Особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Человек, обладающий развитыми способностями, готов к восприятию нового. Предложите кому-нибудь назвать известных талантливых людей прошлого или современников, наверняка вспомнятся такие яркие личности, как Петр I, Леонардо да Винчи, М.И. Кутузов, И. Ньютон, Г. Галилей, М.В. Ломоносов, М.Л. Ростропович, Ю. Гагарин. Что объединяет талантливые личности? Исследователи, изучавшие биографии выдающихся людей, пришли к выводу о том, что в детстве, как правило, их объединяло обладание высоким интеллектом, хорошей памятью, любознательностью, а также такими чертами, как критичность, настойчивость, сильная воля и стремление к высоким достижениям, познанию, увлеченность своим делом, энергичность [24,19].

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 100.27 Кб (Скачать файл)

Л.С. Выготский писал: "…  творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом  раннем детстве… игра ребенка… есть творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление детей  к сочинительству является такой  же деятельностью воображения, как  и игра"[8,271].

Современная педагогика считает, что дети должны обладать свободой выбора, а семья обязана им в  этом помочь. Еще в IXX веке семья Ф. Ф. Шопена, хотя и не поощряя его влечение к музыке (отец Ф. Шопена мечтал об иной карьере для сына) оценила выбор сына, и не давая развиваться тщеславию, содействовала в формировании Ф. Шопена, как музыканта.

Конечно же, ни малую роль между детьми и родителями играет доверие и уважение. Дети должны видеть, что их поддерживают, уважают  стремления и увлечения, радуются успехам  в каких-то детских начинаниях. Каким  бы плохим не был воспитанник, к нему всегда нужно подходить с оптимистической  гипотезой, закладывать в него только хорошее, помогать развиваться его  лучшим задаткам. А. С. Макаренко подчеркивал: "Воспитание…человека прежде всего  базируется на воспитании его способностей, на развитии его сил, его созидательного творческого актива"[32,175].

Искусство играет очень большую  роль в жизни человека и человечества. В своих трактатах "Об искусстве", "Что такое искусство" Л. Н. Толстой  сформулировал ряд идей о роли искусства в воспитании, в выработке  гуманного, нравственного отношения  детей к родителям, земле, животным, растениям, соотечественникам и  т.д. Анализ существующих тогда эстетических теорий позволил Л. Н. Толстому обосновать главнейшую цель искусства как одного из средств "формирования нравственного  сознания, а потому и прогресса, то есть движения вперед человечества к  совершенству". "…Искусство есть орган жизни человечества, переводящий разумно сознание людей в чувство" (Л. Н. Толстой "Педагогические сочинения" с. 443).

Использование родителями библиотерапии, музыкотерапии способствует развитию эмоционально-чувственной сферы  у детей. Музыка, слово, картинки не оставят равнодушными детей. Это  развивает внутренний мир ребенка  и содействует образованию определенных творческих способностей. Важно взять  за правило такие способы воздействия  на эмоциоально-чувственную сферу, как книготерапия, музыкотерапия  и цветотерапия. Переживания, плохое настроение, отрицательные эмоции детей  быстро уйдут, если соприкоснуться с  миром музыки, поэзии, цветов.

"Не следует забывать, пишет Л. С. Выготский, - что  основной закон детского творчества  заключается в том, что ценность  его следует видеть не в  результате, не в продукте творчества, но в самом процессе. Важно  не то, что создадут дети, важно  то, что они создают, творят, упражняются  в творческом воображении и  его воплощении. В настоящей детской  постановке все - от занавеса  до развязки драмы - должно  быть сделано руками и воображением  самих детей, и тогда только  драматическое творчество получит  все свое значение и всю  свою силу в приложении к  ребенку" (Л. С. Выготский "Воображение  и творчество в детском возрасте").

Родительское открытие одаренности  собственного ребенка должно рождать  радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая стесняет живость самой  важной для растущего человека связи  — связи между родителями и  детьми.

    1. Формы работы в ДОУ с семьёй.

Современная наука  подчеркивает приоритет семьи в  воспитании ребенка, проявляющийся  в многообразии форм воздействия, в  непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют  весь комплекс возможностей воздействия  на ребенка. Причины разные: одни семьи  не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная  помощь дошкольного учреждения.

В настоящее время  необходимость общественного дошкольного  воспитания не вызывает ни у кого сомнения. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования. Десятилетие назад наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного  учреждения - освобождение женщины-матери для участия в общественном производстве. Поэтому при оценке работы дошкольного  учреждения в качестве важнейшего показателя фигурировали данные о заболеваемости детей, о количестве пропущенных  ими дней (а значит, вынужденной  нетрудоспособности матери).

Возрастание роли образования, которое наблюдается  во многих странах мира, в том  числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат, насколько  успешно готовят к школе.

Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной  работы с детьми, искать пути более  сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив  дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника  в воспитании ребенка.

Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений не всегда проникаются сознанием  важности и необходимости сотрудничества с семьей. Многие, особенно молодые  специалисты, рассуждают примерно так: «Меня учили разным наукам, как  понимать ребенка, как его обучать, воспитывать. Я воспитываю ребенка  правильно, на научных основах, он находится  в детском саду с утра до вечера. Поэтому не страшно, если родители воспитывают  не совсем правильно: они и видят-то его считанные часы». Нередко  почти так же думают и родители: «Ребенок мой, я его знаю лучше  всех, понимаю, значит, и воспитываю сама. А в детском саду - лишь бы ничего не случилось, был бы цел и  невредим». Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать  автономно, независимо друг от друга. Хороших  результатов это не дает. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка  взрослые будут договариваться о  требованиях к нему, о методах  воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких  задач воспитания может быть сильнее  одна сторона (детский сад или  семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности  семьи значительно выше, чем возможности  детского сада. Зато детский сад  квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и  др.[15,78].

Таким образом, можно  сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициатором установления сотрудничества? Конечно, педагоги дошкольного  учреждения, поскольку они профессионально  подготовлены к образовательной  работе, а стало быть, понимают, что  ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей.

Инициатива в  установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок  семьи и детского сада (В. К. Котырло, С. А. Ладывир). Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное - ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия будет достаточно полной[15,125].

Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Поэтому во многих странах разрабатываются специальные  программы, направленные на повышение  педагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью  повышения их педагогической культуры -одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи. Правда, психолого-педагогическое просвещение  родителей сегодня осуществляется многими средствами: с помощью  радио, телевидения, популярной литературы о воспитании.

Поэтому психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь  целевую направленность. Так, специфика  работы воспитателя ясельной группы с семьей диктуется прежде всего  психофизиологическими особенностями  детей раннего возраста: быстрое  развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и  обучения, перестройки методов и  приемов педагогической работы. В  содержание психолого-педагогического  просвещения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создания условий  для правильного физического  развития. По вопросам адаптации ребенка  к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального  питания, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации дает не только воспитатель, но и медицинские  сотрудники детского сада. Причем советы и рекомендации должны быть не вообще о детях, а о конкретных Саше, Лизе.

В настоящее время  встал вопрос о том, чтобы сделать  дошкольное учреждение открытым различным  влияниям, которые могли бы обогатить  образовательный процесс. Прежде всего, надо «открыть» дошкольное учреждение для родителей и других членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов (на праздниках, собраниях, субботниках  и др.). Родители, члены семьи могут  значительно разнообразить жизнь  детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную  работу. Например, Сережина бабушка - художница, она с удовольствием приходит в детский сад, показывает детям  свои произведения, вводит их в тайны  своего мастерства, учит пальчиковой  технике рисования. А к Новому году в зале оформили выставку детских  рисунков и работ Юлии Сергеевны. У Саши папа вернулся из Парижа, его  беседа с детьми, сопровождаемая показом  видеофильма, фотографий, оказалась  очень интересной и для сотрудников, и для воспитанников детского сада. Как-то раз Аня привела своего дедушку, и он собрал из мальчиков бригаду для ремонта игрушек. Заказы посыпались и из других групп. Чему только ни научились мальчики, трудясь рядом с Александром Николаевичем!

Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной  работе детского сада необходимо прежде всего для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важнее другое - с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят  дети на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много  знают, так интересно говорят  об этом, у которых такие золотые  руки! Еще важнее помочь родителям  попробовать себя в роли «коллективного педагога». Особенно это важно для  бабушек, дедушек: им так необходимо видеть, что они нужны, интересны  окружающим людям. Педагоги имеют возможность  лучше узнать семью каждого воспитанника, понять ее сильную и слабую стороны  в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться!

Организатором и  координатором сотрудничества дошкольного  учреждения с семьями воспитанников  является заведующая. Она содействует  установлению единой системы воспитания детей в семье и в детском  саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и  родителей.

Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с родителями намечаются в годовом плане, конкретизируются в календарном плане заведующей и старшего педагога.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются  при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении  в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

В настоящее время  актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Каковы же формы  сотрудничества?

Посещение семьи  ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

Информация о работе Особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста