Особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Человек, обладающий развитыми способностями, готов к восприятию нового. Предложите кому-нибудь назвать известных талантливых людей прошлого или современников, наверняка вспомнятся такие яркие личности, как Петр I, Леонардо да Винчи, М.И. Кутузов, И. Ньютон, Г. Галилей, М.В. Ломоносов, М.Л. Ростропович, Ю. Гагарин. Что объединяет талантливые личности? Исследователи, изучавшие биографии выдающихся людей, пришли к выводу о том, что в детстве, как правило, их объединяло обладание высоким интеллектом, хорошей памятью, любознательностью, а также такими чертами, как критичность, настойчивость, сильная воля и стремление к высоким достижениям, познанию, увлеченность своим делом, энергичность [24,19].

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 100.27 Кб (Скачать файл)

Если ребенок живет  в атмосфере свободы и уверенности, он может реализовать свои возможности, получить нужную поддержку и мотивацию  для дальнейшего развития. Дети, которые таким образом приходят к самосознанию, ищут новые способы, которые позволили бы им развить  их личность и интеллект[13,142].

Хорошая система воспитания должна отвечать потребностям ребенка, развивать его потенциал и  уменьшать его слабости. Это, в  свою очередь, укрепляет и помогает ему самостоятельно преодолевать слабости.

Говоря о воспитании одаренного ребенка в семье, нельзя не затронуть  проблемы, с которыми сталкиваются все участники данного воспитательного  процесса. Так, выделяют два уровня проблем: одаренный ребенок в  семье и в обществе.

С первым уровнем проблем  родители сталкиваются вскоре после  рождения такого ребенка. Его повышенная активность доставляет родителям массу  неудобств: проблемы со сном, едой и  тому подобное. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью одаренного ребенка: родителей  удручают бесконечные детские вопросы, а также сложности, возникающие  у него на ранних этапах обучения. Дело в том, что у одаренного ребенка  достаточно часто формируется зона особых интересов[31,42].

То, что ребёнок в детские  годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребёнок находится в  течение значительной части своей  жизни, и по длительности своего воздействия  на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В  ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в  школу он уже более чем наполовину сформировался как личность[30,43].

Семья может выступать  в качестве как положительного, так  и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать  семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Именно в семье ребёнок  получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком[31,43].

В каждой семье объективно складывается определенная система  воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее  целенаправленное применение методов  и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить  в отношении ребёнка.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую  роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между  детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания  самой жизни ребёнка. Любовь каждого  ребёнка к своим родителям  беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни  любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию  поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного  здоровья[31,45].

Прежде всего родители должны быть заинтересованы в развитии высокоинтеллектуальной и творческой личности своего ребенка

Семейное воспитание-общее  название для процессов воздействия  детей со стороны родителей и  других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в  начальный период жизни ребенка  намного превышает другие воспитательные воздействия. Чем лучше семья  и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Семья  стоим у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы не могут быть. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни[31,46].

Большое значение имеет интеллектуальное воспитание. Оно предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности  их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в  центр родительской заботы. "Каждый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными  возможностями развития способностям ко всем видам человеческой деятельности. С возрастом эти возможности  постепенно угасают, слабеют. Поэтому  очень важно, чтобы условия опережали  развитие, которое будет просто своевременным, а вовсе не "ранним" Ребенку  необходимо широкое поле деятельности, нужно, чтобы в его руки попадали карандаши, мел, бумага, клей, ножницы, молоток, крачки, картон, пластилин, кубики-все  то, чем можно работать" (И. П. Подласый ) [20,128]..

Методы воспитания в семье - это пути, с помощью которых  осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и  поведение детей. Всеми родителями используются общие методы семейного  воспитания: убеждение, личный пример, поощрение, наказание.

Вся система воспитания детей  в семье должна строиться на двух принципах:

1. Собственный стиль поведения  родителей должен отвечать их  стремлению хорошо воспитывать  детей.

2. Родители должны обеспечивать  соответствующие условия, при  которых различные виды полезной  деятельности постепенно сформируют  личность ребенка.

У немалого числа детей  с ранним подъемом интеллекта те умственные достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в  той или иной форме сохраняются  в дальнейшем, приумножаются - необычность  этих детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей. Здесь черты детской одаренности  как бы выдерживают испытание  временем[20,131].

Многие думают, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебных занятиях - ему уготовано  более счастливое детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом  могут ожидать немалые сложности  и дома, и в школе свои драмы  в ходе возрастного развития. Так, например, Н. В. Гоголь не обладая особой грамотностью, всю жизнь писал  с ошибками.

Прежде всего, важно, как  поведут себя родители и другие старшие  члены семьи, когда обнаружится  необычность ребёнка. Часто наряду с радостью и гордостью такой  ребёнок вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастие  к умственной работе производит у  родителей впечатление чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. При этом далеко не всегда взрослым удается  хотя бы не обрушить на голову ребёнка  все свои сомнения и страхи. В  других семьях чрезвычайными детскими способностями и успехами ребёнка  восхищаются, охотно его демонстрируют  знакомым и незнакомым. Так подогревается  детское тщеславие; но на основе самомнения и тщеславия нелегко найти  общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями  для растущего человека[12,64].

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны  к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут  ввести запрет на разговоры о талантливости  ребёнка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит  свой восторг. А ребёнок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим  умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят  на них как на странность, которая  со временем пройдет, то и такое отношение  тоже будет "принято к сведению", оно не минует детского сознания[12,69]..

В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются  ли ими без меры или считают  странными. Взрослые могут ошибаться  в своих оценках, когда встречают  у ребёнка то, чего они не ожидали.

Часто выступает одна из показательных черт характера ребёнка  с ранним подъемом интеллекта - упорное  нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети обычно стремятся заниматься сами. Осложнять их отношения с  родителями может и повышенная требовательность к старшим, от которых они добиваются, например, обоснования каких-нибудь высказанных теми утверждений. Некоторые  из таких детей, с особо ярким  воображением, оказываются выдумщиками, фантазерами, готовыми всех убеждать в  том, чего не было, но что возникло в  их мечтах. Сильные и слабые стороны  такого ребёнка взаимосвязаны, переходят  друг в друга. Так, легкость, с которой  дается учение, привычка учиться "хватая на лету", может приводить к  нежеланию, неумению упорно заниматься; или, например, выраженность у ребёнка  умственной самостоятельности, установки  на познавание могут оборачиваться  своеволием, противопоставлением себя окружающим.

Семья является традиционно  главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Именно в семье ребенок  получает первоначальные установки, которые  в будущем сформируют его дальнейшие ориентиры в жизни. Одной из таких  установок можно смело назвать  обучение, как овладение знаниями, умениями, способами творческой деятельности[12,76].

Если родители хотят воспитать  поистине творческого человека, то с раннего детства они должны подключать ребенка к разнообразным  видам творческой деятельности. Так, художественно-эстетическая деятельность способствует эстетическому развитию. Ни один выдающийся художник не стал бы исключительным и незаурядным, если бы с детства ему не привили  эстетические вкусы, сформировавшие его  миропонимание и художественный взгляд на мир. Так, например, отец будущего художника Поля Сезанна, являясь  не в восторге от художественной деятельности своего сына, тем не менее, выписывал  для него иллюстрированный сборник, от чего Поль становился радостным, и  старательно раскрашивал все  картинки в этом журнале.

А великий маринист Иван Айвазовский в детстве взял кусок  угля и разрисовал белую стену  плывущими кораблями. Отец, увидев первые опыты своего восьмилетнего сына, не стал его ругать за выпачканную  стену, а молча принес ему листы  бумаги и карандаши[12,80].

Видя определенные задатки  и потребности в какой-либо деятельности ребенка, семья должна стимулировать  его активность в данном занятии.

Семьи, вырастившие выдающихся деятелей культуры и искусств, с  юных лет приобщали детей к  искусству. Большинство из родителей, являясь творческими натурами, затягивали своих детей в эту сферу  жизнедеятельности. Ведя детей по своим  стопам, родители со своими чадами посещают концертные залы, заставляя привыкать к звучанию классической музыки, ходят на выставки изобразительных искусств, формируя эстетический вкус ребенка, бывают в театрах, где игра актеров и сам спектакль заставляют задуматься о каких-то насущных проблемах. Проблема остается в том, как заинтересовать ребенка. Интерес является большой движущей силой активности и развития человека. "Интерес-это окрашенная положительная эмоция и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер" (И. Ф. Харламов ). Родители, замечая сложившиеся интересы своего ребенка, желая дальнейшего их развития, способствуют его формированию и становлению. Так, например, в семье выдающего режиссера К. Станиславского, мать и отец, наблюдая огромный интерес своего сына к театральной и цирковой жизни, не упускали, почти, ни одного выходного, чтобы устроить Константину очередное посещение в театр. С раннего возраста, родители способствовали развитию театрального интереса, поощряя его пристрастия к игровым моментам, к организации домашнего кукольного театра. Это сформировало особое мировоззрение у Константина Станиславского, что, несомненно, повлияло на его будущую жизнь.

Родители всегда были и  остаются главным примером для своих  детей, их интересы, кругозоры, увлечения  определенно в той или иной степени передаются детям. Настроение, подъем, одушевление, с которыми они  производят действия (слушают музыку, смотрят на картину, анализируют  спектакль), замечается и оценивается  зорким детским глазом. Поэтому, очень  важно передать ребенку те чувства, те эмоции, те особые лирические настрои, что возникают у родителей  при просмотре произведений искусств либо слушанье музыки. Автор "Утро стрелецкой казни" Василий Суриков, с детства слышал сказки о "могучих богатырях, храбрых витязях, о прекрасных царевнах и княжнах, о злых колдунах, о страшных домовых; он с малолетства приучил свой слух к жалобному протяжному пению родных песен; он читал историю своей родины" (Игорь Долгополов "Мастера и шедевры" ), что несомненно отразилось на его дальнейшем миропонимании, эстетическом восприятии и собственной идеологии[12,108].

Информация о работе Особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста