют возможность наблюдать за работой педагогов, познакомиться с играми, в которые они могут поиграть с ребенком дома). Организуются совместные праздники: « Красный, Желтый, Зеленый», «Праздник воздушных шаров», «Праздник мыльных пузырей», различные конкурсы: «Дары осени», «Букет любимой мамочке» и др. 
Устраиваются встречи детей в дошкольном учреждении с представителями разных профессий (с целью обогащения знаний дошкольников и формирования уважительного отношения к людям труд): день Добрых дел, День семьи, День здоровья.  
Так – же в детском саду оформлен стенд «Советы специалистов», где находятся консультации психолога, инструктора по физическому развитию, преподавателя по английскому языку.

Организуются семинары-практикумы для родителей «Русская народная культура», «Воспитание познавательных интересов и любознательности».

Большую работу с родителями в детском саду проводят воспитатели, в план работы (Приложение 5) группы они включают разнообразные беседы, консультации, ежеквартально проводят родительские собрания, совместные праздники для детей и родителей. (Приложение 7).

Такое взаимодействие значительно  повышает эффективность педагогического  воздействия на детей, позволяет  преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в  развитии каждого ребенка как  в ДОУ так и в семье.

2.3. Методические рекомендации для дошкольных работников и родителей по воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Успех в работе по развитию одаренных детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей  и детей.

Для педагогов и родителей по воспитанию детей старшего дошкольного возраста мы рекомендуем:

- объединить усилия взрослых (педагогов и родителей) для успешного    развития каждого дошкольника; 
- формировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним; 
- уметь правильно реагировать на проблемы и достижения ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).  
- организовать психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей и педагогической культуры;

- привлечь семьи одаренных  детей в содержательную деятельность  в системе «родители – ребенок  – педагог».

- создать условия, способствующие развитию одаренности детей еще в дошкольном возрасте, развитию их разнообразных потенциальных возможностей.

В процессе эксперимента мы разработали: конспект групповой консультации с воспитателями на тему: «Творческая работа в системе обучения детей старшего дошкольного возраста»; конспект групповой консультации для родителей на тему: «Стимулирование творческой деятельности в системе семейного воспитания» (Приложение 6).

 Рекомендации для родителей: «Как творчески развивать ребенка», «На что должны обратить взрослые особое внимание?», и консультации: «Воспитание одаренных и талантливых детей», «Методы воспитания  одарённого ребёнка», «Развитие творческих способностей и воображения при помощи сказки» (Приложение 6).

Выводы по 2 главе.

Семейная жизнь для  ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми  в семье. Отсюда следует вывод, что важными для ребенка являются приобретенные в семье знания, умения, навыки, которые остаются основой и ядром всей последующей жизни. Родительское воспитание прививает эстетические вкусы, интересы, привязанности. В семье ребенок учится одно любить, другое ненавидеть, что в последствии сказывается на всей его дальнейшей жизни.

Е. П. Торренс напоминает, что семья  способна не только развить, но и уничтожить творческий потенциал ребенка дошкольного  возраста. Задача родителей - воспринимать интересные идеи их детей как оригинальные, нестандартные, хотя они, может быть, и не всегда осуществимы. Родители должны побуждать детей к творчеству, поддерживать их желание действовать, помогая избегать ошибок.

 Правильная позиция родителей  в значительной степени обусловливает развитие способностей ребенка. Но нельзя забывать, что многое зависит от деятельности ребенка: ее целенаправленности, систематичности, успешности.

Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений должны проникнуться сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей. Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо прежде всего для успешного развития детей.

 

Заключение.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей  является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о  том, что проблема поиска оптимальных  путей развития одаренных детей, поиска педагогических приемов и  методов взаимодействия с ними остается актуальной на сегодняшний день.

В настоящее время идет поиск  необходимых условий для организации  в дошкольных учреждениях работы с одаренными детьми по развитию у  них интеллектуальных умений.

Практика воспитания в  детском саду показывает, что дети, имеющие задатки одаренности  не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в  реализации своего творческого потенциала.

Цель данной работы состояла в рассмотрении проявления одаренности у детей  дошкольного возраста и изучении особенностей работы дошкольного образовательного учреждения с семьями одаренных  детей. Для этого с помощью  методик были выявлены одаренные дети 5-7-летнего возраста.  Существенную помощь дошкольным учреждениям в воспитании детей оказывает семья. По нашим данным, семья, взаимодействуя и сотрудничая с детским садом, способна активно включаться в работу по формированию у детей интеллектуальных умений. Здесь, как нам удалось установить, эффективны такие формы взаимодействия, как: родительские собрания, консультации, беседы, проведение развивающих игр в условиях семьи (совместно с родителями).

Сотрудничество с семьей будет эффективным направлением в работе дошкольного учреждения по формированию у одаренных детей интеллектуальных умений в силу следующих обстоятельств, если:

  1. Педагоги и родители, пытаясь предугадать потребности ребенка., умело сумеют организовать воспитательный процесс как в детском саду, так и в семье,
  2. Родители и педагоги будут положительно реагировать на интерес и любознательность ребенка, непосредственно участвуя в совместных разнообразных видах деятельности, сопровождаемых комментариями, предложениями, рекомендациями.
  3. Родители и педагоги будут разделять положительные эмоции ребенка от полученного результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Ананьев, Б.Г. Формирование одаренности [Текст] / Б.Г. Ананьев // Склонности и способности. - Л.: Изд-во ЛПУ, 1962. - С. 15-36.
  1. Бакаева, О.Н. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у одаренных детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук / О.Н. Бакаева - Воронеж, 2000. -18 с.
  1. Бакаева, О.Н. Формирование интеллектуальных умений у одаренных детей старшего дошкольного возраста [Текст]: монография. канд. пед. наук / О.Н. Бакаева - Елец, 2007. -124 с.
  2. Большая Советская Энциклопедия. (в 30 томах) [Текст];под ред. А.М. Прохоров.- М.: Советская Энциклопедия, Т.18 – 1974 – 632с.
  3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] /А. К. Бондаренко, - М.: Просвещение, 1985. - 175 с.
  4. Венгер, Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание, - 1972.- № 1- С. 30-35.
  5. Веракса, Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Е. Веракса; под ред. О.М. Дьяченко. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 144 с.
  6. Выготский, Л.C. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. -536 с.
  7. Голубева, Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий [Текст] /Э.А. Голубева // Вопросы психологии. - 1983. -№ 3. - С. 16-20.
  8. Гурьянов, Е.В. Шкала Бине-Термена для измерения умственного развития детей [Текст] / Е.В. Гурьянов, А.А. Смирнов, М.В. Соколов, П.А. Шеварев. - М.: Изд-во «Работник просвещения», 1930. - 171с.
  9. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст]; под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1981. —158 с.
  10. Доровской, А.И. Сто советов по развитию одаренности детей: родителям, воспитателям, учителям [Текст] / А.И. Доровской. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 310 с.
  11. Еремкин А.И. Школа одаренности [Текст] / А.И. Еремкин, - М., 2003.
  12. Кузнецова, С.В. Комплексы творческих занятий для развития одаренности ребенка [Текст]/ С. В. Кузнецова, Е. Б. Рудакова, Е. А. Терских. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.- 219с.
  1. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]/: Т.А. Куликова // Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия». - 1999. - 232 с.

  1. Лейтес, Н.С. Ранние проявления одаренности [Текст] / Н.С. Лейтес.// Вопросы психологии. - 1988. - №4. - С. 98-107.
  2. Маркова,Т.А. Детский сад и семья [Текст]/ Т.А.Маркова, М.: «Просвещение», 1986.- 205 с.
  3. Матюшкин, А. М. Одаренные и талантливые дети [Текст] / А. М. Матюшкин, Д. А, Сиск // Вопросы психологии.  - 1981. - № 2.- С. 68-78.
  4. Матюшкин, А. М. Концепция творческой одаренности[Текст] // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-34.
  5. Петровский, А.М. История психологии [Текст] / А.М. Петровский. -  М.:Педагогика, 1994.- 448 с.
  6. Поддьяков, Н.Н. Проблемы развития мышления детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Поддьяков // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника; под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. Педагогика, 1985. - С. 5- 28.
  7. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]; под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. -240 с.
  8. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности [Текст] / В.А.Моляко.//Вопросы психологии.№ 5- 1994.- С. 95.
  9. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Академия, 1996. — 416 с.
  10. Савенков, А.И. Педагогические основы развития продуктивного мышления одаренных детей [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.И. Савенков. - М., 1997. - 37 с.
  11. Савенков, А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников [Текст] / А.И. Савенков. - СПб.: Питер, 2004. - 272 с.
  12. Савенков,  А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства [Текст] / А.И. Савенков. - М.:Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.
  13. Савенков, А.И. Психология детской одаренности [Текст] / - А.И. Савенков. -  М.: Генезис, 2010. — 440 с.
  14. Способности и склонности: комплексное исследование [Текст]; под ред. Э.А. Голубевой. - М.: Педагогика, 1989. - 197с.
  15. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий [Текст]/ Б.М. Теплов. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 535 с.
  16. Уманова,  Н.В.  Одаренные дети: их особенности и организация работы с ними [Текст]/ Н.В. Уманова //Психология. – 2004. - №1.- С. 42 – 46.
  17. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]/ И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
  18. Шадриков, В.Д. Способности, одарённость, талант [Текст]/ под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. // Развитие и диагностика способностей. -  М., 1991.
  19. Штерн, В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста: пер. с нем. [Текст];под ред. В.А. Лукова. – Спб.: Союз, 1977. – 128 с.
  20. Щебланова, Е.И., Современные лонгиггюдные исследования одаренности [Текст] / Е.И. Щебланова, М.С. Аверина // Вопросы психологии, - 1994. - № 6. - С. 134—140
  21. Эльконин,  Д.Б.Избранные труды [Текст] / Д.Б. Эльконин . -М.:Педагогика, 1981- 560с.
  22. Юркевич,  B.C. Изучение общей одаренности за рубежом [Текст] / B.C. Юркевич // Вопросы психологии. -1971. -№ 4. - С. 154-168.
  23. Ягловская, Е.Н. Группа одаренных дошкольников. Проблема взаимоотношений [Текст] / Е.Н. Ягловская // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 6. - С. 47-48.

Информация о работе Особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста