Особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Человек, обладающий развитыми способностями, готов к восприятию нового. Предложите кому-нибудь назвать известных талантливых людей прошлого или современников, наверняка вспомнятся такие яркие личности, как Петр I, Леонардо да Винчи, М.И. Кутузов, И. Ньютон, Г. Галилей, М.В. Ломоносов, М.Л. Ростропович, Ю. Гагарин. Что объединяет талантливые личности? Исследователи, изучавшие биографии выдающихся людей, пришли к выводу о том, что в детстве, как правило, их объединяло обладание высоким интеллектом, хорошей памятью, любознательностью, а также такими чертами, как критичность, настойчивость, сильная воля и стремление к высоким достижениям, познанию, увлеченность своим делом, энергичность [24,19].

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 100.27 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, «пределы», о которых  идет речь, характеризуются обычно степенью успешности выполнения той  или иной деятельности. Но степень  этой успешности никогда не определяется одной какой-либо способностью: речь всегда должна идти о тех или других сочетаниях способностей. Теплов Б.М. понимал  одаренность как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности.

Он считал, что «нельзя  говорить об одаренности вообще, а  можно говорить об одаренности к какой-нибудь деятельности»[30,119].

После 1936 года в нашей  стране было принято считать как  наиболее значимые средовые и, прежде всего, социальные факторы; а как  менее существенные – генетические. Последующее развитие проблемы одаренности  реализовывалось в большинстве  своем в психолого-педагогических исследованиях творчества, творческого  мышления, механизмов творческого акта, а также в разработке различных  систем проблемного обучения.

В нашей психолого-педагогической литературе изучение проблем одаренности  связано с именем Н.С.Лейтеса, который  отмечал, что с возрастными особенностями  тесно переплетены благоприятные  условия для становления тех  или иных сторон умственных способностей. Он определяет способности как «отдельные психические свойства, обуславливающие  возможности человека в тех или  иных видах деятельности». Он является приверженцем того, что способности  не могут «созреть» сами по себе независимо от внешних воздействий. Для развития способностей требуется  усвоение, а затем и применение знаний и умений, выработанных в  ходе общественно-исторической практики. Важным моментом в изучении одаренности  Лейтес Н.С. считал вопрос о соотношении  способностей и склонностей, выделяя  у одаренных детей следующие  склонности к умственным нагрузкам: постоянную готовность к сосредоточению внимания и эмоциональной захваченности процессом познания; повышенную восприимчивость: стихийный характер приобретенных знаний и т.д [24,275].

Темп развития каждого  ребенка индивидуален, в этом процессе могут быть скачки и замедления, однако в каждом возрастном периоде  существуют свои преимущества и своеобразие. Из этого следует, что существует «возрастная одаренность». Яркие проявления возрастной одаренности – это базис, на котором могут вырасти выдающиеся способности. А.Г.Петровский рассматривает структуру одаренности, состоящую из «существенных важных способностей». Он отмечает:  «Первая особенность личности, которая может быть выделена – это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. Вторая особенность личности высокоодаренного ребенка неразрывно связана с первой, заключается в том, что готовность к труду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться. Третья группа особенностей связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности»[20,323].

Л.С.Выготский при рассмотрении повышенного уровня способностей исходил  из положения, что обучение опережает  развитие и осуществляется лишь постольку, поскольку ребенка обучают. Развивающим  является только такое обучение, которое  опирается на зону ближайшего развития. Развитие должно осуществлять и с  учетом последственных предпосылок. Потому Л.С.Выготский рассматривает одаренность  как генетически обусловленный  компонент способностей, развивающийся  в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии[8].

В приведенной характеристике просматривается деятельностная направленность одаренности. В деятельности учащиеся заметно отличаются друг от друга по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов. Эти различия связаны, прежде всего, с их индивидуальными особенностями. В ходе жизни, в деятельности развивается и сама его активность, и возможности ее саморегуляции, что играет очень важную роль в развитии творческих начал. В конце 80-х годов проблема одаренности актуализировалась в нашей стране. Проблема одаренности возникает в связи с возрастающими потребностями общества, обусловленными изменениями экономических и политических систем, с острой необходимостью в одаренных, талантливых специалистах. Сегодня образование предъявляет высокие требования к уму, воле и способностям ребенка. Увидеть в каждом ребенке личность, помочь ей сформироваться, развиться и совершенствоваться, распознать индивидуальность, а также создать систему работы с одаренными детьми, в полной мере содействующую развитию их способностей, - задача педагогов, семьи.

Существует множество  подходов к определению понятия  «одаренность», поэтому до настоящего времени нет его четкой формулировки. Одаренность включает огромное количество признаков, затрагивающих различные  ее стороны. Как явление одаренность  существует в человеческой природе, с ним встречаются учителя, воспитатели, родители. Понятие «одаренность»  употребляется по отношению к  детям, чьи дарования выражены менее  явно, но в определенной области  науки, искусства могут развиться  и дать результат.

Одаренность имеет несколько  различных значений: как представление  о наследственных предпосылках, уровне умственного развития, характеризующего каждого человека. В основном, в  научной литературе термин «одаренность»  используется в наиболее употребительном  его значении, имея в виду высокий  уровень развития способностей –  общих и специальных.

Одаренность определяется наличием у человека явно выраженных способностей с детства. Одаренность индивидуальна: у разных детей, выполняющих один вид деятельности одаренность различна. В то же время одна и та же деятельность может быть реализована детьми с  разными одаренностями. Необходимо также отметить существование понятия  «гениальная одаренность», которое  обозначает разностороннюю одаренность, при этом внутренне непременно сказывается на результатах гениальной деятельности – как особое богатство, многогранность создаваемого. Если рассматривать одаренность с позиций различных наук, то можно отметить, что с позиции социальной педагогики, например, одаренность – «комплексная характеристика сферы способностей к выдающемуся исполнению какой-либо деятельности; интеграция способностей, обуславливающая широту возможностей человека; умственный потенциал, целостная характеристика познавательных возможностей и способностей; талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений» [14; 98].

В энциклопедии встречаем  следующее определение одаренности: «она определяет возможность достижения успеха, а этим определяется, в какой  мере будут развиты способности» [12; 192].

С психологической точки  зрения одаренность рассматривается  многоаспектно:

1. Своеобразное сочетание  способностей, обеспечивающее успешность  выполнения деятельности. Совместное  действие способностей, представляющих  определенную структуру, позволяет  компенсировать недостаточность  отдельных способностей за счет  преимущественного развития других;

2. Общие способности, или  общие моменты способностей, обусловливающие  широту возможностей человека, уровень  и своеобразие его деятельности;

3. Умственный потенциал,  или интеллект; целостная индивидуальная  характеристика познавательных  возможностей и способностей  к обучению;

4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика  степени выраженности и своеобразия  природных предпосылок способностей;

5. Талантливость; наличие  внутренних условий для выдающихся  достижений в деятельности.

Понятие «одаренность» исследователь  А.И. Еремкин определяет следующим  образом: «это свойство человеческой индивидуальности, проявляющееся в совокупности ее духовных сил и природных способностей, обеспечивающих высокий уровень  творчества, результаты которого определенным образом изменяют или преобразуют  окружающий мир» [13; 38]. По его мнению, одаренность является нормой для  любого человека, а ее отсутствие связано  неверным воспитанием и образованием. Ростки одаренности существуют в  каждом, дают каждому возможность  творить, развивать этот дар в  себе, способствовать созданию условий  для развития творческого потенциала в других людях.

Нужно отметить, что большинство  ученых включают в структуру одаренности  как когнитивные (интеллект, специальные  способности, креативность), так и  некогнитивные личностные (мотивационные, эмоциональные, волевые) и социальные (условия воспитания и обучения) факторы.

А.М. Матюшкин предложил следующую  структуру творческой одаренности. Так, по его мнению, в единой интегративной  структуре одаренности выделяются следующие компоненты: доминирующая роль познавательной мотивации; исследовательская  творческая активность, выражающееся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем; возможность  достижения оригинальных решений; возможность  прогнозирования и предвосхищения; способность к созданию идеальных  эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки [19; 32].

Одаренность понимается как  интегральное, суммарное свойство личности, как своего рода мера генетически  и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни.

Таким образом, одаренность  как наиболее общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения: психофизиологического, дифференциально-психологического, социально-психологического [20; 247].

    1. Роль семьи в воспитании одарённых детей.

Понятно, что чаще всего  именно родители первыми замечают одаренность  ребенка, хотя это не всегда легко  сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности — каждый ребенок проявляет свои способности  по-своему.

Чаще всего одаренность  ребенка остается незамеченной в  семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Иногда родители сопротивляются причислению своих  детей к одаренным. Объясняется  это, очевидно, тем, что родители одаренных  детей, как члены своего общества, подвержены системе отношений. Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы  мой ребенок был одаренным, пусть  лучше он будет нормальным, счастливым ребенком — таким, как все». Или, в ответ на вопрос: «Каково вам  воспитывать одаренного ребенка?»  — они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе  ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям. Ребенок  остался тем же, но родительское восприятие изменилось: родители начинают нервничать, задаваться вопросом: «А так  ли мы выполняем свои обязанности  по отношению к ребенку?» В  таких случаях напряжение может  вытеснить радость из семейных отношений. Существует также вероятность, что  самовосприятие ребенка будет изменено ярлыком одаренности[27,29].

Пытаясь понять родительские переживания и дать на них ответ, задаешься весьма серьезной проблемой: действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть одаренным — значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые родителями. Подобное отношение может серьезно мешать нормальному, счастливому детству; такие стереотипы необходимо развенчивать и уничтожать. Отрицание или игнорирование уникальных способностей ребенка в угоду общественным нравам, во всяком случае, уж никак не поможет ребенку найти свое место в жизни и стать счастливым[13,129].

Идеальная родительская реакция  радостного приятия должна, вероятно, лежать где-то посредине между игнорированием и эксплуатацией способностей ребенка[13,130].

Возвращаясь к изначальному заявлению о том, что первооткрывателями одаренных детей являются родители, уместно вспомнить, каковы же основные поведенческие характеристики одаренного ребенка, описанные в литературе и упоминаемые родителями. Наиболее часто родители отмечают раннюю речь, употребление сложных слов, а также  раннее освоение счета или чтения, нередко и другие характеристики: громадное любопытство («Она задает миллион вопросов обо всем на свете!») и цепкую память (Он все запоминает в таких деталях»). Эти последние  способности заслуживают особого  внимания, наряду с быстрым восприятием («Она все на лету схватывает»), воображением («Он играет с воображаемыми друзьями»  или «Она рассказывает мне такие  фантастические истории»), в то время  как роль отдельных конкретных достижений (умение читать или считать) не следует  переоценивать. Разного рода телепрограммы, развивающие игры, а также общение  с родителями или старшими братьями и сестрами могут помочь вполне обычному ребенку справиться с теми или  иными задачами[12,113].

Поэтому родителям необходимо увидеть в каждом ребенке личность, оказать помощь в саморазвитии, сделать  все возможное, чтобы сформировать у детей желание жить, развить способности, помочь им совершенствоваться и состояться.

Воспитание одаренного ребенка  в семье - сложный и тяжелый  труд, так как такие дети обычно упрямы, самолюбивы и честолюбивы. У  большинства детей высокая самооценка, поэтому родителям следует поощрять проявление самостоятельности, нестандартного мышления, преодолевать барьер зазнайства.

Признаки необычных способностей у ребенка неотделимы от возраста и во многом зависят от темпа созревания и возрастных изменений. Ранние проявления одаренности, независимо от того, что  именно делает ребенок, обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности. В этом случае отмечается быстрое  развитие умственной одаренности и  специальных способностей в области  искусства и науки. Ребенок достигает  успехов в каком-либо одном или  нескольких видах деятельности, например, математике, музыке и др. Бывает, что  одаренность ребенка не замечена в детском возрасте, а проявляется  лишь в подростковом периоде. Часто  под одаренностью понимается потенциал  личности, характерные личностные свойства, которые при различных обстоятельствах  могут остаться нереализованными [13,137].

Поэтому стремление к формированию и развитию качеств личности одаренного ребенка является одной из задач  семейного воспитания. Так как  одаренные дети проявляют повышенную активность в поиске новых знаний и ощущений, то родителям и другим членам семьи следует оказать  им эту помощь, то есть способствовать их умственному и личностному  развитию.

Информация о работе Особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста