Особенности развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на основе интегрированного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: творчество детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Методы диагностики на основе интегрированного подхода.
Цель изучения:
- выявить эффективность и целесообразность использования интегрированных занятий изобразительного искусства и физического воспитания в МДОУ.

Содержание работы

Введение

Глава I. Теоретические основы интегрированного подхода к организации работы по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

1. История возникновения и развития интегрированного подхода к организации и развитию изобразительного творчества дошкольников.
1.2. Комплексные и интегрированные занятия. Общее и особенное.

1.3. Современные подходы к комплексному решению вопросов

развития изобразительного творчества у детей старшего
дошкольного возраста.

Глава II. Возможность и пути реализации изобразительного искусства и физической культуры в старшем дошкольном возрасте.

2.1. Анализ педагогического опыта воспитателей по проблеме интеграции изобразительного искусства и физического воспитания в старшем дошкольном возрасте.

2.2. Взаимосвязь занятий по изобразительной деятельности и физической культурой в интегрированном обучении старших дошкольников.

2.3. Эффективность проведения интегрированных занятий по изобразительной деятельности и физическим воспитанием в старшем дошкольном возрасте.

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 63.66 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по теории и методики развития детского

изобразительного  творчества

 

на тему «Особенности развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на основе интегрированного подхода».

 

 

 

 

                                                                            Выполнила:

                                                                  Студентка заочной формы обучения

                                                                 4 курса   4 группы

                                                                 Факультет педагогики и

                                                                  психологии

                                                                 Специальность: 050703.65

                                                                 Дошкольная педагогика и

                                                                  психология

                                                                 Колбашева Любовь Валериевна

                                                                 Проверила:

                                                                  Преподаватель кафедры ИЗО и  МО

                                                              Курашова Татьяна Николаевна.

 

 

 

                                              Шуя 2011 г.

 

Оглавление:

 

Введение

 

Глава I. Теоретические  основы интегрированного подхода к  организации работы по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного  возраста

 

1. История  возникновения и развития интегрированного  подхода к организации         и развитию изобразительного  творчества дошкольников.

1.2.   Комплексные  и интегрированные занятия. Общее  и особенное.

 

1.3.  Современные  подходы к комплексному решению  вопросов

 

      развития изобразительного творчества  у детей старшего

      дошкольного возраста.

 

Глава II.  Возможность и пути реализации изобразительного искусства и физической культуры в старшем дошкольном возрасте.

 

2.1. Анализ  педагогического опыта воспитателей  по проблеме интеграции изобразительного  искусства и физического воспитания  в старшем дошкольном возрасте.

 

2.2. Взаимосвязь  занятий по изобразительной деятельности  и физической культурой в интегрированном  обучении старших дошкольников.

 

2.3. Эффективность  проведения интегрированных занятий  по изобразительной деятельности  и физическим воспитанием в  старшем дошкольном возрасте.

 

Заключение

 

Литература

 

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

   Изобразительная  деятельность имеет большое значение  в решении задач эстетического  воспитания, так как по своему  характеру является художественной  деятельностью. Специфика занятий  изобразительным творчеством дает  широкие возможности для познания  прекрасного, для развития у  детей эмоционально-эстетического  отношения к действительности.

   Каждый  вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния,  имеет свое специфическое воздействие  на ребенка.   Изобразительное  искусство имеет большое значение  для обучения и воспитания  детей дошкольного возраста. Оно  способствует формированию и  развитию многих личностных качеств  личности, ее психических и эстетических  возможностей.

   В  современных педагогических и  психологических исследованиях  доказывается необходимость занятий  изобразительным творчеством для  умственного, эстетического развития  детей в дошкольном возрасте.

   В  работах Запорожца А.В., Давыдова  В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и изобразительное искусство, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

   Отсюда  вытекает необходимость занятий  не только изобразительным искусством, но и включать в эту деятельность  другие виды деятельности, в том  числе и физическую культуру.

   Эта  проблема актуальна на сегодняшний  день. Это подтверждается тем,  что работа по изобразительному  искусству в современных условиях  педагогического процесса проводится  стандартно, сидя за столом или  стоя за мольбертом, и практикуется  в виде совместной или самостоятельной  деятельности детей, что способствует  формированию и развитию у  детей основных ЗУН по изобразительному  искусству, но не в полном  объёме. Значимость и актуальность  в том, чтоб снять мышечный  тонус, расслабиться, провести профилактику  искривления позвоночника.

   Значение  занятий изобразительным искусством, в том числе и с использованием  элементов физической культуры, с использованием занимательного  материала для образования дошкольников  исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта  педагогов было выявлено значение обучения изобразительной деятельностью и физической культурой в интегрированных занятиях:

- развитие  эстетического мировосприятия, воспитание  художественного вкуса;

- развитие  художественно - графических умений  и навыков;

- развитие  фантазии, творческого мышления  и воображения, пространственного  восприятия;

- развитие  точных движений руки и мелкой  моторики пальцев;

- становление  некоторых организационных навыков  художественного творчества;

- получение  сведений об отечественной и  мировой художественной культуре;

- воспитание  зрительской культуры;

- возможное  раскрытие начал профессиональной  художественно - изобразительной  деятельности;

- организация  самостоятельной двигательной деятельности  детей;

- формированию  у детей потребности в здоровом  образе жизни – в процессе  физической деятельности;

- ориентации  детей в доступных их пониманию  видах спорта, приобщению к ее  традициям и культуре;

- формирование  двигательных навыков и умений;

- развивать  способность совмещения двигательной  и познавательной деятельности.

   Сегодня  есть выбор вариантов художественного  дошкольного образования, и определяется  он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно - методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

   Исходя из изучения данной периодической и научной литературы было сделано заключение об актуальности изучения взаимосвязи и взаимовлияния художественного творчества и физического воспитания старших дошкольников в образовательном процессе. Особенности развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на основе интегрированного подхода

      Объект исследования: творчество  детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования:  Методы  диагностики  на основе интегрированного подхода.

   Цель  изучения:

      - выявить эффективность и целесообразность  использования интегрированных   занятий  изобразительного искусства   и физического воспитания в  МДОУ.

    Задачи:

      - Показать значимость такого  типа интеграции;

      - Выявить возможность данного  типа интеграции, в дошкольной  практике исходя из содержания  дошкольных программ.

   Изучение  особенностей, оптимальных условий,  путей и средств обучения, развития  и воспитания старших дошкольников  на занятиях изобразительным  искусством при помощи реализации  взаимосвязи с физическим воспитанием  позволили сформулировать гипотезу  исследования: использование интегрированных  занятий ИЗО и физического  воспитания позволяет повысить  уровень творческих и физических  способностей у детей.

   Исследования  проводились на базе МДОУ - д/с  комбинированного вида №29     г. Иваново.   Наблюдались дети  старшего дошкольного возраста  – 20 человек.

 

Глава I. Теоретические  основы интегрированного подхода к                 организации работы по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного  возраста

1. История  возникновения и развития интегрированного  подхода к организации и развитию  изобразительного творчества дошкольников.

   В  истории педагогики России 20 века  можно выделить три этапа внедрения   комплексного обучения, предполагающее интеграцию разнопредметных знаний в процессе решения конкретных жизненно-важных проблем.

   К  первому периоду относится и  деятельность «Трудовой школы». Концепция трудовой школы была  разработана известным американским  философом и педагогом Джоном  Дьюи. Его книга «Школа и общество» вышла в свет в 1899 г. Переход в новое столетие открывает и новую эпоху творческих педагогических исканий в деле организации школьного образования на принципиально новой - комплексной, межпредметной, интегративной, личностно ориентированной основе, - которые оказывают значительное влияние на формирование новой педагогической культуры XX в. Объективно-исторической предпосылкой организации новой школы, по мнению Дьюи, явилась промышленная революция XIX в., уже оказавшая существенное влияние на политику, науку, социальную ситуацию, даже на мораль и религию; теперь пришло время и школе перестроиться сообразно новой социально-экономической ситуации. Существенное влияние интенсивно развивающейся промышленности на все стороны жизни, в том числе и на педагогическое мышление, определило и характер новой педагогической парадигмы: образование и труд.

   В  начале века идеи Дьюи получают признание в России. Особую популярность они приобретают в период между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907 - 1917 гг.), который современники называли временем педагогических исканий. Российским педагогам импонировала концепция школы как «эмбрионального общества», идеи о связи школы с жизнью посредством труда, о важности гражданского воспитания, о необходимости активизации контактов ребенка с окружающим миром, развития его самостоятельного критического мышления. Сразу же после Октябрьской революции развернулась большая организационная и теоретическая работа по созданию школы нового типа. Центром строительства советской школы впервые месяцы после революции стала Государственная комиссия по просвещению, в состав которой входили Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, М.Н.Покровский и др.

   За  основу была принята идея связи  обучения с трудом, которую Н.К.Крупская выдвинула в качестве генерального направления развития советской школы. За год до этого она писала: «Мы требовали всегда всеобщего обучения, мы должны требовать всеобщего обязательного труда детей. Никакая гимназия, никакое привилегированное положение не должны избавлять от этой обязанности».

   Работа  по программно-методическому обеспечению  содержания обучения в трудовой  школе была начата в 1919 г.  Сразу же возникла необходимость  создания модели учебного процесса, определения схемы дидактического  конструирования учебного содержания. Большой вклад в разработку  организационных схем и составлению  программ для школы первой  ступени внес П.П.Блонский. В соответствии с уже сложившимися традициями трудовой школы, производственная деятельность в новых программах выступала в роли основного интегрирующего фактора по отношению к тому учебному содержанию, которое в традиционной школе было представлено в разных учебных дисциплинах.

   В  1923 г. Научно-педагогической секцией  при Государственном ученом совете, в состав которой входили П.П.Блонский, С.Т.Шацкий и др., под общим руководством Н.К.Крупской были созданы программы комплексного обучения - так называемые «программы ГУСа».

   Первый  этап связан с периодом 20-х  - начала 30-х годов 20века. В это  время в школы активно внедряется  комплексное обучение, предполагающее  интеграцию разнопредметных знаний  в процессе решения конкретных  жизненно-важных проблем. Предметное  и комплексное обучение среди  ученых-педагогов рассматривались  как противоположные точки зрения. Вопросами комплексного занятия  в ДОУ занималась Ветлугина  Н.А.. Она разработала целую методику  комплексных занятий, направленных  на развитие изотворческих способностей детей дошкольного возраста. В ее работах под комплексом понимается целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской художественной деятельности), которые в системе целостности утрачивают свою относительную самостоятельность. Значение слова «комплекс» означает «связь», «сочетание», следовательно, элементы, части комплекса относительно самостоятельны.

Информация о работе Особенности развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на основе интегрированного подхода